История страны в частушках Свободы

3 2581

Свобода — это село в предгорьях Урала. Живут там люди простые - потомки столыпинских переселенцев в основном из Курской, Орловской и Харьковской губерний. Вместе со всей страной они пережили лихие времена первой половины ХХ века, а чтобы поднять себе настроение — пели частушки. В старину кочевали по этим местам башкиры со своими стадами; проезжали служивые люди.

Переселенка из Харьковской губернии Анна Петровна Козолупенко вспоминала прощанье с родиной так:

Дорогие мне подружки,

Видимся последний раз.

По чугунке на машине

Уеду я от вас.

Комментарий. В. Даль дает в «Толковом словаре» объяснение слова «чугунка» — железная дорога, железянка; «махина и машина» (лат.) — снаряд, всякое устройство, приспособление для увеличение силы, либо для увеличения скорости. В данном случае — паровоз.

Приехавшие семьи работали и днем и ночью. Поначалу жили в землянках, но постепенно обживались: брали ссуды в Земельном банке в Оренбурге (120 км отсюда), строили дома, сараи, заводили скот, распахивали арендованные у башкир земли.

Чтоб покрыть соломой крышу

Нужны сметка и расчет.

Воробей пойдет — провалится,

А дождь пойдет - не протечет!

Комментарий. К крыше из соломы предъявлялись определенные требования: она должна была защищать от дождя и снега, не загораться от печной трубы; иметь определенную форму, не быть «лохматой», быть «гладкой»...

Не успели переселенцы войти в силу, как началась Первая мировая война, перешедшая в Гражданскую. Военных действий в наших краях не было, но без мужиков деревни были беззащитны перед любым вооруженным отрядом:

К нам на хутор заскакали

Красные иль белые.

Гусям бошки порубали

С ними они смелые.

Комментарий. Кроме «красных» и «белых», в наших местах были банды, рядившиеся и под тех, и под этих.

Житель башкирского села Тюканово Тимерьян Кутушев за уклонение от службы в рядах Красной Армии побывал в Мелеузовской чрезвычайной комиссии, о чем в дальнейшем пели жители соседних деревень:

Тимерьян попал в ЧК,

Там узнал Тимоха:

«Кому нарам — хорошо,

Кому низом — плохо!».

Комментарий: ЧК — Башкирская чрезвычайная следственная комиссия (БЧК) создана 3 марта 1919 года; в феврале 1922 года преобразована в БашГПУ. В частушке отражено новомодное понятие "коммунары".

Кузнец из села Андреевка Григорий Сапрыко за несколько мешков муки и поросенка выменял у проходящей воинской части разбитый станковый пулемет системы «Максим». Себе он оставил ствол с водяным охлаждением, а остальные части утопил в омуте. Через некоторое время из ствола закапал самогон, который был на порядок чище, чем самогон в округе, но кто-то из завистливых соседей «накапал» на Григория в "органы", и ствол «Максима», как и все остальное, тоже очутился на дне омута. Кузнец чудом вышел живым и здоровым из "органов", а частушка долго еще волновала воображение местных выпивох:

Пулемет «Максим»

Куда котисься?

К кузнецу попадешь

Не воротисься.

В деревню Васильевка вернулись из частей Волжской флотилии Яков Подшибякин и Петр Квочко. Тельняшки, бескозырки, а главное — наколки вождей! Девушки стали тихо сходить с ума, а насмешники запели:

Ленин, Маркс и Энгельсон

Глядят у Яшки с-под кальсон,

А у Пети завсегда

Торчит лишь Маркса борода!

Комментарий: Еще в средние века русские воины перед военными походами получали от своих матерей или жен благословение и намоленную иконку, которая защищала воина от неприятельских стрел и пуль. Во время боя ворот рубахи был расстегнут, чтобы эта иконка была видна. После революции начались гонения на церковь. Место икон в красных углах изб заняли портреты, а на груди у воинов — наколки вождей революции. Ниже пояса наколок вождей, конечно, не делали, в частушке явное преувеличение, гипербола.

После смерти вождя коммунистов В.И.Ленина поминки по нему увековечила частушка:

Мы в холодном январе

Зарезали мерина.

Три недели кишки ели

Поминали Ленина!

Прошла коллективизация. Русские, украинцы, башкиры, татары, чуваши, мордва, марийцы, белорусы, грузины, евреи, казахи, цыгане, немцы — кто только не жил в то время в совхозных бараках! Большинство из них — молодежь, поэтому по вечерам, после работы по селу разносились звуки гармошек, балалаек, гитар, мандолин, а также песни, и, конечно, частушки:

Опа, опа,

Жареные раки,

Приходи ко мне гулять,

Я живу в бараке.

Появились переделанные старые частушки о новых профессиях:

Мама, я летчика люблю,

Мама, я за летчика пойду.

Летчик высоко летает

Много денег получает...

Или:

Шофер возится в машине

Вся рубашка в керосине

Мама, я за шофера пойду.

Пелись частушки о новых печах-голландках:

Эх, что ты стоишь,

Какую лихоманку!

Бери меня за рукав,

Веди за голландку!

Комментарий: В бараках делали печи-голландки в каждой комнате-квартире. Топились они специальным истопником из общего сквозного коридора.

Некоторые из приезжих щеголяли такими словами, как «свободная любовь», «гражданский брак», «физиология» и проч. В селе наступила «эпоха любви». Любви без обязательств, без запретов:

Нас ветврач осмотрел

И сделал заключение:

«У вас это не любовь,

А скотское влечение!»

Комментарий: до 1962 года в селе не было врача, была ветлечебница и ветаптека, поэтому многие жители с. Свобода и других деревень обращались со своими болезнями к ветврачам.

Любовь без контрацепции очень быстро приводила к известным последствиям. Врача-хирурга или гинеколога в селе не было, да и аборты были в середине 30-х годов запрещены законом. Вопрос решался на месте: на стройках совхоза всегда требовались разнорабочие — погрузка, разгрузка, перенос двенадцатикилограммовых саманных блоков, «легкие» бетонные работы, выработка плитняка в каменоломне, подтаскивание бревен на пилораме были «по силам» молодым женщинам и девушкам.

Я с миленочком стояла

Ближе некуда стоять:

Дайте мне на котловане

Лопатой помахать.


Рашида на лесосплаве

За двоих старается,

А за кого старается

Всем знать не полагается!


Моя милка бик якши

Ловит сразу по две вши.

Партком велел ловить по пять,

Чтоб Стаканова догнать!

Комментарий: Зачинателя стахановского движения (1935) А.Г.Стаханова жители наших мест называли «Стаканов».

В 1937 году Яша Царьков, на проводах в Красную Армию, спел про своего друга Ягуду Кульмухаметова:

СвобОда ты СвобОда,

Правильно — СвободА,

ЯгУда ты ЯгУда,

Правильно — ЯгодА!

Комментарий. Сравнение тракториста Ягуды с наркомом Генрихом Ягодой было оценено «по достоинству»: осудили и Ягуду, и Яшу по статье 58, пункт 10 («Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти») на восемь лет исправительно-трудовых лагерей.

Уже в июле 1941 года больше половины трудоспособных мужчин совхоза призвали на фронт. Для нужд фронта были мобилизованы 10 из 12 автомобилей, 9 из 14 тракторов. В 1942 году посевные площади были увеличены почти на 1,5 тысячи гектаров и главной силой в деревне стала женщина:

Я и лошадь, я и бык,

Я и баба, и мужик.


Девочки, война, война,

Девочки, страдания.

Нам теперь и за ребят

Выполнять задания.

Письма от фронтовиков приходили на листочках, сложенных треугольником, а извещения о смерти в настоящих конвертах:

Барабанит дождь по крыше,

Поливает Свободу,

Почтальон в белых конвертах

Нам опять несет беду.

Комментарий. С фронта в совхоз не вернулись 643 человека, многие возвратились искалеченными.

Здравствуйте, друзья-подруги,

Здравствуйте, родители!

Пришли втроем на двух ногах

Фашистов победители!

Комментарий. Эта частушка о трех инвалидах войны: Баркове Кузьме Антоновиче (1905−1986), Кальченко Алексее Николаевиче (1923−1996), Араптанове Гайсе Ирисовиче.

9 мая 1979 года в с. Свобода, в парке перед школой, был торжественно открыт памятник погибшим за Родину в Великой Отечественной войне. На мраморных плитах выбиты фамилии 643 человек, не вернувшихся с войны. С того времени и до конца XX века в селе женщин больше, чем мужчин:

В Свободинский сельсовет

Провели электросвет.

Осветились уголки,

Но где же наши мужики?

Комментарий. Электрификация всего Свободненского сельского совета началась в 1946 году.

Девочки, была война,

А сейчас — Победа!

Гуляла раньше я одна,

Теперь гуляю с дедом.


Эй, районная газета!

Объясни мои дела.

Мужиков в деревне нету

От кого я родила?

Начало правления нового руководителя СССР всегда связано со смертью предыдущего. В 1953 году был расстрелян Л.П.Берия. Началась политическая оттепель, хотя до XX съезда КПСС, на котором Н.С.Хрущев осудит культ личности Сталина, оставалось еще почти три года:

Берия, Берия

Нет тебе доверия,

А товарищ Маленков

Дал под зад тебе пинков.

Хрущев собирался догнать и перегнать Америку по всем показателям, но при нем у нас в селе (и не только у нас) исчезли из продажи белый хлеб, макароны, крупы, сахар, колбаса, конфеты, чай, селедка. Многие товары стали продавать во время выборов (и то лишь в начале), на партийных собраниях, съездах передовиков.

Как на выборах в Совет

Чудеса случилися:

Нам дали палку колбасы,

А мы не подавилися!


Куда все люди побегли?

В рабкооп селедок завезли!

И мне с миленком Васей

Досталось два ивася!

Комментарий. Рабкооп — рабочий кооператив, который привозил в колхоз товары и продукты. Иваси — рыба семейства сельдевых, длиной до 30 см.

Подружка Светка скок-поскок

К председателю под бок!

Теперь у ней танкетки

И к чаю есть конфетки!

Комментарий. Танкетки — легкая женская обувь на подошве, утолщающаяся от носка к пятке, появилась в 50-е годы.

На Седьмое ноября

Пил я чай у милки.

Пачка вроде со слоном,

А внутри — опилки!

Комментарий. Пачка со слоном — индийский чай первого сорта Уфимской чаеразвесочной фабрики с изображением слона на пачке — был лучшим из всех марок чая в то время (были еще грузинский и смесь индийского и грузинского — «36 номер»). Поэтому считалось, что если человек всегда пьет чай со слоном, то это очень состоятельный человек. Некоторые жители в пачку из-под индийского чая насыпали грузинский и такую «куклу» ставили на видное место. Знай, мол, наших!

Полет первого человека в космос отмечали и у нас:

Высоко летит под облаками

Юрий Алексеевич Гагарин,

А жена кричит ему вдогонку:

«Юрочка, не пей там самогонку!»

В это время государство повернулось лицом к сельским жителям: была построена целая улица двухквартирных домов — улица Гагарина, затем 3 двухэтажных дома. Люди стали выезжать из бараков, где по 6−8 человек жили в одной комнатке. Построили котельную и центральное отопление, провели водопровод и канализацию.

До утра мы простояли

У канализации:

Сколько было красоты,

Сколько было грации!

Был отстроен в селе больничный городок, вокруг которого разбили огромный парк. Завезли очень много саженцев плодовых деревьев, и вокруг домов разрослись сады. Появился в нашем селе первый врач с высшим образованием. Была опять построена новая контора с еще большим количеством кабинетов, но очень скоро и они стали тесными.

В 1962 году случился карибский кризис — конфликт между СССР и США: советский Союз разместил на Кубе ядерные ракеты. В этом конфликте участвовал и наш земляк А.Д.Куликов.

Ты лети, моя ракета,

Прямиком на Белый дом

Если Кеннеди увидишь

Передай ему поклон!

В октябре 1964 года был снят со всех своих постов Н.С.Хрущев. Его не осудили, не выслали из СССР. Он стал пенсионером, но из библиотек нашего села (школьной и клубной) были выброшены все труды Н.С.Хрущева, как в свое время были уничтожены книги Сталина (а еще раньше — Бухарина, Троцкого). Кстати, совсем недавно наш класс помогал клубной библиотеке переезжать на новое место. Библиотекарь показала несколько стопок книг, которые были отложены на списание: собрания сочинений Ленина, Маркса, Энгельса… История повторяется.

Во времена Брежнева возросла братская помощь народам Азии, Африки, Латинской Америки. Очень часто это были безвозмездные военные поставки:

Черный брат и желтый брат

Получают автомат,

Белые братушки

Получают пушки.

Комментарий. Под «братушками» имелись в виду болгары.

Если хитрый Соломон

Зарядил фаустпатрон,

Это значит, что Насер

В гости съездил в СССР.

Комментарий. Гамаль Абдель Насер — президент Египта в 1956—1970 годах. Соломон — под этим именем здесь подразумевается собирательный образ жителей Израиля.

Часто на предприятиях, в том числе и среди рабочих совхоза, практиковали «добровольные» пожертвования в помощь Вьетнаму, чилийским патриотам... Позднее стали просто забирать часть зарплаты в Фонд мира.

Из-под чилийского понча

Лучо глядит на Ильича.

Как зарплату получу

Червонец отстегну Лучу.

Комментарий. Корвалан Луис (Лучо) — деятель чилийского коммунистического движения, с 1961 года — сенатор национального конгресса. С 1973 года находился в заключении. В 1976 году был обменен на советского правозащитника В.К.Буковского.

В 1970 году широко отмечалось столетие со дня рождения В.И.Ленина. На клубе был вывешен плакат со словами В.В.Маяковского «Ленин и теперь живее всех живых!». Злоумышленник, исправив слово «живее» на «жалеет», безнадежно испортил плакат, который пришлось снять.

В 1977 году Северного Полюса достиг в свободном плавании советский атомный ледокол «Арктика», на котором был и наш земляк Мунир Абдулин — инженер-механик паросиловых установок. За тот поход Мунир получил звание «Заслуженный полярник СССР». И тут же родилась частушка:

Ледокол уперся в льдину,

А на льдине той — навоз

И на каждой куче надпись:

«Мурапталовский совхоз».

Увы! Очень много навоза с совхозных ферм смывало весной в реки.


После смерти Л.И.Брежнева в 1982 году стали быстро меняться руководители страны: Андропов, Черненко – частушек о них написать не успели.

Леня, Юра, Константин

Вечная вам память!

Теперь Миша – господин,

Его будем славить!


Последние частушки — про развал СССР:

Космонавты ЭС-ЭС-Эра

Полетели на Луну.

Возвращаются с Луны

Советской не найдут страны.


Развалился совхоз

На четыре стороны.

Нам достался навоз

И тот склевали вороны.

Многие из приведенных мною частушек созданы не от хорошей жизни и не из желания поозорничать. В этих частушках есть боль, горечь, самоирония. Они появились в противовес ханжеству, лакировке действительности, замалчиванию сложных жизненных проблем. Народ не мог молчать долгие годы при разговоре с властью или петь только благодарственные оды своим дорогим правителям. Совхоз умер, но село Свобода живет и никуда не денется. Село газифицировано и электрифицировано, есть детский сад и школа, больница и дом престарелых, клуб, магазины, почта. Главное — есть люди, которые еще не разучились работать, не спились, не отчаялись. Я уверена, что через сто лет моя правнучка напишет свое исследование «Село Свобода в XXI веке».

Авторы — Аксинья Козолупенко и другие жители села Свобода http://urokiistorii.ru/node/3...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить