Многие публицисты сегодня пишут, что «запрос на конфронтацию с Западом» прошёл, и наступил в обществе запрос на нормализацию отношений с Западом. Это не совсем верно – запрос на нормализацию отношений с соседом никогда не проходит, а запроса на конфронтацию у вменяемого человека быть не может. Это ведь, если разобраться, не запрос, а реакция (или отсутствие реакции) на необходимость. Странно было бы и предполагать, что простые люди массово жаждут войны и проклинают мирные отношения – если таковые возможны. Вопрос ведь в другом: нельзя покупать мир ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. После определённого уровня цена включает твоё уничтожение – а раз так, то мир становится бессмыслицей для тебя. «Чтобы не воевать с нами – разреши нам без войны тебя уничтожить». Какой смысл потакать такому «миролюбию»?
Таков, например, крымский вопрос или вопрос Донбасса. Людей насильно переместили из одной страны в другую. Запрещают под страхом смерти, истребления возвращаться обратно. Задумайтесь: а если бы Украине подарили не Крым и не Луганск – а ваш город? Город, в котором вы живёте? Не спросивши вас ни о чём, келейно, тихой сапой: просыпаетесь уже гражданином Украины или ИГ (разница невелика)? Как к этому относиться?
Как относиться к праву отделения земель от России – без права возвращения в Россию? Что это за закон такой, когда выйти референдумом можно, а войти – нельзя? Как может правовое сознание смириться с такой односторонностью права?!
Это касается и всего в проблеме «нормализации отношений с Западом». Нельзя ничего нормализовать, если не установить НОРМЫ. То есть вначале НОРМА, а потом НОРМАЛИЗАЦИЯ. Как можно нормализовать отношения с таким «партнёром», который не признаёт никаких норм?
Несомненно, для нормализации нужно провести определённые границы, линии, за которые Запад не будет переходить: и скажет, и докажет делом это: "Досюда моё – дальше ваше. Я не лезу к вам – вы не лезете ко мне."
Но как можно провести нормализацию отношений с тем, кто не только делом доказывает, но ещё и официально заявляет: «Всё моё. Везде будет, как я захочу!», «Нет таких норм в отношениях, которые я не мог бы отменить».
Очевидно, что нормализации быть не может, потому что нет нормы, лежащей в основе процесса нормализации. И эта проблема касается не только дипломатии и Запада. Она вытекает непосредственно из неограниченной хищности собственника при капитализме, как таковой. Не только на международном, но и на личном, бытовом уровне, в отношениях между людьми.
Вообразите, что вы латифундист, помещик, и вы купили себе поместье в 1000 гектаров. Потом вы хотите докупить себе ещё тысячу га, потом ещё и ещё… Казалось бы – и слава Богу! Проблем с деньгами у вас нет, так что дерзайте! Покупайте гектар за гектаром, расширяйте своё поместье всё больше и больше…
Загвоздка в том, что количество гектаров земной поверхности – не бесконечно. Это деньги можно печатать до бесконечности, добавляя ноли на купюры: бумага всё стерпит. А вот гектаров почвы так не напечатаешь. И человек, который не имеет проблем с деньгами (например, сам их печатает, сколько хочет) – в итоге скупит попросту всё. То есть планета Земля в итоге превратится в его частное владение, одно большое поместье (что, в сущности, почти уже и произошло [1]).
И главный вопрос в таком случае: а что делать остальным людям? Чем им жить – если им не принадлежит никаких источников средств к существованию, никаких ресурсов планеты?
- Если открыть рынки – много лет назад писал публицист Н.Стариков – то все активы купят те, у кого больше всего денег; а больше всего денег у американских банкиров – они их сами в неограниченном количестве печатают.
Для них не проблема купить что угодно: если поднимут цену - они просто допечатают себе денег, и всё равно купят. Но если латифундии расползаются всё шире и шире, то людям за их пределами попросту негде жить становится. Это касается и финансовых латифундий, оперирующих не землёй, а другими разновидностями ресурсных средств к существованию [2]. Если они забрали себе всё – то ведь чисто арифметически нам с вами не осталось ничего!
+++
Можно ли быть за неограниченную частную собственность – и против диктатуры, деспотии, тирании? Нет. Движение за свободу – и одновременно за неограниченность доходов – лживое, фальшивое движение, направляемое и подогреваемое рабовладельцами. И оно в итоге всегда даст свободу только рабовладельцам, разрушив последние права и возможности порабощаемых.
Владение есть господство, законность – есть подчинение. Если запретить частному собственнику что-то делать или не делать с его частной собственностью - то он перестанет быть собственником. Если мне запрещают сжечь или порезать на тряпки мои штаны – значит, это уже не мои штаны! Неужели непонятно?!
Законность наступает на собственность заменяя владение на пользование по правилам, сужая коридор возможностей для собственника. Вначале латифундист теряет право убивать раба по собственной прихоти, а потом и просто владеть рабом. Но если процесс пойдёт в обратную сторону – то и это тоже пойдёт в обратную сторону: от свободы к порабощению, от ограниченного законами рабства к безграничному античному рабству, и т.п.
Дело в том, что любая деспотия или диктатура в истории, с которой боролись люди – это лишь частная собственность, распространённая на большую территорию. Частная собственность того, кто территорией владеет, как хозяин, на правах собственника. А массы не хотят, чтобы он один владел всем на территории. Они хотят прав совместного пользования благами территории.
Если человек скупил все земли (в индустриальном мире – все средства к существованию) - то вопрос личного рабства или свободы жителей остаётся лишь вопросом лицемерия. А что будет делать, как будет жить «свободный» человек без земли на селе (и/или средств к существованию в городе)? Разве его положение не будет ещё более трагическим, чем положение раба?
Отсутствие земли (средств к существованию) у человека приковывает его прочнее любых цепей. Неразрывная связь человека и его средств к существованию может быть названа по разному. В.Авагян называет её «оклад-наделом» человека в обществе. Юристы называют её «нормоправием». Суть одна: не существует пенсионера отдельно от его пенсии. Ликвидируя пенсии, мы ликвидируем и пенсионеров (как класс, а порой и как людей, физически). Пенсия, как неотчуждаемые права человека, является оклад-наделом, нормоправием, средствами к существованию пенсионера. Право на труд (гарантированное оплачиваемое трудоустройство) в СССР – тоже элемент нормоправия.
Или у человека есть собственный доступ к средствам существования, как его законное право.
Или средства существования превращаются в униженно выклянчиваемую милостыню, со всеми вытекающими бедствиями и унижениями для нищего, лишённого собственного доступа к существованию, живущего лишь по милости другого, и умирающего – если другой окажется немилостив.
+++
Всякая нормализация отношений как с Западом, так и с верхушкой нашего общества может быть выстроена только на отказе от ненасытности, неограниченности претензий.
Если говорить в двух словах: МИР - ЭТО РАЗДЕЛ. Причём речь идёт как о международном мире, признающем нерушимыми сложившиеся государственные границы, так и о социальном мире – гарантирующем правонорму каждому участнику отношений. Не сулящем туманно – а именно законодательно гарантирующем, так, чтобы нельзя было распределителям отвертеться, свести свои обязанности в ноль методами типа «пенсионной реформы»: были должны по закону платить пенсии, а сделали так, что теперь не должны. «Кому должен – всем прощаю!».
Если поделили честно, если деление устраивает обе стороны – то это основа прочного мира. По формуле: «вот мой участок, вот твой: ты ко мне не лезешь, я к тебе».
Но если раздел нечестный, если одну сторону он категорически не устраивает – мира быть не может. И тем более его не может быть, если отобрали вообще всё, ничего не разделили с тобой.
Мира в современной обстановке не может быть от слова «никак». Человечество не может смириться с ситуацией, что всеми его деньгами распоряжаются 64 банкира (данные Давосской конференции), русские не могут смириться с итогами воровской приватизации, сформировавшей слой финансовых латифундистов немыслимой для страны тяжести. Это же касается и украинского вопроса: границы 1992 года нас категорически не устраивают. Целые города и края украдены у русского народа – о каком мире может идти речь?
В этой ситуации говорить «давайте жить мирно» может или слабоумный, или провокатор. У нас есть один шанс жить мирно: начать сложные согласительные процедуры-переговоры по размежеванию в спорных вопросах. Такому размежеванию, которое могли бы принять и утвердить обе стороны «раздела имущества».
Ведь существующие конфигурации собственности и существующие границы нам просто навязали, не спрашивая ни согласия, ни разрешения. Если мир – это раздел, осуществляемый полюбовно, то война – это отъём.
Если мы сегодня примем позицию США «Крым - это Украина» - то что помешает завтра тем же США заявить, что «Кубань – это Украина», «Сахалин – это Украина»? Если правом выставлять ультиматумы наделена лишь одна сторона – что мешает ей снова и снова наращивать требования?
С точки зрения формального Права, как внутреннего, так и международного, не Донбасс «в Украине», а Украина внутри единого СССР, согласно как его Конституции, так и результатам референдума о его сохранении. То, что США не хотят этого признавать – так мало ли чего они не хотят признавать? Может, они скажут, что с их точки зрения мы все повеситься должны – нам что, послушно исполнять?
Если не понимать, что мир – это раздел, и что мир существует только до тех пор, пока кто-то не решил переделить разделённое – тогда война неизбежна.
+++
Нормоправие, нормы права – существуют не только на бумаге, или в них нет смысла. Это не декларации, а непосредственный быт: право иметь, а не только когда за тобой формально числится возможность заиметь.
Отказавшись от этого принципа – мы откажемся от всего человеческого. И погрузимся в звериную войну всех против всех. Ибо если никому ничего не положено изначально – тогда каждый право своё добывает только в борьбе…
Автор: Николай ВЫХИН
Примечания:
[1] 15.02.2013 на всемирном форуме в Давосе сообщали, что «Миром правят 147 банкиров и олигархов», к 2019 году их количество сократилось до 64 человек.
[2] В теории В.Авагяна человек существует только в условиях сочетания трёх ресурсных элементов: конструмента (то, чего обрабатывают), инструмента (то , чем обрабатывают) и кводомента (мотивации прикладывать инструмент к конструменту, что-либо делать в сфере обработки). При удалении одного из элементов труд становится бессмысленным и убийственым.
Оценили 8 человек
14 кармы