Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Сделано в России

0 1027
Народная забава, положившая начало возникновению всемирно известного аттракциона.
Источник: https://cyrillitsa.ru

   Существует немало областей, в которых Россия по праву считается пионером. Большинству людей, пожалуй, хорошо известны достижения Ивана Кулибина, Константина Циолковского или Ивана Ползунова. А что еще подарила наша страна миру?

                        Прокатимся с ветерком!

   Знаете ли вы, что аттракцион, который по неизвестной причине принято называть «американскими горками», на самом деле появился в России при первых Романовых?

   Русские горки, имевшие наклон 50 градусов и достигавшие 30 метров в высоту, были построены по приказу Петра I и укреплены деревом. Они быстро приобрели популярность в Петербурге и его окрестностях, а затем распространились по всей Европе.

   Развлечение особенно полюбилось представителям придворной знати. Царские горки становились всё сложнее и опаснее: они состояли из множества скатов и подъёмов, никак не соединяющихся между собой. В ширину эти конструкции вмещали несколько человек и могли «взлететь» на 60 метров. Известны, по крайней мере, две крупные русские горки XVIII века: первая (Царскосельская) была построена в 1750-х годах по проекту именитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли и гениального механика Андрея Константиновича Нартова, вторая – возведена в Ораниенбауме при Екатерине II.

Павильон Катальной горки в Ораниенбауме   Источник: https://pda.diary.ru

   Высота ораниенбаумского павильона Катальной горки сопоставима с современными 12-этажными домами. Для того чтобы прокатиться на аттракционе, требовались отвага и доля безрассудства. Поговаривали, что сама Екатерина Великая так и не решилась подняться на горку и съехать с неё. Однако русским дворянам и зарубежным послам смелости хватало: многие приезжали в Ораниенбаум специально для того, чтобы пощекотать нервы на диковинном аттракционе. Увы, после смерти Екатерины конструкция начала ветшать и пришла в негодность. Ни Павел I, ни даже любимый внук императрицы Александр I этого развлечения не оценили. Горку разобрали, от неё остался один павильон.

   Тем временем русские горки начали триумфальное шествие по Европе ещё раньше, чем русская армия во время заграничных походов. Ещё в начале XIX века в Париже открылся новый аттракцион, чьё происхождение было очевидно. Назывался он Les Montagnes Russes a Belleville, то есть «Русские горки в Бельвилле».

                         Проходящий сквозь льды

   В течение нескольких веков северные порты нашей страны могли функционировать лишь полгода: в остальное время они были скованы льдами, не пускавшими суда. Ситуация переменилась в XIX веке благодаря купцу, промышленнику и инженеру-самоучке Михаилу Бритневу.

Советская марка с изображением первого ледокола «Пайлот»   
Источник: https://upload.wikimedia.org

   Будучи уроженцем Кронштадта (крупного морского порта), Бритнев был не понаслышке знаком с проблемами, которые возникали перед судовладельцами. После окончания коммерческого училища в Петербурге он отправился в Великобританию изучать корабельное дело, а по возвращении на Родину занялся судостроением. В 1860-х годах Бритнев переоборудовал купленный у британцев винтовой буксир «Пайлот», срезав нос ниже ватерлинии под углом 20 градусов. В качестве образца он использовал конструкцию поморских кочей (так назывались деревянные парусно-гребные суда), которая позволяла им без труда вползать на лёд.
   22 апреля 1864 года модифицированный «Пайлот» вышел в Финский залив и продемонстрировал новый, удобный способ хождения во льдах. Приводимый в движение паровой машиной мощностью 60 лошадиных сил, буксир наползал на лёд и ломал его собственной тяжестью. Успех изобретения вдохновил Михаила Бритнева на создание двух новых судов, получивших названия «Буй» и «Бой». Впоследствии по схеме Бритнева стали строить более мощные ледоколы и в России, и в других странах.

Капитанский салон атомного ледокола «Ленин»    Источник: https://roctec.ru

   Через 92 года впереди планеты всей оказались уже советские ученые. В июле 1956 года состоялась закладка первого в мире атомного ледокола «Ленин». В создании атомохода принимала участие вся страна: заказы для его оснащения выполняли более 300 предприятий, научных организаций и конструкторских бюро. На судне располагались почти тысяча помещений, от служебных до бытовых, а также библиотека, госпиталь, первый в мире судовой рентген-кабинет и даже собственная пекарня. Мощность каждого реактора «Ленина» была в три с половиной раза выше, чем у реактора первой в мире атомной электростанции. Советский атомный ледокол стал первым подобным судном, без перерыва отработавшим в северных широтах больше года.

Атомный ледокол «Ленин»     Источник: https://rosatomflot.ru

                                         Цвет и качество

   В начале XX века петербургский химик, ученик Д.И. Менделеева Сергей Михайлович Прокудин-Горский разработал специальную фотокамеру, способную делать три снимка одного и того же изображения. Каждый снимок пропускался сквозь три световых фильтра: красный, зеленый и синий. Это изобретение значительно превосходило разработки французского ученого А. Мите, у которого Прокудин-Горский также проходил обучение. В 1905 году русский изобретатель запатентовал ещё и сенсибилизатор, состав которого делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. Его качество было беспрецедентным.

Русская деревня в Архангельской губернии.    Фото С.М. Прокудина-Горского   
Источник: https://runivers.ru

   Так в мире началась эра цветной фотографии, для создания которой не нужно было ждать по 30–40 минут на солнечном свете и ограничивать себя в количестве фотокопий. Сергея Михайловича назовут «создателем истинного родиноведения», ведь свое изобретение он использовал для того, чтобы показать красоты России – от Волги до Закаспийского края. С 1909-го по 1911-й годы учёный объездил большую часть страны, причём основные расходы (за исключением транспорта) брал на себя и помощи для себя не просил. В год столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года Прокудин-Горский отправился по местам боевой славы и провёл съемку городов от Малоярославца до Вильны.

Дореволюционная Россия в объективе С.М. Прокудина-Горского   Источник: https://justpaste.it

   Результатом многолетнего труда С.М. Прокудина-Горского стали сотни цветных фотографий природы, архитектуры, а главное – русских людей разных типажей, профессий и социальных групп. Все работы учёного являются уникальными документами своей эпохи, но выглядят при этом очень качественно и современно.

                                 Обед космонавта

   12 апреля 1961 года весь мир наблюдал за полётом Юрия Гагарина, а советские учёные раздумывали о том, как поддержать жизнедеятельность последующих космонавтов, которым предстоит провести в невесомости гораздо больше времени, а также выполнять важные задачи и проводить исследования.

Образцы космической пищи   Источник: https://tourbina.ru

   Необходимо было разработать специальный рацион, подходящий для космонавтов. Пища, употребляемая в космосе, должна была отличаться от земной не только высокой биологической и энергетической ценностью, но и консистенцией. Первое время считалось, что идеальной едой на орбите станут питательные таблетки, которые легко хранить и глотать. Однако они так и не были созданы – в скором времени исследователи предложили альтернативу в виде портативной пищи в тюбиках.

   По рекомендации советских врачей для космонавтов подготовили обеды из трёх блюд и запечатали каждое в отдельную тубу. Первым такой обед довелось отведать «серебряному космонавту» Герману Титову в августе 1961 года. Меню было таким: овощной суп-пюре, паштет из печени, сок из чёрной смородины. За сутки полёта Титов поел трижды, но по возвращении на Землю признался, что испытывал головокружение и чувствовал себя некомфортно. Тогда рацион будущих покорителей космоса сделали более разнообразным. Появились говяжий язык, пирожки с килькой, борщ, антрекоты, пожарские котлеты и куриное филе – довольно аппетитно, не правда ли? Одно время на космические корабли поставляли даже коньяк, помещенный в тубы, но от этой идеи пришлось отказаться. Даже небольшая доза алкоголя негативно сказывалась на самочувствии космонавтов.

Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова обедает на борту космического корабля
 Источник: https://pinterest.ru

   Расцвет индустрии космического питания пришёлся на начало 1980-х годов. Тогда ассортимент включал более 200 наименований блюд, а советская космическая кухня состояла из десятка предприятий и сырьевых баз. После распада СССР космическая пищевая промышленность практически перестала работать и наладилась лишь в последние 10–15 лет, уже в России.

                      Красота, не требующая жертв

   Основатель известной во всем мире косметической империи Max Factor, уроженец Лодзинского воеводства Российской империи Максимилиан Факторович с детства был очарован миром театра. В 7-летнем возрасте мальчик из многодетной семьи начал продавать в театральном фойе сладости, а затем стал учеником косметолога и выполнял мелкие поручения. Когда Максимилиану исполнилось 14 лет, он уехал в Москву и трудился помощником гримёра в Большом театре. Навыки, полученные во время этой работы, определили его судьбу и принесли небывалую славу.

Здание магазина Максимилиана Факторовича в Рязани: тогда и сейчас
Источник: https://pinterest.ru

   В 1895 году, после завершения обязательной военной службы, Максимилиан Факторович открыл в Рязани свой первый магазин профессиональной косметики: там продавались кремы, румяна, парики и духи. Однажды в городе остановилась труппа Петербургского оперного театра, и через несколько недель продукция магазина Факторовича стала известна в столице, где заинтересовала представительниц дворянской аристократии. Талантливый гримёр был приглашён в Петербург и начал работать специалистом по косметике при дворе русского царя и в императорских театрах. «Всё моё время занимало индивидуальное консультирование; я показывал им, как подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки их лиц», – рассказывал Максимилиан Факторович. Загримированные им актёры играли перед Николаем II.

   В 1904 году Максимилиан Факторович эмигрировал в Америку, где стал особенно востребованным с приходом эпохи немого кино. Старый театральный грим на основе жира, который наносили на лица актёров толстым слоем, нельзя было использовать для киносъемок. Зрителей пугал внешний вид киногероев, который, по словам самого Максимилиана, выглядел омерзительно и отталкивающе.
   Решить проблему получилось с помощью грима, созданного им: теперь его наносили тонким слоем, и грим не создавал отталкивающего эффекта «маски». Так актёры, стоявшие у истоков кинематографа, оказались благодарны бывшему гримёру Большого театра за свой эффектный внешний вид.

Автор: Оксана Баринова

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Власти Подмосковья хотят запретить детям мигрантов проживать в России

Правительство Подмосковья выступило с предложением запретить детям трудовых мигрантов пребывать на территории РФ на основании патента родителей. Об этом пишет издание «Вести Подмосковья».Эта мера приз...