Можно ли шутить о холокосте или сексе при детях?

4 187

   На той неделе в сериале Шведского телевидения «Встреча» (Mötet) встретились два поколения комиков — в лице Симона Гэрденфорса (Simon Gärdenfors) и Адде Мальмберга (Adde Malmberg). Мальмберг известен тем, что ещё в детстве выступал в жанре стендапа. А Гэрденфорс — в частности, песней с тонким названием «Трахать детей» (Knulla barn), из-за которой два года назад разгорелся скандал.

   Кое-что из того, о чём говорил Мальмберг, типично для дебатов о юморе и о том, что можно, а что нельзя говорить в этой стране. По его мнению, «Трахать детей» — это не смешно. Он не понимает, какая у этой песни цель. Эта так называемая шутка призывает «не выступать против домогательств», говорит он.

   Мальмберг, конечно, хочет добра, но он попался в простую ловушку. То, что, по его мнению, не смешно, действительно не смешно. А ещё и оскорбительно — зачем такое вообще создавать?

   Недавно журналистка Aftonbladet Юханна Фрэнден (Johanna Frändén) написала статью под названием «О чём ещё нам нельзя шутить?» В тексте говорится о том, как «важно иметь возможность шутить абсолютно обо всём, в том числе о жизни и смерти». Фрэнден делает одно наблюдение: похоже, всё больше людей лишаются способности смеяться над самими собой. Вместо этого они злятся и оскорбляются.

   Нам следует задаться вопросом, как это влияет на общество.

   Те, кто чувствуют себя жертвой чьего-то юмора, постоянно приводят очевидный и потрепанный уже аргумент: «Возьмите свою шутку и замените там мужчин среднего возраста, феминисток, велосипедистов или аллергиков на евреев. Будет ли вам так же смешно после этого? Если нет границ - может, тогда и о Холокосте пошутить?»

   Ответить на это можно по-разному. Во-первых, такое сравнение очень часто не слишком адекватное, потому что в недавней истории ещё не случалось, чтобы кто-то строил лагеря смерти специально для мужчин среднего возраста, феминисток, велосипедистов или аллергиков.

   Во-вторых, да — о евреях шутить можно, такая возможность обязательно должна быть. Но, конечно, надо осознавать, что в таком случае тебя могут и осудить — но не суд, а люди из твоего собственного окружения, которые, возможно, решат, что у тебя нет вкуса.

   Потом, ходит довольно странное мнение, что шутка о том или ином явлении легитимизирует ненависть к этому явлению и стремление разжечь вражду. Да, конечно, смех может быть проявлением злобы, но совершенно не обязательно. И то, что иногда тут сложно провести границу, вовсе не означает, что любая шутка о группе, к которой ты принадлежишь, всегда равна ненависти. Возможно, просто стоит немного поработать над умением дистанцироваться.

   У нарастающей юморофобии есть один очень серьёзный аспект, и феномен этот не изолированный.

   Артиллерия оскорблённых бьёт по всему полю культуры:  "Это произведение искусства плохое из-за сексизма". "Этот фильм нужно перестать показывать, потому что его сняли не те люди". "Эту песню нужно убрать со Spotify, потому что её текст, правообладатель или исполнитель неприятны".

   И всё это валится со всех сторон. Религиозные люди кричат не трогать священные тексты;  многие из левых гиперчувствительны ко всему, что пахнет сегрегацией;  «Шведские демократы» (националистическая партия Швеции — прим. перев.) и их окружение не только охотятся на комиков, которые над ними шутят, но и болтают разное, например, об оскорбительном «менструальном искусстве».
   А ещё у нас есть целая толпа инфлюенсеров, которые сидят, занеся пальцы над клавиатурой, и дрожат от нетерпения, дожидаясь, когда кто-нибудь оговорится, чтобы выпустить в этого несчастного весь арсенал ракет своего возмущения.

   Где же сопротивление? Не должны ли многие из тех же левых сходить с ума из-за того, что правила приличия и корректность ложатся на культуру, словно рука покойного Ю. Маккарти? Не против этого ли они сами восстали в 1960-е?

   В конце программы «Встреча» Адде Мальмбергу показали одну из его собственных шуток, которая сводилась к тому, что чернокожий мужчина из публики был подозрительно полным, чтобы считаться мигрантом из Эритреи. Но этот мужчина ведь и сам смеялся!

   И да, это свидетельствует о двух вещах: во-первых, границы юмора, которые мы определяем, всегда более субъективны, чем мы готовы признать — мы ведь хотим равнять по ним всех. Во-вторых, часто невероятно сложно определить, кто именно стал «жертвой» шутки. Если лишь отдельные велосипедисты или аллергики возмущены - почему тогда нужно больше прислушиваться к ним, чем к остальным из той же группы людей, которым шутка понравилась?

   Зимой британский комик Рики Джервейс (Ricky Gervais) высказал в статье в Spectator мысль, которая мне запала в память: «Я обычно предлагаю людям рассказать шутку, по их мнению, не оскорбительную, а потом нахожу в ней что-нибудь оскорбительное».
   Да, всех нас может оскорбить абсолютно что угодно, каждый может поддаться соблазну прекрасного чувства оскорбленности. И все считают, что именно их группа уязвимее всего, а потому именно о ней особенно неприлично шутить. И у всех есть особенно основательные причины считать именно так.

   «Что это такое: идёт и идёт, но до двери никогда не доходит?— Только не при моём папе, после третьего инсульта он вообще не ходит».
   «Знаешь, что 57-й сказал лейтенанту?— Что, ты насмехаешься над нашими классными парнями и девчонками, которые каждый день рискуют жизнями только для того, чтобы ты мог пошутить о 57-м?»
   «Встретились как-то Белльман, русский и немец… — Эй, так мы что, над национальными стереотипами собрались смеяться?»

   Видите, какой результат? Если мы каждый раз боимся шутить из опасений кого-то оскорбить - у нас вообще никаких шуток не останется. Вообще. Буквально.

   К счастью, едва ли это произойдёт. Вместо этого хочу закончить другим пророчеством. Все вы, считающие, что нельзя шутить по поводу именно вашей любимой темы, и тем самым делающие юмор всё более напряжённым, — будьте готовы. Высокопарный тезис обязательно породит антитезис. В природе человека - бунтовать против отцов. Мы увидим новое поколение комиков и юмористов-любителей, которые будут с удовольствием разделываться со всеми табу, которые вы так тщательно установили. Они будут сыпать такими шутками, что Рикки Джервейсу и Симону Г останется только краснеть и судорожно ловить ртом воздух.

И это во многом будет вашей виной. Это юмор.

Автор: Эрик Хельмерсон (Erik Helmerson), "Dagens Nyheter", Швеция

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Обсудить
  • Не могу спорить, не могу согласиться. Внутреннее чувство юмора и такта обычно подсказывает правильную линию. И еще: в каком окружении. Табуированные темы должны быть, но ... Уныло все воспринимать буквально.
  • Если у шутника отсутствует чувство такта, то лучше не шутить вообще.