На фоне курьёзного хайпа вокруг т.н. сибирского барона в далёкой островной пост-империи потерялась новость не менее интересная, ув. друзья.
Музей в городе с труднопроизносимым названием Радебойль, что в германской Саксонии, решил вернуть в США один из своих ценных экспонатов - купленный по случаю лет сто назад скальп индейца, натянутый на что-то вроде пяльцев для вышивания.
Офигенен в данном случае контекст. Скальп хранился в музее Карла Мая, знаменитого писателя (предположительно автора любимых романов юного Гитлера). Херр Май у нас известен не очень, а в Германии в своё время сделал себе славу автора вестернов, ибо строчил про индейцев и про Виннету (собственно, это он его изобрёл).
По основной профессии Май был жуликом. Его карьера выглядит так:
- Украл свечи, попался.
- Украл часы, попался.
- Работный дом.
- Мошенничество на доверии.
- Отсидка.
- Литературная деятельность.
В карьере литератора у Мая задалось лучше: он писал про всё, что хавал германский пипл второй половины XIX века. Он писал про таинственные загадки Востока и про потные пампасы Южной Америки, но особенно у него получалось про индейцев. Он даже придумал великую вестерн-присказку «Хау, я всё сказал», которой спустя полтора столетия пользовался, например, герой космического вестерна «Мандалорец».
Естественно, загадочные востоки и дикие запады Мая были похожи на реальные востоки и запады не больше, чем изображаемые им на заре жизни фейковые полицейские и врачи. Но именно это и помогло ему: он изображал не какие-нибудь там жалкие реальные страны, а страстные романтические действительности, которых ждал сентиментально-самодовольный тевтонский дух читателя.
В Америке Май был однажды - на совершенно европеизированном восточном побережье. Никакого Дикого Запада он в глаза не видел.
Любопытно, кстати, что самый знаменитый автор вестернов, Фенимор Купер, также неоднократно подвергался критике на тему «где ты нашёл своих благородных индейцев» - в том числе от Марка Твена.
Купер тоже был знаком с предметом своих описаний весьма теоретически.
Это говорит нам довольно любопытные вещи:
Первая: кажется, успешная «литература о других народах» в значительной своей степени есть жульничество. Возможно, она есть жульничество в первую очередь.
«Джордж Салманазар» (мы понятия не имеем, как его звали на самом деле) описал англичанам полностью выдуманную Формозу, то есть Тайвань, выдавая себя за его уроженца, и сделал себе на этом имя и капитал.
Ежи Косински выдумал себе детство среди таинственных сельских поляков в «Раскрашенной птице», знаменитое (в Европе) «Сибирское воспитание» молдавского паренька, воспитанного великим народом урок, заставило орать русских читателей в голос,
бестселлер «Тысяча сияющих солнц» о быте Афганистана написан человеком, выросшим в Америке, список можно вытянуть отсюда до Меркурия.
Вторая: огромное большинство наших современников воспитаны на заведомо вымышленной картине мира. При этом если русский читатель платит за эту вымышленность всего лишь деньгами (внедрённое в него европоклонство заставляет его платить своими будущими сбережениями за статусные фотки-из-Прованса. У меня есть знакомый автор-путешественник, четвёртый год не возвращающий 45 т.р.) - то жители стран послабей платят скальпами.
Ведь те, кто придумывал «гуманитарные интервенции» в условные Ливии и Ираки, читали подделки.
Автор: Виктор МАРАХОВСКИЙ
Оценили 7 человек
11 кармы