Вот есть историки-архивисты и есть историки-сенсационалисты...
Первые сидят в пропыленных, обширных, пропахших запахом старой бумаги, архивах; сидят годами, десятилетиями, стараясь воссоздать реалистичную картину исторической эпохи, понять характер людей, эту эпоху делавших или в ней живших, понять ментальность социума, правильно расставить акценты в соотвествии с контекстом эпохи... Одним словом, раскопать факты и предоставить нам эти факты именно в контексте исторической эпохи... Без персональной эмоциональной реакции и без персональной же интерпретации... Только факты, и ничего кроме фактов...
Вторые сидят в архивах не для того, чтобы воссоздать реальную картину изучаемой эпохи или написать биографическое исследование того или иного героя той эпохи... Они сидят в архивах, стараясь наковырять "материал" на очередную сенсацию, их не интересует ни сама эпоха, ни личность изучаемого ими человека, ни контекст...
Только сенсация, причём, желательно сенсация из категории тех, что в английском языке лучше всего выражается словом titillation ("щекотка, приятное возбуждение (в том числе и сексуального) характера")...
Сначала нас исследователи жизни и смерти Петра Ильича Чайковского радовали своими изысками на тему реальной сексуальной ориентации великого композитора, причем тыча нам в лицо указующий перст: дескать, не будь Чайковский геем - он не смог бы создать такой сентиментальной, эмоциональной, чувственной и необыкновенно "танцевальной" (в смысле удивительного попадания его балетной музыки в синк с хореографией, которым никто в мире ни до, ни после него похвастаться просто не может) музыки...
Это всё не из-за музыкального гения Чайковского, а из-за того, что он любил мужчин и был вынужден это прятать, в связи с чем его эмоции находили выход через необычайно сентиментальную для мужчины музыку (интересно, что об этом сказал бы самый выдающийся композитор романтик двадцатого века, очень даже гетеросексуальный Сергей Васильевич Рахманинов????)...
Теперь и до Фредерика Шопена добрались... Некие исследователи его жизни обвинили польских историков в неправильном переводе писем Шопена к его близким друзьям мужескаго пола, дескать историки пытались замаскировать гомоэротизм писем Шопена к его друзьям, одновременно преувеличивая роль его романов с многочисленными особями женского пола, которыми он, надо полагать, пользовался как прикрытием своих настоящих сексуальных предпочтений...
Когда я читаю материалы на подобные темы, я всегда задаюсь одним и только одним вопросом - зачем????? Зачем им это нужно? Что они хотят этим доказать?
Что единственной причиной необыкновенного музыкального гения романтиков девятнадцатого века (в данном конкретном случае, Чайковского и Шопена) является их сексуальная ориентация?
Для чего сводить жизнь, порой трагическую, и творчество этих людей к базовым инстинктам, которые, даже если они и имели место быть, определяющей роли в их творчестве не играли (геев полно, а чайковских и шопенов среди них единицы, равно как и прекрасных композиторов полно, а геев среди них единицы)?
Зачем низводить Божий дар (талант, гений) к шевелению гениталий в трусах при виде особей того или иного пола? Зачем нас оскотинивать беспардонным влезанием в частную жизнь людей, оставивших после себя наследие, которое будет жить в веках вне зависимости от того, кого они предпочитали видеть в интимной обстановке своей спальни?
Даже если у них были какие-то сексуальные предпочтения, не укладывавшиеся в рамки общепринятых и социально-приемлемых в то время - они творили не "вопреки", но и не "благодаря" им... Они творили потому что могли... вернее даже, потому что не могли не творить... и все...
И пытаться нарядить Чайковского или теперь вот Шопена в костюм участника группы Village People, преследуя какие-то свои цели (продвижение ЛГБТ-повестки, сенсационализм, возбуждение нездорового любопытства к частной жизни выдающихся людей и так далее) не просто неприлично - это непристойно и недостойно....
Лично меня не интересует спал ли Шопен с Жорж Санд (Аврора Дюдеван) или Титусом Войцеховским, имел ли Чайковский сексуальные отношения с лицами мужского пола или нет, ну ни разу вообще не интересует....
Меня хватает за сердце и не отпускает музыка... Как это и должно быть, как это и задумывалось тем, кто наградил этих двух гениев таким великим даром...
Автор: Lucy Dickerson
Оценили 11 человек
18 кармы