Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

А мылись ли в средневековой Европе?

2 411

   В умах многих людей существуют стереотипы относительно гигиены европейского Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: «Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси…» — далее следует пространное описание культуры русских бань. Может быть у кого-то эти слова вызовут легкое недоумение , но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве своём не были грязнее…

  Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито но, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более вонюч, чем суровый XIV.

   Давайте пройдёмся по общедоступным сведениям. Для начала — известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году.

   Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишённого престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден даёт описание 30-ти роскошных бань.
   А для простолюдинов действовали два открытых бассейна.

   Даём слово Фернану Броделю («Структуры повседневности: возможное и невозможное»):

— Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе — как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнажённых тел, мужских и женских вперемежку.
   Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных.
   А что касается зажиточных домов - то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) её обнаружили в герцогском лагере.

Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно

   В отчёте парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья.

   То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно — поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ****, хотя, конечно, народ всё-таки собирался туда помыться.

   Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани... Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

   Вот типичная картинка XIV века — мы видим весьма роскошное заведение «для благородных»:

   Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте — 10, Вене — 29, Бреслау/Вроцлаве — 12.
   Рейнмар фон Беляу из «Башни Шутов» Сапковского вполне мог посещать одну из них.

   Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы.

   Но это, так сказать, «позднятина», а что же раньше? При самом что ни на есть «варварстве»?
   Вот Эйнгард, «Жизнеописание Карла Великого»:
   — Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе.

Обычная частная ванна, 1356 год

                                                    Про мыло

   Существует две версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с VIII века в Неаполе. По другой - его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щёлока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы.

   Потом, как будто бы, около 1100 года появилось производство мыла в Испании, Англии, Франции — из животного жира. Британская энциклопедия даёт более поздние даты — около 1200 года.

   В 1371 некий Crescans Davin (Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло. Оно-то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. В XVI веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить своё производство.

Вот современная реконструкция стандартной публичной «мыльни» XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:


   Отдельно заметим, что в «Имени Розы» Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни — отдельные ванны, разделённые занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

   Цитата из устава ордена Августинцев: «В баню ли, в иное ли место надобно вам идти - пусть будет вас не менее двух или трёх. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий.»

А вот из «Валенсийского кодекса» XIII века:  «Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу, женщины идут в понедельник и в среду,  а евреи идут в пятницу и в воскресенье.
   Ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают, и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день.
   Также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит её кто-либо или возьмёт силой - то не платит он никакого штрафа и не становится врагом, а человека, который в другие дни возьмёт силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить.»

   И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. — Так что паровые сауны тоже были.

   Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

   Исчезновению банного дела в пост-ренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. «Малый ледниковый период», длившийся до XVIII века,  привёл к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива — заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

   И, конечно, огромное влияние оказала Реформация — если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само — есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин - то протестанты запретили вообще: "не по-пуритански это".

   В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

   И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура банного дела в Европе была утрачена.

Вот такая история.

ИСТОЧНИК

Дрожь Европы. Почему Запад всегда боится России

Европа боится. Она пытается скрыть свои страхи выглядеть сильной и уверенной в себе, но страх постоянно пробивается наружу, сквозь маску британской невозмутимости, германской сосредоточ...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века, Орловская губерния

Мильша. Засечная черта. Потомки служивых людей XVI-XVII века, Орловская губерния "Найди свои корни и не суетись на счёт других миров"Дэвид Генри ТороСегодня, уважаемые Читатели и К...

Мильша. Однодворцы в Российской армии и в составе казачьих войск

«Там шли, шли два брата с турецкого фронта,С турецкого фронта домой.Лишь только переступили мы польскую границу,Ударил поляк три раза.Ударил, ударил, он в грудь меня поранил....

Обсудить
  • Баню в Европе убила фуфлоэпидемия чумы ...
  • Не понял..Вы хотите сравнить деревенские бани для русских мужиков с термами для знати в Европе? Там к тому времени после римлян и леса то все порубали.Чем воду то греть?