Другой Первомай

2 225

   У нашего читателя сразу возникает вопрос: какой такой другой Первомай? Все настолько свыклись, что первый майский день – именно День международной солидарности трудящихся, что представить себе другое просто немыслимо. Конечно, если изучать историю только по Краткому курсу истории ВКП(б) - то и вариантов нет. Но мы сегодня чуть шире приоткроем дверь в нашу историю.

                                      Первомай Петра I

   Мы уже привыкли, что моду на многие вещи, кажущиеся теперь устоявшимися, нам привил Пётр I. Мы уже рассказывали вам о посещениях Петром Немецкой слободы (Кукуя) в Москве . Там селились немецкие мастеровые, купцы, художники, которые 1 мая проводили праздничные гулянья – так называемые немецкие станы. Петру это празднование очень нравилось, и позднее он умело обратил его в народное и традиционное

   Особо вживлять эту традицию не пришлось, так как подобный праздник уже в народе отмечался. 1 мая отмечался славянский праздник Живин день. В славянском божественном пантеоне Жива («дающая жизнь») была богиней весны, плодородия, рождения. Именно она делала всё живое собственно живым. А ещё она была покровительницей девушек и молодых жён.
   Живин день начинался именно в ночь на 1 мая. Обрядовые действия разворачивались возле огня, который является очищающей силой. После долгой зимы женщины прославляли Живу, звали весну. И без прыжков через огонь не обходилось, ведь себя тоже надо очистить от наваждений. Перепрыгивая костёр, подбадривали друг друга:

«Кто прыгнет высоко - у того смерть далеко».

   Так что уговаривать сельчан на проведение такого праздника не приходилось. Сельские жители охотно собирались, располагались на травке, распевали песни и угощали друг друга. Молодежь пела да водила хороводы. В городах этот праздник проводился в городском саду, где специально приглашенные музыканты и песенники поднимали настроение горожанам. Городской парк по этому случаю украшали разноцветными огнями. Все именитые горожане спешили поздравить губернатора с первым мая. Естественно, устраивали фейерверки и танцы, которые продолжались до утра.

   Но официальным толчком, от которого на Руси пошли первомайские гулянья, нужно считать взятие Петром Первым шведской крепости Ниеншанц. Это случилось 1 мая 1703 года. Лёгкая победа над сильным шведским гарнизоном, открывшая выход в Балтийское море, праздновалась пышно и торжественно. Всех солдат Преображенского и Семёновского полков царь собственноручно угощал вином и хлебной водкой. Праздник продолжался три дня, и такое торжество решено было устраивать ежегодно.

   В 1718 году была основана Невская флотилия, которая в дальнейшем собиралась 1 мая у Петропавловской крепости и отправлялась в Екатерингоф, где продолжались гулянья. После смерти царя первомайские праздники были забыты, а возродились только после воцарения дочери Петра – Елизаветы.

                                             Новые веяния

   Императрица с удовольствием ездила в Екатерингоф, а 1 мая 1745 года в парке был собран весь столичный бомонд.

   Традиции Петра I поддержала Екатерина II. Известно, что в 1786 году она вместе с цесаревичем Павлом была  участницей народных гуляний в Екатерингофе. Позже сюда по её приказу из Красного Села перенесли парники и оранжереи.

   Особенно популярен как центр празднований Екатерингоф стал в начале XIX века. Здесь 1 мая устраивали гулянья «без различия сословий». Николай I непременно посещал эти торжества. Популярность первомайских праздников привела к тому, что дорога из центра столицы в Екатерингоф получила название Екатерингофский проспект.  Восторженные отклики о празднике сохранили газеты, есть воспоминания А. Пушкина, Н. Гоголя, А. Грибоедова и других.

   Подобная картина наблюдалась и в Москве. Здесь центром первомайских гуляний стали Сокольники. В этот день в парке играли оркестры, участвовали хоры песенников и цыган, в роще размещались балаганы, карусели и прочие аттракционы, а компании гуляющих располагались прямо на траве. Чаепития в Сокольниках  начинались 1 мая, так и продолжались всё лето.

Похожим образом праздник проходил и в других городах.

   К концу XIX века активизировалась классовая борьба. Многие выезды на природу использовались революционерами с целью конспирации, и свои сходки они называли «маёвками» для введения в заблуждение властей. Но это уже другая история.

Автор: Владимир ИВАНОВ

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить