«Чудище в кринолиновой юбище»

4 1455

   Весной 1858 г. на рекламных афишах жители Петербурга прочли интригующую надпись: «Чудище в кринолиновой юбище». Так, не без доли юмора, среди публики подогревался интерес к предстоящим гастролям в России иностранной знаменитости – Юлии Пастраны.
   В отличие от жителей Западной Европы, привыкших видеть шоу уродов на каждой ярмарке, наши соотечественники были по-настоящему шокированы «женщиной-обезьяной».

                                   Мексиканка Хулия

   Писательница Елена Штакеншнейдер в своих мемуарах «Дневник и записки (1854-1886)» 26 мая 1858 г. сделала следующую запись: «Теперь показывают в Петербурге женщину-обезьяну, зовут ее Юлия Пастрана. Она вся покрыта шерстью, и у нее борода. Она говорит по-английски, танцует и поёт. Кто-то выдумал, что Мих. Михайлов в неё влюбился и изменил Шелгуновой. Какой вздор!».

   Действительно, появление Юлии (Хулии) Пастраны в Петербурге породило массу всевозможных слухов. Так уж устроены люди: любое отклонение от нормы вызывает у них нездоровый интерес. Этим часто пользовались предприимчивые организаторы популярных в XIX веке шоу уродов, кочевавших по Америке и Европе с ярмарки на ярмарку.

   Мексиканка Юлия Пастрана родилась около 1834 г. в индейской семье, проживавшей в лесистых горах Сьерра-Мадре. У женщины был врождённый гипертрихоз. То есть, почти все её тело, включая лицо, покрывали прямые чёрные волосы. Длинная жесткая борода, необычные большие уши, крупный нос и искривленная челюсть с выпирающими зубами – всё это придавало мексиканке сходство с обезьяной.

   Юлия Пастрана поначалу гастролировала в составе шоу уродов по США, затем она вышла замуж за своего нового антрепренёра Теодора Лента и уехала с ним в Европу. Посетив немало стран, в 1858 г. супружеская пара добралась до России.

                                          Слухи и сплетни

   Желая вызвать ажиотаж среди публики, организаторы гастролей намеренно распускали самые разные слухи о происхождении Юлии. Говорили даже, что Пастрана – гибрид человека и обезьяны. Поэтому многие зрители хотели увидеть живой экспонат обнажённым, чтобы выяснить: есть ли у этого необычного создания хвост.

   В официальной брошюре, которую предлагали любопытным, было написано, что волосатого ребёнка нашла в лесу индейская женщина по фамилии Эспиноса. Её саму якобы похитили какие-то дикари, среди которых она прожила несколько лет. А после своего освобождения Эспиноса удочерила малышку, к которой привязалась в плену. Затем эта женщина вышла замуж, найденная же ею волосатая девочка была крещена как Хулия Пастрана.

   Впрочем, некоторые скептики считали, что людям демонстрируют обычную молодую женщину, а борода и другие волосы на её лице и теле – не более чем хороший грим.

                             Любезная и образованная

   Кандидат исторических наук Олег Абакумов в книге «Третье отделение на страже нравственности и благочиния. Жандармы в борьбе со взятками и пороком, 1826-1866 гг.» (М., 2017 г.) рассказал, что приезд в Петербург «женщины-обезьяны» вызвал настоящий ажиотаж в обществе. Поэтому российская полиция пристально следила за всем происходящим вокруг иностранной знаменитости.

   Ещё до её приезда на каждом углу продавались отпечатанные в типографии изображения Юлии. Стоимость билетов на первое выступление, состоявшееся 2 мая, оказалась впечатляющей – целых 3 рубля серебром. Когда ажиотаж публики потихоньку стал спадать - цена билета снизилась сначала до 2 рублей, а затем и до 50 копеек.

   При этом многих зрителей шокировало, что разрекламированная на все лады «женщина-обезьяна» на самом деле вовсе не животное, а человек. Этот момент даже нашёл своё отражение в донесении, которое О.Е. Абакумов обнаружил в архивах Третьего отделения.

   Некий полицейский чиновник написал: «К удивлению оказывается, что Пастрана не просто, как полагали, бессловесное чудовище, – но говорит по-английски и по-испански, а также понимает и по-французски; находят её даже любезною и слишком образованною в отношении её отвратительной наружности!».

                                         Внешний вид

   Шокировав петербургскую публику, Пастрана и её супруг отправились в Москву. Известный писатель, исследователь загадочных явлений Николай Непомнящий в книге «Люди-феномены» (М., 2010 г.) отметил, что 3 июля билет на выступление «женщины-обезьяны» в саду «Эрмитаж» стоил 1 рубль 50 копеек серебром.

   «Успех Пастраны в Москве оказался грандиозным. Она пробыла здесь большую часть июля и дала восемь концертов, во время которых исполняла испанские и шотландские танцы, пела. Появлялась на эстраде то в итальянском, то в греческом платье и даже в костюме американского матроса», – написал Н.Н. Непомнящий.

   Москвичей, которые вслед за петербуржцами убедились в том, что перед ними человек, шокировал её вид. Люди не верили, что девушка с такой необычной внешностью реально могла появиться на свет. В городе даже распространился слух: на самом деле Юлия – красавица, которая намеренно притворяется обезьяноподобным созданием, чтобы после свадьбы снять грим и преподнести своему мужу приятный сюрприз.

                                 Порядочная женщина

   Во время своих выступлений Юлия танцевала и пела романсы, представала перед публикой в различных костюмах. И хотя её вокальные способности слушатели оценивали не очень высоко, все признавали Пастрану талантливой танцовщицей.

   Поговаривали, что некие господа могут за 15 рублей тайно увидеть «женщину-обезьяну» абсолютно нагой. Впрочем, эти слухи вскоре были опровергнуты: полиция внимательно следила за выступлениями Пастраны и ничего аморального, разумеется, не допустила бы. К тому же, сама Юлия была женщиной замужней и порядочной. А её супруг Теодор Лент являлся, по совместительству, организатором гастролей.

   Кстати, из Москвы «женщина-обезьяна» отправилась по другим городам Российской империи. Так, она побывала в Нижнем Новгороде, Таганроге и Харькове.

                                            Первый «монстр»

    Визит Пастраны в Россию нашел своё отражение в произведениях Л.Н. Толстого и А.Т. Аверченко, в письме Ф.И. Тютчева к жене, в мемуарах многих писателей.

   Пожалуй, главной причиной шока, испытанного жителями России от вида Юлии, можно назвать тот факт, что прежде отечественной публике не показывали ничего подобного. Об этом доктор филологических наук Александр Панченко рассказал в статье «Почему родился чёрт: сюжет о коммунисте-святотатце, новорожденные монстры и границы религиозной дидактики», которая вышла в журнале Studia Litterarum (том 3, № 2 за 2018 г.).

   На протяжении XVIII-XIX вв. в странах Западной Европы и США выставки различных уродов были неотъемлемой частью городского шоу-бизнеса. Затем данная мода достигла и нашей страны.

   «Примером этому служит огромный материал, изданный в России по случаю приезда в Москву в 1858 году Юлии Пастраны, молодой женщины, тело которой было покрыто волосами. Она наверняка является одним из первых иностранных "монстров", которых показывали в России. За ней уже систематически приезжали и другие монстры, имевшие международную известность», – отметил А.А. Панченко.

                                      Завидная невеста

   Шокировало жителей России и то, что Юлия считалась завидной невестой. Желая сохранить интригу, Пастрана и Лент скрывали свой брак. И в каждом городе, где пара гастролировала, находились желающие жениться на «женщине-обезьяне». Помимо необычной внешности потенциальной невесты мужчин привлекали и слухи об её приличном состоянии.

   Поговаривали, что сам император Александр II пообещал выплатить баснословную по тем временам сумму в 300 тысяч рублей в качестве приданого будущему супругу Пастраны. Поэтому предложения руки и сердца поступали мексиканке практически регулярно.

   Но она старательно изображала из себя разборчивую невесту и неизменно отвергала всех женихов.

                                              Нечистая сила

   Простые люди не посещали выступления «женщины-обезьяны» из-за дороговизны билетов, но много о ней слышали. Обычные горожане, видевшие портреты иностранной знаменитости, были особенно шокированы. В Юлии Пастране русские распознали черты, присущие нечистой силе.

   Как рассказал в своей вышеупомянутой статье доктор филологических наук А.А. Панченко, в России были распространены поверья о подменённых младенцах. Суеверные люди считали, что чёрт может забрать человеческого малыша, подложив в люльку или даже в утробу беременной женщины своего детеныша.

   Видимо, именно так в народе объяснялись случаи рождения сиамских близнецов или детей с другими отклонениями. Как правило, вина за такое несчастье возлагалась на мать. Дескать, она совершила нечто предосудительное, некстати помянула чёрта или прокляла собственное дитя, вот и поплатилась за это.

   «Демонического малыша» даже пытались с помощью магических средств обменять у чёрта обратно на человеческого ребёнка. Поэтому многие русские приняли Юлию Пастрану за выросшую среди людей представительницу нечистой силы.

   «Женщина-обезьяна» умерла в Москве после родов в 1860 г. Её ребенок тоже скончался. Заспиртованные тела покойных долгое время выставлялись в разных странах.
   Останки Юлии Пастраны были захоронены в Мексике лишь в 2013 г.

ИСТОЧНИК

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Просто новости - 180

22 апреля был День рождения философа Иммануила Канта. Чей Кант? Человечество с помощью вакцин последовательно преодолевало такие смертельные опасности, как чуму, оспу, испанку и ря...

Замминистра обороны Иванова подозревают в получении взятки «космической суммы»

Заместитель министра обороны России Тимур Иванов, по некоторым данным, получил «космическую сумму взятки» от строительных компаний за то, чтобы они получали подряды от военного ведомства, пишет Telegr...

Обсудить
  • А теперь ярморочный цирк уродов устраивают на олимпиаде
  • При обезяней внешности у субъекта может быть прекрасный поведенческий код (софт) нормального человека (душа). И, наоборот. При неотталкивающей, нормальной внешности у субъекта может быть поганая, зверская душа жывотного (*Чикатила*, *Троцкий*, *Свердлов* и прочие Сен-Симоны). У субъекта (в субъекте) всё должно быть прекрасно - и душа и тело. Как у Грибов, например. . Грибы.