Самородок из Тульской губернии
Алексей Кившенко родился в селе Серебряные пруды Тульской губернии в 1851 году – за десять лет до отмены крепостного права в России. Его отец Даниил Васильевич служил семье графа Шереметьева. Несмотря на незнатное происхождение, крестьянин не только сам научился рисованию и игре на рояле, но и обучил этому сыновей. Алексей унаследовал отцовский талант к живописи. Уже в семилетнем возрасте он прекрасно рисовал природу и охотничьи сцены.
В 1860 году Алексея Кившенко отправили на учёбу в Петербургскую школу Общества поощрения художеств. Там будущий художник познакомился с творчеством Ивана Крамского, которое произвело на него неизгладимое впечатление.
Спустя семь лет Кившенко собрался было предпочесть живописи естественные науки и поступил в Технологический институт, однако не проучился там и двух лет. В 1870 году подающего надежды молодого человека зачислили в Академию художеств по классу исторической живописи. На столичную жизнь Алексей Кившенко зарабатывал чиновничьей службой в Адмиралтействе – выполнял обязанности писца с жалованьем 12 рублей в месяц.
В Академии он завёл знакомства, во многом определившие его будущий стиль. Дружил с Суриковым и Савицким, писал первые картины под пристальным вниманием Маковского. Учёба давалась легко: Кившенко был уверен, что по окончании Академии художеств его ждёт золотая медаль и стажировка за рубежом.
Триумф со второй попытки
В 1877 году Алексей Кившенко действительно удостоился высшей награды за картину «Брак в Кане Галилейской», однако получил критическое замечание от своего кумира Ивана Николаевича Крамского. «Знают ли конкуренты на Большую золотую медаль и особенно господин Кившенко, удостоенный этой медали, что-либо из истории искусства? Где он поместил своих пирующих на браке: в проходе ли нынешнего гостиного двора или в обстановке, возможной исторически?», – требовательно вопрошал живописец.
Картина Кившенко была признана не вполне оконченной. Для получения права на поездку за рубеж Алексей Данилович должен был представить на суд комиссии другую работу, а её тему выбрать на своё усмотрение.
Кившенко решил на сей раз посвятить полотно истории России. Его новая картина получила название «Военный совет в Филях». При создании живописного произведения художник вдохновлялся не только реальными событиями Отечественной войны 1812 года, но и романом Л.Н. Толстого «Война и мир».
По замыслу Алексея Кившенко, происходящее (так же, как и в книге) мы видим глазами крестьянской девочки Малаши, живущей в избе с родителями. На картине Малаша тоже присутствует: лежит на печи (в левом верхнем углу) и внимательно наблюдает за теми, в чьих руках находится судьба страны.
«Военный совет в Филях» произвёл настоящий фурор: коллеги высоко оценили работу Кившенко, а современники мигом раскупили репродукции картины. Алексей Данилович стал известен не только на родине, но и за её пределами. На выставке 1886 года в Берлине посетители разве что не рукоплескали русскому живописцу за его шедевр.
«Военный совет в Филях» поныне считается одной из самых удачных картин Кившенко, сюжет которой пронизан тонким психологизмом. Внимательный зритель, рассматривая полотно, заметит напряжение, царящее между героями: решается ни много ни мало - участь Москвы. Сегодня оригинал произведения хранится в Третьяковской галерее, а в фондах музея-заповедника «Бородинское поле» находится его копия, созданная в начале XX века неизвестным автором.
Страстный путешественник и любимец императорской семьи
В 1880 году Алексей Кившенко отправился в европейское путешествие. Четыре года он провёл во Франции и Германии, занимаясь созданием новых картин. Полотно «Псарный двор» по возвращении на родину принесло ему звание академика. Но всё же излюбленными темами Кившенко были ключевые сюжеты из истории нашей страны – художник пишет целую серию произведений «История России в картинах для школы и дома».
Среди них: эпизоды, связанные со славными военными победами («Полтавская битва», «Чесменское сражение», «Вступление русской армии в Париж»), становлением государственности («Призвание варягов», «Вывоз вечевого колокола из Новгорода», «Избрание Михаила Романова на царство»), вехами духовной и культурной жизни («Крещение Руси», «Ломоносов и Екатерина II»).
Главным заказчиком полотен Алексея Кившенко стал император Александр III, по достоинству оценивший талант живописца. В 1884 году царь предлагает художнику поехать в Закавказский край и собрать материал для картин о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Поручение государя было исполнено: Алексей Данилович посещает Болгарию и важные места былых сражений – Шипку, Плевну, Горный Дубняк и другие.
Самое сложное путешествие Алексея Кившенко состоялось в начале 1890-х годов. Вместе с археологической экспедицией Никодима Кондакова он отправляется в Палестину и Сирию, получив заказ от журналиста и книгоиздателя А.А. Суровина. Тот готовит к печати обширный путеводитель по святым местам и просит Кившенко об услуге подготовить подробные иллюстрации.
За время путешествия Алексей Данилович создает около сотни зарисовок и этюдов, посвящённых архитектуре, природе Ближнего Востока, быту и традициям местных жителей. Пишет он и портреты церковных служителей – архимандрита Антонина и патриарха Герасима. Половина блестящих работ Кившенко вошла в подарочное издание Палестинского альбома.
К сожалению, сам Алексей Данилович не увидел книги, подготовленной Сувориным, – труд вышел спустя три года после смерти художника. Последние годы жизни Алексей Кившенко посвятил преподавательской деятельности. В своей альма-матер он руководил классом батальной живописи, передавая бесценные навыки новому поколению художников.
Автор: Оксана БАРИНОВА
Оценили 11 человек
21 кармы