• РЕГИСТРАЦИЯ
espello
13 марта 15:01 1198 6 6.00

Кто такие кликуши?

   То, что человек может быть одержим бесом, – довольно древнее поверье. С таким человеком могут случаться припадки – тогда он бьётся в конвульсиях, кричит неестественным голосом, ругается, богохульствует, издает звериные звуки, говорит то от себя, то бес через него глаголит. Такие бесноватые на Руси и в Восточной Белоруссии назывались кликушами, в некоторых районах России (особенно на Русском Севере) – икотницами. Как правило, кликушеством страдали/страдают женщины, хотя и не всегда. Ещё говорят, что христианские символы для них невыносимы.

                                           Первые упоминания

   Сам термин «кликуша» связан с глаголами «кликать» (изн. смысл – «предсказывать») и «клечетать» (кричать, как хищные птицы). Явление кликушества/икотки весьма архаичное, оно является частью мифологического сознания и элементом традиционной культуры. В России его отмечали и отмечают в крупных селах.

   Первые письменные упоминания о кликушах восходят к древнерусским памятникам XI века. Эта «болезнь» столь мифологизирована, что людские предрассудки наделяют «чревовещание» кликуши даром предвидения: можно узнать что-то о пропавшей вещи или человеке, или даже будущее. Когда в кликуше говорит бес, то говорение обыкновенно происходит не как у здоровых людей;  не на выдохе, а на вдохе.

   Примерно с XVI века кликушество стало ассоциироваться исключительно с действием нечистой силы. Так, «Повесть о Петре и Февронии» повествует о бесе, вселившемся в молодую жену князя.
   О кликуше рассказывается и в автобиографии протопопа Аввакума.
   Кликуши подвергались преследованиям со стороны светских и духовных властей. Явление кликушества достигло своего апогея в XVII–XVIII веках, что, вероятно, связано с суеверными настроениями, развившимися в результате никоновских реформ и последовавшего за ними церковного раскола.

                                                    Поверья

   Народное сознание отделяет колдунов и ведьм, близких к нечистой силе, от кликуш, являющихся вполне обычными живыми людьми, принадлежащими к христианскому миру, но определяющих себя как вместилище злого духа. Суть отличия в том, что колдун или ведьма причиняют зло, а кликуша является жертвой зла. Отсюда снисходительное отношение к кликушам в народе.

   Согласно поверьям, кликушество насаждает колдун, называемый иногда икотником. Он может заговорить злого духа на конкретное имя и пустить его по ветру. Может насадить в напиток брожения (пиво или квас), подбросить в насекомое или мелкое животное, под видом которого пребывает зло. Стоит проглотить это, как человек портится. Причем после изгнания икоты или после смерти одержимого следует поймать появившуюся мышку, лягушку или мушку и бросить ее в печь, иначе она вселится в кого-нибудь другого.

                                             Преследования

   Ещё Пётр I заподозрил кликуш в притворстве. Дело в том, что по нормам XVII века имя, которое выкрикивала кликуша в припадке, считалось именем человека, наславшего на неё порчу. И если над кликушей проводился только обряд отчитки (экзорцизма), то «чародея» предавали пыткам. При таком раскладе очень удобно было притвориться бесноватой и свести счёты, например, со своей соперницей. Поэтому Пётр I повелел допрашивать под пытками и самих кликуш. Тем не менее в 1820 году в одной из деревень Сибири велось следствие по обвинению двух женщин в кликушестве и порче ими тринадцати других женщин.

   В 1845 году последовало новое Уложение о наказаниях, в котором кликушество чётко определялось как обман, а самих кликуш предписывалось подвергать заключению на срок от полугода до года. Но народное сознание было неумолимо. В 1887 году в Торжке двое крестьян были обвинены в насылании порчи на молодых женщин. Подобное обвинение в адрес мельника было и в Вологодской губернии, только тот наслал порчу на родного племянника.
   Кликушество, или икотку  отмечали советские этнографы во второй половине XX века в районе Поволжья.  В отдельных деревнях всё ещё можно встретить старушек-икотниц. Вероятно, человеческому сознанию необходимо ощущение чего-то необъяснимого, связывающего человека с мирозданием.

Автор: Евгений Сухарников

"Всегда!"(с)

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Еще статьи от автора espello
    espello Сегодня 12:28 130 5.00

    Пластуны

       Сегодня мы расскажем вам о военной специальности, которая была широко распространена раньше, но со временем стала забываться. Это пластуны – казаки без коня. Когда звучит слово «казак», мы всегда представляем молодца, гарцующего на лихом коне и размахивающего шашкой. Но история сохранила для нас и другой образ, который соответствовал пешему...
    espello Сегодня 12:12 63 2.00

    В Калифорнии готовятся к агрессии России, а ЕС ставит ультиматум

       Как сообщает "Нью-Йорк Таймс", в понедельник в штаб-квартире социальной сети Facebook начнёт работу "Комната войны". Задачей 20-ти её резидентов — и ещё около трёх сотен сотрудников Facebook за её пределами, и ещё 20-ти тысяч человек по всему миру станет "выкорчёвывание дезинформации и фейковых новостей, а также удаление поддельных аккаунто...
    espello Сегодня 11:51 123 2.00

    Хитрый план провалился: ГРУ не смогло спасти Британию

       После того как британские власти вывалили в инфополе информацию об "агентах ГРУ, отравивших Скрипалей", было логично ожидать, что этот вброс используют для введения нового транша антироссийских санкций, причем очевидно, что они будут применены именно на уровне Евросоюза.   С учётом того, что Германия и Франция на официальном уровн...
    ПРОМО
    Галина. Тувик
    Сегодня 19:02 451 2.79

    «Находится в США»: подрядчик «Роскосмоса» сбежал с гостайной.

    ГАЗЕТА.RU 1 час назад21.09.2018 год Видио по ссылке: https://news.rambler.ru/incidents/40857591-podryadchik-roskosmosa-sbezhal-s-gostaynoy/?utm_medium=push&utm_campaign=breaking&utm_souСК объявил в розыск сбежавшего в США владельца подрядчика «Роскосмоса» Сергея Сластихина, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере...
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика