Никаких оркестров, «Дома кино» и надгробных речей, а то я встану и уйду - получится конфуз

1 893

12 декабря 1928 года родился Леонид Федорович Быков. Любой фильм с его участием, или режиссерская работа становились любимыми зрителем.

Леонид родился в селе Знаменка, Славянского района, Донецкой области, в рабочей семье, которая в 1938 году перебралась в Краматорск. В этом городе Леонид окончил среднюю школу №6, впервые вышел на театральную сцену в местном ДК «имени Ленина».

Сегодня педагоги краматорской школы №6 радостно обещают родителям заниматься с воспитанниками патриотическим воспитанием детей:

«Особливого значення набуває ознайомлення з історією героїчної боротьби українського народу за державну незалежність протягом свого історичного шляху, зокрема у ХХ-ХХІ століттях це ОУН, УПА, дисидентський рух, студентська Революція на граніті, Помаранчева революція, Революція Гідності».

В Краматорске Леонид написал первый сценарий и как режиссер поставил дебютный спектакль. С началом Великой Отечественной войны, он вместе с родителями металлургами оказался в эвакуации в Барнауле.

В 1943 году Быков впервые пытался поступить во 2-ю Ленинградскую школу военных летчиков, обосновавшуюся в Горно-Алтайске. Бойкого 15-летнего парнишку накинувшего себе для верности 3 года сверху, быстро раскусили и отправили домой.

Упорный Леонид поступил в эту школу уже в Ленинграде в 1945 году, но проучился только месяц. После Победы над фашистской Германией, училище расформировали.

В 1947 году Быков провалился на вступительных экзаменах в «Киевский государственный институт театрального искусства», но поступил в «Харьковский театральный», который и закончил в 1951 году.

Девять лет он служил актером «Харьковского академического украинского театра имени Шевченко». Зрители запомнили его две актерские работы Павку Корчагина и стилягу в комедии «Улица трех соловьев, 17».

В 1952 году он получил проходную роль «Сашко» в украинской кинокартине «Судьба Марины».

В 1954 году после роли Петра Мокина в «Укротительнице тигров» Быков стал любимым актером миллионов граждан СССР.

В 1957 году Леонид сыграл веселого молодого раздолбая Максима Перепелицу. Эта роль стала одновременно его звездным часом и проклятьем. От образа Перепелицы Леонид Федорович пытался избавиться долгие годы.

В 1958 году была трогательная роль Алеши Акишина в фильме «Добровольцы», в этом же году Быков переехал в Ленинград, на десять лет, ставший его домом.

В 1960 он прекрасно воплотил на экране робкую и чистую любовь к стрелочнице Зине в фильме «Алешкина любовь».

В 1964 году режиссер Быков снял свою первую комедийную кинокартину «Зайчик», фильм выстрелил, заняв по итогам 1965 года – 16-ое место.

Дальше в работе случился застой, Быков отказывался от сценария за сценарием, ему предлагали играть Перепелиц и Зайчиков, а сердце хотело настоящих ролей.

Требовательное сердце актера перенесло два сердечных приступа.

В 1969 году переехав в Киев, Леонид Федорович приступил к работе над сценарием картины о летчиках-истребителях.

На местной киностудии «имени Александра Довженко» сценарий фильма назвали каким-то квелым, негероическим. Быков выбрал оригинальный метод борьбы за свою режиссерскую идею. На всех творческих концертах и встречах со зрителями Леонид Федорович стал читать сценарий «В бой идут одни старики». В финале публика взрывалась аплодисментами.

В результате руководство киностудии «Александра Довженко» дало добро на съемки фильма. Вот что позже вспоминал Леонид Федорович:

«Почему героями мы выбрали именно лётчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полётах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с лётчиками, участниками боёв, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном её пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость - забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать - себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни «старики»». И другая - не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остаётся людьми в самых жестоких условиях, кто берёт с собой в бой всё светлое, человечное, за что и ведёт битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!» Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

22 мая 1973 года начались съемки картины, Быков добился, чтобы сценарий прочитал трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. При помощи прославленного аса съемочная группа получила для съемок самолеты Як-18 и чешский Z-326. В декабре этого же года картина была готова.

На экраны страны фильм отказалось выпускать «Министерство культуры Украинской ССР». Министра культуры Романовского убедил дать картине зеленый свет Главный маршал авиации, дважды Герой СССР Павел Степанович Кутахов и дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков, ставший прототипом «Маэстро».

В 1974 году на VII Всесоюзном кинофестивале проходившем в Баку «В бой идут одни старики» получил премии как лучший фильм, за лучшее исполнение мужской роли и спецприз от «Министерства обороны СССР».

12 августа 1974 года фильм вышел в широкий прокат, до конца года в «Бой идут одни старики» посмотрели 45 млн. зрителей он стал четвертым в годовом рейтинге советского кинопроката вслед за: «Золотом Маккенны», «Калиной красной» и «Невероятными приключениями итальянцев в России».

После выхода фильма Леонид Федорович вновь оказавшийся на пике популярности, готовился к созданию нового киношедевра «Аты-баты, шли солдаты…». Фильм стал последней режиссерской и актерской работой Быкова. В 1977 году картина заняла седьмую строчку в советском кинопрокате.

Незадолго до смерти режиссер готовился к съемкам новой кинокартины по повести Евгения Шатько – «Пришелец 73».

Предчувствуя скорый финал Быков, написал лучшим друзьям письмо завещание, в нем были такие слова:

«…Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не надо цирка, называемого почестями.
Никаких надгробных речей. «Дерболызните», кто сколько сможет, но умоляю - не дома. Пусть ребята споют «Журавли», «Сережку с Малой Бронной», «Бери шинель», «Этот день победы», А потом пусть 2-я эскадрилья «врежет» «Смуглянку» от начала и до конца.
Очень жалею, что ничего не успел сделать путного…»

11 апреля 1979 года Леонид Федорович Быков погиб в странной автомобильной аварии, гениальному актеру и режиссеру было 50 лет.

Бессмысленность украинской капитуляции

Всё больше западных аналитиков и отставных военных торопятся отметиться в качестве авторов негативных прогнозов для Украины. Неизбежность и близость украинской катастрофы настолько очев...

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

Обсудить
  • Фильмы Быкова о войне это отдельная тема, где искрометный юмор совершенно не забивает основной идеи ... Светлая ему память !!! :clap: :clap: :clap: