Бедная Парижская опера. Толерастия пришла и по ее душу

32 2422

Казалось бы, что опера и балет являются настолько условными видами искусства, что все эти современные расовые заморочки с толерантностью их обойдут стороной. Особенно, когда это касается Парижской Оперы, всегда славившейся своим консерватизмом. Однако же, добрались и до нее. Причем, как ни странно, прилетать начало оттуда, откуда никто бы и не подумал - со стороны "своих же, белых".

Еще в 2015 году танцовщик Бенджамин Мильпье (известный также как муж Натали Портман), в свою бытность худруком ОперА, стал поднимать расовые вопросы в труппе. Тут, наверное, все понятно: после США, где он сделал карьеру, Франция, надо полагать, показалась ему слишком консервативной. К его "достижениям" в избранном направлении относится, например, упразднение "танца негритят" в "Баядерке" Рудольфа Нуреева. Его он заменил "танцем детей".

Осенью 2020-го расовые вопросы в театре обострились. Сразу 400 человек (из 1895 человек штата) подписали петицию, в которой говорилось, что "во Франции существует расизм, и что Парижская опера, благородное учреждение, которому мы с энтузиазмом служим, не является исключением".

"В головах многих людей заложено: для того, чтобы присоединиться к Опера, нужно быть белым" - сетует Гийом Диоп, один из 5 чернокожих танцовщиков труппы (в которой их всего 146). Диоп, к тому же, был разочарован тем, что Парижская опера не последовала примеру Метрополитен-опера, поддержавшей движение Black Lives Matter после убийства Джорджа Флойда полицейскими в США в мае 2020 года.

Мильпье стал примером для молодого поколения, а вот более старшие звезды же считают все эти поползновения искусственными и надуманными. Бывший танцовщик Опера, мулат Жан-Мари Дидьер, указывает на то, что в труппе всегда были представители других рас, причем не только черные. "У них нет эксклюзива на звание мучеников, - есть еще азиаты, например". Стало быть, проблема высосана из пальца.

Примерно о том же говорит легендарная директриса балетной школы при Опера, Клод Бесси. "Расовый вопрос никогда не был проблемой для Парижской оперы и ее школы, у нас всегда были чернокожие ученики, и в школе мы никогда не отказывали детям из-за цвета их кожи. Артистам, видимо, сегодня нечем заняться - им нужны сюжеты для постов в соцсетях". Бесси высказала надежду, что дальше разговоров дело не пойдет, и маховик Black Lives Matter сойдет на нет, как только Опера вернется к нормальной работе после пандемии.

Однако же, последние заявления директора Опера, Александра Нефа, говорят о том, что может быть все. Угрожающе звучат его слова о том, что необходимо произвести встряску 350-летнего учреждения (Опера, изначально носившая название Королевской академии музыки, создана в 1669 году). Неф вознамерился продолжить дело Мильпье, и даже вывести его на новый уровень.

Александр Неф

В начале февраля, 8-го числа, состоялась онлайн-конференция Опера. Там Неф пообещал пересмотреть правила приема на работу "в целях движения к многообразию". Причем, касаться это будет не только балета, но и орекстра с оперой.

С докладом выступил историк Папа Ндиайе. Начал он словами: "В Парижской опере нет многообразия. Давайте будем откровенны: в целом это белый мир, далекий от того, как выглядит современное французское общество". Сразу понятно, на что давит: мол, зарылись тут в своем богемном мирке и отбились от народа; совсем не видите, что в мире-то происходит!

Вот одно из его предложений: надо посылать скаутов с тем, чтобы они искали талантов по всему миру. То есть, вместо того, чтобы полагаться на тех, кто приходит поступать в школу, надо, так сказать, взять инициативу в свои руки и самим отбирать перспективных танцовщиков (такой подход повлечет децентрализацию: экзамены будут проходить не в Париже, а прямо на местах, по всему миру, где только будут обнаружены таланты). При этом, по словам историка, речь не идет о том, чтобы набирать кого попало, лишь бы соблюсти разнообразие, ведь в основу будет положен критерий таланта и подходящих балетных данных.

Папа Ндиайе

Однако в переводе с вежливого языка Ндиайе на язык человеческий, это означает буквально следующее: "Найдите и привезите в Опера темнокожих, хоть вам для этого потребуется отправиться на край света".

Интересно, сам-то Ндиайе верит в то, что это будет работать?

Также было отмечено, что необходимо уделить внимание деликатному вопросу "анатомических критериев" в процессе отбора. Надо выйти за рамки "устаревших и стойких представлений" о черных телах, которые каким-то образом плохо подходят для классического танца.

Затронул Ндиайе и так называемую проблему белого балета, когда в знаменитые белые сцены (т.е., когда много танцовщиц появляется на сцене в белых пачках, например 2 акт "Жизели" или 2 картина "Лебединого озера") не включались темнокожие танцовщики. Ндиайе отметил, что при первоначальном замысле этих сцен никто не делал никаких оговорок о цвете кожи.

Итогом пресс-конференции стало то, что Неф объявил об учреждении специальной должности: так называемого "сотрудника по вопросам интеграции и многообразия", которого будет избирать специальный комитет (в Митрополитен-Опера таковой уже имеется).

Далее: никаких блэкфейсов или йеллоуфейсов, т.е. гримирования под представителей Африки или Азии. Никаких раскрашенных арапчат в "Баядерке", к примеру, или китайцев в китайском танце "Щелкунчика". Сами балеты остаются в репертуаре, но последуют изменения в костюмах и хореографии. Остается теперь догадываться, что это будут за изменения.

Угрожающими выглядели слова Нефа о том, что "некоторые произведения, несомненно, исчезнут из репертуара". Правда, тут же оговорился, что вопрос об исключении Нуреевской классики типа "Щелкунчика" или "Лебединого озера" даже не стоял. Но ведь это еще не означает, что они продолжать идти в неизменном виде (и в каком количестве?). Кто знает, какие там произойдут изменения?

Как говорилось в том же докладе, расизм и стереотипы в этих работах не повлияют на их нахождение в репертуаре, речь идет всего лишь об их "контекстуализации". При этом Ндиай заявил, что "он не цензор, а просто хочет поощрить пересомысление ролей и спектаклей". Ну-ну...

Наверное, стоит также посочувствовать и директрисе балетной школы при Опера, Элизабет Платель. Вряд ли она представляла в 2004 году, когда принимала руководство школой от Клод Бесси, с какими проблемами придется столкнуться. Мало того, что теперь и пальцем нельзя трогать учеников и ругать их, чтобы ненароком не быть обвиненным в психологическом насилии или сексуальных домогательствах, так теперь еще надо будет специально озаботиться о "разноцветном" представительстве в школе. Поднять при этом уровень французского балета, о чем несомненно мечтает Платель, сама относящаяся к золотому поколению времен Нуреева, представляется затруднительным.

Элизабет Платель

Подытожил Неф словами: Работа Опера по вопросам многообразия необходима как никогда. Этот отчет - не завершение процесса, а его начало. Это то, что будет жить с нами долгие годы.

Что тут сказать? Похоже, и такой консервативный сегмент французской культуры, как балет, стоит перед угрозой деградации только лишь из-за того, что вместо реальных дел там будут заниматься подсчетами и распределением темнокожих, как это уже с некоторых пор есть в кино (все видели афроинспектора Жавера в сериале "Отверженные"? интересно, что об это думает Ндиайе, учитывая, что у Гюго четко расписано, какова была внешность инспектора). Когда будет создана искуственная ситуация, при которой танцовщики в труппу будут набираться не исходя из таланта, а из того, что так надо, и некуда деваться. А может, ставить балеты теперь будет Дада Масило (привет ее черной и лысой Жизели)?

И это все уже не говоря о таком заразном явлении современности, как засилие авторских, так сказать, постановок (в т.ч. с теми же Blacks)...

Остается лишь добавить, что решения Нефа уже вызвали негодование со стороны многих видных людей, среди которых и Марин Ле Пен, а также главный редактор издания Le Monde Мишель Геррен, который заявил, что Франция медленно идет по американскому пути, заключающемуся в безудержной самоцензуре художников во избежание проблем.

источник

P.S.

Не являюсь ни знатоком, ни поклонником балета. Очень, на мой взгляд, специфический вид искусства, как говорится - на любителя. Но! Кто такой Николай Максимович Цискаридзе, думаю, знают большинство наших сограждан. Так вот, хочется привести его слова о балете:

Есть только один балет — русский

....Русский балет не должен ориентироваться на то, что написала артистка на другом краю света (напомню, заокеанской негритоске жутко не понравилось, что наши балерины в балете "Баядерка" были загримированы под негритосок и она жутко возовопила на весь Туитор, что русские - расисты, т.к. у нас в балете нет черных) , считает ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе.

— Таким крупным мегаполисам, как Большой театр, не нужно обращать внимание на подобные вещи. В вопросе балета вообще не нужно смотреть на Запад: это абсолютно наша культура. Вся классика, которая существует в мире, — только русская, не существует никакой другой. Для всего мира не существует никакого другого балета: даже французские спектакли, которые мы вернули на мировую сцену на время революции, приехали в очень измененном виде в русском исполнении. И никак не может быть по-другому: есть только один балет — и это русский. А всё остальное — производные от него,подчеркнул Цискаридзе.

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • НЕПОРЯДОК ! ДИСКРИМИНАЦИЯ ! НА ПАРИЖСКОЙ СЦЕНЕ НЕТ УВЕЧНЫХ ,ИНВАЛИДОВ И ПРОЧИХ КОЛЯСОЧНИКОВ !!! немедленно принять в балет колясочников . ( Цитата из Лаврова )
  • :thumbsup:
  • А чё они к британским коллегам и собратьям по разуму за подмогой обратиться-то стесняются? Из-за Брекзита, что ли? Зря! Очень перспективный творческий союз мог бы получиться...
    • Tutu
    • 25 февраля 2021 г. 02:13
    Каюк парижской Опера. Когда начинают выползать на сцену не по таланту и самоотдаче, а по цвету кожи, ориентации, блату или родству - хана театру, посколь вместо качественных опер, балетов, спектаклей начнутся дешёвые "акции", "постановки", "инсталляции" с претензиями. И в результате и без того с трудом выживающее в век телевидения и интернета театральное искусство совсем загнётся.
  • да сколько в той Франции осталось потомственных лягушатников?Наверное,уже много меньше половины?