"Бриллиантовая рука" стала лидером советского кинопроката 1969 года. Фильм посмотрело 76 миллионов зрителей. Бессмертная комедия Леонида Гайдая вошла в число лучших картин в истории советского кинематографа. В фильме нет ни одного лишнего эпизода или актера.
Как известно, Гайдай снимал каждую сцену с секундомером в руках, и потом скрупулезно монтировал фильм так, чтобы он "не сыпался", а смотрелся буквально на одном дыхании. Комедии Гайдая, на первый взгляд, кажутся легкими и воздушными. На самом деле, это плод титанического труда и кропотливой работы.
Леонид Гайдай
Каждая сцена "Бриллиантовой руки" находится "на месте", имеет свою важность и ценность. Не случайно Гайдай перед сдачей фильма комиссии по кинематографии вклеил в концовку чудовищный атомный взрыв - "чтобы показать всю сложность нашего времени". Леонид Иович слишком хорошо помнил неудачную историю своего фильма 1958 года "Жених с того света". Как известно, под давлением тогдашнего министра культуры Михайлова цензоры искромсали картину настолько, что она превратилась в короткометражку (48 минут), а на карьере Гайдая мог быть поставлен крест.
И мы с вами могли не увидеть ни Шурика с Лидой, ни управдома Бунша, ни Семена Семеновича Горбункова. Гайдай сумел вернуться в профессию только сняв "правильный" фильм "Трижды воскресший", при поддержке Ивана Пырьева. Любопытно, что Леонид Иович потом не любил вспоминать эту свою работу. Ну, а при приемке "Бриллиантовой руки" чиновники и кинематографисты были так ошарашены атомным взрывом, что забыли почти обо всех остальных острых моментах в фильме - только бы Гайдай убрал этот взрыв.
"Бриллиантовая рука". Леонид Каневский и Григорий Шпигель
Но вернемся к Леониду Каневскому. 2 мая ему исполнилось 82 года. Разумеется, главная роль в жизни Каневского - инспектор Томин в замечательном сериале "Следствие ведут знатоки". Актера даже на улицах узнавали как "товарища Томина". А однажды к Каневскому после спектакля обратилась женщина, жалуясь на то, что ее сына несправедливо осудили. Каневский слушал ее, и вдруг поймал себя на мысли: чем он, актер, может ей помочь, он ведь не Томин. Но дал женщине телефон адвоката, который позже посодействовал судьбе ее сына. Каневский вообще хотел оставить роль Томина, и в 8-й серии "Побег" его герой погибает.
По сюжету, майора застрелил пьяный хулиган Багров. Но зрители завалили редакцию письмами в духе "Убьете Томина - выбросим телевизор". И пришлось продолжить сериал с персонажем Каневского. Жаль, что сейчас умерли уже и Георгий Мартынюк, и Эльза Леждей и нельзя продолжить съемки. Даже несколько серий, выпущенные в 2002 - 2003 годах - вполне добротные фильмы, особенно на фоне остальных российских сериалов "про полицию и преступников".
Леонид Каневский в серии "Побег", где его персонажу, изначально, суждено было погибнуть
А еще до Знатоков Каневскому посчастливилось сняться в "Бриллиантовой руке". Подумайте: всего только эпизод, а какие актеры - Каневский и Шпигель! Недавно Каневский пришел на передачу "Вечерний Ургант" и рассказал, почему он в этой сцене снялся с голым торсом. Иван Ургант в шутку предположил: "Это потому что у Вас красивая грудь". Леонид Семенович согласился. Но отметил, что это не единственная причина.
Леонид Каневский и Иван Ургант
В те годы в Москве жил знаменитый портной - Соломон Затирко. Он шил костюмы не только для Мосфильма, но "одевал" и творческую интеллигенцию. Среди клиентов Затирко были, например, Михаил Ромм или Леонид Утесов. По легенде, Затирко сшил костюм даже для самого Климента Ефремовича Ворошилова. Итак, сценку с падением С.С. Горбункова снимали в Баку. Затирко сшил костюм для Каневского, но была всего одна примерка. Леонид Семенович прилетел в Баку на съемки, и зашел во временную гримерку в подвале, где проходили съемки. Каневский надел костюм и увидел, что он ужасно сидит. Актер сказал об этом Гайдаю.
Режиссер согласился, и предложил подобрать что-нибудь другое. Каневский вернулся в костюмерную, начал искать костюм, но ничего не подошло. Актер снова вышел к Гайдаю, как есть - с голым торсом. Леонид Иович удивленно спросил:
"А этот костюмчик кто тебе справил?"
"Я сам" - ответил Каневский.
"Ну, вот в нем и будешь сниматься" - решил режиссер.
Кстати говоря, в следующей сцене - с Андреем Мироновым - Каневский уже в белой майке.
Вроде бы случайность - а какая замечательная получилась сцена! Думаю, потому что кино тогда делали настоящие профессионалы. Снимали ради кинематографа, а не ради денег, как сейчас. За это мы с вами и любим "Бриллиантовую руку" и множество других фильмов советских времен.
P.S.
Вот чего я больше всего боюсь, так это, не дай Бог, что кому-нибудь из современных "деятелей искусств" придет в голову мысТля переснять гайдаевскую "Бриллиантовую руку"!!
Что бывает после переснятия советских великих фильмов, мы могли убедиться и не раз. Напомню про некоторые переснятые .....ммммм...как бы их назвать-то без использования нецензурных выражений...наверное - кинцы:
" Золотой теленок" (2005) - одЫн раз (больше не припомню) его крутнули по зомбоящику и.....н-е з-а-ш-ё-л ентот современный кинокомедь нашему искушенному зрителю (опять, сцуко, народ не тот, а!))))))
"А зори здесь тихие" (2015)........
"Служебный роман" (2011)........
"Ирония судьбы или с легким паром" (2007)....
-----------------------------------------------------------------------------------------Дальше даже продолжать неохота. Зачем надо было переснимать шедевры?????? Примазаться к славе Великих Режиссеров и Великих Актеров???? Бабло попилить, которое выделило МинКульт ?????...... Кстати, последний вариант наиболее подходящий. Один такой "деятель", который кирюша серебренников из "Гоголь центра" уже отметился с попилом, правда, отделался легким испугом.......
Одним словом можно высказаться в адрес "пересъёмщиков": "Вы, господа, как не садитесь, а все в великих не годитесь."
Оценили 80 человек
108 кармы