• РЕГИСТРАЦИЯ

Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»

1 913

Карлу Брюллову было 28 лет, когда он задумал написать грандиозную картину «Последний день Помпеи». Возникновением интереса к этой теме художник был обязан своему старшему брату, архитектору Александру Брюллову, который подробно ознакомил его с раскопками 1824-1825 годов. Сам К. Брюллов находился в эти годы в Риме, истекал пятый год его пенсионерства в Италии. За ним уже числилось несколько серьезных работ, которые имели немалый успех в художественной среде, но ни одна из них не казалась самому художнику вполне достойной его таланта. Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд.

Давно уже не давало покоя К. Брюллову убеждение, что он может создать произведение более значительное, чем те, которые он сделал до сего времени. Сознавая свои силы, он хотел исполнить большую и сложную картину и тем самым уничтожить толки, начинавшие ходить по Риму. Особенно досаждал ему кавалер Каммучини, считавшийся в то время первым итальянским живописцем. Именно он относился с недоверием к таланту русского художника и часто говорил: «Что ж, этот русский живописец способен на маленькие вещицы. Но колоссальное произведение но плечу кому-нибудь покрупнее!»

Другие тоже хотя и признавали у К. Брюллова большой талант, однако отмечали, что легкомыслие и рассеянная жизнь никогда не дадут ему сосредоточиться на серьезном произведении. Подстрекаемый этими разговорами, Карл Брюллов постоянно искал сюжет для большой картины, которая бы прославила его имя. Долго он не мог остановиться ни на одной из тем, которые приходили ему в голову. Наконец он напал на сюжет, который завладел всеми его помыслами.

В это время на сценах многих итальянских театров с успехом шла опера Паччини «L'Ultimo giorno di Pompeia». Несомненно, что Карл Брюллов видел ее и, может быть, даже не один раз. Кроме того, вместе с вельможей А.Н. Демидовым (камер-юнкером и кавалером его Величества императора российского) он осматривал разрушенные Помпеи, по себе знал, какое сильное впечатление производят на зрителя эти руины, сохранившие следы древних колесниц; эти дома, как будто только недавно покинутые их хозяевами; эти общественные здания и храмы, амфитеатры, где как будто только вчера закончились гладиаторские бои; загородные гробницы с именами и титулами тех, чей прах до сих пор сохранился в уцелевших урнах.

С любовью и жаром принялся К. Брюллов за исполнение картины и уже довольно скоро сделал первоначальный эскиз. Однако другие занятия отвлекли художника от демидовского заказа и к установленному сроку (конец 1830 года) картина не была готова. Недовольный такими обстоятельствами, А.Н. Демидов чуть было не уничтожил условия заключенного между ними договора, и только уверения К. Брюллова, что он немедленно примется за работу, поправили все дело. И действительно, он приступил к работе с таким усердием, что через два года закончил колоссальное полотно. Гениальный художник черпал свое вдохновение не только в руинах разрушенной Помпеи, он вдохновлялся еще и классической прозой Плиния Младшего, описавшего извержение Везувия в своем письме к римскому историку Тациту.

Стремясь к наибольшей достоверности изображения, Брюллов изучил материалы раскопок и исторические документы. Архитектурные сооружения на картине восстановлены им по остаткам древних памятников, предметы домашнего обихода и женские драгоценности скопированы с экспонатов, находящихся в Неаполитанском музее. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима. Многочисленные наброски отдельных фигур, целых групп и эскизы картины показывают стремление автора к максимальной психологической, пластической и колористической выразительности.

Брюллов построил картину как отдельные эпизоды, на первый взгляд не связанные между собой. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины.

Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Когда же двери его мастерской на улице Святого Клавдия широко распахнулись для публики и когда потом картина была выставлена в Милане, итальянцы пришли в неописуемый восторг. Имя Карла Брюллова сразу стало известным на всем италийском полуострове — с одного его конца до другого. При встречах на улицах, всякий снимал перед ним шляпу; при его появлении в театрах все вставали; у дверей дома, где он жил, или ресторации, где он обедал, всегда собиралось много народу, чтобы приветствовать его

Итальянские газеты и журналы прославляли Карла Брюллова как гения, равного величайшим живописцам всех времен, поэты воспевали его в стихах, о его новой картине писались целые трактаты. Английский писатель В. Скотт называл се эпопеей живописи, а Каммучини (стыдясь своих прежних высказываний) обнимал К. Брюллова и называл его колоссом. С самой эпохи Возрождения ни один художник не был в Италии объектом такого всеобщего поклонения, как Карл Брюллов.

Он представил изумленному взору все достоинства безукоризненного художника, хотя давно известно, что даже величайшие живописцы не владели в равной степени всеми совершенствами в самом счастливом их сочетании. Однако рисунок К. Брюллова, освещение картины, ее художественный стиль совершенно неподражаемы. Картина «Последний день Помпеи» познакомила Европу с могучей русской кистью и русской натурой, которая способна в каждой области искусства достичь почти недосягаемых высот.

Что же изображено на картине Карла Брюлловa?

Пылающий и отдалении Везувий, из недр которого растекаются по всем направлениям реки огненной лавы. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Одна французская газета отмечала этот живописный эффект, которого хотел достичь художник, и указывала: «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину; но господин Брюллов пренебрег сим средством. Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень».

Действительно, основная цветовая гамма, которую К. Брюллов избрал для своей картины, была для того времени чрезвычайно смелой. Это была гамма спектра, построенная на синем, красном и желтом цветах, озаренных белым светом. Зеленый, розовый, голубой встречаются как промежуточные тона.

Задумав написать большой холст, К. Брюллов выбрал один из самых трудных способов его композиционного построения, а именно — свето-теневой и пространственный. Это требовало от художника точно рассчитать эффект от картины на расстоянии и математически точно определить падение света. А еще, чтобы создать впечатление глубокого пространства, ему пришлось обратить самое серьезное внимание на воздушную перспективу.

В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Но, увы, — поздно: смерть настигла их на самом пути. Испуганные кони сотрясают бразды, вожжи рвутся, ось колесницы надламывается, и сидевшая в них женщина повергается наземь и гибнет. Рядом с несчастной лежат разные украшения и драгоценные предметы, которые она взяла с собой в последний путь. А необузданные кони дальше несут ее супруга — тоже на верную гибель, и тщетно старается удержаться он в колеснице. К безжизненному телу матери тянется ребенок…

Ищут спасения несчастные горожане, гонимые пожаром, непрерывными извержениями лавы и падающим пеплом. Это целая трагедия людского ужаса и людских страданий. Город гибнет в море огня, статуи, здания — все низвергается вниз и летит на обезумевшую толпу. Сколько разнообразных лиц и положений, сколько красок в этих лицах!

Вот мужественный воин и юный брат его спешат укрыть от неизбежной гибели престарелого отца своего… Они несут расслабленного старика, который силится отодвинуть, отстранить от себя ужасный призрак смерти, старается рукой заслониться от низвергающегося на него пепла. Ослепительный блеск молнии, отражаясь на его челе, приводит тело старика в содрогание… А слева, около христианина, группа женщин с тоской смотрит на зловещее небо…

Одной из первых появилась в картине группа Плиния с матерью. К пожилой женщине в порывистом движении склоняется молодой человек в широкополой шляпе. Здесь же (в правом углу картины) вырисовывается фигура матери с дочерьми…

… Владелец картины, А.Н. Демидов, был в восторге от шумного успеха «Последнего дня Помпеи» и непременно хотел показать картину в Париже. Благодаря его стараниям она была выставлена в художественном Салоне 1834 года, однако еще до этого французы были наслышаны об исключительном успехе картины К. Брюллова у итальянцев. Но совершенно иная обстановка царила во французской живописи 1830-х годов, она была ареной ожесточенной борьбы различных художественных направлений, и поэтому произведение К. Брюллова было встречено без тех восторгов, какие выпали на его долю в Италии. Несмотря на то, что отзывы французской прессы были не очень благоприятны для художника, Французская академия искусств присудила Карлу Брюллову почетную золотую медаль

Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Картину привезли в Россию в июле 1834 года, и она сразу же стала Предметом патриотической гордости, оказалась в центре внимания русского общества. Многочисленные гравированные и литографические воспроизведения «Последнего дня Помпеи» разнесли славу К. Брюллова далеко за пределы столицы. Лучшие представители русской культуры восторженно приветствовали прославленное полотно: А.С. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н.В. Гоголь называл картину «всемирным созданием», в котором все «так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего». Но даже и эти собственные восхваления казались писателю недостаточными, и он назвал картину «светлым воскресением живописи. Он (К. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями».

Евгений Баратынский посвятил Карлу Брюллову такие строки:

Принес он мирные трофеи

С собой в отеческую сень.

И был «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день


Глобалисты против националистов: гражданская война всемирного масштаба?

Не знаю как на вас, а лично на меня сцена в Американском Конгрессе, когда спикер нижней палаты, демократка Нэнси Пелоси демонстративно разорвала текст обращения Трампа к нации произвела...

Зеленский дозвонился до Путина

Судя по всему в Киеве, и не просто в Киеве, а в президентском офисе, и не кто попало, а сам Зеленский поверил во всемогущество Андрея Ермака, который якобы способен, благодаря личной дружбе с Козаком ...

Трамп начал мстить демпартии и Украине Майдана

После провала попытки импичмента и оправдания Дональда Трампа события начинают разворачиваться стремительно и именно так, как предсказывалось. Фильм про убийства на майдане на One America News в прямо...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    fkmrf123 18 января 18:46

    Вот так решается проблема облысения в современном мире (0:36)

    https://youtu.be/Kwxt56wmuV4...
    379
    fkmrf123 14 января 19:27

    Научные итоги 2019 года (11:35)

    Узнайте, какие открытия являются наиболее важными по значимости и последствиям01:45 О реконструкции падения метеорита02:20 Облик денисовского человека03:00 О борьбе с вирусом Эболы04:00 О квантовом превосходстве05:00 Об асгардских археях05:47 Об Аррокоте, который Ультима Туле06:36 О лекарстве от муковисцидоза07:35 О бактериях голодающих детей08:15 Об ИИ...
    325
    fkmrf123 14 января 19:22

    Сергей Лим – художник маринист

    Сергей Лим родился 25 июня 1972 г., живет и работает в г.Таллине, Эстония. Рисует с детства, но только последние несколько лет занялся этим серьёзно. Сергей Лим широкой публике не известен, и выставлял свои картины пока только в Эстонии. Особенно интересны его морские пейзажи, которые мы предлагаем Вам в этой публикации. ...
    427
    fkmrf123 14 января 19:16

    Как часы стали национальный достоянием Швейцарии

    Когда в начале XVI века женевцам запретили носить драгоценности, местные ювелиры переключились с украшений на часы, благодаря чему механизмы для определения времени превращались в произведения искусства, что и поныне составляет швейцарскую гордость.Ум часовщика функционирует четко и размеренно, в общем, как добротный часовой механизм. Создание таких сло...
    339
    fkmrf123 14 января 19:05

    Запрещённая преподами гитарная техника (4:09)

    https://youtu.be/03wmEgvrql0...
    477
    fkmrf123 14 января 19:01

    На эти граффити в Милане стоит смотреть внимательнее

    Несмотря на то, что Козимо Каиффа рисует на плоских стенах, его граффити получаются объемными и необыкновенно живыми. Теперь они украшают улицы Милана и привлекают не только горожан, но и туристов со всего мира. ...
    442
    fkmrf123 14 января 18:57

    Шикарный девайс для кормежки щенков (1:40)

    https://youtu.be/hc3ah_SKlBg...
    330
    fkmrf123 14 января 18:54

    Когда многого не знал о своей дочери (0:18)

    https://youtu.be/z3N3pgnnEq4...
    464
    fkmrf123 14 января 18:51

    Старые баяны в новой озвучке (Маски Шоу стиль) №1 (3:35)

    https://youtu.be/qvzLaSSjzMQ...
    340
    fkmrf123 13 января 18:48

    Рождественская песня от Pentatonix

    Pentatonix - группа, покорившая Интернет своим акапельным исполнением песен, причем настолько уникально и талантливо, что просто не верится в такие возможности голоса - так точно передавать все тональности без музыкальных инструментов.Желаем вам рождественского настроения и праздничной атмосферы! https://youtu.be/ifCWN5pJGIE...
    368
    fkmrf123 13 января 18:42

    «Щелкунчик» - главный балет зимнего сезона: 50 лет в фотографиях

    Самое волшебное и новогоднее произведение Петра Ильича Чайковского, известное по всему миру – балет «Щелкунчик». Пожалуй, это самое узнаваемое произведение во всем мире. Чего только стоит завораживающий Танец феи Драже, нежнейший Вальс Цветов, череда танцев: Шоколад, Кофе, Чай и многие другие. Да и кто из детей, в конце концов, не мечтал оказаться на ме...
    323
    fkmrf123 13 января 17:58

    Вечерний ангел: рождественские стихи Ивана Бунина

    В вечерний час над степью мирной,Когда закат над ней сиял,Среди небес, стезей эфирной,Вечерний ангел пролетал,Он видел сумрак предзакатный,Уже седел вдали восток…И вдруг услышал он невнятныйВо ржах ребенка голосок.Он шел, колосья собираяИ васильки, и пел в тиши,И были в песне звуки раяНевинной, неземной души.«Дитя,- сказал посланник Бога,И грусть и радо...
    285
    fkmrf123 31 декабря 2019 г. 19:39

    9 советов 30-летним от тех, кому за сорок

    «Когда мне исполнилось сорок, мой отец сказал мне, что мне понравится быть сорокалетним, потому что в двадцать ты думаешь, что всё знаешь, в тридцать ты понимаешь, что это не так, а в сорок ты можешь, наконец, расслабиться и просто принимать вещи такими, какие они есть. В свои 58 я хочу сказать, что он был прав». — Мартин, 58 лет.Писатель и блогер Марк ...
    2172
    fkmrf123 31 декабря 2019 г. 19:36

    Кто-то слишком много ел (0:48)

    https://youtu.be/-l70bSsg2ls...
    565
    fkmrf123 31 декабря 2019 г. 19:33

    Да что вы знаете о ревности (0:28)

    https://youtu.be/7ChZUVKl020...
    642
    fkmrf123 31 декабря 2019 г. 19:31

    Что делать, когда твоя девушка устала? (0:28)

    https://youtu.be/3m_mamDE41s...
    563
    fkmrf123 31 декабря 2019 г. 19:28

    С таким хорошим мальчиком и враги не нужны (0:10)

    https://youtu.be/A8CyDdipPrg...
    563
    fkmrf123 31 декабря 2019 г. 19:25

    Как выглядят фигуры высшего пилотажа из кабины пилота? (5:41)

    «Голубые Ангелы» (англ. Blue Angels) — старейшая группа высшего пилотажа в мире, созданная в 1946 году на базе ВВС США. https://youtu.be/ydp_1sXXqTI...
    1468
    fkmrf123 31 декабря 2019 г. 19:21

    БлагоДарение

    Будь благодарен… за каждый контакт с любимым человеком. За каждое драгоценное дыхание. За твою одежду, пусть изодранную. За больные зубы во рту. За редкие волосы на голове. За воду, которую ты пьёшь, за еду, которую ешь. За благоприятную землю, которая обеспечивает многим. За доброту незнакомца, за безжалостную честность друга, за неожиданные дары каждо...
    430
    fkmrf123 28 декабря 2019 г. 20:16

    Он хотел проверить, любит ли она его… На что жена дала просто восхитительный ответ!

    Один мужчина решил проверить, любит ли его жена, и написал ей прощальное письмо о том, что он якобы уходит от нее. Он положил записку на тумбочку, а сам спрятался под кроватью в ожидании жены.Муж понимал, что это несколько детский поступок, но он должен был знать, что чувствует к нему жена. Он надеялся услышать, как она расстроится, начнет плакать, звон...
    930
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика