Многие верующие, читавшие Евангелия должны знать эпизод излечения Христом дочери Хананеянки. ( Евангелие от Матфея гл.15 )
21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему:помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив,просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Отцы церкви трактуют этот эпизод как испытание Веры хананеянки, веры в Иисуса Христа. Но такая трактовка полностью искажает весь текст. Попробую разобрать написанное не выдергивая из текста ни единого слова. Итак, увидев Христа хананеянка, с возгласом помилуй меня, Господи, сын Давидов тем самым говорит о том, что она верит Христу, причем Христу-Господу. Вроде бы и испытывать не надо, но еще более интересно последующее. Ученики, устав от криков отчаявшейся хананеянки, просят Иисуса удовлетворить ее просьбу, но в ответ слышат, что он послан только к евреям. Она же опять, веря ему как Господу просит помочь. И вот здесь самое главное. Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Вроде бы эта фраза выпадает из контекста испытания веры, причем здесь дети и псы. Истина заключается в еврейской традиции устанавливающей, что евреи это люди, а остальные человеки – животные. Именно в 1:24 и говорится об этом.
День Шестой
1:24 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ПУСТЬ ЯВИТ ЗЕМЛЯ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА ПО ИХ ВИДАМ: СКОТ, И ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ, И ДИКИХ ЗВЕРЕЙ!» И СТАЛО ТАК.
1:25 И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДИКИХ ЗВЕРЕЙ ПО ИХ ВИДАМ, И СКОТ ПО ВИДАМ ЕГО, И ВСЕХ, КТО ПРЕСМЫКАЕТСЯ ПО ЗЕМЛЕ, ПО ИХ ВИДАМ; И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО - ХОРОШО.
Все вышесказанное мы можем найти в более поздних комментариях в Талмуде.
Рабби Моисей бен Нахман, рабби Раши, рабби Абраванель, рабби Ялкут, рабби Менахем сравнивают их по очереди с собаками, ослами и свиньями, не в виде, оскорбления, но с учёными рассуждениями и с научной целью:
«еврейский народ достоин вечной жизни, а другие народы подобны ослам»,
— заключает Абраванель / Traite Jebammot, folio 63, a; traite Bachai, folio 153, b; etc./.
«Вы все евреи, вы люди, а прочие народы не люди, так как их души происходят от злых духов, тогда как души евреев происходят от Святого Духа Божьего»,
— говорит рабби Менахем / Comment du Hos IV, folio 230, col. 4./
Таково же заключение рабби Ялкута, говорящего:
«Одни евреи достойны названия людей, а гои, происходящие от злых духов, имеют лишь право называться свиньями».
/ Comment sur le Pentat., folio 14, a./
И именно так надо понимать фразу о детях и псах. Ответ хананеянки подтверждающий согласие с этим законом и фраза – но и псы едят крохи, которые падают со стола господ – подтверждение этого закона. И совершенно естественен ответ Христа – о женщина! Велика вера твоя;Именно о вере в то, что евреи люди, а остальные народы животные и говорит Иисус – велика вера твоя.
Оценили 9 человек
46 кармы