Проблема отличника

7 2494



С ужасом читал возражения противников компьютерных игр. Главное возражение звучало примерно так: «в игре нет опасностей, всегда можно загрузиться и попробовать ещё раз, а в жизни всё по-настоящему, ничего исправить нельзя». Я не шучу, мне вот так прямо и писали — дескать, очень важно объяснить ребёнку, что если ты проиграл в реальной жизни, то это бесповоротно и навсегда:

https://fritzmorgen.livejourna...

Сейчас я многим открою глаза на очень важное свойство нашего реального мира. Мы все с вами ошибаемся, иногда по крупному. Вот в эту самую минуту кто-нибудь наверняка делает чудовищную ошибку, а в следующую минуту будет страшно ошибаться кто-нибудь ещё. Однако несмотря на этот вечный калейдоскоп ошибок, средняя продолжительность жизни в России достигла к настоящему времени 73,5 лет и продолжает расти.

Расшифрую для тех, кто думает, будто он «не в компьютерной игре». Если только мы не делаем что-то совсем уж отмороженное, типа заплывов в нетрезвом виде или езды на мопеде без шлема, наши ошибки обычно не заканчиваются гибелью. Наши ошибки приводят ровно к тому же, что и в компьютерной игре — мы теряем какие-то ресурсы, страдаем и... продолжаем играть дальше.

Уволили с работы? Ищем новую, находим, работаем опять. Машина попала в ДТП? Чиним, красим, ездим дальше. Вложили деньги в АО «МММ»? Осознаём, что реклама соврала, и что мы всё же не партнёры, а самые настоящие халявщики. Со вздохом списываем убытки.

Непоправимых вещей в реальной жизни на самом деле довольно мало. Так, например, один американец в какой-то момент запутался и задолжал банкам астрономическую сумму в 9 млрд долларов. И что бы вы думали? Он не отчаялся, продолжил барахтаться, разобрался со всеми долгами и даже через какое-то время президентом США. Аналогичные истории могут вам рассказать и многие бизнесмены, и просто взрослые люди. Президентов, конечно, среди них не так много, однако ошибок и проигрышей в жизни каждого из нас хватает с избытком.

Серьёзнейшая проблема школьного воспитания заключается в том, что детям в головы пытаются вколотить чудовищно вредный принцип, принцип «ошибаться нельзя». Школьников ругают за ошибки и хвалят, если они... не ошибаются. В результате школьник довольно быстро воспринимает следующую порочную цепочку:

1. Ошибаться ни в коем случае нельзя.
2. Если ты ошибёшься, случится что-то непоправимое.
3. Старайся ничего не делать, чтобы ненароком не ошибиться.
4. Если всё же ошибся, забивайся в угол, закрывай голову ладонями и плачь. Игра окончена, ты проиграл.

Компьютерные игры, как это ни парадоксально звучит для выпускников наших школ, учат куда как более реалистичной картине мира.

1. Если будешь идти вперёд, ты обязательно дойдёшь до цели.
2. Нет ничего страшного в том, чтобы упасть. Упал, поднялся, отряхнулся, идёшь дальше.

Особенно хороши, кстати, сетевые игры. Если в однопользовательской игре компьютер зачастую поддаётся, создавая для пользователя лёгкую прогулку вместо серьёзного испытания, в игре против живых людей (типа той же «Доты») волей-неволей приходится в половине матчей проигрывать, так как компьютер подбирает примерно равных по силе противников. Это даёт людям важный опыт: они учатся достойно встречать поражение и продолжать играть даже после того, как пару раз подряд потерпят неудачу.

Вы можете представить себе в школе отличника, регулярно хватающего двойки? Очевидно, нет, ведь тогда он не был бы отличником. Однако в реальной жизни получать «двойки» и проигрывать придётся регулярно. Чтобы получать в реальной жизни сплошные пятёрки, надо выбрать себе заведомо заниженный уровень сложности — начать работать курьером или вахтёром, к примеру, и отказаться от построения каких бы то ни было отношений. К чему приведёт такая стратегия уже лет через 10, полагаю, пояснять не надо.

Некоторые, впрочем, проигрыша даже не ждут, они выходят из школы уже заранее проигравшими. Они родились в небогатой семье, у них не самая привлекательная внешность и не самый острый ум. Наконец, они живут в России, а не в той стране, в которой, как они полагают, находится идеальная почва для расцвета их талантов. По их мнению, исправить тут ничего нельзя, и на их жизнях с самого начала был поставлен крест.

В компьютерных играх это классическая ситуация на старте: главный герой часто начинает с уровня ниже нуля, находясь по несправедливому обвинению в тюрьме, например. Опытный игрок знает, что начинать с малого — это норма. В школах однако идея неисправимости прямо-таки витает в воздухе, учителя любят запугивать детей идеей единственного шанса: "этот экзамен повлияет на всю вашу жизнь", "ставьте произношение сразу, иначе потом уж не выправить", "не будешь заниматься спортом сейчас, так и останешься навсегда мешком на палочках".

В клинических случаях, которые сейчас, к счастью, встречаются пореже, преподаватели даже выносят детям приговоры в духе "такой-то предмет это не твоё". Наивные дети приговорам верят — особенно в случаях, когда приговор выносит какое-нибудь заезжее титулованное светило, отбирающее детей в кино в или в музыкальную школу.

Хорошие школьники воспринимают жизнь примерно так. Всем при рождении выдают волшебные телевизоры: кому-то плазму с большой диагональю, кому-то маленькие и чёрно-белые, типа тех, что стояли раньше в каморках у охранников. Главная задача людей — не потерять пульт и не посадить кинескоп, так как в случае чего ни купить новый телевизор, ни починить старый будет уже нельзя. Умные люди заворачивают пульты в полиэтилен и смирно сидят до старости на диване. Глупые — нелепо дёргаются, делая ошибки в бесплодных попытках изменить свою заранее предопределённую судьбу.

Подведу итог

Очень много ошибок, зачастую трагических, люди совершают только потому, что считают любые ошибки и неудачи окончательными. Школа этот опасный предрассудок усугубляет, а вот компьютерные игры, напротив, могут помочь в лечении этой проблемы: в играх герои зачастую оказываются в крайне затруднительных положениях, но всё равно в итоге выходят из них и успешно доходят до финала, пусть и не всегда с первого раза.

Фриц Моисеевич Морген

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Обсудить
    • gyx
    • 7 сентября 2018 г. 13:27
    Так-то оно так. Тут другой момент упускается. Все хорошо, что в меру. Зависимость от компьютерных игр не вымысел, а данность. Дети, а именно они в большей степени, учатся жить в виртуальном мире, мало зная о реальном.
    • Olga
    • 7 сентября 2018 г. 13:29
    Игры играм рознь. Есть откровенно жестокие и агрессивные, есть вполне себе полезные стратегии, по ходу которых можно узнать немало исторических фактов, а есть вообще прилизанный толерантностью конструктор, типа симов. Так что это как вопрос с интернетом, который может обучать, а может быть источником детского порно. Но я бы лично выдвинула возражения против игр, касающиеся во-первых, здоровья, ибо в игры, увы, не играют часик, обычно они захватывает на целый день, для ребенка, особенно маленького это очень вредно, сажает зрение. Дни на пролет проводимые практически в неподвижности плохо сказываются на общем здоровье и развитие скелета. Ну и второе возражение, не знаю, как его толком выразить. После компьютерных игр, часто дети теряют интерес к реальной жизни. Ну что тут поделаешь, сама по себе она серовата и скучна. Чтобы открыть все ее прелести надо трудится, строить ее, открывать, копить деньги на путешествия с помощью скучной работы. Короче, с компом проще, там хоть герой и преодолевает трудности по ходу квеста, и все ж, не ребенку ж самому приходиться терпеть холод, усталость, боль, а компьютерному человечку, а в жизни то оно все иначе. И дети просто уходят в мир виртуальный, а став взрослыми, не интересуются ни любовью ни дружбой, а буквально живут у компа. Говорю о том, что приходилось видеть реально. Не у всех наверное так, но опасность есть. Опасность подмены реальной жизни виртуальной. Все, что вы сказали насчет школы абсолютно поддерживаю. Самой пришлось через это пройти. во всех планах, и через боязнь ошибок, и через навешанные ярлыки.
  • Аргументы автора - это такой катехезис геймера-задрота. Игра - это жалкий суррогат жизни, и до того момента, когда она перестанет им быть, очень далеко, что бы ни писали разные графоманы, марающие бумагу в жанре ЛитРПГ. От постоянного именования правил игры "игровой механикой" никакой механики в этих правилах не появится.
  • Спасибо, Олег! Взгляд на компьютерные игры с неожиданной точки зрения. И он верный! Но верный только до того момента, пока мы рассматриваем именно указанные Вами игры, одно- и многопользовательские. Я вижу проблему в том, что многие пользователи вовсе не играют в такие достаточно сложные игры типа "Дота" или Tanki.su. Они играют в простейшие казуальные игры, заполняя пространство разноцветными кубиками или пуляя птичками по свиньям. И вот игры - это уже не развитие, а деградация. Вот таких людей реально жалко.
  • Ага. Ну ошибся оператор АЭС и бац... какой-нибудь Чернобыль - с кем не бывает. Ошибся пилот гражданского самолета - 200 трупов... ну подумаешь, ошибся при разминировании... подумаешь - ошибся и высунулся из окопа где не надо... Подумаешь, конструктор ошибся в проектировании здания и оно рухнуло... и так далее... так, автор? Вон кто-то ошибся и просверлил отверстие в Союзе. Ну и замазал - с кем не бывает... Игры растят - безответственных дегенератов. Таких очень хорошо сажать за управление беспилотником и отдавать им приказы выжигать напалмом города...