Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Горе от занудности

71 2178



К вопросу о министре образования Хакасии, случайно приписавшей «Горе от ума» перу Александра Радищева. Вопрос вовсе не в том, почему она допустила ошибку — из-за усталости или, может, из-за того, что и вправду плохо помнит уже школьную программу. Вопрос в том, почему это стало новостью федерального масштаба:

https://ria.ru/20190625/155587...

Когда пару лет назад министр здравоохранения какого-то региона рассказал, что у женщин в детородном органе установлен счётчик входящих, суть проблемы была ясна — медициной целого региона управляет явно некомпетентный человек. С авторством «Горя от ума» ситуация обратная — это сугубо второстепенный вопрос, который не имеет прямого отношения к профессионализму министра.

Я прочёл за свою жизнь несколько тысяч книг, и могу заявить вам со всей ответственностью две вещи.

1. Из школьной программы можно вычеркнуть половину литературы, и качество образования при этом не понизится ни на йоту. Да, «Евгения Онегина» тоже можно вычеркнуть. Да, «Войну и мир» тоже.

2. Механическое прочтение русской классики даёт подросткам очень мало: даже у умных школьников, способных читать (а не пролистывать) тексты XIX века, нет ещё нужного жизненного опыта, чтобы осознать мотивы героев и оценить глубину мысли авторов.

К сожалению, у нас господствует формальный подход к образованию. Если кто-то не помнит автора «Горя от ума» — это ужас и катастрофа. Если кто-то читает Александра Грибоедова и не понимает его — это абсолютная норма.

Вы меня знаете: вместо обычного жареного меню из чернухи с клубничкой я предлагаю читателям блога обсуждать довольно сложные материи. Неподготовленным людям читать меня скучно, так что за 12 лет у меня сформировалась интеллектуальная, мыслящая аудитория: возможно, самая продвинутая во всём «Живом Журнале».

Реклама


Несмотря на это каждый день я открываю комментарии, и каждый день привычно обнаруживаю, что кто-то понял мой текст частично, кто-то понял мой текст неверно, а кто-то не понял мой текст вообще.

Так вот, русские классики поднимают более серьёзные темы и пишут о них гораздо более тяжёлым языком: во-первых, потому что они классики, и, во-вторых, потому что нас разделяет более века потрясений и изменений. Школьникам, даже самым смышлёным, классики непонятны.

Я вижу в этом главную беду или, пожалуй, даже катастрофу российского образования. Мы подменили содержание формой: мы взвиваемся возмущёнными воплями, когда кто-то не помнит имени-отчества Баха, но при этом по умолчанию даже не ожидаем, что культурный человек сможет исполнить на фортепиано хотя бы одно произведение великого немца. Вместо того, чтобы учить детей ездить на велосипеде, мы заставляем их перечислять производителей манеток и запоминать имя изобретателя рокринга.

Всё это напоминает мне анекдот про человека, потерявшего ключи в тёмном дворе, но искавшего их под уличным фонарём. Когда его спросили, почему он не ищет ключи там, где потерял, чудак ответил, что искать удобнее там, где светлее. Ровно так живём и мы — оцениваем детей и взрослых не по реальному уровню культуры, измерить который проблематично, а по знанию третьестепенных, сто лет никому не нужных фактов.

На днях прошла новость: русскоязычным игрокам «WoW Classic» выделили отдельный сервер, дипломатично сославшись на мифические трудности с кириллицей. Мы — единственные обладатели персональной зоны, остальные будут играть на общих серверах:

https://shazoo.ru/2019/06/24/8...

Причина, по которой именно русских отправили в отдельный загончик, очевидна любому сколько-нибудь опытному пользователю интернета — уровень нашей бытовой культуры очень низок. Там, где европеец, японец или американец промолчат, русский будет долго и матерно ругаться в адрес товарищей по команде.

Один из корней этой нашей «культурной особенности» следует искать именно в школах, ибо там детям вбивают в голову убеждение, будто обрушиваться с руганью на тех, кто совершает несущественные ошибки — это абсолютная норма.

Подведу итог

Я не знаю, по какой причине министр образования Хакасии перепутала Грибоедова с Радищевым. Вместе с тем, я совершенно уверен, что бытовая сварливость, — готовность вслух ругать знакомых и незнакомых людей по любому поводу, — это серьёзнейшая культурная проблема России, которая, к сожалению, уже давно и хорошо заметна даже за пределами нашей страны.
 

https://olegmakarenko.ru/16078...

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
  • Если бы это был министр здравоохранения - можно было бы и согласиться. Но это же министр культуры и это его профиль, вообще-то Просто возмущает общая некомпетентность власти, даже в области профильных знаний
  • С авторством «Горя от ума» ситуация обратная — это сугубо второстепенный вопрос, который не имеет прямого отношения к профессионализму министра.//// Имеет самое прямое. Прямее некуда. Не только министр, но каждый россиянин должен знать, кто автор бессмертной комедии.
  • Из школьной программы можно вычеркнуть половину литературы, и качество образования при этом не понизится ни на йоту. Да, «Евгения Онегина» тоже можно вычеркнуть. Да, «Войну и мир» тоже. //// Вы шутите? Или отрабатываете чей-то заказ?
  • Механическое прочтение русской классики даёт подросткам очень мало: даже у умных школьников, способных читать (а не пролистывать) тексты XIX века, нет ещё нужного жизненного опыта, чтобы осознать мотивы героев и оценить глубину мысли авторов. //// Не считайте всех поголовно дебилами.
  • Так вот, русские классики поднимают более серьёзные темы и пишут о них гораздо более тяжёлым языком: во-первых, потому что они классики, и, во-вторых, потому что нас разделяет более века потрясений и изменений. Школьникам, даже самым смышлёным, классики непонятны.//// Это сильно. Особенно про "тяжёлый" язык классиков. Не классики страшны для неокрепших умов. По-настоящему тяжёлый язык льётся из телевизоров всей страны: компетенции, квесты, месседжи, снежные шторма, бук-кроссинги, дорожные карты - всё это (выражаясь их же птичьим наречием) красный уровень опасности для нашего языка. Вот что страшно. А классиками наших школьников не испугаешь.