Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Должны ли мы поддерживать отечественного производителя?

20 2002



Стоило мне упомянуть вчера Фредерика Бастиа, как читатели немедленно напомнили его иезуитские построения с оправданием ортодоксального либерализма. И действительно, если некритично читать месье Бастиа, можно поверить, что изобилие дешёвых импортных товаров — это большое благо для экономики.

Вот характерный отрывок из экономического софизма «Что-то ещё», который я настоятельно рекомендую прочитать, равно как и книгу «Что видно и чего не видно»: вряд ли вы сумеете найти где-либо более стройное и увлекательное изложение либеральных экономических взглядов, сжатое до нескольких десятков страниц. В этом отрывке автор наглядно показывает, почему поддержка отечественного производителя — это большая глупость:

— Помните, как Робинзон Крузо без пилы взялся сделать доску?
— Да, он срубил дерево и потом, обтёсывая его топором с правой и левой стороны, довёл до толщины доски.
— Он, я думаю, долго трудился над этим?
— Целых две недели.
— Чем же он питался в это время?
— У него были запасы пищи.
— А что сделалось с топором?
— Он совершенно иступился.
— Очень хорошо. Но вы, может быть, не знаете, что в ту минуту, когда Робинзон только что принялся за работу и поднял топор, он увидел доску, выброшенную на берег?
— Какое счастье! Он верно тотчас бросился к ней?
— Это было первым его побуждением, но он остановился и так рассуждал сам с собою: «Если я пойду за доской, мне придётся тащить её, и я потеряю много времени, чтобы спуститься с крутого берега и опять взобраться на него.
Если же я сделаю доску своим топором то, во-первых, я обеспечу себя работой на две недели, потом я иступлю свой топор, что даст мне работу по его заточке, наконец, я съем всю провизию, а это третий источник труда для меня — мне необходимо будет вновь запастись ею. Труд составляет богатство. Ясно, что я разорюсь, если возьму выброшенную на берег доску. Мне нужно покровительствовать своему личному труду; и ещё я могу создать себе дополнительный труд, если я пойду и брошу эту доску обратно в море!».
— Но ведь такое рассуждение нелепо!
— Положим так. Тем не менее оно принято на вооружение каждым народом, который покровительствует себе запрещением ввоза иностранных товаров. Он отталкивает доску, которую предлагают ему в обмен за небольшой труд, думая тем самым дать себе больше работы...

Представьте, коллеги, вы перенеслись в XIX век и, сидя в парижском кафе с круассаном в руке, рассказываете Фредерику Бастиа о том, как в России поддерживают пошлинами отечественного производителя. Месье Бастиа поднимает вас на смех, показывая глупую ошибку Робинзона Круза.

Сможете ли вы достойно ответить знаменитому экономисту?

Фриц Моисеевич Морген

"Половина французов висят на деревьях". А "Правый сектор" вообще расформировывают
  • ATRcons
  • Сегодня 10:19
  • В топе

Когда утром 15 апреля хорошо прилетело в Славянск, куда накануне, по слухам, прибыло в районе 100 французов - "артиллеристов" и "консультантов", известный координатор николаевс...

"Евреи — нация львов". Израиль сбросил маску жертвы

Гилад Эрдан, постоянный представитель Израиля при ООН: «Эта атака пересекла все возможные красные линии, и Израиль оставляет за собой право ответить. Мы не лягушки в кипящей воде ...

"Это пустые полки, просто пустые" - прогноз для России уволенного сооснователя ВШЭ. Констатация "катастрофы"
  • Beria
  • Сегодня 12:05
  • В топе

Один  из  основателей  ВШЭ (с  2023 уволенный),  экономист  Игорь Липсиц,   свою  кандидатскую  защитивший  ещё   при Брежневе,  а ныне ...

Обсудить
  • А что тут объяснять-то? И так всё понятно: интересы отдельного члена общества и общества в целом прямо противоположны - отдельный человек, не имеющий моральных установок, хочет выжить любой ценой, даже за счёт других членов общества. Даже если общество умрёт, а он выживет - он выиграл. Общество может выжить только если выживет довольно большое количество его членов. Это количество определяется окружающей действительностью, сейчас на пример, оценка жизнеспособного общества - 500 миллионов человек, и к российскому обществу фактически присоединены те страны, куда мы поставляем оружие, продовольствие и пр.. Когда ты один, взять готовую доску - правильное решение. Когда ты живёшь в обществе, взять чужую доску означает присоединиться к чужому обществу и помаленьку убивать своё. Т.е. тебе надо быть готовым влиться в чужое общество. Насколько безболезненно вливание в западное общество - посмотрите на Руину.
  • Труд конечно это хорошо, но вмеру и отнюдь не 12 часов, как некоторые считают. За 8 часовой рабочий день в свое время поливали кровь. А вообще считается, что главное богатства, кроме здорового желудка, счета в банке и личного повара,это именно СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ.
  • Француз - - побегу за той доской на берег -*пригодится. Хохол- - щас достругаю бревно,продам, а доска вон она,на берегу! Еврей - - Таки доска внизу -но далеко,бревно здесь,но надо работать, пойду посмотрю,что Талмуд говорит... Амер - - Так,доска внизу - моя, бревно мое,лес вокруг тоже,возьму топор,пройдусь,кого-нибудь встречу,жрачку отберу. Русский - - Смотрю на этих долбо***бов и понять не могу,на фига им доски, если МЧС уже вылетело за нами?
  • Нет, не должны.
  • Внешние источники товаров и услуг душат местного производителя, что сокращает рабочие места и снижает покупательную способность рынка. Это раз. Рост безработицы разоряет государство, которое с одной стороны недополучает налогов, а с другой вынуждено платить лишние пособия по безработице. Это два. Если вдруг поведение государства импортера не понравится экспортеру, он может надавить на него прекращентем экспорта. Это три. Снижение доходов государства импортера приводит к необходимости внешних займов у МВФ, а это прямой путь в тупик, из которого еще никто не вылез. Это четыре. Отсутствие работы вызывает эмиграцию, отсюда депопуляция и вырождение нации. Это пять.