Арийский триколор

0 1532

«Одна река была как белый день, другая – черная, как ночь, а волны третьей были пламенем…»- песню популярной группы «Виа-Гра» крутили почти беспрерывно. Следует ли искать смысл в заведомо бессмысленных текстах современных «поющих трусов»? А так ли они бессмысленны?

Белый. Черный. Красный. Черный иногда замещается синим. Это сочетание цветов постоянно встречается в эпических преданиях. «Мой бело-синий платок окрасился кровью», - плачет Гудрун над убитым мужем Сигурдом в «Старшей Эдде». В ирландской саге «Изгнание сыновей Уснеха» рассказывается о том, как прекраснейшая дева Дейдре, выйдя из дворца, увидела ворона, склевывающего капли крови, пролитые на снег. Восхитившись красотой этой картинки, она сказала: «Я выйду замуж за того, у кого лицо будет белое, как снег, румянец красный, как кровь, волосы черные, как вороново крыло». Вариант: кожа белая, как снег, румянец красный, как кровь, глаза синие, как небо. Идеал красоты. Идеальное сочетание цвета. Белый. Черный (Синий). Красный.

Иванушка-Дурачок произносит заклинание, вызывая волшебного коня-помощника: «Сивка-Бурка-Вещая Каурка, встань передо мной, как лист перед травой». Три ночи велел умирающий отец сторожить могилу своим трем сыновьям по очереди. Каждую ночь прибегал конь. Все три коня достались младшему Иванушке-Дурачку, который соглашался отдежурить за старших братьев. Сивка. Бурка. Каурка. Белый. Черный. Рыжий. Их так и изобразил Васнецов в картине «Три богатыря». Илья Муромец в центре на вороном Бурушке-Косматушке. Добрыня Никитич на белом – сивом. Алеша Попович на рыжем – кауром.

Илья Муромец - крестьянский сын - закономерно восседает на черном коне. Добрыня Никитич - боярин - получил аристократического белого коня. Алеша Попович - рыжего. Надо бы, наоборот, однако по реконструкциям славянского эпоса Алеша имеет прозвание Попелюх, т.е. Огненный, и только с течением времени не очень понятное слово Попелюх было заменено на более понятное Попович, а там и отца присочинили. 

Европейские страны раскрасили свои флаги в три цвета – белый – синий - красный. Синий может быть заменен на черный. Белый иногда меняют на золотой. После долгих дебатов Россия также остановила свой выбор на триколоре. Просто так?

Устойчивые ассоциации, вызываемые тем или иным цветом, косвенно объясняются физиологией человеческого мозга. Например, известно, что красный цвет действует возбуждающе, высвобождая скрытую агрессию, зелёный, наоборот, успокаивает. Однако, тот факт, что у разных народов цветовая символика различна, а иногда и прямо противоположна, наводит на мысль, что в придании цвету того или иного значения большую роль играли мифологические причины, чем психофизиологические. Например, у европейцев традиционный цвет траура – чёрный, у японцев – белый. Жёлтый цвет связан у европейцев с представлением о нечистотах, для буддистов – это цвет святости. Словосочетание "желтая вера" вызывает у нас недоумение. Из всего многообразия окрашенных явлений человек отбирал лишь некоторые.

Белый – цвет дня, связывался с идеей разлитого во вселенной животворящего свечения. Солнце воспринималось не объектом, а субъектом света, свет мыслился отдельно от Солнца ("вещь бо есть солнце свету"). С идеей света связывалась идея "дня", "жизни".

В ведической концепции белый цвет соответствовал святым, избавленным от перевоплощений – страданий и обретшим блаженный переход в высшие сферы. Белую варну имела каста жрецов. Белое сияние испускал лик Шивы, который считался живым воплощением Ишвары, Верховного Бога, трансцедентной, надмировой сущностью.

Белый свет – весь видимый мир, вся Вселенная, и соответственно, Бог – создатель этой Вселенной. В "Слове о твари и днии рекомом недели", относящемся к XII-XIII векам, осуждался культ Света: "…невернии, написавше свет болваном кланяются ему", одновременно эти язычники "творца хулять", т.е. Свет противопоставляется христианскому Богу – творцу.

Итак, "белый" – это служитель Бога, приближенный к Богам, сопричастный Богу, излучающий отраженный свет божественной мудрости, святой. "Кто светел – тот и свят" – поётся в песне Бориса Гребенщикова, доносящей понятия трёхтысячелетней давности до нашего времени. Естественный белый цвет одежды воспринимался как символ магического оберега, защищающего жизнь человека от потусторонней нечисти.

Синий и чёрный цвета в мифологическом мировосприятии часто смешивались, замещали один – другой, как например в хэттском заклятии "Смотри! Я беру от заклятого слова (возникшую) черноту и голубизну. По причине заклятого слова, он стал чёрным, стал голубым". У хэттов чёрный и голубой цвета связывались с потусторонним миром.

Однако, у славян, несмотря на некоторую взаимозаменяемость этих цветов, идущую, видимо от древнейших времён, семантика синего и чёрного всё-таки различалась. Чёрный цвет, из противопоставления белому, остался в значении преисподней, олицетворяя мир "мёртвой жизни", часто враждебный миру жизни живой. Интересно, что в арийской традиции чёрный цвет сочетался с красным. Красный связывался с горящим огнём, струящейся кровью, чёрный – прогоревший огонь, свернувшаяся кровь. Огонь был символом преодоления потустороннего мира, а чёрный его воплощал. Сочетание чёрного пути и алого сопутствовало самому Агни, связующему постусторонний земной и небесный миры.

Сочетание  чёрного и красного берёт начало в верхнем палеолите, в пещерной живописи солютре (15 тысяч лет до н.э.). В пещере Ласко чёрные лошади соседствуют с красной,  на фоне белого быка,  а в Эль-Кастильо (Сантадер) женские знаки выполнены в красном цвете, а мужской знак – в чёрном.

Синий цвет так же отображал землю, но землю – "подательницу благ", это – "Мать-сыра земля", что являлось не просто метафорой увлажнённой пашни, готовой к посеву. Идеограммой земли служит волнистая линия, т.е. налицо сочетание понятий земли и воды. В орнаменте корни растений часто перетекают в рыб, т.е. существовала идея неразрывной земли-воды, символом которой и служил синий цвет. Это может показаться странным, но с другой стороны за века существования охотничьей культуры основной подательницей блага – еды, выступали реки с их изобилием рыбы, и вплоть до XIX века незаменимый животный белок русский крестьянин получал, потребляя рыбу.

Зародившись ещё в палеолите (10 тысяч лет до н.э.) идея реки-кормилицы, трансформировалась в земледельческой культуре в идею земли-кормилицы. При этом двойственность восприятия осталась, в том числе в символике цвета. В индуистской мифологии тёмное сияние испускал лик Вишну, чьей аватарой был вепрь – животное, неразрывно связанное с землёй.

Красный цвет – цвет горящего пламени, крови, восхода и заката, связывался с идеей жизни, жертвы, символизируя не столько сами явления, сколько состояние перехода из одного мира в другой. В этом смысле красный цвет выражал активное начало, идею вечного движения, круговорота вселенной от рождения к смерти и, опять, к воскрешению. Индивидуальная человеческая жизнь уподоблялась пламени. Смерть – угасание последней искры жизни, превращение в пепел и золу.

Но, так же, как возгорается вновь пламя при ударе кремнем о кресало, воскреснет и человек. В древнеиндийской "Теологии Вишну" описана связь переселения душ с "варнами" – цветами. "Покрасневшей" душе надлежало вновь воплотиться в человека, и это правило было навечно закреплено за варной воинов-кшатриев.

Красный цвет приписывался индоевропейскому по своему происхождению "Дьяусу", "Небу", его индскому сыну Индре, красное свечение испускал лик Брахмы.

 В Древнем Риме существовал обряд окрашивания лица Юпитера в красный цвет. Род – главное божество славян, был связан с красным цветом, "рдяный", "родрый", одновременно этот Бог вдувает жизнь в людей. Таким образом, налицо связь между красным цветом и человеческой жизнью.

Сочетание всех трёх цветов, обычных для индоевропейского фольклора, может обозначать мир во всей его целостности: белый цвет – явь, чёрный цвет – навь, красный – жизнь, как переход из нави в явь. «Одна река – как белый день, другая – черная, как ночь, а воды третьей были пламенем»… Это текут мировые реки, впадая в Океан – Космос, где нет ни дня, ни ночи, ни жизни, ни смерти.

Цветовая символика ариев была, как показано выше, связана с «варнами», тремя основными кастами арийского общества. – жрецами – брахманами, воинами – кшатриями, трудовым людом – шудрами. Белый – приближенный к Богам – служитель богов – брахман. Красный – проходящий сквозь смерть – воин – кшатрий. Черный – приближенный к земле и богатству, которое дает земля, - купец, земледелец – шудра. Понятие «черный люд» первоначально не несло оскорбительного смысла, обозначало просто «трудовой люд», «деловой человек», «бизнесмен», как сказали бы мы сейчас.

Французский ученый Жорж Дюмезиль, изучая распространение сказок о трех братьях, нашел, что данный сюжет распространен на территории, некогда заселенной ариями и является этническим маркером данного народа, являющегося, в том числе, и нашим предком. Три брата, владеющие тремя конями разной масти, являются фольклорным отражением разделения арийского общества на три касты-варны в соответствии с возрастным разделением труда.

Младшая варна – неженатые юноши, им предстоит завоевание статуса, богатства, жены, это – воины, отправляющиеся в грабительские набеги, но они же встанут на защиту племени, когда в том появляется нужда.

Но вот юноша накопил богатство, обзавелся женой, часто взятой в полон. Он проходит посвящение и переходит в следующую возрастную категорию – хозяина-труженника. Обычай запрещает ему ходить в рискованные вылазки, он ведет хозяйство, воспитывает детей, приумножает свое богатство.

С течение времени уже зрелый муж овладевает всей мудростью предков. Он знает ритуалы, обычаи, он приближен Богам, ибо если человек смог дожить до седин в то нелегкое время, значит, Боги благоволили ему, он овладел удачей. Человек переходит в следующую категорию – жреца-брахмана.

Первоначально каждый мужчина проходил в течение жизни все три ступени, но с развитием и усложнением общества произошла специализация на отдельном виде деятельности, причем наследственно закрепленная. Общество стало кастовым. Воин уже не мог заняться трудом. Жрец не мог проливать кровь. Труженик не смел служить богам. В Индии кастовость сохранилась и поныне. В Европе касты преобразовались в сословия. Три европейских сословия: священник – воин (рыцарь, дворянин) и работник.

Идея о том, что человечество разделено на три варны по видам деятельности сохранялось до позднего Средневековья. Так Мауро Орбини пишет, что праотец Ной «провидев три состояния будущей жизни человеческие, назначил свой уряд (чин) трем своим сынам, чтобы каждый из них согласовался своему определенному званию. Рек Симу: иди яко Священник, исправляя божественную Службу. Хаму же трудися, возделывая землю и поля и обучаяся художеству рукодельному. Иафету – правительствуй и защищай яко Царь, и обучайся оружию яко воин. Которое приказание или завет Ноев был потом охраняем ненарушимо от потомства его сынов». Потомками Иафета признаны все европейские народы, но Мауро Орбини особенно подчеркивает, что его сыновья были русы-славяне. Русы – рудрые, рыжие, т.е. символом сыновей Иафета является красный, потомками Хама, как известно, считались негры, т.е варну работников символизирует черный цвет, символом потомков Сима, ставшими Священниками, реконструируется белый цвет. Сыновья Ноя разошлись по сторонам света: Хам завладел Южными Землями, Сим – Северными (относительно Хама), а Иафет – Западными.

«Всея Русь» - весь Белый Свет - также распадалась на три части, каждая из которой имела свой цветовой символ: это Белая Русь (дожившая до наших дней), Черная Русь, воспоминанием о которой является город Чернигов, и Червонная (Красная) Русь (ныне позабытая). Части Руси имели географическую привязку: Белая Русь располагалась на Севере, что имело символическое значение, ибо понятие Севера связывалось со священной страной предков, с понятием Верха и Святости. Черная Русь располагалась на Юге, направление, противоположное Верху, т.е. Низ, внизу располагалась Преисподняя, с которой связывалось понятия Богатства. Червоная Русь находилась на Западе, это Закатная Страна, куда уходит ночевать Солнце, а путь Солнца – это путь Геройства, Подвигов, Славы и Бессмертия. Ой, недаром Рюрика пригласили с Запада. На Красном Западе жили природные Воины и Цари.

Государство – объединяет все три касты – белую, черную, красную. Труженик создает богатство нации. Воин его защищает. Жрец блюдет ритуалы, дабы обеспечить благосклонность Богов.

Арийский триколор – символ единства мира, единства общества, универсальный символ жизни. 


Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...