Роботы не заменят людей, потому, что уже заменили.

6 509

31/03/2020 - 20:01 | Mag0sКазахстан  -  1 251

Ком­мен­та­рии к статье Ста­ни­сла­ва Без­ги­на "Мы пахали, Я и трак­тор. Об уни­каль­ном ха­рак­те­ре труда."

Если ко­рот­ко, то в целом, мысли из­ло­жен­ные в упо­мя­ну­той выше статье верны, но с уточ­не­ни­я­ми. Нужно лишь за­ме­нить "при­ба­воч­ную сто­и­мость" на "при­ба­воч­ный про­дукт", и тогда да, автор прав - во многом, со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция по­лу­чи­лась такая, какая она есть, за счет до­пол­ни­тель­ной энер­гии, в ос­нов­ном, из­вле­ка­е­мой из земных недр. 

Мно­го­крат­но вырос при­ба­воч­ный про­дукт, а вот при­ба­воч­ная сто­и­мость в этом про­цес­се, всего лишь опи­сы­ва­ет вза­и­мо­дей­ствие ше­сте­ре­нок внутри ка­пи­та­лиз­ма. 

То, что ме­ха­низм при­во­дит­ся в дей­ствие внеш­ней силой, для самих ше­сте­ре­нок просто кон­стан­та, ко­то­рую они не за­ме­ча­ют, так же как спортс­мен со­рев­ну­ю­щей­ся в прыж­ках в высоту не держит в голове закон все­мир­но­го тя­го­те­ния Нью­то­на, так как он оди­на­ко­во дей­ству­ет и на него, и на его со­пер­ни­ков, в день со­рев­но­ва­ния он такой же, как и в дни тре­ни­ро­вок. 

В этом, кстати, глав­ная про­бле­ма гря­ду­ще­го, а может уже и на­сту­пив­ше­го де­фи­ци­та энер­гии - пока она до­ступ­на всем, никому нет дела до того, какой будет жизнь после того, когда до­ступ­ной энер­гии будет все меньше. 

А сни­же­ние, как тут вы­ра­жа­ют­ся, "энер­ге­ти­че­ской пайки" - не обя­за­тель­но при­ве­дет к об­валь­но­му со­кра­ще­нию объема при­ба­воч­но­го про­дук­та - просто, сейчас много энер­гии тра­тит­ся на "раз­вле­ка­ло­во". Но об этом - позже.

Уточ­не­ние: термин "при­ба­воч­ный про­дукт", в моем по­ни­ма­нии, опи­сы­ва­ет­ся таким при­ме­ром: есть кре­стья­нин на юге и есть кре­стья­нин на севере. Оба воз­де­лы­ва­ют землю, но у того, что ра­бо­та­ет на юге - уро­жай­ность выше за счет луч­ше­го кли­ма­та. 

Больше энер­гии солнца - больше урожай, хотя ра­бо­та­ют оба кре­стья­ни­на оди­на­ко­во. Точно так же, ра­бо­чий, к чьему труду при­бав­ля­ет­ся энер­гия угля или нефти (прямо или кос­вен­но), выдает на гора больше про­дук­та, чем ра­бо­чий рас­по­ла­га­ю­щий только ре­сур­са­ми своего соб­ствен­но­го ор­га­низ­ма.

Тру­до­вая теория сто­и­мо­сти, в мак­си­маль­но упро­щен­ном (мной) виде, по­сту­ли­ру­ет оче­вид­ное и неопро­вер­жи­мое на­блю­де­ние - че­ло­век, по­ку­пая товар или услугу, платит не только за ЧТО-ТО, но, что более важно, он платит КОМУ-ТО. 

Купили новый те­ле­фон в ма­га­зине элек­тро­ни­ки - пе­ре­да­ли свои деньги всем людям, ко­то­рые участ­во­ва­ли в раз­ра­бот­ке, про­из­вод­стве и транс­пор­ти­ров­ке этого те­ле­фо­на. Но про­да­ли вам его не по се­бе­сто­и­мо­сти, а с на­цен­кой, чтобы фирмы участ­ву­ю­щие в про­из­вод­стве и ре­а­ли­за­ции, по­лу­чи­ли при­быль - по­лу­чи­ли денег больше, чем вло­жи­ли в про­цесс, отбили ин­ве­сти­ции. 

И по­лу­ча­ет­ся это у них за счет ме­ха­низ­ма при­ба­воч­ной сто­и­мо­сти. А вот это уже объ­яс­нить на паль­цах не по­лу­ча­ет­ся, тут без цирка и коней не обой­тись. Что и будет далее. За основу возьму цитаты из статьи

Чтобы разо­брать­ся, в чем прав и в чем не прав то­ва­рищ Маркс, да­вай­те по­дроб­но рас­смот­рим сущ­ность труда и его уча­стие в со­зда­ние ци­ви­ли­за­ци­ей при­ба­воч­ной сто­и­мо­сти.

И начнем с по­сле­до­ва­тель­но­го рас­смот­ре­ния трех про­из­водств.

Для по­ни­ма­ния про­цес­са, нужно рас­смат­ри­вать четыре вида про­из­водств, а не три. Есть еще "ну­ле­вой уро­вень" - ручное про­из­вод­ство с по­мо­щью ручных же ин­стру­мен­тов. Без этого кар­ти­на непол­на, а значит - непо­нят­на.

 Для своего при­ме­ра я возьму такую про­фес­сию, как швея - так как в этом случае можно по­ка­зать раз­ни­цу между раз­ны­ми про­из­вод­ства­ми в цифрах. И при таком под­хо­де много проще объ­яс­нить, откуда бе­рет­ся при­ба­воч­ная сто­и­мость и в чем её при­ро­да

Первое про­из­вод­ство:

Име­ет­ся сарай, в ко­то­ром стоят станки с ножным при­во­дом для об­ра­бот­ки дерева. Пять­де­сят че­ло­век ра­бо­та­ют на этих стан­ках, про­из­во­дя ножки для сту­льев. Работа ве­дет­ся только днем (пока светло) и только десять ме­ся­цев в году. Зимой в цеху слиш­ком хо­лод­но, и проще от­пра­вить ра­бо­чих за­го­тав­ли­вать дре­ве­си­ну.

Под­ста­вим же перед этим первым про­из­вод­ством выше упо­мя­ну­тое "ну­ле­вое" - пол­но­стью ручной труд. Опыт­ная швея, ис­поль­зуя лишь иголку и нитку, до изоб­ре­те­ния швей­ной ма­шин­ки, могла делать 40 стеж­ков в час. Это её пре­дель­ная, а для нашего при­ме­ра, ба­зо­вая про­из­во­ди­тель­ность труда.

Пе­ре­хо­дим к ана­ло­гу пер­во­го про­из­вод­ства из цитаты - ставим швею к станку, а точнее, к швей­ной ма­шин­ке. К той, что изоб­рел Айзек Зингер в 1851-м году, с ножным при­во­дом. Ра­бо­тая на этом станке, швея могла делать (в сред­нем) 900 стеж­ков в минуту против преж­них 40 - про­из­во­ди­тель­ность её труда уве­ли­чи­лась на мно­го­крат­но. 

Без ис­поль­зо­ва­ния пара или элек­три­че­ства, здесь хва­та­ет му­скуль­ной энер­гии ноги на ножном при­во­де. И там где раньше швея успе­ва­ла сшить 1 ру­баш­ку, она теперь может сшить 15, с учетом потерь на при­лад­ки. 

И вот тут и по­яв­ля­ет­ся ка­пи­та­лист, ведь теперь он может по­лу­чить при­ба­воч­ную сто­и­мость. Фокус тут до непри­ли­чия прост - про­из­во­ди­тель­ность труда швеи вы­рос­ла в 15 раз, а пла­тить ей можно так, словно она ра­бо­та­ет по ста­рин­ке, с игол­кой и ниткой. 

Платим ей зар­пла­ту - деньги от про­да­жи 1 ру­баш­ки из 15, а вы­ру­чен­ное от ре­а­ли­за­ции остав­ших­ся 14 остав­ля­ем себе. В ре­аль­но­сти, ко­неч­но же, раз­ни­ца была не столь дра­ма­тич­ной, так как эти ру­баш­ки нужно про­да­вать де­шев­ле, чем те, что все ещё шьются по ста­рин­ке, тут есть момент кон­ку­рен­ции, однако, в такой си­ту­а­ции вполне ре­аль­ны 300% при­бы­ли. 

Нужно всего лишь арен­до­вать по­ме­ще­ние, по­ста­вить швей­ные ма­шин­ки и нанять мо­ло­дых де­ву­шек. Зо­ло­тая эра ка­пи­та­лиз­ма... Скачем дальше

Второе про­из­вод­ство:

Име­ет­ся теплый цех, с элек­три­че­ским осве­ще­ни­ем, в ко­то­ром стоят пять­де­сят стан­ков с элек­три­че­ским при­во­дом. На них ра­бо­та­ют пять­де­сят ра­бо­чих. В углу печка с уголь­ным отоп­ле­ни­ем. Ра­бо­чие про­из­во­дят ножки для сту­льев.

Меняем швей­ные ма­шин­ки с ножным при­во­дом на элек­три­че­ские. Они могут делать до 1600 стеж­ков в минуту. Про­из­во­ди­тель­ность труда швеи вы­рос­ла в... 2 раза, в одной от­дель­ной опе­ра­ции. 

Да, ка­за­лось бы, в аб­со­лют­ных ве­ли­чи­нах это 80 раз лучше, чем в ва­ри­ан­те с игол­кой и ниткой, но в от­но­си­тель­ных ве­ли­чи­нах, по срав­не­нию с преды­ду­щим этапом, это уве­ли­че­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда всего в 2 раза, на самом деле, даже меньше. Тут 300%-ми при­бы­ли даже и не пахнет. Но есть другие плюсы. 

Сами ма­шин­ки стали легче, де­шев­ле, проще в об­слу­жи­ва­нии, умеют делать более слож­ные стежки, и ими теперь проще осна­стить фаб­ри­ку в Бан­гла­деш, где труд де­шев­ле, потому что... Почему, объ­яс­ню ближе к концу текста. От­ме­тим, что это про­из­вод­ство вы­иг­ры­ва­ет кон­ку­рен­цию с преды­ду­щим. Пока же, по­ска­чем дальше

По­это­му да­вай­те пе­рей­дем к тре­тье­му про­из­вод­ству:

По­стро­ен так на­зы­ва­е­мый «темный цех», в ко­то­ром от­сут­ству­ют ра­бо­чие и осве­ще­ние (такие сейчас на­чи­на­ют по­яв­лять­ся в про­из­вод­стве). В цеху стоит ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ная линия, на ко­то­рую, с одной сто­ро­ны, первый робот-по­груз­чик грузит бревна, а, с другой сто­ро­ны, второй робот-по­груз­чик увозит кон­тей­не­ры с нож­ка­ми для сту­льев.

Меняем наших живых швей на без­душ­ных ро­бо­тов. И про­из­во­ди­тель­ность труда... Фак­ти­че­ски не ме­ня­ет­ся. По очень про­стой при­чине - ещё на преды­ду­щем этапе, шить быст­рее было уже нельзя. Нитки просто не вы­дер­жи­ва­ют более ин­тен­сив­ной работы швей­ных ма­ши­нок.

 Да и сами они, скорее всего тоже не вы­дер­жат, так как в про­цес­се работы на­гре­ва­ют­ся. Даже если пред­по­ло­жить, что они могут шить быст­рее, то не на­мно­го. Ну, до­пу­стим, в ещё 2 раза. Но сто­и­мость ро­бо­ти­зи­ро­ван­ных стан­ков на­мно­го выше, чем про­стых элек­три­че­ских. Оку­пят­ся они даже не за годы, а за де­сят­ки лет. Тут о 300% при­бы­ли и думать за­будь­те. 

И вот по­лу­ча­ет­ся, что в таком сверх­со­вре­мен­ном ком­плек­се, дей­стви­тель­но почти нет при­ба­воч­ной сто­и­мо­сти, так как нет опи­сан­ной выше су­ще­ствен­ной раз­ни­цы в про­из­во­ди­тель­но­сти труда. А значит, в сле­ду­ю­щей цитате...

Со­глас­но теории Маркса, данное про­из­вод­ство не спо­соб­но со­здать «при­ба­воч­ную сто­и­мость». Труда ведь нет. А ос­нов­ные сред­ства (сами по себе) «при­ба­воч­ную сто­и­мость» про­из­во­дить не спо­соб­ны.

Но ведь кон­тей­не­ры с нож­ка­ми увозят? Де­я­тель­ность ве­дет­ся? Ножки сто­и­мость имеют! Они даже более ка­че­ствен­ные, чем в первом про­из­вод­стве, и ко­ли­че­ство их го­раз­до больше. Как же так?

Дей­стви­тель­но, при­ба­воч­ной сто­и­мо­сти может и не быть. Но это не значит, что Маркс не прав, это лишь значит, что такое про­из­вод­ство в лучшем случае будет ра­бо­тать в ноль. И тогда оно ка­пи­та­ли­сту не нужно, и потому таких про­из­водств сейчас и нет. 

И кстати, для полной бес­плат­но­сти, за этими нож­ка­ми (или ру­баш­ка­ми) при­дет­ся идти к фаб­ри­ке самому. Если же хотите, чтобы вам их кто-то привез, этому че­ло­ве­ку за это надо будет за­пла­тить. Но тогда у них по­явит­ся сто­и­мость. 

Та самая, тру­до­вая. Это как с гри­ба­ми в лесу - бес­плат­ные, если самому со­би­рать. И имеют сто­и­мость, если лежат в ве­дер­ке ба­буш­ки, ко­то­рая со­бра­ла их для про­да­жи.

Я раз­би­раю только начало статьи, так как не ставлю себе задачу раз­би­рать все по­стро­е­ния автора, а только ука­зать на пару ошибок. И думаю, что в прин­ци­пе, если пе­ре­пи­сать пару слов и за­черк­нуть абзац другой, общий смысл текста не сильно из­ме­нит­ся. А пока, ещё немно­го цитат

Тру­до­вая теория сто­и­мо­сти

Эко­но­ми­че­ская теория, в со­от­вет­ствии с ко­то­рой товары об­ме­ни­ва­ют­ся между собой в таких ко­ли­че­ствах, чтобы обес­пе­чить ра­вен­ство об­ще­ствен­но-необ­хо­ди­мых затрат труда, то есть ко­ли­че­ства ра­бо­че­го вре­ме­ни, необ­хо­ди­мо­го для их про­из­вод­ства (или вос­про­из­вод­ства) в данных со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских усло­ви­ях.

Если брать это опре­де­ле­ние в лоб, то по­лу­ча­ет­ся, что она по­сту­ли­ру­ет оче­вид­ное - в эко­но­ми­ке есть ме­ха­низм ба­лан­са. То, что одну пару джин­сов можно об­ме­нять на сотню другую бу­ха­нок хлеба, так как для их про­из­вод­ства нужно на­столь­ко же раз­лич­ные за­тра­ты труда. От того, одни товары дороже, а другие де­шев­ле. 

Плюсом этой теории яв­ля­ет­ся то, что при таком под­хо­де можно по­ме­рить также и услуги, ко­то­рые ста­но­вят­ся ана­ло­гом товара, с той лишь раз­ни­цей, что они не имеют вре­мен­но­го раз­ры­ва между по­куп­кой и по­треб­ле­ни­ем. Па­рик­ма­хер стри­жет кли­ен­та на месте - нельзя взять при­чес­ку с полки и ма­те­ри­а­ли­зо­вать её на своей голове дома.

Минус данной теории в том, что она ясно опи­сы­ва­ет ту си­ту­а­цию, ко­то­рая была до про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции. До того, как взрыв­ной рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда, сам этот труд прак­ти­че­ски обес­це­нил. 

Прямым след­стви­ем стали кри­зи­сы пе­ре­про­из­вод­ства, когда про­дук­цию девать некуда, а вот кос­вен­ным стало по­яв­ле­ние такой штуки, как "бренды" - сли­я­ние товара и услуги. 

"Фир­мен­ные" товары дороже "обыч­но­го по­рош­ка", за счет вло­же­ния в их сто­и­мость зар­плат пи­ар­щи­ков, ди­зай­не­ров, мар­ке­то­ло­гов и всех прочих, ко­то­рые в самом про­из­вод­стве не участ­ву­ют, однако, в со­от­вет­ствии с тру­до­вой тео­ри­ей сто­и­мо­сти, могут на­кру­чи­вать цену, хотя слово "труд" тут уже можно брать в ка­выч­ки

Объ­ек­тив­но, с точки зрения ци­ви­ли­за­ции в целом - труд не яв­ля­ет­ся уни­каль­ным про­цес­сом, и в целях по­вы­ше­ния EROEI об­ще­ства, ци­ви­ли­за­ция стре­мит­ся за­ме­нить по мере воз­мож­но­сти труд на более энер­го­эф­фек­тив­ные про­цес­сы.

И это про­изо­шло, как было по­ка­за­но выше, но не как отказ от труда вообще, а как отказ от труда руч­но­го. Швея на швей­ной ма­шин­ке может ра­бо­тать как 40 швей без этой ма­шин­ки, и она уже не тру­дит­ся как раньше, теперь она - опе­ра­тор станка. 

И замена её на робота ничего в корне не меняет. Про­из­во­ди­тель­ность труда и так уже близка к пре­дель­ной. Тем более, что уже этого ци­ви­ли­за­ции хва­ти­ло с боль­шим за­па­сом. Жиз­нен­но необ­хо­ди­мой для су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­че­ства де­я­тель­но­стью занято его мень­шин­ство.

 За­мет­но больше людей занято в со­зда­нии из­бы­точ­но­го про­дук­та, ко­то­рый даже тео­ре­ти­че­ски по­тре­бить не по­лу­чит­ся. Осталь­ные же заняты транс­пор­ти­ров­кой то­ва­ров и просто со­зда­ни­ем раз­но­го вида раз­вле­че­ний

Субъ­ек­тив­но, с точки зрения ка­пи­та­ли­ста, то есть соб­ствен­ни­ка от­дель­но­го этапа или про­цес­са об­ще­ци­ви­ли­за­ци­он­но­го рас­пре­де­ле­ния про­из­во­ди­тель­ной де­я­тель­ность, - труд яв­ля­ет­ся уни­каль­ным про­цес­сом, и к тому же крайне для него непри­ят­ным. 

Уни­каль­ность за­клю­ча­ет­ся в том, что ка­пи­та­лист не только должен воз­ме­стить ра­бо­че­му те­ку­щую потерю энер­гии и амор­ти­за­цию ове­ществ­лен­ной энер­гии (знания, ква­ли­фи­ка­ция), но также и ра­бо­чие вполне обос­но­ван­но, пре­тен­ду­ет на по­лу­че­ние личной "при­бы­ли", то есть какой-то своей доли в при­ба­воч­ной сто­и­мо­сти, при­чи­та­ю­щей­ся ка­пи­та­ли­сту, как соб­ствен­ни­ку этапа про­из­во­ди­тель­ной де­я­тель­но­сти.

 По­это­му, поль­зу­ясь неуни­каль­но­стью труда как фи­зи­че­ско­го про­цес­са, ка­пи­та­лист стре­мит­ся по воз­мож­но­сти со­кра­тить долю труда людей, уве­ли­чи­вая ав­то­ма­ти­за­цию и ро­бо­ти­за­цию про­из­вод­ства.

На самом-то деле, ка­пи­та­лист хочет по­лу­чить больше денег, чем вложил, по­лу­чить раз­ни­цу - при­быль. Для этого даже про­из­вод­ством за­ни­мать­ся не надо. Есть при­кид­ки, что Ост-Индская Ком­па­ния в начале 18 века стоила дороже, чем ны­неш­ние Май­к­ро­софт, Эппл и Гугл вместе взятые. 

А ка­за­лось бы, всего лишь возила товары с одной части света в другую. Но те товары, а кон­крет­но, во­сточ­ные специи, не имели ана­ло­гов или иных их ис­точ­ни­ков, и потому давали сверх­при­быль. То был тор­го­вый ка­пи­та­лизм.

Про­мыш­лен­ный ка­пи­та­лизм по­лу­чал сверх­при­бы­ли на раз­ни­це между ручным и ма­шин­ным трудом. Но эффект этот ко­не­чен, так как ко­не­чен ко­ли­че­ство ещё не за­ме­щен­но­го руч­но­го труда. И швей­ные фаб­ри­ки в Бан­гла­деш пе­ре­во­ди­ли ради по­вто­ре­ния этого эф­фек­та. 

Но делать ещё раз, скорее всего, смысла уже нет. В эпоху гло­ба­ли­за­ции и гос­под­ства фи­нан­со­во­го ка­пи­та­ла, у бедных стран нет шансов на раз­ви­тие, из-за дол­го­вой кабалы и кон­ку­рен­ции с дру­ги­ми таким же бед­ны­ми стра­на­ми на ми­ро­вом рынке.

В общем, уни­каль­ность труда в другом. Только че­ло­век может быть участ­ни­ком эко­но­ми­че­ски от­но­ше­ний. Пла­тить за труд можно только ему, так же, как только он может при­сва­и­вать при­ба­воч­ную сто­и­мость. 

Неуни­каль­ность же его вы­ра­жа­ет­ся в том, что неуни­ка­лен труд каж­до­го от­дель­но­го че­ло­ве­ка. Если один начнет по­ся­гать на долю в при­бы­ли, то его можно уво­лить и нанять вместо него дру­го­го. И за­ме­щать его ро­бо­том просто нет смысла, так как про­из­во­ди­тель­ность от этого не сильно-то и вы­рас­тет.

Ре­аль­но уни­каль­ным ком­по­нен­том в про­из­вод­стве яв­ля­ют­ся сред­ства про­из­вод­ства. Это они кратно уве­ли­чи­ва­ют про­из­во­ди­тель­ность труда, без них, что люди, что энер­гия, что сырье, зна­че­ния осо­бо­го-то и не имеют. И когда клас­си­ки писали, что надо от­ме­нить част­ную соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства, они по­ни­ма­ли, о чем пишут.

Надо раз­ли­чать при­ба­воч­ный про­дукт и при­ба­воч­ную сто­и­мость, а так же пом­нить о том, что был когда-то труд ручной, ко­то­рый был за­ме­щен трудом ме­ха­ни­зи­ро­ван­ным - я его на­зы­ваю "опе­ра­тор­ским". А выводы, все те же. 

Нужно за­кан­чи­вать с гло­ба­ли­за­ци­ей, за­ни­мать­ся им­пор­то­за­ме­ще­ни­ем, при­дер­жи­вать­ся по­ли­ти­ке про­тек­ци­о­низ­ма и пла­ни­ро­вать свое бу­ду­щее. А роботы - это фикция, эхо того шока, когда ручной труд начал за­ме­щать­ся ме­ха­ни­зи­ро­ван­ным. Даже самые на­во­ро­чен­ные станки, это все равно станки, они все так же делают то, что че­ло­век делать своими руками просто не спо­со­бен. Но там, где че­ло­век вполне себе справ­ля­ет­ся, за­ме­нять его тех­ни­че­ски­ми при­спо­соб­ле­ни­я­ми смысла нет

P.S: Лучшее, что рас­кры­ва­ло бы в сжатой форме про­бле­ма­ти­ку ро­бо­тов, на­ри­со­ва­ли в ин­фор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ском (и иро­нич­но-юмо­ри­сти­че­ском) про­ек­те "Орда"

Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки: Тетя Вика  https://aftershock.news/?q=node/849560

Изобретатель первой швейной машинки.

Isaac Singer - Wikipedia

Isaac Singer - Wikipedia

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • Аристотель писал, - Если признать всех людей равными, как об этом стало популярно рассуждать сегодня, то необходимо упразднить рабство. Но тогда не понятно кто будет должен выполнять работу благодаря которой существует наша цивилизация. Возможно это будут некие машины но это утопия. Никто толком даже представить не может себе, что это такое. Поэтому признание людей равными неминуемо ввергнет нас в ту дикость, в которой живут окружающие нас варвары... А вот одно из писем Аллександра Македонкого своему учителю Аристотелю: - Картина мира, которую рисовали наши философы,оказалась в корне не верна. Индия это не край ойкумены. Горные цепи и земли продолжаются на восток и далее, возможно ничуть не меньше чем то, что мы прошли придя сюда... Люди не могу вырваться за пределы своего мира . Что бы заглянуть за грань нужно до неё дойти, как это сделал Македонский. Тем величественнее Маркс, который сумел заглянуть за грань у которой мы сейчас стоим...
  • .. а на АФТЕРШОКЕ путинолизальщиков - жидоприватизаторских холуйков в комментах практически нет .. .. - БЫЛ ПРИЯТНО УДИВЛЁН .. .. и уровень авторов И ИНФОРМАТИВНОСТИ ОБ авторах .. - например то , о чём так долго прошу сделать (точнее вернуть) КОНТ - хотя бы количество забанивших и забаненных у автора (не говоря о поимённых списках оных) ..
  • .. у автора к сожалению отсутствует рассмотрение УМСТВЕННОГО труда .. .. 1. труда ИНЖЕНЕРА , придумывающего СТАНОК-АВТОМАТ и ДВИГАТЕЛИ к станкам .. 2. ОРГАНИЗАТОРСКОГО труда (капиталиста , "комуниста" .. любого другого "иста") по созданию производства и сбыта общественно полезного продукта (или безполезного .. или вредного) .. 3. труда ИДЕОЛОГОВ , которые сочиняют для остальных людей СМЫСЛЫ (чего хотеть-то) и РАМКИ ДОПУСТИМОГО - ЗАПРЕТЫ и РАЗРЕШЕНИЯ (сейчас после ночи сварога мы видим на этом поприще исключительно рыла и рожи КУКЛОВОДОВ дьявола-яхве кошерной наци-анальности) ..