ТОП-8 фактов из истории котиков на Руси

1 510

09.04.2020 : welemudr 

Сегодня совершенно невозможно представить нашу жизнь без котиков. Кто-то держит их у себя дома, как, например, наш главный редактор, а кто-то – как автор этого текста – обязан им сильнейшей аллергией и потому предпочитает любоваться котиками на расстоянии.

Но даже если вы начинаете плакать и хлюпать носом уже через пять минут общения с пушистой тварью, вы всё равно её любите и восхищаетесь ею.

Кажется, что котики были всегда. Или всё же нет? Как, например, обстояло дело в средневековой Руси?

Когда мы начали искать информацию, оказалось, что нет ни одного большого специализированного исследования о древнерусских кошках, а большая часть того, что можно найти в интернете, –это перепечатки одной (весьма неплохой) статьи, написанной около 30 лет назад. К этому материалу авторы, в меру своей фантазии, добавляют яркие подробности, которые, впрочем, обычно ничем не подтверждаются. Мы твёрдо решили разобраться и, отделив зёрна от плевел, собрали 8 главных фактов о жизни котиков на Руси.

Факт №1: в Древней Руси котиков завели в IX-X веках.

На вопрос о том, когда в Древней Руси впервые завели котиков, может ответить археология. На территории Рюрикова городища, в трёх километрах от центра Великого Новгорода, учёные обнаружили в слоях IX-X веков фрагменты скелетов шести кошек. Вероятно, в то время кошки ещё не были широко распространены (сравните количество кошачьих костей с количеством собачьих по данным таблицы). Благодаря находкам археологов можно уверенно сказать, что котейки точно обитали в домах русичей (а на Рюриковом городище жили как представители элиты – князь и его дружина, так и обслуживающий персонал) уже в период формирования Древнерусского государства – то есть во времена Вещего Олега, Ольги и Святослава. Что касается содержания этих животных крестьянами, то мы вынуждены развести руками – никаких следов жизни кошек в деревнях пока не обнаружено. Впрочем, нужно оговориться, что сельские поселения в Восточной Европе изучены достаточно слабо, и нас ещё могут ждать новые открытия.

Факт №2: первое упоминание котиков в летописи связано с тем, что их… съели.

Как это ни печально, но чаще всего в письменных источниках котики упоминаются в качестве еды. Конечно, в обычной жизни их в пищу не употребляли – это происходило только в экстренном случае: во время голода. В Новгородской первой летописи так описаны жуткие события 1230 года: «и троупию обрезающе юдахоу. а дроузии кониноу, псиноу. кошкы. нъ техъ осочивъше тако творяхоу» (НПЛ, 113 об.).

То, что горожане начали есть кошек, показывает, что у них не осталось никакой другой еды. Это страшное упоминание (вероятно, самое древнее в письменных источниках) относится к середине XIII века, когда был написан текст летописи. Вообще же, кошачье мясо считалось нечистым, и употребление его в пищу, по мнению средневековых книжников, было признаком дикости. Так, в Лаврентьевской летописи можно обнаружить следующее описание нечестивого племени: «ядяху скверну всяку. комары и мухы. коткы (такая форма слова использовалась наравне с привычной нам «кошкой». – Прим. ред.), змие. и мертвец не погребаху» (ЛЛ 1377, 85 а (1096)).

Факт №3: кошки на Руси жили в городах и были мельче современных собратьев.

Котики Древней Руси были городскими жителями. Остатки их костей найдены археологами в Киеве, Старой Рязани, Новгороде, Твери, Ярославле, Смоленске[1]и других городах. Исследователи считают, что это были довольно мелкие животные: средний рост в холке не превышал 30 см, а весили древнерусские коты не более 4 кг[2]. Хотя были и исключения: на Троицком раскопе в Новгороде найдена пяточная кость настоящего гиганта. Её размер больше среднего не только для домашней кошки, но и для дикой. Откуда в городе взялся кот-гигант, можно только гадать. Возможно, это всё-таки дикий кот, добытый новгородцами на охоте, возможно, домашний, подаренный или привезённый иностранными купцами.

Нет ясности и с тем, какие породы кошек обитали в Древней Руси. Во-первых, по словам исследователей, нельзя утверждать, что в Средние века вообще кто-то специально занимался селекцией и разведением этих животных[3]. Во-вторых, по остеологическому, т. е. костному материалу (а только он и сохраняется) невозможно судить о таких важных характеристиках породы, как цвет и густота меха, темперамент, умение ловить мышей, наконец. Скорее всего, котики в средневековых русских городах жили практически самостоятельно и сами добывали себе корм. И никаких вам деликатесов от доброго хозяина и периодических походов к ветеринару. Кошачья жизнь была наполнена голодом и опасностями – многие животные умирали (или погибали) в молодом возрасте. Судя по следам на костях, с некоторых кошек после смерти были сняты шкурки[4]– даже умершее животное можно было использовать в хозяйстве. Получается, что хозяева прагматично относились к своим питомцам и не слишком-то о них заботились. Тем удивительнее выглядит следующий факт.

Факт №4: в XIV веке котики ценились в несколько раз дороже коров и наравне с собаками.

В так называемом «Правосудье митрополичьем», правовом памятнике XIV-XV веков, перечислены следующие штрафы за кражу:

«…за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кунъ, за волъ 3 гривны, за корову 40 кунъ, за третьак 30 кунъ, за лонщину полгривны, за теля 5 кунъ, за боранъ ногата, за порося ногота, за овцу 5 кунъ, за жеребца гривна, за жеребя 6 ноготъ»[5].

Если считать куну равной 1/50 гривны[6], то 3 гривны = 150 кун, а это почти в 4 раза больше, чем требовали за корову. Даже если взять более ранний «курс» XI века – 3 гривны = 75 кун, то эта сумма почти в 2 раза больше штрафа за корову. Удивительно, но кошка ценилась так же высоко, как собака и вол, гораздо более плотно задействованные в хозяйстве человека. Тем более странным выглядит такой штраф, если учесть наше предположение, что кошки выживали в древнерусских городах самостоятельно, были «дворовыми». Может быть, у представителей церкви жили какие-то особые породистые котики? Источник ничего не говорит об этом.

Факт №5: кошки не спасали Русь от чумы.

Вопреки расхожему мнению, которое нередко можно встретить сейчас в Интернете, эпидемия чумы на Руси, где кошек якобы привечали, свирепствовала не меньше, чем в Западной Европе, где кошку действительно иногда считали спутником дьявола и ведьм. Завершая своё «турне» по Европе, великая эпидемия XIV века охватила Русь в 1352 году. В 1353 скончался великий князь Московский Симеон Иоаннович Гордый и два его малолетних сына. Существенно сократилось население Москвы, псковичи не успевали хоронить мёртвых, а в Глухове, по свидетельству летописца[7], не выжил вообще никто. Увы, ни кошки, ни всё врачебное дело Средних веков не давали никакой защиты от настигшей мир пандемии.

Факт №6: котик – это не всегда уютный домашний зверь, иногда он может быть очень опасен.

В «Соликамском летописце» можно обнаружить рассказ о странном происшествии, случившемся в Верхтагильском остроге (поселение на реке Тагил в современной Свердловской области) в конце XVI века:

«А воевода в нём был с Москвы Рюма Языков. И был у тово воеводы с собою привезён казанской кот большей. И всё де ево подле себя держал Рюма. И тот кот спящему ему горло преяде и до смерти заяде в том городке…»[8]

Так что же произошло с несчастным Рюмой Языковым? Какого размера должен был достигать казанский кот, чтобы перегрызть горло человеку? Не будем забывать, что Рюма перед назначением успел послужить в стрелецких войсках, и сражаться, без сомнений, умел очень хорошо. По одной из версий[9], «казанским котом» в летописи назван камышовый кот – крупное хищное животное, масса которого может достигать 12 килограмм. Камышовые коты обитают в низовьях Волги, где одного из них теоретически могли выловить и продать неудачливому воеводе. Что спровоцировало нападение кота на человека – отсутствие корма, плохое обращение или просто дикий нрав не до конца одомашненного зверя – мы можем только гадать.

По другой версии, виновен в гибели Рюмы представитель особой породы домашних кошек – казанских котов-мышеловов. До наших дней порода не сохранилась. По некоторым сведениям, это были крупные животные с круглой головой, широкой мордой, крепкой шеей и коротким хвостом. Казанские коты хорошо известны в связи с деятельностью «дщери Петровой» императрицы Елизаветы, издавшей знаменитый указ о высылке котов ко двору для борьбы с расплодившимися в Зимнем дворце мышами. Так возникла существующая до сих пор традиция держать в Эрмитаже котов для охраны произведений искусства. О том, какую роль казанские коты играли в русском народном фольклоре XVII-XVIII вв., рассказ ещё впереди.

Факт №7: первый русский котик, изображение которого у нас сохранилось, жил во дворце.

«Подлинный портрет кота великого князя Московии»–так называется эстамп чешского художника Вацлава Холлара, датированный 1663 годом. Сверившись с хронологией, можно сделать вывод, что перед нами котик Алексея Михайловича «Тишайшего», батюшки Петра I. Это царь вообще очень любил животных и охотничьих птиц, которых он держал в большом в количестве в своей загородной резиденции Измайлово. Гравюра Холлара сейчас хранится в Национальной библиотеке Франции. К сожалению, мы почти ничего не знаем об обстоятельствах её создания. Высказывались предположения, что изображение сделал художник, сопровождавший австрийского барона Августина Мейерберга во время его путешествия в Россию, а также, что в виде кота на эстампе изображён сам царь Алексей Михайлович, однако подтверждения эти гипотезы не находят.

Факт №8: кот – главный герой самой популярной народной картинки.

В пункте №6 мы уже говорили о казанских котах. Посмотрим на них теперь не как на искусных мышеловов и опасных убийц, а как на героев русского (и не только) фольклора. Историк Саит Фяризович Фаизов считает, что прототип легенды о казанском коте возник в середине XVI века:

« …ближе всех к герою лубка находится Кот казанского царя (хана) из марийской легенды “Как марийцы перешли на сторону Москвы”, рассказывающей об осаде Казанского кремля в 1552 г. войсками царя Ивана Грозного. Придворному коту из этой легенды удалось подслушать, как осаждающие крепость марийские цари Йыланда и Акпарсведут подкоп под кремлевской стеной, и он предупредил хана об опасности. Хан, его жена, дочь и кот по тайному ходу вышли к реке Казанке, сели в лодку и благополучно отплыли от Казани»[10].

Во второй половине XVII века в народной культуре появляются лубки – раскрашенные картинки на дереве и металле. Один из самых популярных сюжетов лубков – это похороны кота мышами. И на дровнях, в центре похоронной процессии, состоящей из мышей, – не просто кот, а именно «Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…»Что же всё это значит? Многие исследователи считают, что и мыши, и кот с картинки на самом деле олицетворяют кого-то, кого нельзя назвать напрямую. Популярная версия утверждает, что кот, которого хоронят мыши, – это царь Пётр I, а авторство картинки приписывают старообрядцам, некоторые согласия которых объявили императора антихристом. С. Ф. Фаизов считает Кота Казанского своеобразным образом татар в русской культуре, возникшим после завоевания трёх их царств (Казанского, Астраханского и Сибирского) Иваном Грозным. В течение XVIII века сюжет похорон Кота менялся, обретая всё большую антиправительственную окраску (например, мыши на лубке стали представлять различные регионы Российской империи, у многих из них появились «обиды» на кота и т.д.).

Если мы постараемся выяснить первоначальный смысл сюжета о похоронах кота мышами, то его политическую подоплёку всё же стоит отнести на второй план. Как отмечает М. А. Алексеева, в народном фольклоре события реальной жизни редко передаются напрямую. Юмор в лубке о Коте Казанском не обличительный. Это не «злой» смех над властью, а, говоря словами великого культуролога Михаила Бахтина, «скоморошество»,«смех на миру, где смеются все и надо всем, включая и самих “смехотворцев”»[11]. Так в народном сознании смешались юмор, политические коллизии и любовь к котикам, которая не покидает нас до сих пор.

[1]Археология древнего Ярославля. Загадки и открытия. 2-е изд. М., 2012. С.214-229.

источник:http://welemudr.ru/?p=33574#mo...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Замминистра обороны Иванова подозревают в получении взятки «космической суммы»

Заместитель министра обороны России Тимур Иванов, по некоторым данным, получил «космическую сумму взятки» от строительных компаний за то, чтобы они получали подряды от военного ведомства, пишет Telegr...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Обсудить
    • Alex
    • 10 апреля 2020 г. 01:54
    :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: