В 1976 году кинематограф, стараниями малоизвестного телеоператора и изобретателя Гарретта Брауна, получил одно из самых ярких средств визуализации, существенно расширивших возможности кинокамеры. Созданная Гарреттом система стабилизации «Стедикам» (Steadicam, букв. — «стабилизированная камера») открыла невиданные доселе возможности, позволяя операторам снимать плавные кадры в движении без использования тележек, кранов, в замкнутых помещениях, следовать за героями на протяжении десятков метров. «Путь к славе», «Рокки», «Сияние», «Чужой» - изобретение начало свое победное шествие по миру киноискусства. Впоследствии, как часто бывает, имя собственное стало именем нарицательным, и сейчас стедикамом именуют любую аналогичную систему.
Разумеется, в других странах быстро узнали об новинке, оценили ее возможности и захотели приобрести. Не остался в стороне и Советский Союз.
Первые два «Стедикама» Cinema Products CP-35 были закуплены для «Мосфильма» в 1977 году. Практически сразу система была использована в фильме Андрея Тарковского «Сталкер» (1979) оператором-постановщиком Александром Княжинским. «Стедикам» был задействован в пятиминутной сцене с дрезиной, и отрадно, что СССР стал одной из первых стран, использовавших изобретение Гарретта Брауна.
В 1983 году на экраны вышел двухсерийный фильм «Анна Павлова» (режиссер Эмиль Лотяну, оператор-постановщик Владимир Нахабцев);
В 1984 году на экраны вышел «советский нуар» «Мой друг Иван Лапшин» (режиссер Алексей Герман, оператор-постановщик Валерий Федосов). Фото со съемочной площадки со «Стедикамом» нет, но есть словесное упоминание самого Федосова: «Кончились рельсы, я некоторое время держу статику, как вдох и выдох, потом пошел со «стедикамом», как участник облавы.». Да и в самом фильме, так сказать, невооруженным взглядом заметно, что некоторые кадры без стабилизатора снять было невозможно.
А в 1985 году грянула бескомпромиссная военная драма Элема Климова «Иди и смотри». Впервые в советском кинематографе «Стедикам» стал главным выразительным средством фильма, усиливая визуальное восприятие происходящего на экране. Оператор-постановщик Алексей Родионов, несмотря на сломавшийся впоследствии телевизир комплекта, предоставленного «Беларусьфильмом», приспособил видоискатель от камеры СК-1 и блестяще отснял все сцены. «Стедикам» придал картинке холодную отчужденность беспристрастного свидетеля ужасов войны. Труд был оценен в 1986 году призом за лучшее изобразительное решение на XIX Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате. А обладатель премии «Оскар», британский оператор Энтони Дод Мэнтл, считает операторскую работу Алексея Родионова в фильме величайшей в истории кинематографа.
Впоследствии «Стедикам» использовался в фильмах «Черный монах» (1988, режиссер Иван Дыховичный, оператор-постановщик Вадим Юсов);
«Штаны» (1988, режиссер Валерий Приёмыхов, оператор-постановщик Сергей Астахов);
«Куколка» (1988, режиссер Исаак Фридберг, оператор-постановщик Владимир Нахабцев)
Восьмисерийном телефильме «Хлеб - имя существительное» (1988, режиссер Григорий Никулин, оператор-постановщик Сергей Астахов);
Еще немного молодого Сергея Валентиновича. Фильм(ы) неизвестен(ы), но, скорее всего, это тоже «Хлеб - имя существительное».
В 1990 году на экраны вышла Комедия «Бакенбарды» (1990, режиссер Юрий Мамин, оператор-постановщик Сергей Некрасов).
В 1991 году - военная драма «Афганский излом» (режиссер Владимир Бортко, операторы-постановщики Валерий Федосов и Павел Засядко. Валерий Федосов скончался во время съемок, на фото Павел Засядко).
Возможно, список длиннее, но это все, что пока удалось найти.
Использование ручных стабилизирующих систем для кинокамер в СССР имеет еще одну, малоизвестную сторону. Советский Союз стал одной из первых стран, где не только использовался «Стедикам», но и были созданы его аналоги. В 1977 году оператором Игорем Черных была собственноручно создана своя стабилизирующая система. Она была задействована в фильмах «Емельян Пугачев», «Битва за Москву», «Полоска нескошенных диких цветов», «Особо важное задание», «Пробивной человек».
Игорь Анатольевич демонстрирует «руку» и, видимо, проводное управление фокусом камеры американскому коллеге (фото ниже)
Также, в Центральном КБ киноаппаратуры НПО «Экран» для «Мосфильма» были созданы и выпущены в нескольких экземплярах системы «Горизонт» и «Вертикаль». Скан из Патента на устройство для крепления ручной кинокамеры на корпусе оператора от 15.10.1979:
В «Википедии» указано, что именно эти системы и создал Черных, использовал в вышеупомянутых фильмах, но на фото видно, что это разные модели. Вероятнее, что из его «самоделки» и выросли «Горизонт» с «Вертикалью».
Застала «Вертикаль» и российский кинематограф. Игорь Вотинцев с системой на съемках короткометражного фильма «Страх» (1994 г.):
И с модифицированным вариантом на съемках фильма «Вор» (1996, реж. Павел Чухрай):
Наработки по «Горизонту» и «Вертикали» не канули в Лету, а продолжают жить в стабилизирующих системах фирмы «Pultex», выросшей из НПО «Экран».
Ну, и, наконец, существует категория безвестных изобретателей. Вероятно, некоторые представленные ниже фото не относятся к периоду СССР, или вообще не относятся к СССР/России, но взглянуть на самоделки все равно занятно.
С изобразительной точки зрения «Стедикам» использовался как по прямому назначению, то есть гашения тряски так и для передачи субъективного взгляда персонажа (съемка «от третьего лица»). А иногда и просто как своеобразный штатив.
Вот, пожалуй и все. Сей кратенький, поверхностный обзорчик не претендует на глубину глубин и задумывался для того, чтобы показать, что в Советском Союзе не были чужды кинематографическому прогрессу. Как видно, «Стедикам» и "стедиподобные" устройства применялись практически с самого начала коммерческого появления системы, и довольно широко. Если есть фактические ошибки, неточности, прошу на них указать. Если у кого-либо есть еще информация на эту тему, буду признателен за её предоставление.
Источник многих фото - Ассоциация операторов Стедикама.
Оценили 15 человек
22 кармы