В чемоданчике я увидел две пачки бумаги, перевязанные тесёмкой. Вскрыв одну, я обнаружил подробные отчеты об экспедициях, их было много. И экспедиций, и отчетов, в том числе и о той, в которой погиб мой прапрадед Ефим.
В другой пачке были заключения различных серьёзных организаций о происхождении Колчана с гербовыми золотыми печатями. Все они сводились к одному, что Колчан принадлежал Чингисхану. На коже, из которых сделаны стрелы, возможно, были описаны походы и победы Чингисхана. Ни одну стрелу не смогли расшифровать, несмотря на то, что они были написаны на китайском языке. Видимо, был применен какой-то шифр, который не удалось прочитать ни одной из шести организаций, чьи гербовые печати стояли на документах. Та стрела, которая отличалась от всех остальных, лежала отдельно и была завернута в еще один слой кожи, пропитанный каким-то странным составом. И способ нанесения иероглифов, и кожа была другой. Даже серебряный наконечник был другой формы. Все это лежало в тайнике, который мне завещала бабуля моя вместе со своей дачей. Колчан переехал в музей, а стрелы пусть полежат отдельно.
И, исходя из того, что я услышал от Анатолия Верета, сделал все я абсолютно правильно.
Тут снова подал голос Анатолий:
– Колчан Ваш, молодой человек, любопытная вещь. С какой стороны не посмотри. Он многогранен, как бриллиант. В войске Чингисхана была строжайшая дисциплина. Если вызывали в поход конного воина–лучника, то он был обязан иметь с собой ровно 120 стрел. Один Колчан вмещал 40 боеприпасов. Итого: три полных Колчана по 40 штук в каждом. За меньшее количество стрел воин был бы сурово наказан десятником. Ну, а большее количество стесняло движение. Если кто и мог иметь произвольное количество боевых стрел, так это были разного уровня начальники, от тысячника и выше, для которых лук не являлся основным оружием. Монгольские воины-лучники отличались от всех воинов в мире следующим:
Первое.
Это способ стрельбы из лука на полном скаку. Они брали, зажимали стрелу из Колчана между средним пальцем правой руки и указательным, далее, держа правую руку у Колчана со стрелами в тетиве за спиной, они отводили левую руку, держащую лук, и таким образом, натягивая тетиву, приводили лук в боевое состояние, готовое к стрельбе. Это делало сам процесс стрельбы удобным в движении и крайне скорострельным. Другие воины в мире для стрельбы из лука держали лук на вытянутой левой руке и натягивали тетиву правой рукой.
Стрелы выпускались монгольскими лучниками, в случае необходимости, с невероятной скоростью – до 60-ти стрел в минуту! На вооружении в Орде были китайские пехотные луки и утяжелённые стрелы. Стрельба по ходу движения и на полном скаку, за счёт сложения скоростей всадника и выпущенной стрелы, увеличивала способность пробивать в два раза, а расстояние, с которого стрела пробивала коня с воином в современной защите насквозь, становилось просто невероятной для того времени – около 300 метров! К такому не были готовы ни славяне, ни западные воины. Все те, кто ни разу не сталкивался с Ордой в первом бою, не имели шансов на победу. В принципе. Объясню, почему:
Крестоносцы, чешские, венгерские и польские рыцари привыкли к тому, что их кованые доспехи спасают от стрел. Рыцарь в кольчуге иногда получал незначительные раны, а латы, в принципе, не пробивались стрелами. В Европе Рыцарь в легких латах толщиной 1 мм ещё мог пострадать от стрелы, выпущенной под прямым углом, а Рыцарь в тяжелых латах, (броня 2 мм сталь) чувствовал себя как в танке против хомячков, такие латы пробить не удавалось никому.
Что же происходило в боях – тяжёлые рыцари против монгольской конницы?
Тактика у европейцев всегда была одинаковая (вспоминаем фильм «Александр Невский»): тяжелая конница вклинивается, так называемой «свиньёй», разделяет на несколько частей войско противника и планомерно уничтожает в рукопашном бою любое более слабое вооруженное войско. Побеждал тот, у кого было больше закованных в латы рыцарей. А такого количества рыцарей–латников не было ни в одной амии мира, о чём эти самые рыцари, соответственно знали. И представьте себе, насколько эти джентльмены были поражены тем, что монгольская стрела пробивает рыцаря, уверенного в своей безнаказанной защищённости, иногда вместе с конём насквозь! Если он, конечно, при этом не прикрылся щитом. Ну, а сближение до рукопашной схватки у них не выходило. Монгольская лёгкая кавалерия не сближалась на такое расстояние, а на полном скаку после выстрела веером уходила в сторону, а следом уже разгонялась другая волна конников–лучников, и это всё выглядело, как избиение младенцев. Орда просто расстреливала рыцарей со ста шагов, не давая им приблизиться, то есть шансов не то, что победить, – выжить у латников практически не было.
Ну, а о точности стрельбы сошлёмся на «Сокровенное сказание», там есть рассказ о воине, который смог убить орла, который парил высоко в небе. По просьбе Чингисхана попал ему точно в определённое место, в глаз.
ЗДЕСЬ ФОТО В РАЗМЕР СТРАНИЦЫ
А как Чингисхан принимал на вооружение либо лук, либо доспехи, – еще одна короткая легенда. Он всегда щедро платил мастерам за новое в своём роде вооружение, но и наказывал за некачественное так же очень жестоко.
Легенда о Мастере, который делал «говорящие стрелы»
После того, как Чингисхан перестал казнить Знахарей и решил увековечить своё имя и свой народ в веках и совершить большой военный поход на Запад, он задумался над тем, что может защитить его войско от оружия, и тем, какое оружие может сделать его конников непобедимыми.
Чтобы вырастить воина требуется двадцать лет, а убить его могут за мгновение. Это произойдёт либо если он плохо подготовлен, либо если у того, кто ему противостоит, крепче броня или мощнее лук.
Значит, необходима броня, в которой его конный воин будет защищен от самого сильного лука, и нужен его армии самый мощный лук, который сможет на расстоянии пробивать любую броню.
И он решил поступить хитро, коварно и дальновидно, впрочем, как всегда. И вот, в одном из городов глашатай зачитал ханский указ:
– Всем, всем, всем!
Слушайте и не говорите, что не слышали!
Тому, кто создаст такой лук, что стрела, выпущенная из него, сможет пробить панцирь, который носит сам Чингисхан, он, Чингисхан, отдаст в жены свою младшую дочь и половину царства в придачу!
В другом городе он издал другой указ:
– Тому, кто создаст такой панцирь, который не сможет пробить стрела из лука самого Чингисхана, он, Чингисхан, отдаст в жены свою младшую дочь и половину царства в придачу!
Ну, а на самом деле он задумал немного другое. Когда изготовят ему лук и панцирь, одного из мастеров он предаст смерти, чтобы не отдавать в жены свою дочь, тем более она была у него одна. Ну, а кого именно казнить, из двух, было придумано следующее условие:
Если стрела не пробьёт панцирь, он отрубит голову тому, кто делал лук, а если стрела пробьёт броню, то умрёт мастер, который изготовил панцирь. И вот принялись за работу лучшие мастера того времени. И пробил час испытания. Приготовился Чингисхан пожинать плоды своей хитрой задумки.
Но Всевышний распорядился по-своему.
Явились перед лицом Правителя монголов и его дочери двое лучших мастеров империи. Один, седой, в годах, держал на плечах два панциря, у второго, молодого и черноволосого, был в руках лук и колчан со стрелами.
И когда заговорил юный мастер и посмотрел своими зелёными глазами на принцессу, то пробежала искра между молодыми людьми, такая, что даже Чингисхан заметил, что его дочь покраснела и отвела глаза, когда спросил этот широкоплечий юноша, может ли он смотреть на юную принцессу. Чингисхан разрешил. И сообщил мастерам, что завтра утром между ними будет дуэль, огласив им дополнительные условия состязания. Мастер панциря оденет на себя свой панцирь, а мастер со стрелами будет в него стрелять. И объявил новые свои условия Чингисхан во всеуслышание, что тот, чьё оружие будет хуже – умрёт.
И поняли они, что до следующего вечера доживёт только один из них.
И тогда послал седой мастер своего подмастерья выпытать секрет у юноши с зелёными глазами.
И подслушал подмастерье, что секрет в наконечнике стрелы, который был изготовлен из тысячи слоёв булатной стали, и когда они летели, то издавали такой ужасающий звук, что тот, мимо кого пролетали стрелы, падал на землю и прикрывал уши руками, а тот, кто отважился встать перед выпущенной стрелой, падал пробитый насквозь, не смотря на самую крепкую броню или панцирь, одетый на грудь.
И когда уснул юноша, приказал седой мастер подменить стрелы и положить в сумку вместо стрел тысячебулатных – обычные. И сделал эту подлость подмастерье незамеченным.
Настало утро. Мастера встали друг напротив друга.
И одел седой мастер на себя свой панцирь, и встал напротив юноши. А юноша обнаружил пропажу, когда взял в руки обычную стрелу и понял, что кто-то украл его булатные стрелы, но было поздно.
Тогда взял он обычную стрелу, взял свой лук и вышел перед Чингисханом и сказал, что украли у него его стрелы и подложили обычные.
Задумался Чингисхан. Для начала он приказал выстрелить обычной стрелой в панцирь седого мастера. Отскочила от панциря стрела, не причинив вреда ни панцирю, ни седому мастеру.
Тогда дал приказ заточить в темницу юношу. И сказал ему, что будет он завтра тянуть жребий, в котором на одной записке будет написано «смерть», на другой «свобода», потому как не может он проверить слова юноши и ни подтвердить, ни опровергнуть, правду он говорит или нет, и пусть Всевышний решит за него.
Тогда седой мастер решил лишить юношу даже шанса на Божественное правосудие, и он подкупил стражников, и поменял записку с надписью «свобода» на записку с надписью «смерть». И подменили стражники записку. Теперь в яме для жребия лежали две записки, и на обеих была одинаковая надпись — «смерть», и, чтобы ни вытянул юноша и ни прочитал вслух, остаться с головой ему было невозможно.
И узнала об этом принцесса, и сказала об этом юноше с зелёными глазами под утро, и понял юноша, что шансов выжить у него нет, потому что какую записку из двух он не вытащит, на обеих будет написано — «смерть».
Но Всевышний всегда помогает влюблённым.
Когда утром народ собрался смотреть на то, какой жребий выпадет юноше, тот подбежал к яме и ни секунды немедля вытащил одну записку и, не читая съел её!
Засмеялся Чингисхан и сказал:
О, глупый юноша, ты не знаешь, что по оставшейся записке мы поймём, какой выбор свой ты съел, — и приказал начальнику стражи прочитать вслух оставшуюся записку!
И прочитал стражник громко:
— Смерть!
И закричал радостно народ, что всевышний помиловал юношу, думая, что он съел записку с надписью «свобода».
Юноша же, когда с него сняли оковы, достал, якобы съеденную записку из-под языка и предъявил её Чингисхану.
И рассвирепел Чингисхан!
Мать принцессы, императрица Борте, шепнула на ухо Чингисхану, что преступления всегда совершает тот, кому это выгодно, а выгодно происходящее только двум людям. Это мастер панциря и стражник, который охранял юношу.
И повелел хан обыскать седого мастера и стражника! Были найдены и булатные стрелы, и записка, с надписью «свобода». Тогда он предложил юноше выстрелить еще раз в седого мастера и в его панцирь уже из тысячебулатной стрелы. А на стражника он одел второй панцирь. И поставил его рядом с седым мастером. И натянул юноша лук, и, взвизгнув, полетели две стрелы одна за другой в тех, кто думал, что он хитрее всех на земле, и пробили говорящие стрелы насквозь и мастера, и броню его, и стражника в броне мастера.
Вот так вот вместо смерти получил зеленоглазый юноша офицерский чин и новое имя «Зебе», что значит «наконечник булатной стрелы». Зебе, со временем, стал одним из величайших монгольских военачальников, наряду с полководцем Субедеем. И получила армия Чингисхана и стрелы, пробивающие любую броню, и панцирь, который пробьёт не каждая стрела. Вскоре женился Зебе на младшей дочери Чингисхана, но это уже совсем другая история.
******
Оценили 2 человека
4 кармы