Как снимали "Белое солнце пустыни" (много фото)

31 7702

Се­год­ня фильм «Белое солнце пу­сты­ни» за­слу­жен­но по­ме­щен в зо­ло­той фонд со­вет­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа, а от­дель­ные фразы его героев давно стали кры­ла­ты­ми. Идея снять фильм в жанре истерн по ана­ло­гии с аме­ри­кан­ским ве­стер­ном воз­ник­ла у ру­ко­во­ди­те­лей Экс­пе­ри­мен­таль­ной твор­че­ской ки­но­сту­дии (ЭТО) Гри­го­рия Чухрая и Вла­ди­ми­ра Позне­ра (отец из­вест­но­го рос­сий­ско­го те­ле­ве­ду­ще­го) в 1967 году. Их явно вдох­но­вил успех кар­ти­ны «Неуло­ви­мые мсти­те­ли», ко­то­рая тогда недав­но вышла в прокат.

Ра­бо­тать над новым про­ек­том пред­ло­жи­ли Андрею Кон­ча­лов­ско­му – он в со­ав­тор­стве с Фри­дри­хом Го­рен­штей­ном за несколь­ко недель на­пи­сал сце­на­рий под на­зва­ни­ем «Бас­ма­чи». По сюжету ми­ли­цей­ский отряд, под­дав­шись вра­же­ской аги­та­ции, пе­ре­хо­дит на сто­ро­ну бас­ма­чей. Однако ко­ман­дир про­ни­ка­ет в логово врага и, рискуя жизнью, воз­вра­ща­ет своих бойцов под крас­ные зна­ме­на.

Этот сце­на­рий не вдох­но­вил ру­ко­во­ди­те­лей ки­но­сту­дии, и Кон­ча­лов­ско­му пред­ло­жи­ли ра­бо­тать с дру­ги­ми сце­на­ри­ста­ми – Ва­лен­ти­ном Ежовым («Бал­ла­да о сол­да­те») и Ру­ста­мом Иб­ра­гим­бе­ко­вым.

Ва­лен­тин Ежов

Рустам Иб­ра­гим­бе­ков

Надо ска­зать, по­на­ча­лу опыт­ный Ежов от­би­вал­ся от этой работы как мог: «У нашего народа со­вер­шен­но иной мен­та­ли­тет, и нравы аме­ри­кан­ско­го Дикого Запада будут вы­гля­деть на нашей почве просто смешно». Слож­ность со­сто­я­ла еще и в том, что ни один из ав­то­ров сце­на­рия ни разу в жизни не бывал в пу­стыне, где раз­ви­ва­ют­ся со­бы­тия фильма. Да и ис­то­ри­че­ский фактаж толком не знали.

Тогда решили искать сви­де­те­ля Граж­дан­ской войны в Сред­ней Азии. Когда его на­ко­нец нашли, он пе­ре­ска­зал давно из­вест­ные байки и, про­ща­ясь, вспом­нил про то, как степ­ные ханы бро­са­ли в боях свой гарем и как потом трудно было в пу­стыне с этими жен­щи­на­ми в па­ран­джах. Так по­явил­ся новый сце­на­рий с ра­бо­чим на­зва­ни­ем "Спа­си­те гарем". Но вскоре ре­жис­се­ру сде­ла­ли пред­ло­же­ние, от ко­то­ро­го тот не смог от­ка­зать­ся, — экра­ни­зи­ро­вать «Дво­рян­ское гнездо» к 150-летию Тур­ге­не­ва. 

Окры­лен­ный Кон­ча­лов­ский тут же охла­дел к гарему, охра­ня­е­мо­му крас­но­ар­мей­цем Су­хо­вым, а ру­ко­во­ди­те­ли Экс­пе­ри­мен­таль­ной твор­че­ской ки­но­сту­дии при­ня­лись искать нового ре­жис­се­ра. Сна­ча­ла выбор пал на Ви­та­у­та­са Жа­ла­кяви­ч­ю­са, сняв­ше­го «Никто не хотел уми­рать», но он от­ка­зал­ся под пред­ло­гом за­ня­то­сти на Ли­тов­ской ки­но­сту­дии. Не вдох­но­вил «Гарем» и ре­жис­се­ра Юрия Чу­лю­ки­на, автора фильма «Дев­ча­та». После чего ее неожи­дан­но пред­ло­жи­ли… Андрею Тар­ков­ско­му! В то время его «Андрея Руб­ле­ва» по­ло­жи­ли на полку, он сидел без работы, но на ис­то­рию про бас­ма­чей не со­гла­сил­ся даже «на без­ры­бье». Сле­ду­ю­щим кан­ди­да­том стал Вла­ди­мир Мотыль.

Вла­ди­мир Мотыль и Ана­то­лий Куз­не­цов в Байрам-Али (Ка­ра­ку­мы) на съем­ках фильма «Белое солнце пу­сты­ни»

После идео­ло­ги­че­ски невы­дер­жан­но­го кино о войне «Женя, Же­неч­ка и «Катюша» ему не до­ве­ря­ли съемки новых филь­мов, и, по идее, он не должен был сильно при­ве­ред­ни­чать. Но и Мотыль, прочтя сце­на­рий, от­ве­тил от­ка­зом. Вла­ди­мир Яко­вле­вич мечтал снять глу­бо­кий и вол­ну­ю­щий фильм о де­каб­ри­стах, и анек­дот про гарем, охра­ня­е­мый крас­но­ар­мей­цем, не нашел ни­ка­ко­го от­кли­ка в его сердце. 

Да и не верил ре­жис­сер, что сни­мать раз­ре­шат. Думал, скажут: «Мотыль очер­нил образ сол­да­та Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной, а теперь со­брал­ся очер­нить образ сол­да­та Граж­дан­ской войны!» Однако Чухрай не по­счи­тал отказ Мотыля окон­ча­тель­ным. На него ра­бо­та­ло и ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние ре­жис­се­ра, ста­но­вив­ше­е­ся день ото дня все более бед­ствен­ным… К нему в Москву при­е­ха­ла мать-пен­си­о­нер­ка, а квар­ти­ры у Мотыля не было. Сна­ча­ла их с мамой пустил к себе уез­жав­ший на га­стро­ли бу­ду­щий Саид — Спар­так Ми­шу­лин, дальше были съем­ные ком­на­ты и долги…

«Когда я от­ка­зал­ся, — рас­ска­зы­ва­ет Мотыль, — мой спа­си­тель Гри­го­рий На­у­мо­вич Чухрай сказал: «Ну смотри, дру­го­го шанса у тебя не будет». — «Если бы мне дали сво­бо­ду, чтобы я мог пе­ре­пи­сать сце­на­рий по-своему... Но ведь сце­на­ри­сты не за­хо­тят!» «Это я беру на себя! — уве­рен­но сказал Чухрай. — Должно по­лу­чить­ся, ты ж с Окуд­жа­вой вместе на­пи­сал пре­крас­ный сце­на­рий «Жени, Же­неч­ки и «Катюши». Од­на­ж­ды на рас­све­те, на грани про­буж­де­ния, я увидел во сне бу­ду­щую Ка­те­ри­ну Мат­ве­ев­ну: в воде стояла кра­си­вая до­род­ная баба с ко­ро­мыс­лом — и я понял, что вот же она, любовь Сухова!

Когда в моем во­об­ра­же­нии по­яви­лась Ка­те­ри­на Мат­ве­ев­на, Сухов пе­ре­стал быть пла­кат­ным сол­да­том ре­во­лю­ции, на­саж­да­ю­щим новую власть. И объ­яс­не­ние его по­ве­де­нию по­яви­лось. А то что же это: солдат, муж­чи­на, по­сто­ян­но на­хо­дит­ся при гареме, его пред­ста­ви­тель­ни­цы ве­ша­ют­ся ему на шею, а он на них ноль вни­ма­ния! В чем при­чи­на такой ано­ма­лии? А тут он меч­та­ет о своей за­зно­буш­ке, мыс­лен­но раз­го­ва­ри­ва­ет с ней… Вна­ча­ле на­пи­сал за­кад­ро­вые мо­но­ло­ги. Но они мне самому не по­нра­ви­лись. И по­ду­ма­лось, что он не го­во­рит с ней, а письма пишет. Только самому их писать уже вре­ме­ни не было. А тогда мы дру­жи­ли с мо­ло­дым те­ат­раль­ным ре­жис­се­ром Марком За­ха­ро­вым, ко­то­рый со­чи­нял для радио ост­ро­ум­ные юмо­рес­ки, — в нем я и увидел бу­ду­ще­го со­ав­то­ра эпи­сто­ляр­но­го романа моего Сухова...»

Из двух глав­ных пре­тен­ден­тов на роль Сухова — Ана­то­лия Куз­не­цо­ва и Ге­ор­гия Юма­то­ва — под мощным дик­та­том ре­дак­то­ров пер­во­на­чаль­но был утвер­жден Юматов,

Проба Г. Юма­то­ва на роль крас­но­ар­мей­ца Сухова

Но на­ка­нуне пер­во­го съе­моч­но­го дня слу­чи­лось ЧП. За Юма­то­вым за­еха­ли в го­сти­ни­цу, но он в на­зна­чен­ное время не вышел и на стук в дверь номера не от­ве­чал. Зная, что раньше у актера бывали запои, ад­ми­ни­стра­тор решил вы­ло­мать дверь. Актер лежал на кро­ва­ти, все лицо было в си­ня­ках… Позже вы­яс­ни­лось, что Юматов, ко­то­рый на тот момент два года был «в за­вяз­ке», по­хо­ро­нил друга, ре­жис­се­ра Никиту Ку­ри­хи­на: тот раз­бил­ся на машине, ко­то­рую ему помог купить Юматов... На по­мин­ках вы­пи­ва­ли и кто-то сказал, что в гибели Никиты ви­но­ват он, Юматов, — и актер с ку­ла­ка­ми полез на обид­чи­ка...

Синяки за­жи­ва­ли бы с неделю, а то и больше. Так долго ждать не могли — лето за­кан­чи­ва­лось, ухо­ди­ла натура. Тогда Мотыль отбил сроч­ную те­ле­грам­му своему дав­не­му другу Куз­не­цо­ву. Когда Вла­ди­мир Яко­вле­вич ра­бо­тал вторым ре­жис­се­ром у Юлия Ка­ра­си­ка на кар­тине «Ждите писем», он пред­ло­жил кан­ди­да­ту­ру Куз­не­цо­ва для одной из глав­ных ролей. На съем­ках они сдру­жи­лись, и теперь Ана­то­лий Бо­ри­со­вич вы­ру­чил Мотыля — при­е­хал на сле­ду­ю­щий же день. «Юматов был бы более «су­пер­ме­ни­стым» Су­хо­вым, — думает теперь ре­жис­сер о воз­мож­ном ходе со­бы­тий, — а Сухов Ана­то­лия Куз­не­цо­ва ближе к герою рус­ской сказки…»

На роль Ка­те­ри­ны Мат­ве­ев­ны Мотыль про­смот­рел де­сят­ки про­фес­си­о­наль­ных актрис и кре­стья­нок, но рус­ская кра­са­ви­ца из сна на пробах ни разу не по­яви­лась. За­зно­ба Сухова по­па­лась ре­жис­се­ру в ко­ри­до­рах «Остан­ки­но». Галина Лучай ра­бо­та­ла ре­дак­то­ром, и пер­спек­ти­ва стать ки­но­звез­дой ее не манила.

«У меня те­ле­ви­зи­он­ные про­грам­мы, груд­ной ре­бе­нок! В конце концов, муж будет против!» — от­бры­ки­ва­лась бу­ду­щая Ка­те­ри­на Мат­ве­ев­на. Ей по­обе­ща­ли, что съемки займут всего несколь­ко дней, до­го­во­ри­лись с на­чаль­ством. Един­ствен­ное, что не устра­и­ва­ло Мотыля в этой земной и од­но­вре­мен­но по­хо­жей на Бо­го­ро­ди­цу жен­щине, — ее ноги. Они были слиш­ком худые. А ведь ре­жис­сер за­ду­мал снять, как его ку­сто­ди­ев­ская кра­са­ви­ца пе­ре­хо­дит речку, подняв подол! Ре­жис­сер от­пра­вил своего ас­си­стен­та Ни­ко­лая Ко­ню­ше­ва в подвал на мно­го­люд­ном Ки­ров­ском про­спек­те на­блю­дать за дам­ски­ми ногами. За­ви­дев под­хо­дя­щие, тот ки­дал­ся к их об­ла­да­тель­ни­це и просил снять ее ноги в кино — и, ко­неч­но, на­тал­ки­вал­ся на непо­ни­ма­ние и до­воль­но грубые слова в свой адрес. На­ко­нец, одна «пыш­но­но­гая» дева со­гла­си­лась. Вот только имя ее, в от­ли­чие от ко­неч­но­стей, не вошло в ис­то­рию ки­не­ма­то­гра­фа.

Гарем Аб­дул­лы был так же далек от кино, как Ка­те­ри­на Мат­ве­ев­на и ее ноги.

Только три жены бас­ма­ча ра­бо­та­ли ак­три­са­ми: Та­тья­на Кри­чев­ская, ко­то­рая го­во­ри­ла: «Когда я была лю­би­мой женой, мы видели нашего гос­по­ди­на каждую ночь»; сыг­рав­шая Зухру Та­тья­на Ткач — позже она сыг­ра­ет лю­бов­ни­цу Фокса в фильме «Место встре­чи из­ме­нить нельзя»; и Галина Ум­пе­ле­ва, лицо ко­то­рой в этой кар­тине Мотыль так и не по­ка­зал, зато через 22 года снял уже без па­ран­джи в фильме «Рас­ста­нем­ся пока хо­ро­шие». Самой вы­со­кой женой стала бас­кет­бо­лист­ка из Риги Велта Дэглав, стар­шую жену все тот же Ко­ню­шев увидел на за­вод­ской про­ход­ной, а еще одну — в ма­га­зине «Ткани». Самая ав­то­ри­тет­ная жена была в ре­аль­ной жизни на­уч­ным ра­бот­ни­ком и знала несколь­ко языков.

Гюль­ча­тай же играли две де­вуш­ки.

Первую, Та­тья­ну Де­ни­со­ву, нашли в Мос­ков­ском цир­ко­вом учи­ли­ще.

Гюльчатай

Но во время дол­го­го пе­ре­ры­ва в съем­ках ей пред­ло­жи­ли вы­сту­пать в цирке с соб­ствен­ным но­ме­ром, и сни­мать­ся она уже не могла. Тут вспом­ни­ли о юной уче­ни­це ба­лет­но­го учи­ли­ща, ко­то­рая раньше за­ме­ща­ла одну из жен в эпи­зо­де. Ее, кстати, тоже нашел Ко­ню­шев, ко­то­рый на­хо­дил бу­ду­щих эпи­зод­ни­ков в самых неожи­дан­ных местах. В тот раз он встре­чал у ба­лет­но­го учи­ли­ща имени Ва­га­но­вой зна­ко­мую ба­рыш­ню и вдруг увидел нежное 17-летнее со­зда­ние!

Таня Фе­до­то­ва (так звали де­вуш­ку) ис­пу­га­лась, когда ее схва­ти­ли за локоть: она про­гу­ли­ва­ла урок и решила, что ее по­та­щат к ди­рек­то­ру. Кстати, съемки в кино даже под­ня­ли Таню в глазах на­чаль­ства. Когда с ру­ко­вод­ством вели пе­ре­го­во­ры, чтобы от­пу­стить Фе­до­то­ву на съемки в пу­сты­ню, ди­рек­тор охотно со­гла­сил­ся по­ста­вить ей эк­за­мен ав­то­ма­том. Хоть и уди­вил­ся, почему вы­бра­ли именно ее: «Надо же, а у нас ее счи­та­ют серой мышкой…»

На съем­ках у Тани был роман с иг­рав­шим Пет­ру­ху Ни­ко­ла­ем Го­до­ви­ко­вым.

На роль мо­ло­до­го крас­но­ар­мей­ца про­бо­ва­лись многие актеры:

Са­ве­лий Кра­ма­ров,

Юрий Чернов,

а утвер­ди­ли Го­до­ви­ко­ва. Он, кстати, тоже был не про­фес­си­о­наль­ным ак­те­ром, а ра­бо­чим на заводе, но снялся в «Рес­пуб­ли­ке ШКИД». В этом фильме его за­ме­тил Мотыль и за­дей­ство­вал в эпи­зо­де «Жени, Же­неч­ки и «Катюши».

Даль­ней­шая судьба Ни­ко­лая сло­жи­лась неудач­но. После «Белого солнца» он ушел в армию. После армии Коля устро­ил­ся ра­бо­тать груз­чи­ком. Через неко­то­рое время его об­ви­ни­ли в ту­не­яд­стве и по­са­ди­ли в тюрьму. Это было в 1980 году, на­ка­нуне Олим­пи­а­ды. После тюрьмы он бом­же­вал, мы­кал­ся по под­ва­лам и чер­да­кам. Свя­зал­ся с ворами, и его пой­ма­ли. По­лу­чил новый срок – за кражу. От­си­дел он в общей слож­но­сти восемь лет.

У Го­до­ви­ко­ва сло­жи­лись очень теплые от­но­ше­ния с Павлом Лу­спе­ка­е­вым. Когда жена Лу­спе­ка­е­ва Инна уез­жа­ла на время со съемок, она про­си­ла Го­до­ви­ко­ва: «Коль, ты при­гля­ды­вай за дядей Пашей».

Невоз­мож­но пред­ста­вить «Белое солнце» без Ве­ре­ща­ги­на, а ведь из­на­чаль­но в сце­на­рии эта роль была эпи­зо­ди­че­ской. «С пьян­чуж­кой, ко­то­ро­го уби­ва­ли бан­ди­ты в се­ре­дине сце­на­рия, — рас­ска­зы­ва­ет Мотыль. — был связан только один яркий эпизод — с икрой. Но я за­ду­мал Ве­ре­ща­ги­на бы­лин­ным бо­га­ты­рем.

Павел Лу­спе­ка­ев и Вла­ди­мир Мотыль на съём­ках фильма «Белое солнце пу­сты­ни»

И Павел Лу­спе­ка­ев, ко­то­рый его сыграл, по своей сути — такой же бы­лин­ный герой! К началу съемок он уже был ин­ва­ли­дом, после опе­ра­ции на ногах у него оста­лись только пятки, мне и в голову не при­хо­ди­ло по­звать Пашу сни­мать­ся в пу­стыне на ужа­са­ю­щей жаре. После того как вышел из боль­ни­цы, он ге­ни­аль­но сыграл в те­ле­спек­так­ле Нозд­ре­ва, но в той роли он хотя бы сидел... А тут мне го­во­рят, что Лу­спе­ка­ев, ока­зы­ва­ет­ся, про­чи­тал сце­на­рий и меч­та­ет о роли в моем фильме. Я шел к нему в гости, зная про объ­яв­ле­ние, ко­то­рое он по­ве­сил на своей двери: «Прошу ви­зи­та­ми не бес­по­ко­ить». Он стра­дал от чужой жа­ло­сти, она его уни­жа­ла. 

Лу­спе­ка­е­ва пре­ду­пре­ди­ли, что я к нему со­би­ра­юсь, и он за­пис­ку убрал. Встре­тил меня сам, да не на ко­сты­лях, а просто с па­лоч­кой. И хва­стал­ся мне, как ловко умеет пе­ре­дви­гать­ся на одних пятках… Ге­ни­аль­ность его никуда не делась, а даже еще ярче про­яви­лась. К тому же он оста­вал­ся фи­зи­че­ски необык­но­вен­но силь­ным, креп­ким че­ло­ве­ком. От­лич­но плавал, вода для него была как воздух, там он не ощущал своего увечья. В Каспии за­плы­вал очень далеко, один раз мы его чуть не по­те­ря­ли и от­пра­ви­ли шхуну на поиски. Когда Павел увидел, что к нему плывут на помощь, у него слу­чил­ся прилив сил и он сам доплыл до берега. Вышел из воды и при­знал­ся: «Уж думал, что каюк…» Он от­ка­зы­вал­ся от съемок бар­ка­са в па­ви­льоне и шел нав­стре­чу всем труд­но­стям с го­тов­но­стью. Только после съемок сидел, опу­стив ноги в море.

Ре­жис­сер пред­ла­гал Лу­спе­ка­е­ву сни­мать­ся на ко­сты­лях: Ве­ре­ща­гин – бывший офицер, ин­ва­лид Первой ми­ро­вой. Или та­мо­жен­ник, ра­нен­ный кон­тра­бан­ди­ста­ми в обе ноги.

– Давай, Володя, сперва я сыграю то, что на­пи­са­но в сце­на­рии, а уж потом какого-нибудь ин­ва­ли­да. Пусть тебя мои ноги не сму­ща­ют. Я при­ду­мал сапоги с ме­тал­ли­че­ски­ми упо­ра­ми внутри, – сказал Павел Бо­ри­со­вич.

Вла­ди­мир Мотыль при­зна­вал­ся, что велел по­мощ­ни­кам искать дуб­ле­ра. Никому в голову не могло прийти, что Лу­спе­ка­ев все сде­ла­ет сам: и в пу­стыне, и на палубе ко­раб­ля, когда по сюжету драка.

П.Лу­спе­ка­ев и его дублер А.Мас­сар­ский на съем­ках фильма «Белое солнце пу­сты­ни»

Во время съемок Лу­спе­ка­ев в самом деле от­бро­сил ко­сты­ли и начал осва­и­вать про­те­зы. Когда боль ста­но­ви­лась невы­но­си­мой, от­хо­дил в сто­ро­ну и опус­кал на­тер­тые про­те­за­ми культи в таз с хо­лод­ной водой. Либо в про­хлад­ное Кас­пий­ское море.

– Это был подвиг, равный по­дви­гу Алек­сея Ма­ре­сье­ва, – скажет потом ре­жис­сер.

Лу­спе­ка­ев себя не щадил. Он даже в сцене драки на бар­ка­се ра­бо­тал без дуб­ле­ра. В фильме есть лишь один трех­се­кунд­ный кадр, где его под­ме­нил кас­ка­дер Алек­сандр Мас­сар­ский: Ве­ре­ща­гин ногами спи­хи­ва­ет бан­ди­тов за борт. Сапоги Ве­ре­ща­ги­на по­ка­за­ны круп­ным планом. А носки сапог Лу­спе­ка­е­ва при упоре про­ги­ба­лись, и это было бы видно на экране.

Во время съёмок зна­ме­ни­то­го эпи­зо­да, в ко­то­ром Ве­ре­ща­гин с от­вра­ще­ни­ем ложкой ест из ко­рыт­ца черную икру, от­вра­ще­ние актера было на­ту­раль­ным от того, что сни­ма­ли целых четыре дубля. Икра осто­чер­те­ла Лу­спе­ка­е­ву, и после ко­ман­ды «стоп» на по­след­нем дубле он даже вы­плю­нул де­ли­ка­тес, не про­гло­тив.

Кстати, Коля Го­до­ви­ков, он же Пет­ру­ха, как-то объ­явил в прессе, что два ки­ло­грам­ма черной икры после съемки сам съел на пару с Лу­спе­ка­е­вым. Чего быть не могло: во-первых, икры было меньше ки­ло­грам­ма, а во-вторых, ее после съемок от­но­си­ли в хо­ло­диль­ник на случай, если пленка ока­жет­ся бра­ко­ван­ной и при­дет­ся эпизод с икрой пе­ре­сни­мать. В то время каждый фильм кон­тро­ли­ро­ва­ли ре­ви­зо­ры и рек­ви­зи­тор­ши. И они при своих малых зар­пла­тах ни­ко­гда бы не поз­во­ли­ли умык­нуть до­ро­гой про­дукт. Окон­чи­лась ис­то­рия тем, что ла­бо­ра­то­рия за­дер­жа­ла про­яв­ку ма­те­ри­а­ла и про­тух­шую икру спу­сти­ли в унитаз.

Павлом Лу­спе­ка­е­вым в фильме была ис­пол­не­на впо­след­ствии одна из самых по­пу­ляр­ных песен со­вет­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа - «Ваше бла­го­ро­дие, гос­по­жа удача». Она была на­пи­са­на спе­ци­аль­но для фильма твор­че­ским тан­де­мом Исаака Шварца и Булата Окуд­жа­вы.

Как при­зна­вал­ся впо­след­ствии Шварц, песню он на­пи­сал, пред­став­ляя себе, как её будет петь Павел Лу­спе­ка­ев.

«Когда я про­бо­вал ак­те­ров на роль Аб­дул­лы (актера на эту роль я искал дольше всех), — вспо­ми­на­ет ре­жис­сер, — мне очень по­нра­вил­ся неиз­вест­ный тогда Кахи Кав­сад­зе: то­че­ное лицо, стать, рост! Только за­жа­тый был, но оно и по­нят­но: до этого снялся лишь в одном фильме, и то в эпи­зо­де.

И я за­хо­тел, чтобы этот кра­са­вец джигит рас­кре­по­стил­ся и по­ка­зал себя в деле, в ко­то­ром он чув­ству­ет себя по-на­сто­я­ще­му уве­рен­но. Я по­про­сил: «Про­ска­чи-ка на коне круг га­ло­пом». Кахи дали чу­дес­но­го рез­во­го коня. Кав­сад­зе лихо вско­чил на него, сделал круг, только вот спрыг­нул нелов­ко: за­пу­тал­ся в стре­ме­ни и упал в песок. И только тут он мне при­знал­ся: «Вла­ди­мир Яко­вле­вич, сэйчас все прой­дет. Просто я пэрвый раз в жизни на коня сел». И я об­ра­тил вни­ма­ние, какой он блед­ный. При­вык­нешь к сте­рео­ти­пу, что, раз с Кав­ка­за, значит, лихой на­езд­ник, а че­ло­век, может, ло­ша­дей только на ип­по­дро­ме видел. Вы­яс­ня­ет­ся, что Кав­сад­зе из ин­тел­ли­гент­ной семьи, где все больше му­зы­кан­ты, а не джи­ги­ты. «Но как же ты, — изум­ля­юсь, — спра­вил­ся с конем?» — «Вла­ди­мир Яко­вле­вич, я по­вэ­рил, что я на­эзд­ник… И конь… мне по­вэ­рил».

Не будем врать, что на этих съем­ках Кав­сад­зе на­учил­ся ска­кать, как на­сто­я­щий джигит. Он не очень браво дер­жал­ся в седле, осо­бен­но тяжело было, сидя на лошади, стре­лять в неф­те­на­лив­ной бак: лошадь пу­га­лась вы­стре­ла и удер­жать ее на месте Кахи было не под силу. По­это­му актера по­са­ди­ли на менее пуг­ли­вое су­ще­ство — по­мощ­ни­ка ре­жис­се­ра. Тот весил сотню с лишним ки­ло­грам­мов, и вы­дер­жать на плечах ху­до­ща­во­го ар­ти­ста ему было неслож­но…

На роль Саида про­бо­вал­ся Игорь Ле­до­го­ров,

но до­ста­лась актёру Театра сатиры Спар­та­ку Ми­шу­ли­ну.

У Ми­шу­ли­на с ре­жис­се­ром фильма Вла­ди­ми­ром Мо­ты­лем были очень добрые от­но­ше­ния еще со времен сов­мест­ной работы в Омском драм­те­ат­ре в пя­ти­де­ся­тые годы. По­на­ча­лу актер сни­мал­ся тайно: ру­ко­вод­ство сто­лич­но­го Театра сатиры, в ко­то­ром тогда служил, за­пре­ща­ло своим ак­те­рам сни­мать­ся в кино. Потому каждые вы­ход­ные Ми­шу­лин тайно по­ки­дал Москву, летел са­мо­ле­том до Аш­ха­ба­да, затем - до рай­цен­тра Мары, откуда до­би­рал­ся к месту съемок еще ки­ло­мет­ров трид­цать на машине. Дабы те­ат­раль­ное на­чаль­ство не до­га­да­лось, что он «под­ра­ба­ты­ва­ет» на сто­роне, ки­нош­ные гри­ме­ры со­ору­ди­ли парик - из его же остри­жен­ных волос. Идя в театр, Спар­так на­де­вал его. Но од­на­ж­ды, здо­ро­ва­ясь, при­под­нял кепку, а вместе с ней… и парик. В ре­зуль­та­те на­чаль­ство дало «добро» на съемки у Мотыля.

Из рас­ска­за С. Ми­шу­ли­на: «Съемки ведь про­хо­ди­ли в Ка­ра­ку­мах - а там ше­сть­де­сят пять гра­ду­сов! По роли я должен был чуть ли не целыми днями сидеть в песке, за­ко­пан­ным по шею. Хотя мне было лучше, чем осталь­ным, - жарило лишь голову, правда, меня остриг­ли наголо. К тому же, во время пе­ре­ку­ров над моей лы­си­ной ста­ви­ли зонтик, а ас­си­стент ре­жис­се­ра давал мне си­га­ре­ту».

В Турк­ме­ни­стане на съем­ках стояла ужас­ная жара.

На съем­ках фильма «Белое солнце пу­сты­ни»

Осо­бен­но тяжело ее пе­ре­но­си­ли жен­щи­ны. По­это­му, если Гюль­ча­тай не надо было от­кры­вать личико, женами Аб­дул­лы часто об­ря­жа­лись ху­день­кие сол­да­ты из близ­ле­жа­щей во­ен­ной части. В этом случае га­ре­мом ко­ман­до­вал стар­ши­на, а самой труд­ной ак­тер­ской за­да­чей было не идти стро­е­вым шагом, а се­ме­нить. Но вна­ча­ле помощь солдат по­на­до­би­лась для ре­ше­ния совсем другой задачи. Им при­ш­лось за­нять­ся… про­пол­кой пу­сты­ни! Зимой в Ка­ра­ку­мах так часто шли дожди, что песок скрыла под­рос­шая вы­со­кая трава. Мотыль об­ле­тел на вер­то­ле­те сотни ки­ло­мет­ров, но так и не нашел под­хо­дя­ще­го места. Он решил не ждать ми­ло­стей от при­ро­ды, а до­го­во­рить­ся с армией. И сол­да­ты за несколь­ко недель про­по­ло­ли де­сят­ки квад­рат­ных ки­ло­мет­ров пу­сты­ни возле Байрам-Али.

Съёмки шли тяжело и были плохо ор­га­ни­зо­ва­ны. Осенью 1968 года в СССР со­зда­ва­лась ки­но­э­по­пея «Осво­бож­де­ние», и туда были бро­ше­ны лучшие ки­не­ма­то­гра­фи­че­ские силы и все ре­сур­сы. «Белому солнцу…» даже не до­ста­лось съё­моч­но­го крана — его при­ш­лось ма­сте­рить прямо на пло­щад­ке из под­руч­ных средств. К уча­стию в съём­ках при­влек­ли эс­кад­рон, под­раз­де­ле­ние зна­ме­ни­то­го ка­ва­ле­рий­ско­го полка, со­здан­но­го для съёмок фильма «Война и мир». Однако в итоге в кар­ти­ну так и не вошли сколь­ко-нибудь слож­ные конные трюки. При этом в ходе съёмок один из ка­ва­ле­ри­стов-кас­ка­дё­ров по неосто­рож­но­сти погиб.

Вла­ди­ми­ру Мотылю впо­след­ствии, при раз­би­ра­тель­стве о пе­ре­рас­хо­де средств на съёмки, всё это вме­ни­ли в вину. Дис­ци­пли­на в твор­че­ской группе хро­ма­ла — актёры вне съёмок по­сто­ян­но участ­во­ва­ли в пьян­ках и драках в со­сед­них ре­сто­ра­нах. Эпизод, где у Ве­ре­ща­ги­на во время схват­ки на бар­ка­се кро­во­то­чит лицо со­вер­шен­но на­ту­ра­лен. На­ка­нуне, в драке с мест­ны­ми ху­ли­га­на­ми, Лу­спе­ка­е­ву рас­сек­ли бровь.

После того как в Кас­пий­ске воры ночью вы­кра­ли много цен­но­го рек­ви­зи­та, и для обес­пе­че­ния в даль­ней­шем без­опас­но­сти съёмок, Мотыль пред­ло­жил мест­но­му кри­ми­наль­но­му ав­то­ри­те­ту Али снять­ся в эпи­зо­ди­че­ской роли одного из бан­ди­тов Чёр­но­го Аб­дул­лы. В итоге, в фильме Али по­явил­ся на экране два раза, играя бан­ди­та в крас­ной ру­баш­ке.

Экс­пе­ди­ции в Турк­ме­ни­стан могло и не быть: когда фильм уже на три чет­вер­ти сняли, в Го­с­ки­но его вдруг решили за­крыть, а деньги спи­сать. Но тут вос­про­ти­ви­лось Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов. Тогда по­ста­но­ви­ли хотя бы Мотыля за­ме­нить более по­кла­ди­стым ре­жис­се­ром. Та­ко­вым мог стать Вла­ди­мир Басов, но он, к сча­стью, от­ка­зал­ся. Но не это спасло Мотыля, а за­ступ­ни­че­ство его при­я­те­ля Вадима Спи­цы­на. Он ока­зал­ся фрон­то­вым другом самого Вла­ди­ми­ра Бас­ка­ко­ва, пер­во­го зам­пре­да Го­с­ки­но. И тот раз­ре­шил Мотылю за­кон­чить фильм — но сказал, что тогда уж Спицын должен будет лично кон­тро­ли­ро­вать про­цесс, и на­зна­чил его на кар­ти­ну кон­суль­тан­том. Этот по­во­рот судьбы был счаст­ли­вым для обоих! 

В разгар лета Спицын прибыл под Байрам-Али, по­се­лил­ся на ге­не­раль­ской даче и, за­ку­пив на во­сточ­ном базаре всяких вкус­но­стей и ал­ко­голь­ных на­пит­ков, чу­дес­но про­во­дил время. На съе­моч­ную пло­щад­ку он при­е­хал лишь од­на­ж­ды. Сказал: «Гос­по­ди, как у вас тут жарко!» — и уехал. Больше он на съем­ках не по­яв­лял­ся, зато ис­прав­но звонил Бас­ка­ко­ву и го­во­рил, что фильм сни­ма­ют идео­ло­ги­че­ски пра­виль­ный и ука­за­ния ру­ко­вод­ства четко вы­пол­ня­ют. Кстати, часть ценных ука­за­ний и правда пошла фильму на пользу. Бас­ка­ков часто по­вто­рял: «Вы пом­ни­те, это Азия. Там надо по­де­ли­кат­нее, по­тонь­ше». Из этих-то на­по­ми­на­ний и ро­дил­ся глав­ный афо­ризм фильма: «Восток — дело тонкое».

В Го­с­ки­но на­зва­ние «Спа­си­те гарем» рас­кри­ти­ко­ва­ли: «Вер­ни­те, что ли?» Вот тогда-то ре­жис­сер Вла­ди­мир Мотыль и бросил клич съе­моч­ной группе окре­стить фильм по-новому. На­зва­ние «Белое солнце пу­сты­ни» ро­ди­лось в ходе кол­лек­тив­но­го об­суж­де­ния.

Ко­мис­сия ука­за­ла ре­жис­сё­ру на то, что кар­ти­на по­лу­ча­ет­ся слиш­ком тра­ги­че­ской. Тре­бо­ва­лась се­рьёз­ная до­ра­бот­ка. Для того чтобы удо­вле­тво­рить тре­бо­ва­ни­ям, необ­хо­ди­мо было пе­ре­снять несколь­ко клю­че­вых сцен и в том числе пол­но­стью из­ме­нить кон­цов­ку. Так, на­при­мер, в пер­во­на­чаль­ном ва­ри­ан­те На­ста­сья (су­пру­га Ве­ре­ща­ги­на) сходит с ума от горя. Смер­тель­но ра­нен­ный Аб­дул­ла падает, а его жены рвут на себе волосы, опла­ки­вая смерть мужа. Совсем иначе вы­гля­де­ла фи­наль­ная схват­ка Аб­дул­лы и Сухова. Все эти сцены в окон­ча­тель­ный ва­ри­ант не вошли или были пол­но­стью пе­ре­де­ла­ны. Финал ставил под со­мне­ния прин­цип со­ци­а­ли­сти­че­ско­го ин­тер­на­ци­о­на­лиз­ма, право вме­ши­вать­ся с ору­жи­ем в жизнь дру­го­го народа. При­ш­лось вы­бра­сы­вать и до­сни­мать эпи­зо­ды, но все равно на­ве­си­ли еще 27 по­пра­вок.

По­сколь­ку ре­жис­сер ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся по­ре­зать фильм, ему была уго­тов­ле­на «полка». «Белое солнце», как аре­стант КПЗ, лежало без дви­же­ния в филь­мо­хра­ни­ли­ще 1-го отдела Го­с­ки­но, под­ве­дом­ствен­но­го КГБ. Это был склад идео­ло­ги­че­ски невы­дер­жан­ных филь­мов и той за­пад­ной про­дук­ции, ко­то­рая не по­па­да­ла на наши экраны, фильмы с эро­ти­кой, сце­на­ми на­си­лия, ан­ти­со­вет­чи­ной и т.п. Лишь члены По­лит­бю­ро и ми­ни­стры имели воз­мож­ность смот­реть их на своих дачах.

И тут в дело вме­шал­ся случай.

Ге­не­раль­ный сек­ре­тарь ЦК КПСС Леонид Ильич Бреж­нев очень любил кино. Осо­бен­но аме­ри­кан­ские ве­стер­ны вроде «Дикой банды» с Уи­лья­мом Хол­де­ном или «Бег­ле­цов» с Джейм­сом Стю­ар­том и Дином Мар­ти­ном.

Чаще всего генсек смот­рел ленты в ки­но­за­ле на даче в За­ви­до­во, куда их при­во­зи­ли на бо­би­нах.

В 1969 году, как раз на­ка­нуне оче­ред­ной го­дов­щи­ны Ок­тяб­ря, в За­ви­до­во должны были при­вез­ти несколь­ко аме­ри­кан­ских но­ви­нок. Но фильмы как на грех за­паз­ды­ва­ли из-за океана. В спешке нашли со­вет­ский ответ та­мош­ним ве­стер­нам – фильм «Белое солнце пу­сты­ни», где вместо ше­ри­фов были крас­но­ар­мей­цы, а вместо ков­бо­ев – сред­не­ази­ат­ские бас­ма­чи, и стали ждать, чем за­кон­чит­ся эта аван­тю­ра.

Через несколь­ко часов в квар­ти­ре пред­се­да­те­ля Го­су­дар­ствен­но­го ко­ми­те­та по ки­не­ма­то­гра­фии Алек­сея Ро­ма­но­ва раз­дал­ся звонок по вер­туш­ке.

Сняв трубку ап­па­ра­та с гербом СССР, ми­нистр услы­шал зна­ко­мый голос до­ро­го­го Лео­ни­да Ильича. Генсек звонил по­бла­го­да­рить глав­но­го ки­не­ма­то­гра­фи­ста страны за удар­ный труд. Вос­тор­гу Бреж­не­ва не было пре­де­ла. Осо­бен­но ему при­шлись по душе сцена драки на бар­ка­се и песня та­мо­жен­ни­ка Ве­ре­ща­ги­на о «гос­по­же Удаче». Хотя, ко­неч­но, несколь­ко оза­да­чи­ло, что удача – «гос­по­жа», а не то­ва­рищ. Но разнос по этому поводу устра­и­вать не стал.

«Хо­ро­шее кино сни­ма­ешь! Утерли нос аме­ри­кан­цам, мо­лод­цы. А почему фильм не в про­ка­те? Его должны уви­деть со­вет­ские люди», – рас­по­ря­дил­ся Бреж­нев.

Толком не поняв, о каком фильме идет речь, Ро­ма­нов на сле­ду­ю­щее утро при­е­хал на работу и первым делом за­тре­бо­вал новый фильм. «Ро­ма­нов сидел в про­смот­ро­вом зале, ка­жет­ся, впер­вые не ис­пы­ты­вая страха что-либо про­гля­деть, – вспо­ми­нал Вла­ди­мир Мотыль. – Он мог смот­реть кар­ти­ну как обык­но­вен­ный зри­тель. В тот же день от ми­ни­стра посту пило ука­за­ние о трех по­прав­ках. Иначе какой же он ми­нистр, если не внесет своей лепты».

Ро­ма­нов велел смяг­чить сцену пьян­ства Ве­ре­ща­ги­на – она якобы по­ро­чи­ла свет­лый образ со­вет­ско­го та­мо­жен­ни­ка. Во-вторых, сле­до­ва­ло убрать над­пись «Карл Маркс» на об­лож­ке книги, ко­то­рую держит в руках одна из жен Аб­дул­лы. В-тре­тьих, «лик­ви­ди­ро­вать пор­но­гра­фию» – ого­лен­ные выше по­ло­жен­но­го ноги воз­люб­лен­ной крас­но­ар­мей­ца Сухова Ка­те­ри­ны Мат­ве­ев­ны при пе­ре­хо­де через ручей.

Мотыль со­гла­сил­ся со всеми за­ме­ча­ни­я­ми Ро­ма­но­ва. Это была сущая мелочь, ведь ко­мис­сия Го­с­ки­но, ко­то­рая при­ни­ма­ла несколь­ко ме­ся­цев назад фильм, тре­бо­ва­ла внести не три, а 27 ис­прав­ле­ний. Раз­ре­ши­тель­ное удо­сто­ве­ре­ние на прокат мно­го­стра­даль­ной кар­ти­ны было по­лу­че­но.

Из-за низкой оценки при­ём­ной ко­мис­сии кар­ти­на по­лу­чи­ла 2-ю ка­те­го­рию, что, по мнению со­зда­те­лей, сни­зи­ло про­кат­ные по­ка­за­те­ли.

Но тем не менее, фильм стал зна­чи­мой частью со­вет­ской куль­ту­ры, при­об­рёл статус куль­то­во­го, фразы героев устой­чи­во вошли в раз­го­вор­ную речь и стали по­го­вор­ка­ми. Жанр ис­тер­на и такие его пред­ста­ви­те­ли как «Неуло­ви­мые мсти­те­ли», «Даурия», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Белое солнце пу­сты­ни» стали зна­чи­мым яв­ле­ни­ем со­вет­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа, вызвав волну под­ра­жа­ний 60—70-х годов как на цен­траль­ных сту­ди­ях, так и на ки­но­сту­ди­ях сред­не­ази­ат­ских рес­пуб­лик.

Павел Ве­ре­ща­гин стал сим­во­лом та­мо­жен­ной службы в России и неко­то­рых других стра­нах. Возле от­де­ле­ния та­мож­ни в Москве, Кур­гане и Лу­ган­ске уста­нов­ле­ны па­мят­ни­ки герою фильма.

Уста­нов­ле­ны па­мят­ни­ки и крас­но­ар­мей­цу Сухову в Самаре и До­нец­ке.



Фильм стал одним из та­лис­ма­нов со­вет­ских (и рос­сий­ских) кос­мо­нав­тов. Перед каждым стар­том кос­мо­нав­ты обя­за­тель­но пе­ре­смат­ри­ва­ют фильм, кас­се­та с ним есть даже на борту Меж­ду­на­род­ной кос­ми­че­ской стан­ции.

Ко­ман­дир ко­раб­ля Союз ТМА-17 Олег Котов: «Про­смотр «Белого солнца пу­сты­ни» стал для нас тра­ди­ци­ей в ре­зуль­та­те под­го­то­вок преды­ду­щих эки­па­жей по съём­кам. Этот фильм ис­поль­зу­ет­ся в ка­че­стве по­со­бия для обу­че­ния кос­мо­нав­тов ки­но­съём­кам. Как стро­ить план, как ра­бо­тать с ка­ме­рой, как вы­став­лять сцены. Белое солнце пу­сты­ни — эталон опе­ра­тор­ской работы… …кос­мо­нав­ты знают этот фильм более чем на­и­зусть».

Ва­ле­рий Ку­ба­сов, Павел По­по­вич и Алек­сей Гу­ба­рев объ­яс­ня­ют совсем иначе, а именно они оче­вид­цы. Тра­ди­ция пошла с эки­па­жа ко­раб­ля Союз-12. Это была пси­хо­ло­ги­че­ски нелёг­кая миссия после тра­ге­дии на Союз-11, унёс­шей три жизни. Перед стар­том Ла­за­рев и Ма­ка­ров смот­ре­ли «Белое солнце». Экипаж был со­кра­щён до 2 че­ло­век, но после удач­но­го при­зем­ле­ния они го­во­ри­ли, что с ними был третий член эки­па­жа — то­ва­рищ Сухов, ко­то­рый под­бад­ри­вал в труд­ные минуты. Так шутка сде­ла­ла фильм та­лис­ма­ном, и похоже, до­воль­но удач­ным. По словам Ку­ба­со­ва, с мо­мен­та по­яв­ле­ния крас­но­ар­мей­ца Сухова на Бай­ко­ну­ре ни один наш кос­мо­навт не погиб.

Да, кстати, Ана­то­лий Куз­не­цов сыграл то­ва­ри­ща Сухова ещё в одном фильме. Не пом­ни­те в каком? «При­клю­че­ния Пет­ро­ва и Ва­сеч­ки­на»!!!

«Засим раз­ре­ши­те от­кла­нять­ся. Тому оста­юсь сви­де­те­лем, боец за сча­стье тру­до­во­го народа всей земли, За­кас­пий­ско­го ин­тер­на­ци­о­наль­но­го ре­во­лю­ци­он­но­го про­ле­тар­ско­го полка имени то­ва­ри­ща Ав­гу­ста Бебеля, крас­но­ар­ме­ец Сухов Фёдор Ива­но­вич».

При под­го­тов­ке ма­те­ри­а­ла были ис­поль­зо­ва­ны кадры из х/ф В. Мотыля "Белое солнце пу­сты­ни" и ин­фор­ма­ция с сайтов:

http://​7days.​ru/​article/​cinema/​kak-​moglo-​nebyt-​belogo-​solntsa-​pustyni/​10...

http://​fakty.​ua/​71657-​spartak-​mishulin-​quot-​na-​semkah-​quot-​belogo-​solnca...

http://​market.​umh.​ua/​files/​file/​download/​beloe_​solnce_​pustyni.​pdf

http://​www.​kino-​teatr.​ru/

https://aftershock.news/?q=nod...

Сорок лет по пустыне

Позавчера стукнула круглая дата со дня выхода на экраны поистине культового для всех русских людей фильма «Белое солнце пустыни». Ровно сорок лет упорно и бесповоротно шагает по бескрайней пустыне простой русский солдат Федор Сухов. Бредет в поисках неизбывной мечты о простой любви и семейном счастье в родной стороне. Попутно рискует головой, спасая от смерти, казалось бы, совсем чужих людей и в одиночку побеждающий Зло, олицетворяемое бандой насильников и убийц.

Вот такой неказистый русский богатырь, всегда выбирающий трудный, но прямой путь. Нет у нашего витязя в пыльной скатке сомнений в выборе на распутье – и конем, и головой он готов рисковать ради исполнения заветной мечты о простом русском счастье. Русское счастье – они испокон веков именно такое, когда душа болит не только за семью, но и за соседей, ближних и дальних. Иначе в нашем суровом климате счастья не обустроишь.

Даже интересно, найдется ли оппонент, отрицающий несомненный факт интуитивно-художественного отождествления русского героя и русского зрителя, увидевшего в Федоре Сухове самого себя в идеальном воплощении полной свободы служения мечте от привходящих обстоятельств и страхов?!

Впрочем, вряд ли кто-то станет отрицать, что рядом с Суховым пытаются стать такими же сильными и свободными герои, имеющие столь же ярко выраженные русские черты – непутевый Петруха и импульсивный Верещагин. Казалось бы и они тоже стремятся к простому русскому счастью. Но счастья для себя, а не для всех. И этот страх за синицу в руках, такой хороший для немца, убивает русского человека на наших глазах.

Есть рядом с Суховым еще один типично русский соратник – хранитель музея, тоже погибающий в этой эпической битве добра и зла. Его-то за что? Может быть за то, что его интеллигентская мечта о русском счастье заключается в идеализации прошлого?

Вот и получается, что для полной сопричастности к русскому идеалу одного лишь русского происхождения и даже любви к отеческим гробам недостаточно. Не для того ли рядом с Суховым выведен образ иноверца, сумевшего стать наравне и усвоить от Сухова русские ценности полной и совершенной свободы от страха и себялюбия. Ведь сколько раз было сказано – поскреби русского и найдешь татарина, чухонца, черкеса, немца или даже еврея, сумевшего встать вровень (нет, не с высшей расой сверхчеловеков) с высшими по сложности обстоятельствами нашего евразийского бытия.

В этой самой связи хотелось бы обратить внимание на любопытный авторский коллектив. Примечательна сама биография режиссера, родившегося в семье польского эмигранта в белорусском местечке, учившегося на Урале, снявшего первую картину на студии «Таджикфильм». Не мудрено, что соавторами стали близкие по духу «шестидесятники» - композитор Исаак Шварц, поэт Булат Окуджава, автор «писем Сухова» Марк Захаров, тот самый – из «Ленкома». Именно они, интернационалисты-шестидесятники, отправили расслабившегося на минутку русского солдата Сухова в сорокалетний переход по пустыне. Так же, как в фильме это делает интернационалист товарищ Рахимов, бесплодно, но так же упорно преследующий ускользающее от него Зло.

Нужно, разумеется, сказать и об особых обстоятельствах создания фильма на излете 1960-х, когда творческий порыв советской интеллигенции сменялся серым застоем. Важно, что сам Мотыль был уверен, что работает «на полку», не для популярности у зрителя и не для удовлетворения амбиций в профессиональном кругу. Хотя эти мотивы, к счастью, оставались, но не были главными. Фильм был снят для вечности, под чутким руководством Творческого духа Истории. И поэтому является одним из самых наглядных доказательств того факта, что у считавших себя атеистами авторов-«шестидесятников» и у зрителей, вспоминавших лишь на Пасху о своих православных корнях, на самом деле – один Бог.

Не потому ли стала возможной Великая Русская революция – как общее стремление служения высшему идеалу? Служения, требующего жертв, ибо каждый неверный шаг попутчиков, увлекаемых идеалом, влечет гибель. И тем не менее вовлекающего в революционный поток новые ручейки и людские реки, становящиеся частью единой исторической судьбы, а значит частью единого народа и общей цивилизации.

В менее сложных жизненных обстоятельствах, в суете ярмарок тщеславия или будничных гонок за сиюминутным «счастьем» включаются другие ипостаси личности, руководимые совсем другими демонами. Этот путь распада мы, по исконно русской привычке, тоже проходим до конца, не останавливаясь на стадии этнического субстрата, а вплоть до атомизированного состояния бесплодной пустыни.

Каждое великое произведение искусства неповторимо и даже несравнимо с другими. И тем не менее все культовые книги, пьесы, фильмы связывает общее символическое содержание, делающее их притчами. Поэтому притчу о русском духе, который вот уже сорок лет идет по пустыне, мы вправе сопоставить с другими притчами. Например, с пьесой Е.Шварца «Обыкновенное чудо» в постановке того же М.Захарова. При ее толковании мы обнаружили большое сходство с сюжетом глобальной истории ХХ века. Русский Медведь в конце тех самых шестидесятых добровольно отказался от высокого статуса «жениха» современной науки в пользу заокеанского Администратора. После чего в пьесе Шварца ничего не говорится о скитаниях Медведя, а в фильме Захарова есть только намек в виде рукотворной пустыни. Будем считать, что «Белое солнце пустыни» восполняет этот отрезок из сюжета жизни Русского духа.

Не менее красноречивы параллели с толкованием булгаковского Романа. Пересказанная в 19 главе «Мастера и Маргариты» притча о разумных и неразумных девах отчетливо резонирует с сюжетом «Белого солнца пустыни». При толковании булгаковского прочтения притчи, мы вдруг выяснили, что «девы» не сразу оказываются в роли невест, ожидающих жениха. Этому предшествует их общее замужество за сатаной – духом материализма. «Черный Абдулла», признающий лишь силу ради денег и деньги ради власти, вполне годится на эту роль. Кстати, символика «сорока лет» означает жизнь, посвященная мирскому успеху, символика духовной пустыни, которую нужно преодолеть.

Между бесплодной пустыней и землей обетованного счастья лежит глубокое море. На страже границы стоит «таможня», с которой не может договориться «светлый Федор» , но в его присутствии не может и «черный Абдулла». Только когда «русский дух» победит в открытом противостоянии материалистический «дух наживы и насилия», таможня будет снята, можно даже сказать – самоликвидируется.

В соответствующей 19 главе булгаковского Романа есть намек на время возвращения «жениха» из мертвящей пустыни, времени начала решающей битвы. Там говорится о накатывающей «второй волне», которую проще всего соотнести с нынешним глобальным кризисом. Кроме того, символичен сам факт, что сорокалетие начала похода Сухова по пустыне совпало 30 марта с началом целого каскада завершающих фаз политических процессов федерального, затем евразийского и после него глобального уровня. Причем переход на евразийский уровень случится в июле и связан со снятием таможенных барьеров. Символических совпадений более чем достаточно.

http://oohoo.livejournal.com/7...


ЦИТАТЫ ТОВАРИЩА СУХОВА ИЗ "БЕЛОГО СОЛНЦА ПУСТЫНИ"

- И называйте меня просто - товарищ Сухов!

- Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно.

- Восток — дело тонкое.

- Вопросы есть? Вопросов нет!

- Смотри, больше не закапывайся.

- Вы будете свободно трудиться, и у каждой будет отдельный супруг.

- Оставь хоть патрон, Абдулла! Нечем будет застрелиться.

- Верещагин! Уходи с баркаса!

- До свидания, барышни! Извините, коль что не так.

- Душа моя рвётся к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо.

- Отметить надобно — народ попался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком.

- Ещё хочу сообщить вам — дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идём себе по пескам и ни о чём не вздыхаем, кроме как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвеевна. Так что, вам зазря убиваться не советуем — напрасное это занятие.

- Обратно пишу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим мы сейчас на песочке возле самого синего моря, ни о чём беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело…

- И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде бы даже грустно.


Дополнения с комментов:


В.Дьяченко заявил: «Материал оказался неожиданным. Это не вестерн. Гармонии вещи я ещё не ощущаю. Ритм замедленный. Сухов неприятен, неприятна небритая физиономия...».

Следом слово взяла редактор фильма Л.Шмуглякова: «В Сухове нет юмора и обаяния. Сейчас он играет лучше, чем в начале съёмок, но этого недостаточно. Кузнецов играет часто очень реалистически, не в жанре, в нём нет суперменной игры, изящества. Это очень вредит картине. Плохо изобразительно. Тускло, невыразительно, не эмоционально. Плохо, статично сняты куски драки....».

В упомянутом фильме, показанном на телеканале «Россия», его авторы добрым словом вспоминают художественного руководителя ЭТО — Г.Чухрая: мол, это ему принадлежит идея снимать в своём объединении этот шедевр. Но это всего лишь полуправда. Чухрай и в самом деле был одним из инициаторов запуска картины, но он же потом превратился и в главного её критика. Так, на следующий день после заседания худсовета он пишет на имя Мотыля письмо, в котором выражает своё крайнее беспокойство в связи с ситуацией, которая складывается вокруг картины.

Г.Чухрай: «Очень огорчает то, что в материале, который мы просмотрели, Сухов абсолютно бесхарактерен. В нём отсутствуют качества, которые могли бы сделать вашу картину оригинальной, отличной от известных западных образцов, чувство мужицкого юмора, мужицкая смекалка, простота и полное отсутствие позы, а главное, действенность, человечность, красота и другие качества, присущие данному герою.

Зритель в первую очередь должен любить Сухова. А за что его любить? В вашем материале, к сожалению, нет даже намёка на это. И это вызывает у меня самое большое опасение. Тем более и в других героях очень мало необходимой в данном жанре характерности».

Поскольку голоса членов худсовета разделились примерно поровну, был найден компромисс: съёмки фильма продолжить, но Мотылю следовало внести в него некоторые правки. В частности: переснять финал (перенести разборку Сухова и Абдуллы с моря на сушу); убрать эпизод с сумасшествием жены Верещагина после его гибели; не поджигать бак, в котором заперлись Сухов и гарем. Кроме этого, сократили драку Верещагина на баркасе и две «обнажёнки»: с Катериной Матвеевной, переходящей с задранной юбкой через ручей, и жёнами Абдуллы, которые разделись во время своего заточения в баке.

Как видим, никакой идеологической крамолы в эпизодах, вызвавших неудовольствие критиков, не содержалось. Все они не понравились коллегам Мотыля в силу своих художественных, эстетических установок.

После внесения этих поправок работа над фильмом была продолжена (на календаре была уже середина ноября). Однако после двух месяцев работы (в середине января 1969 года) съёмки были прерваны по вине всё того же руководства ЭТО. Всё тот же Чухрай и исполняющий обязанности директора объединения Ю. Шахпаронов отправили Мотылю письмо, в котором говорилось следующее:

«Обращаем ваше внимание на то, что по вашей вине по фильму «Белое солнце пустыни» идёт большой перерасход сметных ассигнований. В результате вашей непрофессиональной работы, во время трёхмесячной экспедиции к морю снят не весь сценарный материал, связанный с морем, и в то же время отснято огромное количество несценарного материала, что, естественно, привело к перерасходу. Вы поставили студию в тяжёлое финансовое положение и не считаетесь с тем, что студия — организация, не имеющая возможности и источников для дополнительных средств и покрытия непроизводительных расходов по вашей картине.

Израсходовано на 1 января 1969 года более 350 тысяч рублей. Затраты на монтажно-тонировочный период составляют 60-70 тысяч рублей. Каким образом на оставшиеся 30-40 тысяч рублей планируется осуществить две далёкие и сложные экспедиции?..

Группе следует тщательно продумать создавшиеся условия и предложить не фантастический план работ, а исходить из реальных возможностей, утверждённой сметы и оставшихся средств. В противном случае мы закончить картину не сможем...

Просим к 27 января представить сложенный материал, календарный план на окончание работ по фильму и соображения по затратам».

К указанной дате Мотыль предоставил руководству ЭТО свои соображения, после чего его отправили монтировать отснятый материал и дорабатывать сценарий. 4 февраля в сценарно-редакционной коллегии ЭТО состоялось обсуждение отснятого материала. На этот раз критиков фильма было куда больше, чем в первый раз. Практически все выступающие считали своим долгом обязательно покритиковать увиденное. Цитирую:

Л. Гуревич: «Впечатление от материала несколько сумбурное... Сейчас воспринимать материал тяжело, много пальбы, много взаимоисключающих сцен, много непонятного. Перебор в сцене на баркасе. Получается, что Луспекаев воюет только за казну...».

В. Дьяченко: «В материале ощущение чего-то недосказанного, недоигранного. Бой на баркасе вызывает неудовольствие. Похож на пародийный фильм о пиратах. Хорош Луспекаев, Сухов им подавлен...».

М. Качалова: «В материале есть явные удачи и явные неудачи. Очень хорош Луспекаев. Хорош Абдулла. Великолепно снято. Хороши жёны. Приятен Петруха, фактурно приятен. А вот Кузнецов плох. Не тот герой, неприятен, необаятелен.

Сцены побоища сняты фальшиво, они водевильны. От баркаса нужно оставить треть. География побоища непонятна. Нужно оставить минимум боёв. И сократить не кусочками, а большими кусками. Режиссёр силён в лирических, тёплых сценах, их нужно оставить и снимать ещё. В сценах боёв и режиссёр, и оператор слабы...».

Около двух часов длилось это заседание, после чего на свет родилось заключение, подписанное членом сценарно-редакционной коллегии Л.Шмугляковой.

Цитирую: «Материал при целом ряде удачных сцен в первой половине вызвал серьёзную тревогу и в творческом плане, и в производственном отношении.

Если сценарий был написан в определённом жанре, условно называемом «вестерном», то представленный материал наводит на размышление, что режиссёр видит фильм в ином жанре... Усложнение характеристик действующих лиц, ненужные психологические подробности и мотивировки привели к затянутым сценам, действие потеряло чёткость и ясность.

Целый ряд сцен во второй половине материала требует серьёзного авторского и редакторского осмысления. Если первые сцены с Верещагиным производят приятное впечатление, то во второй половине материала следует подумать, нужен ли разговор Верещагина с Суховым через стенку бака, нужно ли такое количество драки Верещагина на баркасе, когда драка выглядит весьма пародийно, опереточно, а беспокойства, напряжения от предполагаемого взрыва баркаса нет, так как он плохо подготовлен. Также не подготовлена опасность взрыва гарема подпоручиком.

В фильме должно быть поменьше крови.

Фильм выиграет, если в сценах Сухова и гарема, которые ещё будут сниматься, появится лирика (это относится особенно к финальному прощанию) и юмор. Учитывая, что актёр Кузнецов не получился в фильме «суперменом», нужно подумать над тем, не убрать ли «суперменские» характеристики Сухова...».

http://www.sovross.ru/articles/47/1148



«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • Спасибо... :blush:
  • :thumbsup:
  • Отличная подборка! Обожаю этот фильм! :blush: :thumbsup: +++
  • Спасибо, интересно написано про самый мой любимый фильм. Только Аристарха ,бандита в красной рубашке ,играл известный актер Игорь Милонов.