Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Профан: 7 незаслуженно «обиженных» портретов Третьяковской галереи

14 2789

Он опять подошел к портрету, с тем чтобы рассмотреть эти чудные глаза, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него. Это уже не была копия с натуры, это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы.

Н. В. Гоголь «Портрет»

Каждый, кто приезжает в Москву (неважно: гражданин России или иностранец), как правило, обязательно посещает Третьяковскую галерею. В среднем за день через главный корпус проходят т 12 тысяч человек. В основном здании расположены более 1300 произведений русского искусства XI – XX веков.

Буклет «План экспозиции» предлагает посетителю музея некий ТОП – 36 обязательных к просмотру картин. 36 против 1300! Да, я согласен: объять необъятное невозможно, и вряд ли у кого-то получалось за один поход уделить должное внимание всем художникам и эпохам.

Здесь может быть только один универсальный совет: лучше меньше, но качественнее и осознаннее. Пусть запомнится 3-5 работ, но надолго! А то получится путаница, как у губернатора Орловской области с Иваном Грозным и Петербург. (Про губернатора, в прочем, «путаница» – это не то слово, а «то» слово образованные люди могут себе позволить употребить только в устной речи, и не при дамах!) Срок губернатора ограничен, а искусство, как говорится, вечно. Вернемся к портретам. Итак, если «Явление Христа народу», «Девочка с персиками» и «Грачи прилетели» уже досконально изучены, нужно знакомиться с работами, которые случайно могли «затеряться» на огромных стенах Третьяковки.

1. О. А. Кипренский «Девочка в маковом венке»

Невозможно говорить о портретистах и не упомянуть имя Кипренского. Здесь тот редкий случай, когда я запомнил имя-отчество сразу, только послушайте: «Орест Адамович». Человеку с таким именем можно было вообще ничего не делать, лишь только раздавать автографы, а он, внебрачный сын помещика ( как часто можно слышать это словосочетание! историзм «помещик» заменяем на современного «менеджера» и получаем вечную классику), писал портреты. Да еще какие! К сожалению, в зале Кипренского в Третьяковке толпы останавливаются только лишь у знакомого до боли портрета Пушкина, чьи длинные ногти я рассматривал каждый урок литературы в школе. В последний свой визит я отдал дань уважения Александру Сергеевичу и обратил внимание на другую, скромно висевшую, чуть ли не затерявшуюся среди больших полотен «Девочку в маковом венке».

Красота десятилетней модели Мариуччи оказалась настолько пленительна, что художник сначала устроил ее в итальянскую школу при монастыре, а потом, приехав Италию второй раз, разыскал ее, принял католичество и женился! Говорят, только тогда Кипренский и обрел покой. Хотя какой там покой с молодой темпераментной женой-итальянкой! Случилось это перед смертью, в 1836 году.

2. А. П. Антропов «Портрет А. В. Бутурлиной»

Каждый школьник знает А. П. Антропова как создателя портрета Петра III. Экскурсоводы любят остановиться у картины, показать посетителям неуклюжий вид Петра и его непропорциональное тело, которое совершенно не соответствует величественной обстановке. Собственно и все. Группа убегает в другой зал. Однако у создателя светского портрета есть множество интересных лиц ( не таких пустых, как у Петра III).

Чем же меня привлекла эта типичная патриархальная помещица? Вроде бы обыкновенный заказной парный портрет, свой и мужа. Так сказать, запечатлели мгновение. Однако не думаю, что Бутурлина осталось довольна: в момент написания картины ей всего 54, а выглядит она немного старше, выражение лица беспокойное, поднятые от удивления брови, опустившиеся уголки губ… Все-таки мастерство не спрячешь ни за каким заказом! Так и хочется спросить: «Довольна ли ты своей жизнью?» Посмотрите внимательно в глаза, ответ очевиден.

3. И. Е. Репин «Портрет А. Д. Третьяковой»

Какая разная бывает печаль! Бутурлину, вероятно, заботят какие-то житейские проблемы, а вот о чем думает А.Д. Третьякова? Точно не о земном. Ее взгляд устремлен в глубину. Кажется, что она все понимает и про себя, и про тебя, и про целый мир. Глубина ее мысли дополняется аккуратными, стареющими (но от этого не менее выразительными) руками.

Третьякова кажется доброй, хотя это не столько заметно во внешнем виде ( он как раз может показаться немного пугающим, но это только на первый взгляд). Ее доброта – в пронзительном взгляде, в благородстве, в чувстве собственного достоинства.

4. Е. Ф. Крендовский «Портрет А. А. Башилова и детей графа де Бальмен»

Карьера молодого перспективного Е. Ф. Крендовского изменилась, когда он решил покинуть Петербург и уехать в Кременчуг – на свою малую родину. Там он работал в доме одной помещицы и обучал ее детей. Сегодня мы назвали бы это горизонтальной социальной мобильностью – художник осознанно отказался от перспективы стать модным столичным портретистом и уехал оттачивать свое мастерство в глушь. В портрете примечателен не столько образ генерал-майора, сколько образ его детей. Все на одно лицо, в глазах – покорность и спокойствие провинциальной жизни. Кажется, что они умны не по годам – уж больно взрослый взгляд. Еще из любопытного – рост главы семейства. Ни детского смеха, ни радостных лиц… Видно детишкам приходилось тяжело.

5. С. К. Зарянко «Портрет дочери»

С. К. Зарянко посвящена в Третьяковке выставка, приуроченная к его 200-летию. Признаюсь, его имя до этого я не слышал, но когда зашел в зал с его работами, запомнил на всю жизнь точно! Сначала не веришь, что перед тобой картины – уж больно реалистично выглядят люди, свет… Зарянко нельзя поставить в один ряд с другими портретистами, он будет там лишним, будет выбиваться своей реалистичностью и этим раздражать коллег.

Ребенок в синем платьице с детским, немного утомленным взглядом. На заднем фоне ничего нет, есть толкьо лик девочки, маленькой Наташи, и небесного цвета наряд – от этого работа Зорянко похожа на икону.

6. А. Г. Варнек «Мальчик с болонкой»

Мысленно сопоставляя «Портрет дочери» Зарянко и «Мальчика с болнкой» Варнека, я подумал, почему бы не сделать отдельную выставку детских портретов. Это же какой-то совершенно особый вид живописи. Их лица невинны. Этим и привлекают. «Невинные» – не значит «пустые», «однообразные». В детских-то портретах намного разнообразней спектр эмоций. «Мальчик с болонкой» - взрослый не по годам, у него осознанный серьезный взгляд. Ты стоишь, они смотрят на тебя с болонкой и думают, какой же ты глупый. Все-таки вот что поражает! Взрослость детей. Все они какие-то глубокие, мыслящие. Почему так?

7. А. А. Иванов «Портрет Виттории Марини»

А.А. Иванов не писал портреты, исключение – «Портрет Виттории Марини» - хозяйки квартиры, которую он с братом снимал в Риме. Даже не скажешь, что перед тобой человек. Скорее притягательный мифический образ, некая Прекрасная дама Блока. По «стандратным» меркам Марини – не красавица, но в ней есть какая-то невероятная сила обаяния, на нее хочется смотреть, ее хочется разглядывать. Проще говоря, есть эта «чертовщинка», которая способна свести с ума любого!

Таких подборок можно составить множество. И если каждый из вас, отдохнувший, в хорошем расположении духа, придет в местный музей или даже совершит онлайн-экскурсию, он обязательно выделит своих фаворитов в живописи и поделится личным, никем не навязанным ТОП-36!

                                                                                     Степан Горскин

"Отрицательный резус" После сноса укробазы ищут странных доноров
  • pretty
  • Вчера 15:08
  • В топе

Автор:  АМАРАНТ"Еврейская кровь?" Черниговское подполье сдало тайный отель с офицерьем и наемниками. Располага - на военном сленге означает "расположение роты". Сейчас сие трактован...

Международное право, в примерах

Я сейчас вам урок международного права даду. «Даду, даду»(с) В примерах за последние 30 лет. Вторжение в Сомали. Американцы вторглись в 1992 году под предлогом «борьбы с голо...

Реплика о «странных» баллистических ракетах России
  • pretty
  • Вчера 08:17
  • В топе

ИСТОРИЧЕСКИЕ  НАПЁРСТКИ И не менее странных «военных экспертах» из бесчисленных бла-бла-шоу, имён коих не буду поминать всуе. Патриотизм – штука полезная и гордиться родной страной ...

Обсудить
  • Не знаю почему, но я никогда не испытывал сильного желания повторно посетить Третьяковку, при это обожал неспешно ходить по ГМИИ им. Пушкина или Историческому.
  • Это уже третья публикация профана. Прогресс на лицо. От «случайного прохожего» в искусстве он продвинулся к наблюдателю, который пытается уловить каждую мелочь. Изменился будто бы и стиль письма - стал более уверенным, направленным на донесение полезной информации читателю. Профан уверенно стремится к гуру, а нам остаётся наблюдать за его развитием и бегать в Третьяковку, чтобы своими глазами взглянуть на впечатлившие его картины.