Вася Ложкин: дар видения

10 4359

Каким должен быть настоящий художник? Наверное, сумасшедшим, потому что только выходя за рамки можно посмотреть на этот мир так, чтобы увидеть в нём что-то новое, не то, что видят все остальные. Ведь в таком случае художником запросто смог бы стать каждый, и тогда бы искусство потеряло свою ценность, стало бы обыденным явлением. Как однажды сказала одна моя хорошая подруга, все рамки и ограничения у человека только в голове, значит, чтобы быть творцом, нужно воистину думать как творец, стать им снаружи и изнутри, принять на себя эту реальность и вообще забыть о том, что существует другой мир. Сегодня мы беседуем с одним из самых эпатажных людей своего времени, блогером, художником и музыкантом Алексеем Владимировичем Куделиным, более известном общественности как Вася Ложкин.

ПРИВЕТСТВИЕ:

- АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ЗДРАВСТВУЙТЕ! ДЛЯ МЕНЯ ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ЧЕСТЬ БЕСЕДОВАТЬ СЕГОДНЯ С ВАМИ. РАССКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ ПОСВЯТИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ИСКУССТВУ?

- Здравствуйте. Потому что искусством заниматься легко и интересно. И за это хорошо платят)

- ВЫ УЖЕ В ДЕТСТВЕ ПОЧУВСТВОВАЛИ ТЯГУ К ТВОРЧЕСТВУ ИЛИ ЖЕ ЭТО ПОЯВИЛОСЬ ПОЗЖЕ?

- Я всегда хотел быть рок-музыкантом. Поэтому для меня все органично.

- БЫЛИ КАКИЕ-ТО ДРУГИЕ УВЛЕЧЕНИЯ В ЖИЗНИ?

- Разумеется, нет! Какие ещё могут быть «увлечения»? Что может быть круче? Ну, у каждого своё, само-собой.

- В СВОЁ ВРЕМЯ ВЫ ПОЛУЧИЛИ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. НАСКОЛЬКО ОНО ПОМОГАЕТ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ?

- Какое ещё образование? Я еле закончил институт. И закончил я его, чтобы получить ДИПЛОМ. И все. Ни дня не работал в юриспруденции, и даже не думал никогда. В окружающей действительности ориентироваться умеет любой взрослый человек.

- ЧТО БЫ ВЫ МОГЛИ ПОСОВЕТОВАТЬ ТЕМ, КТО СЕГОДНЯ ТОЛЬКО ПРОБУЕТ СЕБЯ В ИСКУССТВЕ?

- Не знаю, мне все равно.

Искусство — это лёгкость, кайф. Творчество — это адский труд, пытка. И каким бы полярным это ни казалось, но это всё вполне успешно существует в пределах одной формы. Только кровью и потом можно прийти к тому, что потом после кто-то будет рассматривать в галерее, затаив дыхание, и не понимать, как точно такой же человек смог создать… такое. Да, поначалу он даже не сможет подобрать слов для описания сего, ибо настолько сильно будет его впечатление, так много буквально перевернётся внутри него самого, что он поймёт, что больше никогда не сможет взглянуть на мир по-прежнему. А может, каждый художник хочет добиться от своего зрителя именно этого?...

ТВОРЧЕСТВО:

У каждого творческого человека, так же как и у любого уважающего себя состоявшегося в жизни учёного, есть своя лаборатория, только неосязаемая — творческая — где он проводит всевозможные эксперименты со словом. Ведь как сказал однажды рэпер СЛАВА КПСС (Вячеслав Валерьевич Машнов — прим. ред.), настоящим поэтом может быть только тот человек, кто не просто рифмует тексты, а именно проводит работу над словом, пытается открыть что-то новое в уже казалось бы давным-давно устоявшихся вещах. Именно о такой работе мы и попытались поговорить с Васей Ложкиным:

- В ВАШИХ РАБОТАХ ОДНОВРЕМЕННО С ЮМОРОМ ЕСТЬ ОЧЕНЬ МНОГО ТОГО, ЧТО ЗРИТЕЛЮ БЫЛО БЫ ВАЖНО ВЗЯТЬ

НА ЗАМЕТКУ. А ЕСТЬ В ВАШЕЙ РАЗРАБОТКЕ КАКИЕ-ТО ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ВЫ САМИ ТОЛЬКО НЕДАВНО ОТКРЫЛИ ДЛЯ СЕБЯ?

- Не знаю. Я не понимаю, что это значит.

- ЕСЛИ ВСЁ-ТАКИ ВЫСМЕИВАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ТО ЭТО БУДЕТ «СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ»?

- А при чем тут действительность? Какая действительность? Я описываю свой внутренний космос, свой мультиметр. И никогда ничего не высмеиваю. Я восхищаюсь тем, что рисую.

- В 2016 ГОДУ РЕШЕНИЕМ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОННОГО СУДА НОВОСИБИРСКА ВАША КАРТИНА «ВЕЛИКАЯ ПРЕКРАСНАЯ РОССИЯ» БЫЛА ПРИЗНАНА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ. ДЛЯ ОППОЗИЦИОННОГО ХУДОЖНИКА ЭТО ЖЕ СКОРЕЕ КАК КОМПЛИМЕНТ?

- Для оппозиционного — наверное. Для — меня нет.

- КАКАЯ ИЗ ВСЕХ ВАШИХ КАРТИН ДАЛАСЬ ВАМ ТЯЖЕЛЕЕ ВСЕГО И ПОЧЕМУ?

- Не знаю, что сказать. Я их несколько тысяч нарисовал.

- ЧТО МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ О СВОИХ ТВОРЧЕСКИХ ПЛАНАХ?

- Выставка в Нижнем Новогород, Выставка в Ярославле. Концерты, рисование.. какие планы, все как обычно.

Художники — народ гордый. Обиженный художник как и обиженный ребёнок — замыкается в себе ещё больше прежнего, видит в толпе только ничего не понимающее стадо, которому «не дано» видеть то, что видит он. И поэтому каждый творческий человек в душе одинок, потому что никто никогда не сможет по-настоящему его понять и разделить его боль, которую он несёт по этой жизни просто потому, что ему так дано свыше. И если кто-то скажет, что всё это надуманный пафос, то пусть попробует написать хотя бы одно четверостишие или одну самую маленькую картину, но так, чтобы это был действительно товар, который будет иметь успех у аудитории…

ИСКУССТВО ВЧЕРА И СЕГОДНЯ:

Люди искусства — настоящего искусства — обычно весьма замкнутые в себе персонажи, и их довольно сложно застать за чем-то таким, чтобы их хоть как-то компрометировало. Есть персонаж — он для всех, есть сам человек — это закрытая тема. И всем всегда интересно узнать, а что же там такого творится внутри, откуда берутся все эти мысли и идеи, которые позже материализуются в музыку, фильмы и картины. Возможно, что этого внутреннего героя даже и не существует, но ведь как приятно зрителю думать о том, что артист крайне необычен, выбивается из общего ряда остальных людей, и за это его любить. А что там у человека на самом деле внутри — одному только Богу известно…

- КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКУЮ ИСКУССТВА?

- Никак. Я не интересуюсь искусством. Хотя, был на выставке «Актуальная Россия». Много всякого интересного там.

- ХОЧЕТСЯ СПРОСИТЬ ВАС КАК МУЗЫКАНТА: ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МУЗЫКЕ?

- То же самое. Неинтересно.

- В ТЕ ВРЕМЕНА, КОГДА ВЫ ТОЛЬКО НАЧИНАЛИ, РОК БЫЛ ДРУГИМ?

- В каждой эпохе была своя музыка. Это связано с тем, когда было детство. У меня это конец 80-х.

- В ПЕСНЕ «ТЕМ, КОМУ ЗА 30» ВЫ ГОВОРИТЕ О ТОМ, ЧТО ВАШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ УЖЕ НИЧЕГО НЕ СТРАШНО. А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ?

- В этой песне говорится не о поколении, а о музыкантах, которые перевалили 30-ти летний рубеж. Когда увлечение музыкой (совершенно бесперспективное) превращается в диагноз. Обычно все отпадают лет в 25. Это про музыкантов-говнорокеров.

- КАКОЕ ВАШЕ САМОЕ ЯРКОЕ ВОСПОМИНАНИЕ ИЗ ЮНОСТИ?

- Не знаю, много всего было. В основном ужасы всякие, когда все вокруг рассыпалось на части.

Творить можно только абстрагировано — так ничего не отвлекает — но как же тогда изучать мир вокруг себя, чтобы отображать его в своём творчестве? А ведь изучать действительно невероятно интересно, потому как порой люди вокруг тебя творят такое, что невольно задаёшься вопросом: «А что их вообще на всё это сподвигло?». Причём очень часто вдохновение приходит в самый неожиданный момент, и тогда получаются самые настоящие и искренние произведения. Другое дело в том, что под рукой в такой ответственный момент может не оказаться ни блокнота, ни диктофона, и что же делать в таком случае? Запомнить можно один куплет, от силы два, но когда речь идёт уже о готовом произведении, то это становится уже настоящей проблемой — особенно для тех, кто только начал этим заниматься и не имеет особого опыта.

Искусство действительно очень субъективно, и в этом, наверное, одновременно и его преимущество, и его недостаток. С одной стороны, оно может, что называется, «достучаться до каждого», но, с другой стороны, очень мало тех предметов творчества, которыми бы восхищались поголовно целые страны и континенты. Возможно, и это вполне логично, именно мировое признание делает поэта поэтом, художника художником, а музыканта музыкантом. Запад знает Бродского, Толстого, Достоевского, мы читаем Брэдбери и Оруэлла. Не это ли доказательство того, что настоящее искусство и настоящая культура интернациональны, что и делает их Мировым Достоянием…

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ:

Художнику, как никому другому, важно иметь свою чёткую жизненную позицию, иначе что же он скажет людям? Ведь его основная миссия на этой Земле — нести людям ту правду, чувства, эмоции, которые приходят к нему откуда-то сверху. «Поэт — Божья дудка» — сказал однажды Есенин. И только смотря не в себя, но вокруг можно создать что-то по-настоящему стоящее и действительно великое, ибо любой творец так или иначе, но задевает в своём творчестве окружающую его жизнь, ведь откуда ещё ему брать темы и вдохновение для работы, как не от таких же простых людей, как и он сам…

- ЧТО ВАС УДИВЛЯЕТ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ?

- Да ничего не удивляет. Скорее пугает. Но, я думаю, это возрастное.

- ЧТО ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?

- Велосипедисты. Ну, и дороги плохие.

- МЕСЯЦ НАЗАД СОСТОЯЛАСЬ ВЫСТАВКА ВАШИХ РАБОТ В ЦДХ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ВСЁ ПРОШЛО УСПЕШНО?

- Да

- В НАШЕЙ СТРАНЕ КОГДА-НИБУДЬ БУДЕТ СВОБОДНОЕ ИСКУССТВО?

- Смотря, что считать свободным искусством. Можно самому себя в рамки загнать.

- ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ МЫСЛЬ О ТОМ, ЧТО В НАШЕЙ СТРАНЕ ВСЁ ПОРА МЕНЯТЬ КАРДИНАЛЬНО?

- Нет. Я консерватор.

Смотря вокруг себя, можно действительно увидеть очень много интересного. Поэту или писателю в этом плане легче, чем журналисту, потому как последний почти не может вносить в событие себя, своё видение данной ситуации. Но ведь только так можно донести событие до людей именно в наиболее первозданном виде, что конечно же несравненно ценнее, нежели чем чувства и эмоции по его поводу, ведь это всё вторично, это проекция через видение автором ситуации. В журналистике, особенно в очерковой, она, конечно же, тоже присутствует, но здесь это имеет несколько другие формы, а значит, и другую миссию…

МНЕНИЕ:

Оглядываясь вокруг себя, мы обращаем внимание на совершенно разные вещи. Сто человек пройдут мимо одного и того же, и каждый так или иначе подумает что-нибудь своё. А художник…

Когда художника вдохновляют те вещи, которые у обычных людей не вызывают вообще никакой реакции, это уже повод задуматься о том, а не гений ли стоит перед нами?… Говорят, что гении рождаются крайне редко. Но, может быть, их недостаток объясняется просто-напросто тем, что люди порой либо очень плохо, либо вообще не смотрят вокруг себя, что не даёт возможности открывать новые таланты и новые явления. Если так подумать: сколько же гениев, так и не раскрывшись, навеки ушли в небытие?…

- ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ПОВОДУ ИСТОРИИ С СЕРЕБРЕННИКОВЫМ И ДЕЛОМ «О СЕДЬМОЙ СТУДИИ»?

- Вообще об этом не думаю.

- ВЛАСТЬ СЕГОДНЯ ВОЮЕТ С ИСКУССТВОМ. ЗНАЧИТ, ИСКУССТВО РЕАЛЬНАЯ СИЛА ПРОТИВ ПРОИЗВОЛА ПРАВИТЕЛЬСТВА?

- Не замечал какой-то войны. Не знаю.

- КОГДА «СВЕРХУ» ОТМЕНЯЮТ КОНЦЕРТЫ И ВЫСТАВКИ, ОНИ ДЕМОНСТРИРУЮТ СВОЮ СЛАБОСТЬ?

- Скорее недальновидность. Вместо запретов надо этих рэперов по телевизору показывать в Голубом Огоньке.

- КТО ИЗ ЖИВУЩИХ СЕГОДНЯ В РОССИИ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СМОГ БЫ, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ «ПОДНЯТЬ ТОЛПУ»?

- Шнуров, например, стадионы собирает.

- ГОВОРЯТ, ЧТО ИСКУССТВО — СИЛА. А СВЕТЛАЯ ИЛИ ТЁМНАЯ?

- Я не искусствовед. Я люблю пофилософствовать, но никак не про искусство.

Необходимо больше смотреть вокруг себя, иначе можно упустить что-то такое, за что потом ни ты себя, ни судьба тебя никогда не простит. Ведь вокруг столько всего интересного, что за целую жизнь не успеешь всё это узнать и исследовать, а что самое главное — сделать выводы для себя, иначе зачем тогда всё это нужно?… Мы живём в очень интересном мире: ты никогда не успеваешь за тем, что действительно важно, и у тебя куча времени на то, от чего ни тебе, ни окружающим нет абсолютно никакой пользы. Кто-то опускает руки и просто уходит в темноту, а кто-то борется здесь за истину, хотя она всегда здесь никому не нужна…

БЛИЦ:

- ГОД БЕЗ ТВОРЧЕСТВА ИЛИ ГОД ЗА ГРАНИЦЕЙ?

Год заграницей - это свихнутся можно. Да и без творчества тоже.

- OPEN AIR ИЛИ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ?

- Конечно зал. Кулисы, свет, декорации

- ТРИ ПРАВИЛА ЖИЗНИ

- Быть человеком.

- КАК ВЫЖИТЬ В РОССИИ?

- Думать головой. Иметь совесть.

- ЧТО ДЛЯ ВАС СЧАСТЬЕ?

- Когда все есть.

Таким получился наш разговор с Васей Ложкиным — простым гением большой страны…

Помимо этого, событие прокомментировал Евгений Валентинович Касперский. Именно его компания спонсировала проведение выставки Ложкина в московском Центральном Доме Художника на Крымском Валу этой зимой. Удивительно было видеть логотип известного мирового бренда на афишах и сувенирной продукции современного российского наивного искусства. И очень хотелось бы поговорить с Евгением Касперским об этом. Но удалось лишь получить мэйл из пресс-службы компании. Комментарий был получен от руководителя пресс-службы «Лаборатории Касперского» Андрея Бурлая: «Общее мнение у него такое, что выставка ему понравилась».

Присоединяемся к этому мнению.

                                                                    Вадим Гулаков

P.S. От преподавателя. Надеюсь, что читатели Гречки помнят, что здесь пишут СТУДЕНТЫ! И определенная незрелость суждений, либероидный налет - это, скорее, не их вина, а их беда. Они - продукт постперестроечного барадака в образовании, беспредельно нецензурной "гласности" медийного пространства, законодательно постулируемой безыдейности. Стараюсь хоть немного растормошить их, пробудить интерес к культуре нашей Родины, гордость и любовь к ней. Делаю, что могу. Н.К.


Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

Логика глобальной депопуляции (читай – геноцида)

Или: чего хотят Швабы? Клаус Шваб в представлении не нуждается, он уже стал символом, (хотя пока дышит и̶ ̶п̶р̶о̶и̶з̶в̶о̶д̶и̶т̶ ̶С̶О̶2̶), потому сразу к делу. Шваб и его многочисле...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Обсудить
    • Omela
    • 23 февраля 2019 г. 20:11
    Обожаю Васю Ложкина и его картины! Спасибо, Вася! :thumbsup:
  • Люблю Ложкина, как водку.
  • Гений. В картинах море позитива, что тут добавить. :thumbsup:
  • Слишком много - не знаю... Хотелось бы, чтобы гений не отмахивался, а хоть чуть напрягся с ответом, например - вчера думал, что штука в циклических семиотических архицепторах, а сегодня поутру попробовал вспомнить детали, и остался уже не уверен, а к полудню и вовсе забыл. А в целом, парень самобытный, смелый, ненапыщенный, музыкальный, по-хорошему продолжает традиции наива, - чего же еще хотеть? Остается только внимать и немного так, украдкой аплодировать (ему-то может не понравиться, слишком закультуренным быть он не хочет, по-крайней мере - пока).
  • Медицына тут бессильна. . Грибы.