Жорж Мельес: маг и шарлатан!

1 3707

Какая наглая вульгарность! Космический корабль попадает в правый глаз Луны. Нет, это не бред сумасшедшего и не больная фантазия - нечто большее. Это попытка убежать от реальности. Это протест против стерильного рационализма. Это Жорж Мельес!

28 декабря 1895 года на бульваре Капуцинок состоялся первый в истории кинопоказ. Все мы прекрасно знаем эту историю. Прибытие поезда, неистовый страх зрителей и братья Люмьер, которые даже не подозревали, что они натворили. Однако мало кто знает, что на одном из первых кинопоказов присутствовал и 34-летний мужчина. Тогда он был известен как иллюзионист и владелец театра «Робер Уден», который тщетно пытался выкупить у братьев Люмьер киноаппарат. Когда те отказали Мельесу, неутомимый экспериментатор приобрел английский аналог. С этого момента и начинается «магия».

Историки кино до сих пор спорят о количестве созданных им кинофильмов. Одни утверждают, что их не более 600, другие считают, что их около 1000, третьи же с уверенностью заявляют, что не меньше 4000!

Не стоить думать, что Мельес просто купил камеру и сразу стал снимать шедевры. Нет! Потому что любому волшебнику требуется время, чтобы в совершенстве овладеть магией. Поэтому первые фильмы были скорее подражанием знаменитым братьям. Вскоре новорожденный кинематограф пошел по разным путям: рациональный документализм братьев Люмьер и иллюзионизм Мельеса. Если первые не видели в кинематографе будущего искусства и руководствовались принципом «куй железо, пока горячо», то наш герой упорно открывал все новые и новые возможности.

«Хотите ли вы знать, как мне впервые пришла в голову мысль о применении трюка в кинематографии? Да очень просто. Однажды, когда я снимал площадь Оперы, задержка в аппарате произвела неожиданный эффект. Понадобилась минута, чтобы освободить пленку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус Мадлен — Бастилия превратился в похоронные дроги, а мужчины — в женщин». Так появились эффекты, основанные на стоп-кадрах. Да, это он сделал спецэффекты необходимой частью фильма. Причем все «трюки» исполнялись прямо во время съемок. Расставить на столе семь одинаковых голов – легко! Снять русалку в подводном царстве – без проблем! Ускорить, замедлить – только скажите! Многие трюки и по сей день вызывают восторг современных кинематографистов. Мельес стремился перенести зрителя в иной мир. Он понимал, насколько огромные возможности скрывает в себе кинематограф. Его несомненный шедевр – «Путешествие на Луну» 1902 года. Впервые Мельес строит повествование на непрерывной серии трюков (фильм состоял из 16 картин), которые и рождают жанр феерии. Можно долго перечислять все достоинства фильма, но, поверьте, это лучше видеть!

Вот как сам режиссер вспоминал о премьере этого фильма: «… После первой картины публика безмолвствовала. После второй — начала заинтересовываться. После третьей — раздались взрывы хохота, которые все усиливались с четвертой по шестую картину. Потом раздались аплодисменты и продолжались до самого конца. После последней картины — наступило упоение…»

Именно это и была кульминация творчества великого мага, который уже скоро для публики превратится в простого шарлатана …

Двадцатый век окончательно вступил в свои права. Популярность фильмов Жоржа Мельеса угасала на глазах. Может, все дело в том, что кино окончательно утвердило себя в качестве прибыльного бизнеса, а, может, люди просто перестали верить в чудо – не знаю.

Кинокомпания «Старфильм», которую возглавлял Мельес, разорилась. Людям теперь нужно было что-то совсем другое. Влиятельная французская компания «Пате», где теперь работал режиссер, уже вовсю начала штамповать короткометражные комедии. Затратные фантастические ленты не нужны были студиям. Сказка заканчивалась, волшебство пропадало…

Прошло ни много ни мало 10 лет. Был 1925 год. В небольшом киоске около вокзала Монпарнас пожилой человек с добрыми живыми глазами продавал игрушки. Он боялся сквозняков, поэтому пальто и шляпа были всегда при нем. Никто не мог разглядеть в этом добродушном старичке с бородкой клинышком настоящего мага. Лишь в 1928 году редактор еженедельника "Сине-журналь" Леон Дрюо открыл читателям имя продавца. Им был всеми забытый Жорж Мельес…

Так кем же был Мельес – заурядным фокусником-шарлатаном, которому каким-то образом удалось удивить привередливую публику или же настоящим волшебником, который хотел поделиться магией с простыми людьми? По-моему, ответ очевиден.

                                                                       Шкурихин Вячеслав

из материалов журнала "Культпросвет" http://mirogorod.ru/culture/

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

"Все кончено": Вашингтон направил сигнал в Москву. Украины больше не будет

Решением выделить финансовую помощь Украине Вашингтон дал понять, что отношения с Москвой мертвы, заявил бывший советник Пентагона полковник Дуглас Макгрегор в интервью Youtube-каналу Judging Freedom....

Обсудить
  • Невероятно живая статья! Первое предложение мотивирует читать дальше, очень понравились интервью с Мельесом. Из недостатков - иногда встречаются клише ("Все мы знаем эту историю"), из главных достоинств - статья не только увлекательная, но и информативная. Спасибо автору!