Путевые заметки: Азербайджан – страна огней, чая и нефти

5 5156

Мы начинаем новый проект "Путевые заметки". Проект инициирован студенткой Анной Хребтовой. Молодые журналисты будут рассказывать о своих путешествиях, иллюстрируя свой рассказ авторскими фотографиями, делясь субъективными впечатлениями и размышлениями по поводу увиденного. Авторская журналистика.

Если вы не готовы выпивать за день десятки кружек чая, съедать множество сладостей и знакомиться с прохожими, то вам не стоит ехать в Азербайджан.

Путешественника, который пересекает границу автостопом, страна встречает назойливыми таксистами, высокими мечетями и старыми жигулями. Национальный колорит ощущается уже в дороге: в первые же 15 минут из окна видно пробегающую лисицу, мирно пасущихся коров, стада овечек, бездомных собак и деловито переходящих дорогу гусей. Азербайджан стоит на трёх китах: нефти, сельском хозяйстве и туризме. Преимущественно, конечно, на первом, хотя этого и не увидишь из окна «Нивы» 1980-х годов.

Зато приезжая в столицу – в Баку, вопросы о том, куда вкладывают деньги, исчезают. Цветущий край, население которого за несколько лет увеличилось до 2 миллионов человек. В городе, основанном в 5 веке на шёлковом пути, нефть добывалась издавна и имела огромное значение. Битумом покрывали дороги и обмазывали лодки, потом, во времена Второй мировой войны, большая часть советских танков снабжалась именно азербайджанской белой нефтью, позволяющей технике работать в самых суровых условиях. Нефть и теперь является главным товаром страны. В Баку старый город соседствует с современными «Пламенными» башнями, каждый турист считает своим долгом упасть на том месте, где снимали «бриллиантовую руку», мужчины играют в шашки и нарды в чайханах, женщины носят хиджабы, из кафе доносится запах только что приготовленной долмы. В Баку приличные зарплаты, огромное количество развлечений и европейский уклад жизни.

Конечно, лицо города обязано быть красивым, но вот изнанка совсем другая: из кранов течёт грязная вода, девушка, днём одевающая хиджаб, ночью уже танцует в баре почти голая, а местные, кажется, не знают о том, что существуют урны и выбрасывают мусор куда попало. У нас, конечно, есть подобная проблема, но как ни удивительно, в гораздо меньших масштабах. В школах хоть и учат истории, английскому, русскому, но по факту их знают немногие. Именно здесь у меня появился вопрос о том, где заканчивается «страна сохранила традиции» и начинается «страна отстала в развитии». Большинство девушек из тех, кого я встретила, или впервые увидели мужа на свадьбе, или были похищены. Надо сказать, что свадьба каждой была не более 10 лет назад. Для большинства бить жену хотя бы за невкусный плов – правильно, а вот о разводах не думают даже сами девушки, которых с детства учат тому, что такое отношение – нормально. Идти против воли отца, если ты живёшь в Азербайджане, практически невозможно, а если ты уезжаешь в другую страну, то навсегда теряешь семью.

Ещё одна местная традиция – гостеприимство. Можно просто спросить у кого-то дорогу, а через полчаса пить чай в традиционном Азербайджанском доме. К сожалению, гостеприимство это бывает навязчивым и с налетом предвзятого отношения к женщинам. Познакомившись в Баку с одними ребятами, они не давали мне побыть одной даже после моего возвращения домой – в мессенджерах пришлось 15 раз блокировать одного человека, писавшего с разных номеров. Вот такая она – национальная культура.

Если говорить о том, что ещё бросается в глаза, так это отсутствие вегетарианских кафе (тут просто нет вегетарианцев), небольшое количество рекламы и огромное количество чайхан. Кстати о чае – это главный напиток Азербайджана. Его здесь выращивают, пьют литрами с разными травами и сладостями. Гостю всегда предложат чай с рахат-лукумом и домашним вареньем. Большое внимание уделяют сервизу. Ещё одна причина популярности чая это, на мой взгляд, то, что пока домой не придет старший (то есть тот, кто зарабатывает), ужинать никто не начинает. Обычно за стол садятся к десяти-одиннадцати вечера.

Ещё одна причина поздних ужинов – начало Рамазана. 5 мая здесь начался мусульманский пост, который длится месяц. В промежуток времени от восхода до заката солнца есть запрещено, зато ночью – пожалуйста. Рамазан соблюдают очень многие.

Люди здесь не всегда проповедовали ислам – на территории Азербайджана жили огнепоклонники, зароастрийцы, буддисты. Одно из самых интересных исторических мест – храм Атешгях. Храм был построен именно там потому, что изначально на этом месте были месторождения подземного газа, вырывающегося наружу и загорающегося. Всё началось с поселений огнепоклонников и зароастрийцев, потом сюда пришли индуисты и сикхи. Храм находился на Великом шелковом пути, и вскоре после того, как тот утратил своё значение, последний индус покинул «Дом огня».

Сейчас запасы горючего газа здесь исчерпаны, а храм превратился в музей.

Другое невероятное место – дворец ханов, построенный без единого гвоздя, находится в городе Шеки. Витражи, росписи, ковры – всё это выглядит очень колоритно и необычно для европейца. Сам город очень древний и когда-то был одним из крупных торговых центров.

Сейчас Шеки, как и другие небольшие города, похожи на деревню – жители занимаются сельским хозяйством и торговлей. В городах, которые входят в первую пятёрку по количеству населения, есть кинотеатры и другие развлечения. В деревнях живут где-то в 80-х, занимаются выращиванием скота, овощей и фруктов.

Азербайджан напоминает Абхазию. Не ландшафтами и не архитектурой, а уровнем жизни. Также много заброшенных зданий, также часто можно видеть, как куда-то едут танки и также мало здесь нового, современного, инновационного. С 1992 по 1994 год Кавказ воевал: Абхазия – с Грузией, Азербайджан – с Арменией.

Азербайджан безумно колоритный. Сохранившиеся спустя века культура и традиции, архитектура, напоминающая о восточных сказках, веселые продавцы гранатового вина, красочные ковры и псаломы в мечетях… Баку – город, который можно назвать отдельным государством, где модерн сочетается с историей, религия – с алкоголем, а супермодные кофейни – с чайханами, где до сих пор воду кипятят в самоваре. А ещё маленькие города, где живут только за счёт сельского хозяйства, замусоренные реки, отсутствие хорошего образования и крайне консервативные взгляды на мир. Через 40 лет закончатся запасы нефти, благодаря которым Азербайджан, а конкретнее Баку, строится и развивается. А что же дальше? Вероятно, туризм.

                                                           Анна Хребтова (фото автора)

"Падение такого мамонта в пропасть официального иноагентства, со всеми последствиями, - шаг заметный"

Переформатирование элит идет сверху донизу, обратно и во все стороны.  Если это правда - что Аллу Пугачёву признают иноагентом, то падет один из самых значимых "бастионов" отечестве...

Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Опять обманули
  • pretty
  • Вчера 14:46
  • В топе

МАЛЕК  ДУДАКОВУкраина давно мечтала заполучить что-то от замороженных активов России. Сначала ей обещали сами активы - затем только набежавшую по ним прибыль. Но и это теперь отменяется. Бельгия,...

Обсудить
  • Жду продолжения! :thumbsup:
  • По-моему, все-таки зОроастрийцы.
  • Как же все-таки схож менталитет азербайджанского и армянского народа. Гостеприимство, колорит, патриархальный уклад семьи, неуважительное отношение к женщине, кража невест. Да, последние два пункта кому-то покажутся небылицей, но отношение к хранительнице очага, к матери детей, к возлюбленной в конце концов, оставляет желать лучшего. Года два назад вышел фильм режиссера Эмиля Гулиева «Занавес», который в самых ярких красках показывает, какое место в азербайджанском обществе занимает женщина, к сожалению, во многих армянских деревнях ситуация идентичная, а что самое страшное, нет никаких предпосылок к улучшению. Спасибо, что в рубрике «путевые заметки» этой теме выделили абзац. Мне было бы интересно почитать истории этих девушек, узнать, через что им пришлось пройти, в каких условиях они живут, от чего им приходится отказываться.