Профан: Жорж Сёра. Запечатлеть вечность

0 4145

Признаться, я не большой поклонник живописи. Вернее сказать, не был фанатом. Нет-нет, не подумайте, я всегда глубоко уважал художников за их труд, за талант, за трудолюбие. Мысль о том, что кто-то может сесть за мольберт, взять кисть, пастель или обычный карандаш и сотворить нечто, будоражащее нутро, всегда меня поражала. Я никогда не был фанатом живописи, пока…

В тот день друзья буквально заволокли меня в картинную галерею, хотя я упорно отнекивался. Они знали мое отношение к этому роду искусства, однако наставали на том, что пора просвещаться. Конечно же, это было правдой. Однако человеку, который отличит Мане от Моне только, если увидит их имена на стендах, восторженные верещания по поводу выставки некоего Жоржа Сёра не были понятны.

В помещении было много людей – первый признак того, что художник действительно выдающийся. Это я понял и из названия брошюры, которую мне выдали при входе: «Он перевернул искусство». Многообещающе, правда? Об импрессионизме я, разумеется, слышал, но о пуантилизме, дивизионизме и вытекающем неоимпрессионизме даже не догадывался. Да и теоретический наплыв познаний стоило применять на практике.

В первые полчаса никакого озарения на меня не снизошло. Обычные рисунки: не слишком яркие, далекие от натурализма, я бы даже сказал, не привлекающие внимание. «Пудрящаяся женщина». Позвольте, что же в этом ослепительного? Не очень-то симпатичная женщина, но с милым, должен признать, личиком и пудреница – все. Я, возможно, зверский зануда, но где глубина? Где background? В какой момент во мне должно проснуться обещанное вдохновение?

Работа за работой проносилась мимо меня, и я уже стал подумывать, что из пучины необразованности мне никогда не вылезти. «Купальщике в Аньере», «Натурщицы», «Цирк», - все это даже не цепляло мой взгляд, пока я вдруг не остановился, словно вкопанный. «Сена у Курбевуа». Изысканное полотно с невероятным соотношением цветов. Оттенки зеленого успокаивали и приковывали внимание, река была животрепещущей и натуральной, противоположный берег манил своей недосягаемостью. Картина было ровной, такой перетекающей и гармоничной. Однако что-то в ней явно отличилась от того немногого, что я видел раньше. Я сделал шаг вперед и был до крайности удивлен: рисунок совсем не «ровный», как я предполагал.

Оказалось, все дело в технике. Жорж Сёра стал основоположником течения, строящегося на точечном нанесении цвета на полотно – причем, таким образом, что оттенки не смешивались, а просто были расположены очень близко друг к другу. Именно это и называется пуантилизмом и дивизионизмом – теми замысловатыми терминами, пугающими меня в начале.

«Сена у Курбевуа» потрясла меня настолько, что мое воображение мгновенно включилось, и остальные работы я просматривал с куда большим ажиотажем. Я долго простоял возле «Кораблей в гавани», подходя и отходя от полотна, дабы видеть эту разницу цвета и тысячи оттенков. Ведь это поразительно! Ничего не смешивая, добиваться такого разнообразия посредством точечным мазков.

А когда я подошел к «Канкану», я окончательно понял суть искусства этого французского неоимпрессиониста. «Запечатлеть вечность». Танцующие женщины – олицетворение бурлящей, яркой, взрывной жизни, которой рано или поздно придет конец. А здесь – на картине известного художника – они навсегда в движении, навсегда улыбающиеся.

И это желание поймать вечность прослеживается во многих работах: знаменитый «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», «Скверная погода на Гранд Жат» и особенно полюбившиеся мне «Вышки и вид на море в Пор-ан-Бессене».

Я покинул галерею с парадоксальным ощущением внутри. Жорж Сёра прожил на свете всего 31 год, и успел за это время поймать свою вечность. Мало того! Он смог даже формализовать её и сделать достоянием искусства.

В общем, друзья, я никогда не был поклонником живописи…

                                                               Юлия Белякова

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...