Путешествие в «ЭпиЦЕНТР мира»

2 1639

В 2018 году восемь месяцев подряд спектакль «ЭпиЦЕНТР мира» собирал аншлаги на манеже Большого Московского государственного цирка. Затем шоу, приуроченное к Чемпионату мира по футболу в России, отправилось в не менее успешные гастроли в Санкт-Петербург. А этой осенью цирковой проект вернулся в столицу по многочисленным просьбам людей как уже лицезревших такое грандиозное событие, так и не успевших посетить его. «Но разве действо не потеряло свою актуальность, ведь чемпионат давно закончился?» – спросите вы. «Ни разу!» – отвечу я.

«ЭпиЦЕНТР мира» можно считать абсолютно самостоятельным цирковым зрелищем. И поверьте, лучше один раз увидеть, чем сотню раз услышать о нем. Блестящие цирковые артисты под чутким руководством постановочной группы создали представление, способное покорить сердце как ребенка, так и взрослого человека. Генеральным директором цирка является народный артист России Эдгард Запашный, а художественным руководителем – Аскольд Запашный. Знаменитые дрессировщики и главный режиссер Евгений Шевцов приложили все свои силы, всю свою фантазию, чтобы вместе с мастерами манежа создать уникальное зрелище: синтез классического цирка, современных технологий и футбольной тематики. После такой работы, проделанной этой командой специалистов, так и хочется сказать: «Это тот самый русский цирк, прославившийся когда-то на весь мир»!

Сам спектакль поделен на два отделения, каждое из которых включает в себя пять постановок, посвященных странам, участникам и болельщикам футбольного чемпионата. Открывается шоу сценой в импровизированном самолете, где обворожительные поющие и танцующие стюардессы объявляют о начале представления и знакомят зрителей с семью клоунами. Актеры играют роли ярых футбольных болельщиков и появляются после каждой отдельной постановки, еще раз напоминая зрителям о тематике спектакля своими комичными выступлениями. Вспыльчивый финн, эмоциональный бразилец, хитрый англичанин, мудрый индиец, безмятежный японец, чувствительный француз, импозантная россиянка, и всех их объединяет искренняя любовь к футболу и к юмору, конечно.

«Праздничный Париж» показывают акробаты на дорожке под руководством Рустама Байрамукова. Энергичный и откровенный канкан с элементами гимнастики "француженок" в пышных юбках вкусно сочетается с невероятными акробатическими упражнениями на силу, ловкость, прыгучесть и балансировку "французов". «Индия» же демонстрируется сразу в двух амплуа: «ритуальная» и «символическая». Первую представляют жонглеры под руководством заслуженной артистки России Елены Бараненко. Умелые манипуляции кеглями и неоновые костюмы артистов поражают своим изяществом, но, паря под куполом, жонглеры и вовсе создают впечатление самого настоящего магического индийского обряда. А «Символическую Индию» показывают гимнасты на мачте под руководством Назара Якубова. Вы когда-нибудь слышали, как три тысячи человек разом переставали дышать от волнения? Нет? Тогда вам точно следует посмотреть выступление этих артистов!

Зрители практически не мигают, чтобы не пропустить ни единого трюка, беспрерывно сменяющегося один за другим. Из Индии в жаркую Южную Америку буквально переносит зал представление «Карнавальной Бразилии». Блестки, красочные перья и подкидные доски под руководством заслуженного артиста России Сергея Трушина – это действительно карнавал, но не бразильских костюмов, а мастерства циркачей! Но вот декорации вновь сменяются: на арене появляются красные телефонные будки, а на видеопроекциях – дождь. Так начинается аттракцион «Среди хищников» в локации «Дождливая Англия». Теперь главные герои сцены – дикие кошки и непревзойденные дрессировщики братья Запашные. Порой складывается впечатление, будто Аскольд и Эдгард не демонстрируют чудеса дрессировки хищников, а просто разговаривают со "строптивыми людьми", настолько непринужденно и профессионально работают артисты. А чувственный подъем под купол цирка льва и белого тигра под присмотром Аскольда Запашного придает номеру романтичное настроение. Браво укротителям! После антракта, позволяющего зрителям немного отвлечься от бесконечного потока ярких впечатлений, «У берегов США» уже ждут своей доли внимания морские львы и их дрессировщик Василий Тимченко. Животных так и хочется сравнить с вредными мальчишками, которые любят смеяться, выпрашивать лакомства и танцевать вместе со своим руководителем. Да и со спортивным инвентарем ластоногие обращаются не хуже профессиональных жонглеров! Но «Америка» радует не только обаятельными зверями. Атмосферу «Экзотических Гавайев» создают воздушные гимнасты под руководством заслуженной артистки России Елены Петриковой. Обворожительные и смелые, они исполняют немыслимые трюки под куполом цирка без страховки. Когда начать аплодировать новому элементу не понятно… так как зритель еще и не прекращал хлопать после предыдущей комбинации! Но по-другому и быть не может, когда на трапециях блистают гимнастки Ксения Елкина, Мария Гарамова и Татьяна Беликова. Пожалуй, поэтому овации артистам можно назвать бесконечными. А эстетику Страны восходящего солнца с успехом создают акробаты-вольтижеры Марины Казаковой. Гейши и ниндзя «Изысканной Японии» проработали каждое движение, чтобы подарить зрителям диковинное и прекрасное зрелище. Преклоняюсь перед мастерством артистов.

Но «ЭпиЦЕНТР мира» – это не просто хаотичный набор тематических номеров, это тщательно прописанный сюжет с завязкой («борт самолета») и кульминацией. И апогеем представления является «Гостеприимная Россия»! Ведь Чемпионат мира по футболу в прошлом году организовала именно наша страна, о радушии которой до сих пор говорят болельщики со всех краев земли. Под такие родные и любимые песни, как «Любо, братцы, любо», «Калинка» и др., конные акробаты «Русские наездники» под руководством заслуженного артиста России Якова Экка демонстрируют настоящую сказку. Здесь все как положено: красны девицы, добры молодцы, грациозные лошади и акробатические чудеса. А венец номера – наездник, который запрыгивает на бегущего коня и раскрывает флаг Российской Федерации. Этот момент полон торжества и гордости, восторг зала чувствуется в воздухе. К сожалению, словами сложно передать все, что заставляет отбить ладони от переполняющих тебя эмоций...

Вы можете только представить те чувства от «ЭпиЦЕНТРА мира», от завершающего выступления Антона Михеева, воздушного гимнаста на ремнях, ну или сами посетить шоу, пропустить через себя каждое движение, каждый звук! Решать вам. Тем более что спектакль цельный, структурированный, насыщенный, способный задеть струны души даже скептика или пессимиста. О чем я? О "рабочих моментах", например. Смена декораций (а их немало) настолько продумана, что зритель попросту не видит ее. Помимо слаженных действий рабочей группы зал вовлекается в действо сам, а не остается в стороне от шоу: видеоролик (а-ля промо к самому спектаклю) мультимедийное сопровождение, кисс камера и неуемные клоуны-болельщики, заряжающие позитивом детей и взрослых. Знаете фишку о чеховском ружье (если вы говорите в первой главе, что на стене висит ружье, во второй или третьей главе оно должно непременно выстрелить)? Обращаюсь к тем, кто еще ни разу не видел «ЭпиЦЕНТР мира», обратите внимание на футбольные мячи под куполом… Всех секретов не выложу, но вам понравится.

Хочется добавить, что цирк это не только артисты. Не стоит забывать о труде художников и костюмеров. Одежда артистов сияет, а каждая декорация является самостоятельным произведением искусства. И музыка, конечно. Цирковое зрелище такого масштаба не может произвести должное впечатление без звукового сопровождения, а оно на высоте: сочный вокал Алисы Вокс (экс-солистки группы «Ленинград»), рок-группа «Teo Sound» и живой оркестр, мастерски подстраивающийся под выступающих артистов на арене и создающий уникальный саундтрек для происходящего. С уверенностью можно сказать, что работа всего циркового коллектива создает на манеже Большого Московского действительно «ЭпиЦЕНТР мира».

Аплодисменты, крики «браво», цветы и личная благодарность за кулисами Эдгарду Запашному увенчали это событие. А сам генеральный директор цирка любезно согласился дать небольшое интервью.

— Каковы Ваши личные впечатления от прошедшего спектакля?

— Я рад, что вторая премьера состоялась, потому что мы с этим представлением работали на протяжении почти всего прошлого года. Потом мы шоу увезли в Санкт-Петербург и получили действительно очень много заявок продлить его, что и решили сделать до декабря. Были внесены небольшие изменения. Мы понимаем, что есть люди, которые придут к нам уже не в первый раз, и в качестве сюрприза мы добавили морских животных Василия Тимченко, мы поменяли финальный номер. Так что я считаю, что для премьеры все прошло хорошо. Какие-то мелкие шероховатости, наверное, заметные только для профессионального взгляда, подчистятся, так всегда.

— В таких масштабных проектах, как «ЭпиЦЕНТР мира», есть место импровизации, или каждый шаг должен быть четко выверен?

— Знаете, я считаю, что любая импровизация должна либо исходить из тех людей, которым доверяет режиссер (в конце концов, он ответственен за спектакль), либо это должна быть согласованная с режиссером или продюсером шоу импровизация, которая уже станет импровизацией только для других артистов.

— То есть, если есть какие-то идеи, их все же можно включить в сценарий?

— Да, я сторонник того, чтобы со мной и с братом какие-то вещи все-таки обговаривались. С другой стороны, я понимаю, что есть вещи, которые пока не попробуешь, не поймешь. Это все, что касается юмора. Поэтому здесь определенная доля импровизации разрешается.

— Даже скорее эксперимента.

— Да, потому что клоуны по ходу спектакля могут добавлять какие-то шутки и тем самым проверять, работает или нет. Но это должно быть аккуратно, не в ущерб зрительскому восприятию.

— И, раз уж затронули тему артистов, такой вопрос. Вы давно в этой профессии, ведь у вас это семейное дело, и наверняка общались со многими другими деятелями цирка, как считаете, что заставляет людей прийти в профессию, остаться и посвятить ей целую жизнь?

— Я и мой брат и большое количество людей здесь не относимся к тем, кто пришел сюда. Нас "родили" в этой профессии (смеется). И теперь нас осталось только правильно воспитать и направить. У нас большое количество детей, есть детская комната, и это тоже будущие профессионалы. Ну а есть люди, которые по разным другим причинам попали сюда. Кто-то намеренно об этом мечтал и специально пошел и окончил цирковое училище, детскую студию. Есть люди, которые попали сюда волей судьбы. Ну, например, танцоры, которые когда-то пришли на кастинг, прошли его, влюбились в цирк и дальше стали развиваться уже самостоятельно. Многие становятся у нас и профессиональными гимнастами, и акробатами. Есть спортсмены, которые закончили свою профессиональную карьеру. Им всегда очень тяжело в дальнейшем адаптироваться, найти себя, тем более, если это спортсмен высокого уровня. Например, у нас есть трехкратная чемпионка мира по акробатике Гузель Хасанова. Да им когда-то кто-то сделал предложение, и они решили себя попробовать, хотя, конечно, в детстве мечтали совсем о другом. Но спорт не вечен, и они понимают, что нужно продолжать проявлять себя. Поэтому мотиваций много.

— Что в работе, помимо заработной платы, конечно, радует больше всего? От чего порой перехватывает дыхание?

— Ну, скажу, что я цирком занимался еще в то время, когда слова «заработная плата» в принципе были актуальны, если эта заработная плата вообще была. Это 90-е годы. На заводах многим платили той продукцией, которую выпускал завод. И здесь деньги никогда не были тем, что удерживает меня в цирке. Меня удерживало желание и любовь к цирку. Но в дальнейшем я понял, что могу зарабатывать хорошо, если буду делать какие-то правильные вещи, если приду к определенному высокому уровню, если я с братом сделаю себе имя. И теперь моя задача как директора сделать все для того, чтобы и люди оставались довольными, работая в Большом Московском цирке, получали достойную зарплату. Но опять же повторюсь, я не ремесленник, я созидатель. Я делаю все, чтобы быть здесь и получать удовольствие. Я как-то недавно сказал, что одной из главных сверхзадач в моей жизни является послевкусие – что я оставлю после себя, какой след. Как люди будут меня вспоминать? Как хорошего человека, как труженика, как лентяя? Я нацелен на то, чтобы люди меня вспоминали в хорошем смысле этого слова и вспоминали как можно дольше. А для этого нужно делать просто хорошие вещи. Легче запомниться разрушая. Плохое люди помнят дольше.

— Раз уж заговорили о прошлом. Как думаете, со времен советского известнейшего цирка, что настолько поменялось, что уже даже сложно сравнить с настоящим?

— Ну, как мне кажется, в целом выросла школа циркового искусства, уровень подготовки. Я ни в коем случае не умоляю достоинства великих мастеров, но современный цирк по многим позициям обогнал советский цирк в исполнительском мастерстве. Естественно этого ничего не было бы без той базы, которую они нам дали. Я пользуюсь багажом знаний, накопленных моим отцом. Люди, работающие здесь, уже встали на определенную ступень, на которую их направляли их предки или их учителя. А цирк в целом, наверное, становится теперь искусством с элементами шоу-бизнеса. В советское время это было чистой воды искусство. Сейчас мы живем с вами в рыночных отношениях, и у цирка появилось большое количество альтернатив, конкурентов, других форм развлечения. И мы вынуждены где-то даже принимать правила игры и бороться за нашего зрителя.

Вот так цирк покоряет сердца своей публики: основывается на опыте прошлых поколений, неустанным трудом формирует себя, следует за достижениями и вкусами современности. Вы не найдете на просторах интернета негативных отзывов об «ЭпиЦЕНТРЕ мира». Поверьте, я искала. Искала, потому что сама не нашла того, что бы меня огорчило или хотя бы немного смутило в этом грандиозном представлении. Не верите? Отправляйтесь сами на проспект Вернадского, у вас есть время до декабря убедиться в правоте каждого моего слова. Удачи!

Елизавета Тугина

Вячеслав Шкурихин - фотограф

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • Очень и очень эмоционально (в хорошем смысле), читая первую часть невольно начинаешь ускоряться скорее и скорее узнать что же было дальше, какая следующая сцена, через себя пропускаешь эмоции автора и на короткое мгновение становишься зрителям. Браво циркачам, спасибо Елизавете за репортаж БЕЗУМНО ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
  • Никогда не считала себя поклонницей цирка, осознанно причем, не хотела туда ходить совсем. Однако данный материал прочла на одном дыхании. И что самое главное - мне действительно захотелось в цирк! Впервые за много лет. Мне кажется, это очень важно для автора, написать что-то так, чтобы повлиять на читателя, изменить его чувства и ощущения. Тут автор однозначно этого достиг