Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Горькая правда или музейный бизнес Будапешта

7 1668

Вы любите историю и уважительно к ней относитесь? Ценители ли Вы произведений всемирного искусства или же просто обычный «зевака», подобно тем, кто часами блуждает среди старинной утвари или лат рыцаря-крестоносца –все это отходит на второй план, когда речь идет о войне. Здесь уже нет места для улыбок и эстетики, а главная задача не вдохновиться красотой картин, а пропустить через себя горесть страданий и утрат людей, осознавая истинный смысл предметов – нести в себе память и учить будущие поколения.

Зачастую многие из нас живут настоящим днем и не задумываются о фундаментальности темы памяти в современном мире. Сейчас все больше идут разговоры о возрождение нацизма, взять, к примеру почетное возложение цветов к памятнику Степана Бандера в Киеве или политические движения ультраправых в Европе. Причина всего этого не только в нестабильности политики во многих странах, но и в забвение, овладевшее умами молодежи, словно поразит оно пожирает остатки призрения к фашизму с его сильнейшей пропагандой. Лейтмотивами к этому расследованию служат не только память и патриотизм, но и книга Лоуренса Риса «Решение еврейского вопроса», о которой необходимо говорить отдельно. А пока что представляю Вашему вниманию небольшой экскурс по темным сторонам музеев и памятников венгерской столицы.

Будапешт – город с богатой историей. Он всегда славился своими культурными ценностями. Чего стоит один только музей изобразительного искусства со своей коллекцией картин из разных концов земли. А как насчет парламента с его золотистыми куполами и залами? Красота, да и только! Но сама индустрия музейного бизнеса во всех странах похожа. Вы платите деньги для того, чтобы посмотреть на произведения культуры той или иной нации, на алмазы народного творчества. А что, если это все подлый обман и после похода в музей Вас не покидает мысль о некой пустоте, эмоциональном голоде, терзающий сердце? При этом главная цель - не просвещать умы людей, а грабить их карманы. Такие частные музеи есть по всему миру, но зачастую туристы не задумываются достоверны ли их экспонаты и насколько честны с ними нынешние директора.

Для знатоков исторических процессов, в Венгрии существую более 100 музеев и памятников, в том числе и периода ВОВ. Однажды, гуляя около станции Corwin park я наткнулся на вывеску «Музей Холокоста». Так как, в мои профессиональные обязанности входило рассказать об достопримечательностях для туристов из России, а вдобавок еще и мой личный интерес, я решил разузнать об этом месте побольше. К слову, стоит отметить, что на тему еврейского геноцида в городе существуют только два значимых места: «Музей Холокоста» и непосредственно мемориал жертвам лагеря на набережной Дуная.

На следующий день я связался с одной из местных жительниц, которая на протяжении десяти лет работает экскурсоводом по Будапешту и соседним городам. Ирина, уроженка костромской области, в нулевых годах вышла замуж за венгра и переехала в Будапешт. Она с радостью согласилась на интервью, но только при условии, что я не опубликую статью в местном издании, а также попросила меня не упоминать ее фамилию. Предлагаю вашему вниманию его текстовый вариант:

- Вчерашнем разговоре Вы применили термин «музей для вымывания денег». Объясните почему Вы так считаете и какова ваша позиция в этом вопросе?

- Я, пожалуй, начну издалека. Младший брат моей двоюродной бабушки был евреем из Будапешта. Во время войны он работал на каменоломне, условия были тяжелыми, но из них никто от работы не прогибался в лагерях Бухенвальда как в других странах. В первую очередь, стоит отметить, что в Венгрии евреи преобладали вплоть до 1944 года. Это обусловлено тем, что на территории страны, как тогда, так и сейчас евреев ашкенази жилось комфортнее чем обычным. Недавно я проводила статистический анализ населения и вывела, что из 100% венгров, 25% составляют именно ашкенази.

- Вы понимаете, кто такие ашкенази?

- Да, конечно. (Крещёные евреи если кратко)

- Так вот, как говорится: «Еврей крещенный, что вор прощенный». Почему их особо не высылали на принудительные работы? Потому что их пугали и использовали для запугивания остальных, чтобы те отдавали все деньги. Как известно на момент второй мировой войны вся промышленность и деньги Венгрии находилась в руках евреев.

- А в каких именно областях евреи работали?

- Да во всех! Ты удивишься, но завод мессершмитта в городе Дьер, где, кстати работал отец моего мужа (…дальше идет краткий экскурс по навигационной системе истребителя и должность отца.) все работники завода были евреями, потому что все остальные людские ресурсы нужны были на фронте. Денег не хватало, а полезных ископаемых, как в России, венгры отродясь не видели.

По словам Ирины, жители Венгрии сотрудничали с Гитлером от безысходности и нищеты.

- Понимаете, все технологии, все лаборатории и социальные структуры были под контролем евреев. Поэтому Гитлеру было не выгодно производить массовый геноцид. Он брал для запугивания одного человека из семи, а его семья, трясясь от страха, готова была отдать все что угодно.

-. Допустим, но как это относиться к современному состоянию еврейского общества?

- Напрямую. Как известно жертвам свойственно приукрашивать детали и «раздувать из мухи слона», но верхушка еврейской элиты Венгрии придумала способ монетизировать тему геноцида. Играя на национальных чувствах утраты, они создали музеи-уловки для туристов. Поэтому сейчас венгерские евреи живут как у Христа за пазухой. Им выплачиваю пособия, у них бесплатный проезд и льготы в магазинах. А «ноги» всего этого выросли как раз оттуда, с 1940-х годов.

Здесь стоит пояснить, что действительно социальная поддержка Венгрии первую очередь выплачивает пенсии евреям и малоимущим, притом первые получают на 20% больше.

После услышанного, у многих может возникнуть мысль, что мой интервьюер испытывает некую неприязнь к еврейскому народу, но через мгновение она у Вас исчезнет, так как Ирина продолжила:

- Нет, я не против евреев, наоборот я считаю, что без евреев многие нации не осознали свою уникальность в этом мире. Спасибо им большое! Но возвышать их к богам и почитать словно святых нельзя, потому что все народы земли достойны в равной степени уважения. Евреев очень много талантливых: музыканты, писатели, художники и конечно же врачи, но есть и антигерои, которые построили музейный бизнес не ради просвещения народа, а ради бабла.

- В итоге Вы хотите сказать, что поход в музей Холокоста – деньги на ветер?

- Да. Афера для туристов не более.

Не отрицаю возможной субъективности слов Ирины, поэтому я решил отправиться в указанные места «аферы и фальши», чтобы своими глазами убедиться или разубедиться в ее словах. И первое место куда я отправился был «Рыбацкий бастион», где находился мемориал массового утопления в Дунае еврейских женщин, детей и стариков. Если обратиться к истокам создания, данный мемориал был создан в 2005 году и по оценкам некоторых экспертов является лучшим памятником, посвящённый геноциду.

Вдоль набережной рядами расположились свинцовые макеты ботинок, сапог, туфель, а рядом лежали, приносимые туристами цветы и предметы памяти. Выглядело это примерно так:

Весьма драматично, не правда ли? Люди ходят сфотографируют, кто-то пытается оторвать одну из туфель, но это естественно невозможно, они прикреплены намертво. На первый взгляд, такие душещипательные места как это не должны приносить людям веселых эмоций, да и вообще привлекать большого внимания, но на практике все наоборот. Эти туфли – отпечаток темных времен и не важно с какими помыслами он создавался, главное, о чем он гласит.

Как Вы уже догадались, мемориал носил публичный характер. Любой желающий мог прийти и посмотреть на него совершенно бесплатно. Да, да абсолютно бесплатно! Исходя из этого был сделан вывод, что слова моего вчерашнего собеседника – «дудка», но как оказалось эти выводы были поспешными, потому что следующая моя остановка был сам музей Холокоста.

После изнурительных поисков «платформы 93/4», а точнее сказать «косого переулка» я наконец-то добрался до пункта назначения. Первое, что мне бросилось в глаза - современность музея. Все вокруг было аккуратное и чистое. Не было ни одной детали, которая кричала бы о основной тематики музея, а площадь территории составляла не больше площади внутреннего двора Вашего дачного участка.

В разгар субботнего дня народа практически не было. Это связано с неудачным расположением музея.

Расположение музея:

Билетные кассы находились в полуподвальном помещении (-1 этаж). Стоимость билета на одного человека составляло 400-500 рублей, что на местные деньги достаточно большая сумма (2300 ft). Запомните эти цифры, для того чтобы самостоятельно сделать вывод стоит ли увиденное этой суммы. Что же касается экскурсоводов, то их там попусту не было, что странно ведь была суббота. Да и вообще, благодаря безлюдной обстановке складывалось впечатление, что действительно местные не воспринимают в серьез данное заведение, как своеобразный исторический центр.

В отличие от внешнего вида музея, интерьер поражает своим драматизмом. Везде было темно, играла тихая мрачная музыка, на мгновение мне даже показалось, что я попал в комнату страха, на стенах висели мониторы, на которых шли кадры из документальных архивов, а также плакаты с пропагандой антисемитизма на немецком и венгерском языках:

Далее представляю Вашему вниманию фотографии предметов обихода заключенных с подробным описанием, для полного погружения в атмосферу музея:

Перед Вами одна из самых оригинальных форм хранения экспонатов. В металлические трубки, прибитые к потолку и полу, вставляют любой предмет и закрывают ударопрочным стеклом для защиты.

А эта таинственная фигурка, частично напоминавшая оловянного солдатика, принадлежала одному из первых узников Холокоста.

Театральный бинокль 40-х годов был изъят у еврейской семейной пары, которые вовремя оккупации Венгрии занимали высокие должности в Будапештском театре. Как мы видим бинокль в отличном состоянии (хотя его линзы оставляют желать лучшего).

Портсигар одного из нацистских офицеров.

Карманный Танах – священная книга для иудеев. На фотографии видно, что листы в хорошем состоянии.

На этой фотографии изображена кукла одной из девочки, утопленной в Дунае, циркуль и стетоскоп из металла.

Все эти предметы в отличном состоянии, но не фейковые они? Как известно время не щадит никого, в том числе и артефакты истории. Придя в любой музей Второй Мировой в России, Вы обнаружите, что на многих экспонатах есть ржавчины, потертости или иные признаки старины. Так, например, газетные материалы приобретают желтоватый оттенок из-за окисления или намокания бумаги. А теперь взгляните на книжку, изображенную выше. Ни желтоватых страниц, ни потрескавшейся краски на бинокле. Вы можете сказать, что все это притянуто за уши, но разве так должны выглядеть предметы, пропитанные кровью убитых? Увы, но истина достоверности экспонатов музея останется загадкой навеки. Быть может недавно, маленькая девочка держала ту самую куклу в своих крохотных теплых ручках, а теперь этот карапуз вся память, оставшиеся о ней. Если все это горькая правда, то какие ужасы поведали эти предметы!

Жемчужиной музея является нашивка в форме звезды Давида. Данный знак отличия носили евреи, не проживавшие на территории Германии вплоть до 1944 года, для того чтобы их можно было распознать в толпе.

Одной из особенностей музея Холокоста, является мультимедийность. Например, всего за несколько касаний пальцем экрана одного из интерактивных панелей, можно посмотреть на карте города главные религиозные очаги или где находилась еврейское гетто (фото). Выглядело это примерно так:

Район еврейское гетто 1944 год.

Пару снимков:

Архивные фотографии №1

Крупнейшие концлагеря Венгрии.

Архивные фотографии №2

Как Вы уже заметили, все залы музея выполнены в строгом стиле, что безусловно придает антуража и атмосферности. Чего только стоит один коридор с мерцающей подцветкой фотографий солдат и пленников:

Предметы быта заключенных

Помимо основного здания во внутренним дворе расположился иудейский храм. Внутри храма царила полнейшая тишина. С точки зрения архитектуры, весь храм был выполнен в светло-голубых тоннах. Большие окна нежно пропускали через себя солнечный свет, а дубовые двери надежно защищали от нежелательных гостей. По углам находились ширмы для молитв, а на стенах золотые надписи на иврите. Было тихо и прохладно, как это обычно бывает в храмах.

Интерьер храма:

Разглядывая предметы, я наткнулся на стенд с уцелевшими во время войны книгами. Пряча от фашистов на протяжении четырех лет, жители черпали из них знания и мудрость при свете свеч, ведь как писал Э.М. Ремарк: «Книги – пища разума, именно они помогают человеку остаться собой в тяжелой ситуации, сохранить себя и свою душу».

Около выхода располагалась памятная стена с фамилиями убитых, а электронное табло служило как биографический справочник, где каждый мог узнать побольше о жертвах. О десятках тысяч жертв…

Мне было трудно четко формулировать итоги своего расследования, так как на его протяжении ощущалась некая двоякость. С одной стороны слова опытного экскурсовода оказались правдивы и многие аспекты действительно вызывают глубокие сомнения. К примеру, мемориал на набережной весьма специфичен, так как не понятно для кого он: то-ли для туристов, знающих его суть, то-ли как дань памяти, то-ли и для всего в совокупности. А с другой, надо в первую очередь учитывать, что это частный музей, а значит финансирование его ограниченно, впрочем, как и возможности. Вдобавок, исходя из современности музея, можно сделать вывод, что директор следит за тем, чтобы люди, пришедшие туда, узнавали что-то новое, пусть даже часть экспонатов фальшивка, но документальные архивы, интерактивность и особая атмосфера делают это место поистине интересным.

Как считаете, стоит ли «игра свеч»?

                                        Мосолов Антон

                                                  (фото автора)

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

У Президента возникли вопросы к губернатору Петербурга. А Патрушев поехал в город проверять нелегалов

Если бы я был на месте Беглова, я бы точно был взволнован. Ему явно начали уделять особое внимание, и это стало очевидно. Первое предупреждение пришло от Путина в конце марта, когда его ...

Обсудить
  • Отличная статья!
  • Мне кажется, что некоторые выводы все-таки поспешны. Нельзя судить о музее, если вам вдруг показалось (именно показалось), что экспонаты ненастоящие. Это еще нужно доказать. Думаю, что в современных музеях гораздо важнее то, как форма взаимодействует с содержанием. Да, это может быть ультрасовременный мультимедийный комплекс, напичканный техникой. Но она никак не помогает раскрыть смысловую часть музея. Еще один аспект - подача информации, а именно, насколько правильно сделаны аспекты. Ведь выйдя из музея (особенно посвященного такой тематике), каждый человек должен сделать совершенно однозначный вывод, не допускающий разночтений.
    • Люк
    • 14 октября 2019 г. 19:22
    Это отличная статья??? Подача материала корявая. Читается с трудом. Очень много ненужных вводных слов.
  • убило - Что же касается экскурсоводов, то их там попусту не было, что странно ведь была суббота. еврейский музей. шаббат однако. работать нельзя....
  • А мне лично статья показалась довольно информативной и вполне нормально поданной. Я часто хожу по музеям и никогда не задумывалась о том, что что-то может быть сфальсифицированно. Музеи всегда воспринимаются как нечто априори истинное, но в наше время ничему нельзя верить. В других сферах не раз в этом убеждалась