• РЕГИСТРАЦИЯ

Профессия - военкор: Антон Степаненко

Корней Гречка
Коллективный персонаж студентов - журналистов (препод. Н. Комарова)
21 октября 18:48 0 304

Спецкор ВГТРК Антон Степаненко: "Я давно для себя решил, что живым в плен не сдамся!" или "За столом я всегда произношу тост: "За будущие воспоминания!"

2 октября 2019г. в "Известия-холл" проходила медиаконференция RT на тему "В зоне конфликта: риски и ответственность журналиста ". В рамках MediaTalk были подведены итоги конкурсной премии, определены лучшие работы журналистов из зоны конфликта, из горячих точек планеты. Эта премия вручается второй год в честь памяти корреспондента Халеда аль Хатыба, сотрудничавшего с RT Arabic, который погиб в 2017г. под ракетным обстрелом ИГ близ населённого пункта Аль Богелея в сирийской провинции Хомс...

Темой первой секции стал вопрос: "Профессия военкор: правда или риск?"

Модератор Пола Слиер – военкор, руководитель ближневосточного бюро телеканала RT,

Спикеры: Александр Коц – штатный корреспондент газеты "Комсомольская правда"

Антон Степаненко как победитель в номинации длинное интервью «Ракка. жизнь после войны».

Фаусто Билославо, Италия – победитель в номинации "Лучшая работа из зоны конфликта: короткое видео". Они обсудили допустимую грань риска, до которой может доходить журналист в своей работе.

По окончании выступлений спикеров на этой секции, после интервью с Александром Коцем перед началом следующей секции мне удалось пообщаться также со специальным корреспондентом ВГТРК Антоном Евгеньевичем Степаненко, за что им обоим я очень благодарна.

Справка: Антон Евгеньевич Степаненко -российский военный деятель, военный журналист, военный корреспондент ВГТРК, в прошлом - специальный корреспондент «Первого канала», ведущий программы «Вести в 23:00» и выпусков новостей телеканала «Россия-24», Член Академии российского телевидения с 2007 года.

Награды:

- Орден «За личное мужество» (1994 г.) — за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении профессионального долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни;

-Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006 года) — за большой вклад в развитие отечественного телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность;

-Орден Дружбы (Южная Осетия, 25 декабря 2008 года) — за объективное освещение событий в период вооруженной агрессии Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года;

Орден Мужества (2009 год)

Медаль "Участнику военной операции в Сирии" (май 2019г.) - получил медаль как отличившийся при выполнении профессионального долга в Сирии.

И я представила, как здорово было бы поговорить с таким человеком, журналистом, военкором... Какое воспоминание на всю жизнь осталось бы у меня. Прокрутила в голове свои вопросы и как наяву услышала ответы на них.

-Антон Евгеньевич, раз у нас так заявлена тема первой секции,то начну прямо с вопроса о "горячих точках". Вы так давно являетесь военкором, так много видели, много где бывали. Сейчас понятно, что под этим статусом до сих пор Сирия у всех на устах. В отношении к журналистам в разных горячих точках планеты, в разных ситуациях и в разное время что-то меняется?

-Называйте меня по имени, так удобнее. Когда я начинал работать на телевидении, было принято при работе в зоне конфликта так, что надпись "пресса" на бронике или на шлеме была гарантией того, что ты останешься жив, не станешь мишенью. Наверно, всё-таки начиная с Южной Осетии, а потом Сирии, и в Донбассе уже надпись эта абсолютно не гарантирует того, что по тебе не будут стрелять, а наоборот она только притягивает стреляющих. Особенно много таких случаев было в Донбассе, когда украинские военные, видя весёлого бирюзового цвета форму СМИ, стреляла по журналистам прицельно.

-Как Вы считаете, в таких усложняющихся постоянно условиях работы журналиста, можно считать, что существует независимая журналистика вообще, как таковая?

- Независимой журналистики не существует. Мы зависим много от чего, начиная от воспитания, того, что в нас вложили родители, жизненного опыта, прожитого журналистом, корреспондентом. Надо отдавать себе отчёт в редакционной политике того агентства, канала или редакции, где ты работаешь. Существуют ещё государственные интересы, тоже надо отдавать себе в этом отчёт. Поэтому да, в той или иной степени мы все зависимы.То есть журналистики независимой быть не может.

-Вы много ипостасей сменили: были и остаётесь военкором, спецкором, ведёте выпуски "Вестей" или программы на "России-24". Так что для Вас ценнее всего из этого? Не хотите вернуться только к одной сфере?

-Надо решать для себя – "ты работаешь на новости". Я 5 лет отработал в агентстве "Интерфакс". Да, это новости. Коллеги согласятся, что для этого существуют информационные агентства. Точно также существуют телевизионные информагентства, которые работают на новости. Мне не интересно работать чисто на новости. Мне гораздо интереснее, оказавшись в Сирии, в Донбассе, в Ракке постараться передать эмоции людей в непростой жизненной ситуации. Для себя я решил, что беру на себя роль проводника для того, чтобы зацепить телезрителей, открыть им глаза. Своей сверхзадачей я считаю, чтобы во время моего репортажа, рассказа, в Москве зритель отвлёкся от своих домашних дел, приник к экрану, попытался с моей помощью ощутить всю гамму переживаний, эмоций, горя, радости людей, находящихся там, которых я сделал героями своего репортажа.

-То есть Вы выбрали для себя всё-таки статус спецкора, он Вам ближе. А как же сразу возникающие мысли о том, какой это риск...

-Естественно как вменяемый человек, я стараюсь минимизировать риски. С другой стороны, коллеги вот здесь, на конференции, и другие - все со мной согласятся в том, что существуют профессиональный и человеческий азарт - ты сам себя испытываешь. Сделал вперёд два шага, можно ли сделать ещё пять? Понятное дело, что когда-то наступает какой-то предел и здравого смысла, и вот этого желания. И приходит осознание того, что на кону стоит жизнь. Но надо отдавать отчёт, мне кажется, и здесь коллеги со мной согласятся снова, что мы все в разной степени - эгоисты, если бы нам бы не нравилось заниматься тем, чем мы занимаемся, мы бы этим не занимались. А это - эгоизм именно по отношению к нашим родным, нашим родителям, семьям, детям. Потому что - не дай Бог! - что произойдёт- и со своим горем они останутся один на один. А так мы вроде такие молодцы, сидим на сцене, представляем свои издания, агентства. Мы - публичные люди в той или иной степени, и понятное дело, что у нас всех есть профессиональные и личные амбиции. Но у них вот такая оборотная сторона.

-И как Вы считаете, в таких экстренных условиях, что всё-таки безопаснее: одному корреспонденту, группой или нанимает редакция телохранителей для своих корреспондентов?

-Во время каждой командировки бывают разные ситуации. Но каждый решает сам в том плане, что я, например, не люблю ездить большой группой. Я предпочитаю быть вдвоём с оператором. Разные были ситуации. Было и так, что я на съёмках с гранатой в кармане ходил, потому что понимал, опасался, что могут взять в плен. Поэтому я в какой-то момент для себя решил, что я в плен сдаваться не буду, а лучше подорву себя! Разные бывают ситуации, поэтому тут нет готового рецепта.

-Антон, я зачитаю Вашу цитату: "ненавижу работать в Москве. После 2 недель сидения портится настроение, и начинаю нудиться. Эту мою особенность на канале знают. И, либо меня отправляют в командировку, либо я сам как-то, куда-то выпихиваюсь. Но только поскорее из Москвы. Чем хуже, тем лучше. В том смысле, что чем непригляднее место, тем интереснее. Не полусонная, скажем там, Голландия, а угарный Афганистан, не гламурная Франция, а взъерошенный Ирак, и так далее...". Давно это было сказано, сейчас что-нибудь изменилось?

-Да, довольно давно, но до сих пор правда. Для меня это действительно так. И например, прибавляющийся возраст тут не причём. Ничего не изменилось.

-Антон, а правдива ли информация в интернете, которая гласит, что Вы написали сценарий к документальному фильму "Первого канала" о войне 8.08.08г., как этот конфликт (скажем так) теперь принято называть?

-"Раны Цхинвала"? Да, это правда, фильм 2008 года, когда воспоминания об этом конфликте и погибших там россиянах ещё были свежи. Режиссером выступил Руслан Трещёв, я написал сценарий, ну, не первый же раз снимаем мы документальные фильмы, также и здесь, поэтому сценарист -Антон Степаненко, оператор "Первого канала" Кирилл Бутырин. Как понятно из названия - это рассказ о том, как воевали защитники города и миротворцы с 12-титысячной грузинской группировкой, атаковавшей город, как гибли мирные жители (а на 90 процентов они – граждане России), как оборонялись 180 российских миротворцев, как они смогли продержаться до подхода российской армии. Эта работа даже получила несколько наград: Cпециальный приз мэра Москвы Юрия Лужкова на Международном телекинофоруме "Вместе" - Ялта, 2009 год); а также бронзовую медаль Нью-Йоркского фестиваля (NYF, Category: Best News Documentary/Special) - Нью-Йорк, 2009 год. Но про награды, медали Вы не спрашивайте. Я за наградами не гонюсь!

-Скажите напоследок что-нибудь мотивирующее тем, кто будет читать этот материал, видеть Вас улыбающимся на фото на нашем ресурсе или сосредоточенным - на кадрах на Ваших страницах в соцсетях.

-Скажу так: Когда я оказываюсь за столом, то всегда произношу тост: "За будущее воспоминания!" Понимаю, что мой лучший репортаж ещё впереди, пусть так будет у нас у всех!

-Спасибо за беседу! Эта фраза достойна долго не смолкающих аплодисментов! И благодарю за всё, что Вы делаете! Будьте здоровы!

Как здорово. Я действительно услышала голос Антона Степаненко и почувствовала его ободряющее рукопожатие. Ничего, думаю, что у меня все еще впереди. И я смогу когда-нибудь по-настоящему крепко пожать руку настоящему российскому военкору.

                                                    Ульяна Кутузова

                                                    (фото Кристины Сидоровой)

Коллективный персонаж студентов - журналистов (препод. Н. Комарова)

Итоги года: Россия побеждает в гибридной войне

                       Совсем недолго остается до боя кремлевских курантов, которые возвестят нам о наступлении нового 2020 го...

Страшная космическая ракета, дырявые скафандры и новый робот ARTEM

✔ На этой неделе в мировой космонавтике произошло три важных события, которые напрямую связаны с соперничеством ведущих держав за лидерство в космосе. В настоящее время это соперничеств...

Меркель поднимает ставки перед встречей в Париже

Как и следовало ожидать, намёк с законом о госгранице ДНР в Европе поняли хорошо и он им не понравился. Россия фактически показала Берлину и Парижу крайнюю ограниченность их пространств...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Корней Гречка Вчера 20:27

    Сказки наших дней: "В поисках лучшей страны"

    Давным-давно в одном государстве жил богатый имуществом мужчина по имени Либерий. Он жил в хорошем доме, и было у него восемь жен, одна другой прекрасней. Каждое утро тот поднимался с ложа и роптал на свою страну: дескать, она плохая, постоянно воюет с соседями и вообще, лучше бы её и не стало вовсе. Либерия уважали в своей стране как доброго и сп...
    45
    Корней Гречка 4 декабря 22:40

    Физиологический очерк: дети-цветы XXI века

    "Когда дойдёшь до вершины, продолжай восхождение". Джек Керуак "Бродяги Дхармы" Доводилось ли вам видеть людей, играющих на музыкальных инструментах прям таки на улице? Кто-то по-истине восхищается городскими талантами, а кому-то гадко даже мимо пройти. Ваши с ними встречи мимолетны, а вот моя - затянулась на несколько лет.Мы встретились, когда мне было...
    128
    Корней Гречка 3 декабря 19:07

    Письма в прошлое: Лермонтов

    Из неотправленного Париж, 1841 Дорогой, Михаил Лермонтов, Вы были правы, когда говорили, что в русских народных сказках верно больше поэзии, чем во всей французской словесности. Сейчас я сижу в центральном саду Парижа Тюильри, здесь тихо и спокойно, в ногах воркуют голуби. Хотя если посмотреть на низкое серое небо и мысленно пройтись по мостовой, можно...
    71
    Корней Гречка 1 декабря 17:05

    Физиологический очерк ч.1

    Владимир Иванович Даль, помимо того, что является автором замечательного филологического труда - Толковый словарь живого великорусского языка (1864-1868 гг.), создал новый литературный жанр - "физиологический очерк". Это короткий, описательный рассказ, рисующий характерные черты той или иной социальной среды. Студентам - журналистам было дано задание написать Физиолог...
    86
    Корней Гречка 30 ноября 19:18

    Фантомное интервью: Валентин Серов (от лица Николая II)

    Ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Дом особого назначения. Я открываю глаза. Вокруг полная темнота. В воздухе стоит запах крови. Ведь здесь, в этом подвале, нахожусь не только я, но и моя семья, расплатившаяся жизнью за мои ошибки. За все эти годы я так и не смог понять свою страну и граждан, и они отомстили мне за это. Уже пребывая в этом доме, я догадыва...
    93
    Корней Гречка 29 ноября 11:46

    Кибербуллинг

    С появлением интернета наша жизнь кардинально изменилась. Общение на расстоянии стало минутным делом, покупка любого товара превратилась в секундный щелчок. Сказка, по-другому и не скажешь. Но в каждой сказке есть свое зло, и интернет не исключение. На чудесных просторах киберпространства обитает много разнообразного зла. Интернет-мошенники, аферисты, к...
    159
    Корней Гречка 27 ноября 11:09

    Андрей Медведев. Настоящий журналист

    Я влюбилась. Ну, почти влюбилась - в журналиста, публициста и просто очень интересного мужчину - Андрея Медведева. Первая наша встреча состоялась 3 года назад, когда он был в числе других спикеров одного из дней первого "Конгресса молодёжных медиа". Как только высокий, спортивного сложения молодой мужчина с яркими карими глазами вышел на сцену большого ...
    137
    Корней Гречка 25 ноября 19:55

    Фантомное интервью: Достоевский

    Все мои друзья-журналисты - творческие люди. Мы часто собираемся в кофейне и обсуждаем любимых писателей. Я сказала, что мой любимый писатель - великий драматург Фёдор Михайлович Достоевский. Девочки сразу начали сравнивать его произведения с произведениями других талантливых авторов и упрекать Достоевского в чрезмерной сложности, запутанности и нагромо...
    171
    Корней Гречка 24 ноября 12:29

    Мнимый ли больной? ИЛИ Сколько заплатили Народному артисту?

    10 ноября я повела маму познакомиться с уже любимым мной Театром имени Е.Б. Вахтангова. Взяла билеты на спектакль "Мнимый больной" по Мольеру специально к её приезду в Москву. В "Яндекс. Телепрограмма" об этом спектакле в качестве аннотации указано: "Первый спектакль румынского режиссера Сильвиу Пуркарете в России. Театр Пуркарете знаменит трагическим к...
    171
    Корней Гречка 23 ноября 18:46

    Письма в прошлое: Иван Крылов

    Нави Волырк. Друг. Я попросил прощения бы при встрече, но дела мои не дают покоя. Курьерская доставка из моих краёв обходится в целое наследство. Извольте уж прождать письмо по почте. Уверен Вы поймете. О Вашем переводе. Ваш перевод по Лафонтену, что Вы до меня показывали господину Ивану Ивановичу меня поразил. Это точно Ваше. Говорю Вам. Держитесь этог...
    97
    Корней Гречка 22 ноября 22:01

    Фантомное интервью: Валентин Распутин

    Однажды, я проходила по своей родной деревне, где провела своё детство, и увидела на скамейке сборник рассказов Астафьева, и заинтересовалась им. Мне всегда была близка тема широкой и необъятной России. Я находила для себя её не только в путешествиях по нынешней стране, но и в произведениях писателей-деревенщиков. Как бы мне повезло, если бы мне удалось...
    227
    Корней Гречка 21 ноября 22:41

    Сказки наших дней. Ч.6

    Однажды жила - была семья волков: Мама Эмма, папа Август и дочка Аврора. Девочка росла уверенной в себе, сильной и смелой. Однако в школе маленькую волчицу часто обижали из-за того, что она не была похожа на других. Наибольший интерес дочь проявляла к рок музыке и мечтала о славе певицы и актуализации данного музыкального жанра, так как в...
    149
    Корней Гречка 19 ноября 21:05

    Посткоммунистическая Россия: вызовы и проблемы ч.2

    Был ли неизбежен распад СССР? Анализируя произошедшее в 1991 году, многие говорили, что страна была обречена, режим не имел возможности для развития, имели место сильные внутренние противоречия, а также трудно было примирить и разрешить этнические, национальные и экономические проблемы. Истина здесь в том, что на исход событий действительно повлияло множ...
    165
    Корней Гречка 19 ноября 18:40

    Фантомное интервью: Пушкин

      Я: Приветствую всех, с вами телепередача "Мёртвые души", в которой ваш покорный слуга берёт интервью у почивших классиков русской литературы. В этом выпуске приготовьтесь услышать Александра Сергеевича Пушкина!П: Я жив?Я: Скорее нет, чем да, но сладостный покой ещё нужно заслужить. Такой вопрос: как вы оцениваете свою роль в истории русской литера...
    152
    Корней Гречка 17 ноября 19:02

    Фантомное интервью: Хаяо Миядзаки

    Когда-то в недалекой юности я летала в Японию и там пыталась добиться аудиенции с известным режиссёром-аниматором, сценаристом и писателем-Хаяо Миядзаки, но мне так и не удалось встретиться с ним. Конечно, тогда для него я слишком "мелко плавала". Как сейчас помню... Судорожно перебираю все заметки, подбираю вопросы... Я даже пыталась продумать наш диал...
    1238
    Корней Гречка 14 ноября 23:50

    Сказки наших дней: Человек и таракан

                                                &...
    210
    Корней Гречка 13 ноября 15:02

    Фантомное интервью: Адриано Челентано

    У нас в семье есть осенняя традиция. По сентябрю делать превосходное домашнее вино на даче. Мой отец - истинный инженер, каждый год изобретает новый механизм для переработки винограда. И каждый год моими родителями вспоминается нелепая история из моего детства. Я до лет девяти была уверена, что виноград лучше давить ногами, прям как из того старого филь...
    321
    Корней Гречка 12 ноября 18:16

    Фантомное интервью: Акира Куросава

    Акира Куросава — кинорежиссер, сценарист и продюсер. Стоит сказать — японский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Но такие люди и их творчество - общечеловеческое достояние, я в этом убежден. Я всю жизнь мечтал поговорить с ним об искусстве, литературе и кино; посмотреть на все через призму его режиссерского восприятия. Кажется, я так хорошо знаю его по...
    288
    Корней Гречка 11 ноября 18:50

    Фантомное интервью: Родион Раскольников

    Одним ветреным днем, когда солнце не желало показываться из-за своей траурной вуали облаков, я шла по особенно серой, почти гнетущей петербургской улочке. Закручивая листья в одном лишь ему известном танце, ветер шептал голосами прошлого. И был среди них один отчаянный, похожий на детский плач. Я не сразу расслышала в нем надрывно шепчущего Раскольникова. Но стоило уз...
    331
    Корней Гречка 10 ноября 19:34

    Письма в прошлое: Константин Батюшков

    Милостивый государь, Константин Николаевич!Пишет к вам ваш старый добрый знакомый. А намедни занесла меня судьба на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры и наткнулся я на могилу вашей покойной матушки. Сразу вспомнилось мне о вас, о том, как будучи еще совсем детьми мы прибывали в вашем родном селе и каждый вечер в вертограде играли в «...
    204
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика