Искусство с истекшим сроком годности или Проблема голого короля в театре

12 1645

Когда мы слышим о театре, то всегда представляем себе изящную постановку, предназначение которой – заставить зрителя задуматься об определенной морали. Но, к сожалению, с течением времени все меняется. Понимание зрелищного вида искусства извращается все больше, и теперь слово «театр» ассоциируется не с древнегреческой литературой, не с именитыми писателями, и даже не с известными всем драмами Шекспира. Нет, мы вспоминаем шутки с пошлым подтекстом и непотребное поведение актеров. То, что являлось квинтэссенцией эстетики и возвышенности, встало на одну ступень с второсортным кино, суть которого испаряется из памяти через пару дней.

В чем же дело? Почему мы видим подобное падение нравов, и, что еще более важно, почему большинство считает происходящее нормой?

Проблема в том, что нынешний театр подстраивается под зрителя. А что сейчас нужно рядовому потребителю? Посмотрите рейтинги различных передач, и вы убедитесь, что программы о культуре далеко не так популярны, как те, что идут по каналам вроде ТНТ или СТС. Конечно, зачем засорять свою драгоценную голову крупицами ясного знания, когда можно включить на фон информационный шум, да и «залипнуть» в него, как в паутину? А ведь это и есть паутина, которая медленно опутает ваше сознание и затуманит разум.

В погоне за популярностью, часть театра отделилась и стали появляться такие постановки, как «Мнимый больной», «Тангейзер», екатеринбургский «Ревизор» и практически весь репертуар театра Луны.

О «Ревизоре», вероятно, слышали очень многие. В сентябре этого года прогремел крупный скандал с участием данной постановки. Что произошло: в рамках школьной программы учительница привела детей на спектакль по пьесе Гоголя, думая, что уж в классическом произведении не может быть ничего плохого. Действие происходило в театре юного зрителя. Корреспондент, присутствовавший на спектакле, сообщил о том, что в зале находились школьники младших и средних классов, несмотря на возрастной ценз и явно не детское содержание: начиная от голого Хлестакова в душе и заканчивая сценой изнасилования дочери городничего. Директор театрального фестиваля, пропустивший эту постановку на сцену, прокомментировал ситуацию следующим образом:

«Я не думаю, что они (дети) узнали что-то новое. Дети не хуже нас понимают, что происходит в этом мире.»

Так же, руководитель театра Дмитрий Месхиев и арт-директор Андрей Пронин заявили, что их спектакль очень целомудрен и в нем «напрочь отсутствует какое-либо откровенное сексуальное содержание, нет даже намека на эротику». Что же тогда является эротикой в их понимании? Сексуальный акт без имитации прямо на сцене? Если наше общество придет к подобному, мы будем обречены на падение подобно римской империи.

Маковецкий, играющий в «Мнимом больном», поддержал новую тенденцию и тоже появился на сцене практически обнаженным. К сожалению, зрители театра им.Вахтангова находились в культурном шоке и запечатлеть сей момент как доказательство до сих пор не удалось. А люди, тем временем, продолжают посещать подобные постановки, даже не догадываясь, что их ожидает. Кстати, в прошлом году Маковецкий давал интервью, в котором говорил, что не понимает театра, в котором полчаса лежат и кашляют, и не хочет быть сторонним наблюдателем и разгадывать ребусы, происходящие на сцене.

Интересно, понимает ли он сейчас, как относится его обнаженное тело к Мольеру и к театру в целом? Или это относится только к тем случаям, когда сам Маковецкий сидит в зале и ему за подобное не платят?

Отдельным блоком стоит поговорить о театре Луны в целом. В интернете есть отдельная статья, в которой собраны советы перед посещением данного театра. Так вот, первым пунктом стоило бы написать следующее: «Одумайтесь и сдайте билеты». Его можно было бы назвать прогрессивным, если убрать всю пошлость и свинство из постановок. Но пока данное место стойко ассоциируется у многих с определением плохого театра.

"На «Двух бедных румынах, говорящих по польски» меня сломало до такой истерики, что сидящие передо мной бабушки решили, что мне плохо."

"…шутки про половые органы…"

"Сцена, где персонаж шляпой прикрывает свою, простите, эрекцию, будет сниться мне в кошмарах. (О «Рубиновом вторнике»)"

Все это – отзывы о спектаклях, поставленных на сцене театра Луны, явно не характеризующие его как образец для подражания. К ним даже нечего добавить, они отразили всю суть в нескольких строках.

Отличился и театр двух столиц. За «Слугу двух господ» просто невозможно не испытывать испанский стыд. Слабый сценарий в корне не сочетается с вполне достойными для современности артистами, все вместе смотрится как нечто настолько же устаревшее, как телега на фоне скоростной автострады. Добавьте к этому пошлые шутки, аллюзию на половые органы, пародию на соитие, а так же попытки сделать спектакль музыкальным – и вы получите очередной ширпотребовский продукт без особого смысла, который, тем не менее, получает отклик у толпы.

Это были лишь единичные примеры некачественного театра. А сколько таких постановок в России вообще? А во всем мире?

С каждым годом театр обесценивается все сильнее. Он перестает быть элитарным видом искусства, словно бы ориентируясь на кинофильмы вселенной Marvel, которые, конечно, нельзя назвать абсолютно плохими, но и шедевром кинотворчества они не являются.

А такие спектакли, к тому же, получают разнообразные награды и премии от критиков. Все будто забыли о нравственности и ее поощрении. Чем распущеннее постановка, тем больший шум она вызывает, сильнее запоминаясь зрителям. Те, кто должен был блюсти честь искусства, поддерживают это моральное загнивание. Театр в буквальном смысле превращается в выставку пороков, а актерская игра замещается бесполезной беготней и перекатыванием по сцене под классическую музыку.

Осознание проблемы является первым шагом на пути к избавлению от нее. Тем, кто видит падение театра, стоит наконец сказать всем остальным, что

                                  король-то голый.

Анастасия Гуля

Материал взят из студенческого электронного журнала "Культпросвет" мультимедийного портала МИРОГОРОД

  http://mirogorod.ru/culture/

Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

Кадры обрушения телевышки после удара в Харькове появились в Сети
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Нанесён очередной удар по Харькову, на этот раз целью стала городская телевышка, которая после меткого попадания развалилась пополам. Об этом сообщают российские и украинские ресурсы. О серии взр...

Обсудить
  • По моему автор безосновательно обвиняет потребителей! Рейтингам нельзя доверять потому, что рейтинги эти отражают как раз желание телевизионщиков срубить по быстрому бабла, но не желание зрителя потреблять помои из сегодняшнего ТВ ящика!
  • А ежели копнуть поглубже? В глубину веков, так сказать ... Интересно: а что автор думает о том, что в средние века лицедеев в города пускали только днём? Мол, ладно, заходите, идите на рыночную площадь, лицедействуйте. Но в конце дня - марш за ворота и ночуйте в лесу или чистом поле! Может быть в те времена люди знали что-то такое, чего мы не знаем?
  • С развалом Советского Союза цензура смягчилась до состояния посудомоечной губки, и это вполне естественно, что скандальное и провокационное искусство привлекает больше внимания, чем строгое следование традициям и канонам. Новые "творцы" верят в то, что если добавить иронии к серьёзной теме, то она предстанет для зрителя смешной и лёгкой для восприятия, полностью утратив свой исходный смысл. Постмодернизм направлен больше не на созидание нового, а на разрушении старого и пирования на сгоревших обломках. Кто-то думает, что это неправильно и так делать нельзя, другие считают, что старое искусство давно изжило себя, но я вижу это как закономерные процессы, происходящие в культуре 21 века.
  • Хороший справочник получился. Обозначили старые тела, куда идти не надо.
  • «Одумайтесь и сдайте билеты»,и не ходите больше туда никогда! ГАВНО!