Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Загадочные вариации характеров любви

2 430

5.03.2020 г. сбылась ещё одна моя маленькая мечта, была она подарком от друзей и коллег на День рождения мне ещё 22 января этого года. В подаренной книге до этого дня лежал закладкой конверт с билетом на 4 ряд, совсем рядом со сценой. На спектакль "Посвящение Еве"- бенефис на двоих прекраснейших актёров, любимых и великолепных каждый по-своему, очень сильных - Народного артиста СССР, театрального педагога, мастера художественного слова, общественного деятеля Василия Семёновича Ланового (86 лет) и Народного артиста России, педагога, ректора Театрального института им. Б. Щукина Евгения Владимировича Князева.

Первые звуки спектакля — шум прибоя, обозначающий место действия. Это остров в норвежском море, где уединился знаменитый писатель Абель Знорко. Вроде бы он обрел на острове спасение от повседневности, здесь не надо играть роль счастливого человека, не надо «одевать» светскую улыбку, когда подступает боль и страдание. На самом деле это - только видимость. Он прячется и бежит сам от себя. Но выясняется это, только когда его уединение неожиданно нарушает Эрик Ларсен, представившийся журналистом (в итоге несколько позже оказавшийся учителем музыки). Причиной встречи героев послужил выход последней книги знаменитого Нобелевского лауреата, каковым является Абель . Книга о любви, основанная на многолетней переписке, мгновенно стала бестселлером и спровоцировала конфликт, поскольку новый роман представляет собой подлинную переписку Знорко с возлюбленной.

Спектакль поставлен по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта под названием «Загадочные вариации» (так называется цикл из четырнадцати вариаций композитора Элгара. Музыки, звучащей на сцене, столь любимой когда-то героиней пьесы и потому такой дорогой для любивших ее мужчин). Известно, что постановка по этому произведению также довольно долго шла, я уверена, что с не меньшим успехом в театре им. Маяковского с Игорем Костолевским и Михаилом Филипповым в главных ролях с 1998 г. Премьера спектакля "Посвящение Еве" в Театре им. Е.Б. Вахтангова в постановке Сергея Яшина состоялась 22 апреля 1999 г. Считаю, что гений режиссёра был в том выборе, когда роль Абеля была отдана Василию Семёновичу, а Эрика – Евгению Владимировичу. В обоих этих спектаклях перевод текста используется один и тот же, Елены и Андрея Наумовых.

В начале просмотра, когда в истории впервые звучит имя Элен у зрителей возникает в уме вопрос, почему тогда спектаклю дали название «Посвящение Еве», если последняя, 21-я книга Абеля Знорко посвящена Э.М. (Элен Меттернах). Эва Лармор — это просто имя, под которым она выведена в книге? Или здесь в данном случае имеется в виду что-то вроде «Посвящение дочери Евы (то есть его величество Женщине)"?

А затем вместе с развитием сюжета зритель не может не начинать задумываться над этой историей: вот двое после пятимесячного романа 15 лет (5 + 10) пишут друг другу почти каждый день и готовы писать всю оставшуюся жизнь… Находят темы для разговора (не ограничиваются же они элементарными сообщениями?), 15 лет, не 15 месяцев! Каким же должно быть родство их душ (с родством тел было покончено по желанию Абеля), чтобы их не захлестнула реальная жизнь, чтобы не надоесть друг другу за это время! Элен (позднее Эрик) комментировала каждую написанную Знорко страницу… Не сразу понимаешь это, но затем задумываешься вот над чем: учительница литературы (кем была Элен) делала эти комментарии его литературного труда более-менее профессионально, но учитель музыки как может это делать? Он не только почерк подделывать умел (как рассказал писателю при встрече), но и имел талант литературного критика? А не граничит ли это желание писать писателю письма со стороны Эрика чуть ли не с помешательством? Или с мазохизмом? Иначе почему ему так хочется писать ему столько времени, даже теперь, когда он приезжает к писателю в злости за то, что он опубликовал переписку в виде книги, то есть по мнению Эрика, тем самым предал Элен и её память? Сначала у меня в уме тоже мелькнул этот вопрос, но теперь я понимаю, что никаких моральных или умственных проблем у Эрика нет, он просто очень добр от первой строчки первого письма, написанного им для Абеля вместо Элен и до последней минуты спектакля. В оригинале пьесы сказано: "любовь не имеет пола…", а здесь получается, что и моральных границ, ведь Эрик ради памяти любимой готов продолжать писать писателю письма? А затем находит в самом этом процессе такое утешение от боли потери. Кажется, даже в этом безмолвном собеседнике, которого до момента приезда в его дом никогда не видел, видит дружбу? Сначала писатель в шоке от самого его приезда, затем от хода беседы он закрывается, но в конце на фоне разговоров о смерти вообще и уходе Элен в частности Абель Знорко (В.С. Лановой) обещает Эрику написать. И то, что делает он это с улыбкой обещает положительное, а не конфликтное продолжение истории. Независимо от того, сможет и захочет ли писатель приехать на могилу любимой когда-то женщины - поклониться её памяти.

Актёры играют замечательно. Комментируя, зрители говорят, как жаль, что это уже последние из могикан. Стать В. Ланового, обаяние Е. Князева. Некоторые из них считают, что Василий Семёнович зря имеет привычку повторять фразу, если в первый раз сказал что-то не так. Я тоже помню несколько таких моментов, но не увидела в этом ничего плохого, на чём стоило бы заострять внимание. В зале всегда есть люди, которые смотрят спектакль впервые и не знают сюжета… И три раза по залу проносится изумлённый вздох на словах Эрика (персонаж Е.В. Князева): "Элен —моя жена...", "Элен мертва...", "Элен мертва уже 10 лет..."

В продолжении спектакля я думаю ещё и вот о чём. со стороны Знорко опубликовать любовную переписку, а потом выложить приезжему журналисту подробности романа с Элен, предполагая, что он их опубликует в газете того самого городка, где она живёт (когда он ещё не знает, что её нет), как минимум странно и некрасиво. И всё это он делает якобы для того, чтобы она приехала на остров, нарушив договор, заключённый по инициативе самого Знорко… Возможно, по словам Абеля Знорко, я "очень приземленный человек". Но ведь скорее всего, у Ларсена и Знорко была своя логика, для них естественно было поступать так, как поступали они. И видите, как все эти обстоятельства событий истории заставляют задумываться и до сих пор.

Хочу сказать пару слов и о внешнем оформлении спектакля. Абель Знорко то ли со скуки на острове сам устраивает что-то вроде карнавалов с яркими итальянскими костюмами и масками, даже применением игры с огнём в прямом смысле. Таких в спектакле существует несколько сцен. Но в начале постановки кажется, что эти молодые люди в костюмах, как бы нереальны - из его мыслей и снов, химеры. Они на сцене не для украшения, но в то же время режиссёр не слишком утомляет нас ими, выводя их на сцену лишь тогда, когда это действительно необходимо. Ты понимаешь, что они являются тоже реальными персонажами только тогда, когда в такой сцене задействован оказывается ещё и Эрик, а Абель возвращается из глубины сцены (с этого карнавала) в другой одежде, вполне реальном красном плаще-накидке, который он снимает уже при Эрике.

Из глубины сцены не только слышатся звуки моря и крики чаек, но в один момент он как бы приезжает с этого карнавала на большом бутафорском, также богато изукрашеном коне, совершенно спокойно с него спрыгивает. Что позволяет мне с удовлетворением отметить, что Василий Лановой в свои 86 лет, напоминаю (!), всё также сохраняет геройскую выправку и умение держаться на лошади, пусть даже и бутафорской в данном случае, со времён исполнения ролей князя Анатоля Куракина в экранизации романа "Война и мир" Ф.Бондарчука, Вронского в фильме об Анне Карениной и любимого Ивана Вараввы из фильма "Офицеры" 1971 г.

Но это - чисто внешняя фабула спектакля. Дальше я хочу сказать о внутренней, подумать о внутреннем мире персонажей и артистов. Где и что в человеке от героя, а в герое - от исполняющего эту роль артиста? Об этом заставил и меня задуматься Эрик Ларсен или Евгений Князев? Актёр или его персонаж делают с нами это, ведут дальше, уже за рамками рассказанной (показанной) истории? Многие великие писатели тоже говорили так о своих героях, что дальше персонажи уже диктуют им самим логику действий. Герой писателю, а не автор герою, вдумайтесь в это! В этот вечер 5 марта я получила не только большой подарок, я познакомилась с отличным человеком. Он растопил моё сердце и заставил плакать. Это очаровательно и милое создание. Нет, это определённо самое прекрасное божие творение, которое когда-либо ходило по Земле. После встречи с ним как будто выросли крылья. А зовут его Эрик Ларсен, и это один из двух главных героев этого спектакля. Пока я не читала самой пьесы (обязательно надо найти и прочесть), но уже уверена, что таким Эрику позволил стать именно Народный артист России, ректор Театрального училища им. Б. Щукина Евгений Владимирович Князев. Эрик так плавно и в то же время неожиданно врывается в вашу жизнь, можно сказать, приплывает на том пароме в своём лёгоньком пальто и с зонтом в руках, и точно так же из неё исчезает. Но его присутствие только что рядом с вами, навсегда оставляет в душе вашей неизгладимый след. И он тем самым присутствием отдаёт вам лучшую частичку лучшего варианта вас самих. Того, которым вы когда-то были или того, каким хотите стать и до сих пор. Он правдиво, как маяк, озаряет вашу жизнь удивительным светом и не позволяет жить так, как вы жили раньше, во мраке. Он заставляет вас плакать, восхищаться, улыбаться и быть счастливым. И делает это с удивительной простотой и добротой. Кажется, что он мог бы сделать с вами всё, что угодно, но вы сразу заранее знаете, что он не способен сделать что-то плохое. Самое удивительное, чего добился артист Е. Князев, - то, что Эрик Ларсен выглядит абсолютно реальным и жизненным во всей своей трогательности, неиспорченности, мечтательности, искренности, как ребёнок. Не могу удержаться и ещё раз не восхититься этим персонажем и артистом. Но в то же время Ларсен - абсолютно взрослый человек и смотрит на жизнь трезво. О, этот человек смог пронести всё лучшее, что есть в человеческой природе через взрослую циничную жизнь и не только не утратить этого, но и взрастить. И это удивительно, ведь жизнь его с трудом можно назвать совершенно счастливой. И он бескорыстен, ибо приехал к человеку, которого был вправе десять лет назад после смерти жены, возненавидеть. А вместо этого он писал ему и теперь приехал, чтобы помочь ему, сделать лучше не себе, а ему. И, конечно же, ей. Воскрешение Элен не было для него идеей фикс, он не был сумасшедшим. Он просто познал любовь во всей её полноте и, обладая пониманием, был способен творить, поднялся выше, чем человек, ибо стал способен творить, созидать, нести добро. И здесь-то он вышел за рамки познанного и обыденного, пошлого, если хотите. Но Эрик не остановился, и пошёл ещё дальше, он вышел за рамки сцены, можно сказать даже, за рамки чистого искусства, принеся его в жизнь, он оживил идеальный небесный мир, за которым гонялись не одно тысячелетие лучшие человеческие умы и души. А удалось это простому учителю музыки, под звуки «Загадочных вариаций» Элгара это новое понимание, мироощущение ворвалось в души всех, кто стал свидетелем возрождения Феникса из пепла. И в этом именно он волшебник!

И почему-то я уверена, что большую часть этих хвалебных эпитетов спокойно можно подарить самому Актёру -Евгению Владимировичу Князеву, это он сам именно такой, ведь хороший актёр может играть и роли отрицательных персонажей, но уверена, что плохому человеку было бы в сто раз сложнее сыграть такого персонажа. И именно это подтверждает мой вывод, что Е.В. Князев подарил Эрику Ларсену свои черты, каждый артист, даже сам того не зная порой, вносит в изображаемого персонажа свои особенности характера и какие-то повадки. Спасибо Артисту за то, что он сделал мою жизнь чище и светлее, и это не просто слова. Отныне присоединяюсь к тем, кто отождествляет Князева и Ларсена. Если бы это было не так, не получилось бы такой удивительной роли и взаимодействие этих двух людей не дало бы такой поразительный результат.

Конечно, не могу обойти более подробным внимание личность Василия Семёновича Ланового и его героя. Что о нём сказать, когда кажется, что никаких положительных слов не хватит? Мэтр, легенда из легенд, богоподобный. Какая немыслимая сила и энергетика в нём чувствуется и сейчас, и несколько лет назад, когда я в амфитеатре смотрела спектакль "Последние Луны", где он играет в первой одноактной пьесе о старике, которого сын хочет отправить в дом престарелых. А Ирина Петровна Купченко, его супруга, во второй, где действие происходит с её героиней уже в стенах этого заведения. И какую энергетику светлую и сильнейшую они оба выдают! Во второй раз мы с подругой были на его литературном вечере Концертном зале имени П.И. Чайковского на Маяковского тоже несколько лет назад. И тоже ловили себя на вот этом ощущении его огромной энергетики и таланта.

И вот теперь Василий Семёнович был нескольких метрах от меня. В таком сложном спектакле, на двоих основных актёров и персонажей. Он излучает одновременно все отрицательные черты, свойственные герою, Абелю Знорко: хладнокровие и цинизм во плоти, в скорлупе, блистательное равнодушие, восхищающее безразличие. Божественное его исполнение глубочайшей роли. И рядом с ним слуга Абеля Знорко - эта человеческая тень, живой призрак, хладнокровие и цинизм без плоти – это гениальный символ-образ.

Вот он! Абель Знорко, минотавр в своём лабиринте, наедине со своими химерами и своей пустотой. Он мечется из стороны в сторону, что-то пишет, и никак не может понять, что не так, кто виноват и что с этим делать. Не может или не хочет. Потому что боится. Но только об этом страхе ему в глаза первым говорит только Эрик. До этого он столько лет жил один на один с этим чувством, с самим собой. Он боится этого мира, своим гением он старается искупить, оправдать себя. Заполнить пустоту, жить в своём мире и попытаться убедить себя в том, что этот фальшивый и лживый мир и есть жизнь. Скорлупа постепенно спадает и Знорко прозревает. Благодаря Эрику он получил бесценный дар, пусть довольно поздно, а многие из нас не получают его никогда. Видеть этот мир и любить его не так просто, как кажется, во многом благодаря тем самым иллюзиям, заблуждениям и самообманам, которыми человечество любит баловаться, нередко уверяя себя в счастье и покое. Но можно ли утверждать, что эта свобода – величина достижимая, абсолютная или относительная? И не есть ли это любовь? Знорко бежал от любви и свободы. Пожалуй, ответ такой: любовь и вместе с ней свобода – это не величины, а что-то, что делает человека человеком в определённые периоды жизни. То есть человек вполне может любить, но не быть свободен. Именно это происходит, если он не способен распознать масштабы любви и научиться жить в свободе пропорционально уровню своей любви. Абель был несчастен, потому что не умел этого. Он не смог адекватно оценить масштабы своего счастья, ибо в его карте мира пока не было таких вершин, которые обещало ему это чувство. И он испугался этих вершин, именуемых счастьем, или свободой, можно сказать и так. Нельзя сказать, что любовь Эрика была меньшего масштаба. Ведь любовь нельзя сравнивать. Мы выше столько хороших слов сказали уже об этом персонаже...

Вряд ли в жизни есть что-нибудь интереснее такого общения, этой взаимопомощи, прикрытой противостоянием. Как внешне жесток Знорко, когда угрожает Ларсену ружьём, каким он кажется бессердечным, когда не выпускает его, заставляет говорить. И как трогателен и нежен Ларсен, как беззаветно он любит людей и этого человека, как терпит и понимает, как он внемлет несчастному Абелю Знорко, лауреату Нобелевской премии, и как же хочется помочь ему, выйти на сцену и поддержать, как искренне почти в конце он готов собрать его вещи в чемодан для поездки на могилу Элен. Хотя внутренне знает, наверно, что он не поедет. И именно поэтому просит, чтобы Абель хотя бы не отказывал в праве и возможности писать ему, чтобы этот эпистолярный роман продолжался уже как дружба двух мужчин... Какая завораживающая динамика у этого спектакля. Хотя на самом деле порой есть тонкие недоработки, из-за которых поначалу спектакль производит впечатление вставной мозаики монологов на философские темы каждого из основных актёров. И вот ты следишь за тем, кто из них в следующую минуту "перетянет одеяло на себя", победит: Абель или Ларсен, Лановой или Князев.

Теперь я понимаю, как интересно наблюдать за перестановкой сил. Как незримо меняется образ Элен, её отношение к каждому из двух этих вполне реальных мужчин. Как точно и удивительно показана эта женщина, несмотря на то, что она не только ни разу не появляется на сцене, но ещё и умерла до встречи двух противоположностей, объединённых двойственностью бытия, человеческой души и любви. Этого чувства, к которому порой (и в их случае тоже) не применимы всякие эпитеты. Всё это осознать сразу невозможно. Именно поэтому я пишу это сейчас, уже уложив все эти мысли, выводы и эмоции по разным полочкам, через несколько дней после просмотра.

Но всё равно этом спектакле шутят, а потом плачут, и одно без другого невозможно, смех сквозь слёзы и счастье и вместе это делает человека счастливым. Была создана удивительная и неповторимая атмосфера, даже неописуемая. Она была создана декорациями, музыкой, сцендвижением, фоном… Всем! Не было абсолютно ничего лишнего. Ничего кричащего и вызывающего, всё лаконично и исчерпывающе.

И к концу понимаешь, что в это треугольнике все любят друг друга, и любовь эта неизмерима и несравнима, ибо любовь это больше, чем просто относительная или абсолютная величина, которой измеряют этот мир. В целом спектакль оставил яркое приятное послевкусие, именно поэтому я пишу это через несколько дней после него, а не сразу. Безусловно, это так благодаря артистам, я тоже понесла цветы Василию Семёновичу и отбила свои ладони в аплодисментах им. Нужно ли говорить, что по окончании зал им рукоплескал стоя! Но было несколько обидно, что Е.В. Князеву за такого Ларсена, о которым сейчас вот столько сказала я и писали все зрители, оставлявшие комментарии после просмотра спектакля, ему не подарили в этот вечер за эти все светлые чувства ни одного букета. Искренне хочется надеяться, что все эти впечатления и эмоции зрителей считываются артистами, и Евгений Владимирович сейчас знает всё это так, словно лично прочёл эту статью. Мне было бы приятно думать, что это так.

Огромная благодарность незабываемому Василию Семёновичу и открывшемуся для меня таланту Евгения Владимировича!

15.03.2020 г.

                                        Ульяна Кутузова

Материал взят из студенческого электронного журнала "Культпросвет" http://mirogorod.ru/culture/

Власти Подмосковья хотят запретить детям мигрантов проживать в России

Правительство Подмосковья выступило с предложением запретить детям трудовых мигрантов пребывать на территории РФ на основании патента родителей. Об этом пишет издание «Вести Подмосковья».Эта мера приз...

Обсудить
  • Во время чтения статьи меня стал волновать закономерный вопрос. Как именно относиться к этому бурному всплеску тёплых и светлых эмоций, подкреплённых неопровержимыми фактами, от которых у бескультурных челюсть падает на пол, а образованный человек потратит всё своё время, пытаясь отыскать автора и с восхищением пожать ей руку? Быть может, я просто ошибаюсь, но перед нами произведение искусства, "артеакт" в самом прямом его значении. Автор восхитился чужому творческому гению, и на этой основе создал своё видение мира с помощью букв, объединённых в слова, которые мы сейчас достойны увидеть. Про мастерство актёров, умело играющих на струнах человеческой души зрителя, уже было сказано ранее, но разве самый достойный спектакль или самая лучшая книга что-нибудь стоят, если не будет того, кто оценит эти художественные работы? Тут мы видим, как автор, предавая каждому действию на сцене уникальный смысл, неосознанно начинает творить что-то своё, полностью уникальное и совершенно непохожее на другие материалы, собранные на этом коллективном персонаже. Разве не так вырастают творческие личности, входящие в историю? Я понимаю, что статья довольно объёмная, но не поленитесь оценить и восхититься мастерству Ульяны Кутузовой, с нетерпением жду её следующих статей.