Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

9 588

Часто люди отправляются в дальние города и страны, чтобы увидеть шедевры архитектуры или прикоснуться к святыням. Но немногие знают, что в Подмосковье близ города Подольска есть уникальный действующий храм со своей многовековой историей и неповторимой красотой. Расположился он на месте слияния двух рек Пахры и Десны, на холме в живописной усадьбе Дубровицы.

В 1687 году усадьбой Дубровицы владел князь Борис Алексеевич Голицын. В то время он был воспитателем юного Петра Алексеевича, будущего императора Петра I. Царственный воспитанник не раз гостил в усадьбе своего «дядьки», поражаясь красотой тех мест.

Когда в 1689 году он стал царём, князь Борис Алексеевич попал в опалу из-за того, что пытался защитить от гнева государя своего двоюродного брата Василия Голицына, фаворита царевны Софьи. Заступничество князя Бориса дало результат: смертную казнь Василию заменили ссылкой.

Вскоре Пётр перестал гневаться на князя Бориса Алексеевича, пригласил в Москву и пожаловал ему боярский титул. В знак примирения Борис Алексеевич решил построить в своей усадьбе храм. 22 июля (по старому стилю) 1690 года был заложен храм во имя чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы.

В качестве строительного материала использовали известняк – именно этим камнем были богаты берега реки Пахры. Каменотёсами, резчиками по дереву были местные мастера, а вот резчики по камню и скульпторы были приглашены в основном из Италии. Через восемь лет храм был построен. Но освещать его патриарх Адриан отказался.

Здание строили по православным канонам: восьмерик (восьмигранная четырёхъярусная башня, завершающаяся куполом) на четверике (основание храма – равноконечный крест). Но поражающие своей красотой резные орнаменты, горельефы и скульптуры были отличительной чертой католических храмов. А позолоченная корона, которая венчала купол церкви, скорее всего, была воспринята патриархом как намёк на верховенство царской власти над церковной. Два этих фактора и послужили причинами отказа в освящении храма.

После смерти патриарха Адриана, Пётр отменил патриаршество. Появился Синод и должность патриаршего местоблюстителя, которые стали управлять церковью в России. Избранный патриарший местоблюститель митрополит Стефан согласился освятить дубровицкую церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, почитаемой на русской земле, особенно после событий, произошедших в Новгороде в 1170 году. В то время страна страдала от междоусобицы. Войска, состоявшие из суздальцев, смолян, полочан и рязанцев, во главе с суздальским князем Мстиславом Андреевичем осадили Новгород. Архиепископ новгородский Иоанн молился перед иконой Спасителя, прося о помощи. Вдруг он услышал голос, который повелевал ему взять икону Богородицы из церкви Спаса на Ильине улице. Архиепископ послал за ней диакона и других клириков, но они не смогли сдвинуть образ с места. Тогда сам Иоанн со священниками и народом пошёл в церковь Спаса Преображения. После службы перед иконой два диакона во главе крестного хода перенесли образ на крепость. Когда вражеские войска начали штурмовать Новгород, и стрелы их градом полетели на его защитников, одна из них попала в лик Богородицы. По Божию Промыслу икона обратилась лицом к городу, и владыка Иоанн увидел истекающие из Её очей слёзы, оросившие его одежду. Так со слезами молилась Пресвятая Богородица Сыну Своему, прося защитить Новгород от поругания неприятелем. И свершилось чудо: нападавших обуял страх, а новгородцы, увидевши замешательство во вражеском стане, выехали в поле и разбили противника.

Торжественное освящение дубровицкого храма состоялось 11 февраля (по старому стилю) 1704 года. На нём присутствовал сам царь Пётр I вместе с сыном царевичем Алексеем и князь Борис Алексеевич.

У западного (главного) входа в храм возвышаются скульптуры святителей. По левую руку от входящего – Иоанн Златоуст с книгой. Именно он учил людей правильно истолковывать Священное Писание (книгу Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла).

Его мысли о Библии, праздниках и восхваления святых помогли многим верующим вникнуть в суть христианства, не искажая его. С правой стороны от входящего – скульптура святителя Григория Богослова. Он оставил после себя большое богословское наследие: 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов».

Но самые главные его труды были посвящены догмату Троичности. Григорий называет Бога бестелесной «творческой и содержательной причиной всего». А скульптуру третьего святителя, Василия Великого, с книгой в руке можно увидеть над этим входом, если отойти от здания к югу или северу на тридцать шагов. Святитель Василий был всесторонне развитым человеком. Занимался разными науками: риторикой, астрономией, физикой, медициной, философией и изучал античные писания. Его книги необходимы для прочтения монахам и мирянам.

На наружных выступах крыши храма расположены фигурки Ангелов, которые несут орудия страстей Христовых: копьё, лестницу, столп, гвозди, клещи, терновый венец.

У основания башни можно увидеть восемь скульптур апостолов. Скульптуры евангелистов Иоанна и Матфея расположены внизу в северо-восточном и северо-западном входящих углах цоколя храма. Во внутренних углах южной стороны здания стоят евангелисты Марк и Лука. По преданию были ещё скульптуры апостолов Петра и Павла у южных боковых дверей, и скульптуры Бориса и Глеба - у северных.

В храме находится множество почитаемых святынь: список с новгородской иконы Божией Матери «Знамение»,

иконы с частицами мощей святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, великомученика Димитрия Солунского, мученика Вонифатия, преподобного Серафима Саровского, благоверного великого князя Александра Невского, блаженной Матроны Московской, мученика Иоанна воина, святых сорока мучеников Севастийских.

На сегодняшний день эта жемчужина Подмосковья нуждается в реставрации. Всемирный фонд памятников включил храм в один список с Мачу-Пикчу и Собором Святого Семейства, чтобы привлечь внимание к необходимости сохранения этого архитектурного произведения восемнадцатого века. Несмотря на это, дубровицкая церковь является действующей. Тысячи верующих посещают службы, дети ходят в воскресную школу при храме. А на Певческом поле, расположенном рядом, проходят культурно-массовые мероприятия.

Анна Лобанова

Начинается страстная неделя - время особого жизнеповедения перед большим праздником всего Русского Православного Мира - Пасхи. Эта публикация посвящена грядущему Празднику. Н.К.

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Только в такие церкви и нужно ходить! Иногда люди посещают недавно построенные храмы, но нет там Духа Господа, не успел ещё этот храм войти в сердце людское. Должны пройти десятилетия, чтобы Бог почтил его Своей милостью, но нет этого ещё в новостройках. Жаль только, что из-за проклятого карантина из дому дальше чем на сто метров носу-то и не высунешь. Всё, что остаётся, так это издали любоваться и молиться смиренно.