Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

75-летию Великой Победы посвящается: Военные рассветы и закаты

2 422

Вновь приближается самый главный праздник в году – 9 мая, День Великой Победы, Победы в Великой Отечественной войне. О ней и в те тяжёлые страшные годы и уже после Победы и окончания Второй мировой было написано немало. Многие писатели уходили в действующую армию, становились военными корреспондентами. Затем из воспоминаний вернувшихся солдат, чья юность пришлась на военные годы, сформировалась знаменитая «лейтенантская проза» - это не цикл, а целое художественное течение рубежа 1950-60-х гг. Началась она с романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» (1957 г.).

Однако, я хочу сегодня рассказать о другой книге, затем немного о её первой экранизации, которую я хорошо знаю и люблю. Как и другие фильмы о той войне я лично никогда не могу смотреть спокойно: «Офицеры», «В бой идут одни «старики», «Горячий снег», «Живые и мертвые». Почти все эти фильмы имеют прекрасную литературную основу - великие книги.

И в этот ряду значимое место лично для меня, на мой взгляд, занимает повесть писателя Бориса Васильева «А зори здесь тихие» о военной заставе на краю карельского леса, откуда пять девушек-зенитчиц пошли за своим старшиной на боевое задание. Ведь в то страшное время для достижения перевеса наших, советских солдат, для Победы служили все, и мужчины, и женщины, и дети, и на фронте, и в тылу . Целью было собрать все имеющиеся силы и победить врага, отстоять свою землю, Родину и право жить в мире и согласии с другими и с собой. В случае этих девушек – защитить свою заставу от 16 немцев с автоматами, не дать врагу подорвать железную дорогу. Тем самым землю нашу защитить, родителей своих и близких. История эта вышла в свет на страницах журнала «Юность» в 1969 г.

Фильм-экранизацию снял 1972 г. классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии он вспоминал, сам будучи фронтовиком — фильм был снят им в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.

У каждой героя этой повести и кинокартины есть своя история жизни довоенной, история о том, почему и как они попали на фронт. Дочь лесничего Лиза, что умеет правильно крякать и всё примечает, потому что в лесу выросла. Дочь еврейского врача Соня, которую старшина взял с собой на это задание потому, что она знала немецкий – могла быть переводчиком. Девочка Женя, воспитанная отцом, как мальчик, ездившая с ним в тир и на охоту, а потом укрытая кем-то от смерти, потому что на ее на глазах немцы расстреляли всю её семью, однако, осуждаемая в полку за то, что она «прилепилась» к знакомому ей с детства генералу, другу отца (стала его любовницей, чтобы выжить, не сойти с ума от одиночества и этой картины гибели родных, постоянно стоящей перед глазами). Самая младшая из них девочка Галя – подкидыш с придуманной в детдоме фамилией Четвертак, из-за маленького роста, в детдоме, расположенном в монастырских зданиях, придумывала призраков, а потом придумала себе маму-медработника и приписала пару не хватавших ей лет, чтобы попасть на фронт. Рита Осянина до войны успела – единственная из них – познать обычное, но такое ценное, женское счастье: выйти замуж и родить ребёнка, сына. Но затем в первый же день войны её муж погиб в атаке, и она «окаменела» внутренне, работа сначала в комитете жён младшего комсостава, а потом - в зенитом расчёте: «Даже гибель мужа отошла куда-то в самый тайный уголок памяти: у нее была работа, обязанность и вполне реальные цели для ненависти. А ненавидеть она научилась тихо и беспощадно и хоть не удалось пока ее расчету сбить вражеский самолет, но немецкий аэростат прошить ей все-таки удалось. Он вспыхнул, съежился; корректировщик выбросился из корзины и камнем полетел вниз…».

Автор показывает каждого из этих вполне обычных людей, которые становятся необычными в непридуманных обстоятельствах войны– становятся героями, потому что в нашем народе заложены вот эти огромные силы, о которых мы до определенного момента и сами не знаем. Не знали об этих силах и девушки, когда пошли на фронт. Но пошли они не потому, что они не могли иначе. Могли, они же девушки – девушки не должны воевать. Потом скажут в другом произведении: «У войны не женское лицо». Не знали и в описанный момент, когда они выходят на задание, что не вернутся назад.

Каждый из них раскрывается через свои действия, поведение, потому что реальных мыслей их автор почти не показывает. На это в действии их истории нет времени. Реальные люди, пережившие войну, как и те героини, переступали через себя, через страх, чтобы только сдержать немцев. Те девочки не дали фашистам выйти к Кировской железной дороге и подорвать её. И вместе с этими девочками Васков, который только и умел, что воевать и выполнять приказания. Не хватало ему образования, но за исполнительность и упорство ценило его начальство. Вот его мысли открывает писатель перед нами.

Открывает потому, что эти пять почти школьниц встали «в ружьё», заняли свою боевую позицию под его руководством, доверили ему свои жизни. Сначала они просто выполняли приказ, а затем мы видим каждую из них его глазами и сродняемся с ними, как и он.

Лиза верила в лучшее и в любовь назло своей беспросветной жизни. И именно поэтому вызвалась побежать выполнять любое приказание Федота. Она так надеялась полюбить его также крепко, как этот свет впереди. Для неё «жизнь была понятием реальным и ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра, она пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твердо, что жизнь эта существует, что она предназначена для нее и что миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня. А ждать Лиза умела…». Но иногда лишь один неверный шаг, одно торопливое движение решает всё и стоит нам жизни…

Соню узнать они не в полку, ни он, Федот вместе с ними, почти не успели. Но она не роптала, что потеряла родителей и того мальчика, с которым хотели они пожениться перед войной. Или на то, что командир их Федот – без образования. Она всё равно читала сама себе вслух стихи, то есть сохранял внутри веру в лучшее, как и Лиза. А ещё скорее хотела завоевать их доверие, и его – в первую очередь, поэтому побежала за тем, случайно оставленным им на карельских камнях подарком – вышитым кисетом табаку…

Галя, правда, испугалась больше всех и не смогла, не успела победить в себе этот страх. Была она совсем ещё ребёнок. Сама не понимала, наверно, зачем и как попала на фронт и в эту ситуацию. Хотел Федот взять её с собой, именно её туда, в лес, чтобы вести разъяснительную работу. Ведь он просчитывал каждый ход свой и врага даже на несколько вперёд, как человек, как и Лиза, привычный к лесной жизни. Как ему иначе, без таких навыков победить было когда-то медведя, а в этой ситуации – гитлеровцев этих победить и девочек сохранить… Да не успел вот в случае с Галей…

Женя… яркая привлекла немцев, спев «Катюшу» на берегу лесного озера, когда они в роли лесорубов пытались запутать, сбить с толку тех врагов – выиграть время для подхода сил помощи, за которой убежала Лиза… Хитрая, по-хорошему изворотливая рыжая Женька помогала Федоту, открыла свой счёт убитым фашистам. И увела их оставшихся за собой от тяжело раненной Риты и Федота, для которого они вдвоём с Ритой стали уже как сестры родные, когда он вернулся, нашёл их на тех позициях, им указанных.

Почти единственное отличие между книгой и сценарием фильма я нашла в том, что в картине рыжая Женька, героиня молодой Ольги Остроумовой, погибает последняя и перечисляет всех девочек, выпуская в немцев очередь, зная, что последняя пуля врагов всё равно настигнет её. Там, читая это произведение, как и любое другое о войне, понимаешь, проживаешь с героями, как же это много – один день. Как много уже с ними произошло со «вчера». В наше время многие из нас вот этого ощущения совсем не понимают о войне: как это много «один день».

По книге Женя погибает раньше, чем происходит главная сцена объяснения Федота и Риты, которая в моих глазах многое, главное открыла о ней, этих девочках и всех реальных солдата, мальчиках и девочках, принесших на алтарь Победы свои жизни.

«Здесь у меня болит. — Он ткнул в грудь: — Здесь свербит, Рита. Так свербит!.. Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

— Ну зачем так… Все же понятно, война…

— Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли! Что ж это вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, — там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом!

— Не надо, — тихо сказала она. — Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал…». Зная, что погибнет, Рита просит Федота вырастить её сына Человеком, он понимает её и выполняет наказ.

Каждый герой произведения на наших глазах становится Героем, памятником словно бы самому себе. Ведь они держались до последней минуты. И держали свою линию обороны, которая по сути стала скорее душевной, внутренней работой, чем физической, внешней: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать. Держать эту позицию, а то сомнут — и все тогда. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия. Только девчат еще слушал каким-то третьим ухом: бьют еще винтовочки или нет. Бьют — значит живы. Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!..». И они держали, погибали каждая за своих мам, будущее счастье… отдавали жизни, но держали в своих руках судьбу своей страны.

Простите за «спойлеры», как теперь говорят. Я открыла для себя и рассказала вам почти всё это произведение. Но прочитав его, как будто ещё раз посмотрев ту первую экранизацию руки режиссёра Станислава Ростоцкого, я видела их живыми героями, пусть и теперь навсегда в исполнении именно тех артистов: Андрей Мартынов (Федот), Елена Драпеко (Лиза), Ольга Остроумова (Женя), Ирина Долганова (Соня), Ирина Шевчук (Рита), Екатерина Маркова (Галя). И наверняка, не просто так для всех них эти роли стали знаковыми, принесли известность и любовь народа, теперь уже, можно сказать, навсегда. И не просто так, если заглянуть в комментарии людей на сайтах о кино, там об этой картине едино мнение: «драгоценна книга Бориса Васильева, и фильм фронтовика Ростоцкого - это эталон. Как вообще можно сравнить эти "поделки" с гениальным фильмом С.И. Ростоцкого! У него что ни эпизод, то шедевр…». Я не стану говорить ничего плохого о современных экранизациях этой книги (есть российская и корейская), пусть каждый выбирает для себя. Однако, мне фильм, о котором идёт речь, гораздо больше по душе. Он каждый раз ни оставляет равнодушным, пробивает зрителя на слезу.

И пусть для нас эти артисты останутся воплощением мужества простых людей, которые реально принимали на себя все удары Великой Отечественной войны, вынесли на своих плечах все её тяготы и выковали Великую Победу. Эти реальные зенитчицы, лётчицы, медсестры, которым сегодня за 90 лет, одни из них не могут сесть в самолёт и прилететь к родным из-за подводящего здоровья. А другие и опускаются на глубины с аквалангом, и поднимаются в небо, вылетая в свободном полете с инструктором в облака, и гоняют на картинге. И пишут книги воспоминаний, несмотря на то, как им тяжело и больно всё это вспоминать – потому, что не хотят быть железными (железо ржавеет), а хотят и могут быть стальными! Не забудем о войне и о тихих зорях, завоеванных теми девчонками и мальчишками со школьной скамьи, для всех нас!

Крепкого здоровья желаю и глубочайшую благодарность выражаю им - живым солдатам Победы! Всех, у кого в душе жива ещё память о событиях нашей общей истории, всю Россию и нашу маленькую в общем-то планету, поздравляю с праздником, с ДНЁМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ! МЫ ПОМНИМ, МЫ ГОРДИМСЯ! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМ, КТО ПОГИБ ЗА РОДИНУ! МИРНОГО НЕБА НАД ГОЛОВОЙ ВСЕМ НАМ!

Апрель 2020 г., Ульяновск

Ульяна Кутузова

Международное право, в примерах

Я сейчас вам урок международного права даду. «Даду, даду»(с) В примерах за последние 30 лет. Вторжение в Сомали. Американцы вторглись в 1992 году под предлогом «борьбы с голо...

"Отрицательный резус" После сноса укробазы ищут странных доноров
  • pretty
  • Вчера 15:08
  • В топе

Автор:  АМАРАНТ"Еврейская кровь?" Черниговское подполье сдало тайный отель с офицерьем и наемниками. Располага - на военном сленге означает "расположение роты". Сейчас сие трактован...

Мудрая речь: Токаев объяснил казахам, что будет, если попробовать вытеснить русский язык и всё русское из Казахстана

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Токаев, без преувеличения, произнёс одну из самых важных речей в своей карьере (видео https://t.me/geopolitika_civilizacii/14513 ). "Что каса...

Обсудить
  • После прочтения первых строчек сразу становится понятно, что обзор с добавлением личных чувств автора выполнен с душой и искренними эмоциями. Хорошо, что не забывают у нас в стране подвиг советских людей, в то время как другие государства переходят на "День победы над нацизмом", фактически прощая злодеяния германских войск. Много людей потеряли свои жизни во время Великой Отечественной. И я сейчас не говорю только о мужчинах. Война во все времена разоряла деревни, города и страны, но именно во Вторую мировую войну под ружьё шли все: немцы не щадили никого, желая изничтожить второсортные нации. И славяне были одни из тех, кто должен был прислуживать "победителям", по крайней мере в германских расчётах (вспоминаем план "Ост"). Не смущала немцев кровавая цена их господства: пойманные в плен женщины, маленькие дети, пожилые люди... Но не дались русские войска фрицам, не помогли им их танки и самолёты от объединённых сил солдат и рабочих! И хоть сейчас СССР больше нет, преемник сверхдержавы всё ещё готов сражаться за свою независимость и за будущее наших детей.