В творчестве Чехова в роли «маленького человека» мы можем видеть абсолютно разношёрстных героев. Зачастую их даже ничего не объединяет между собой. Видение этого феномена Чеховым тем хорошо, что он чётко различает понятия человека «успешного» и человека «усПЕШЕЧНОГО». Например, казалось бы, «большой» и влиятельный муж Анны Сергеевны в рассказе «Дама с собачкой» должен вызывать уважение общества, но, «говорящий за Анну» Антон Павлович даёт читателю понимание, что за этим «большим», как может показаться на первый взгляд, человеком, стоят люди ещё больше. И если заглянуть этому персонажу «за спину», то мы совершенно отчетливо можем это видеть. Он пешка в куда большей игре, он «усПЕШЕЧНЫЙ».
Чехов рассматривает «маленьких» людей не только с точки зрения психологии (узкий кругозор, отсутсвие желаний и целей, мировоззрение), но и с точки зрения положения человека в обществе. Поэтому я бы даже выделила отдельный термин именно этого автора - «большой-маленький» человек.
В школе нас учат формулировке «проблема маленького человека». Это не так. Это именно феномен. Отечественная литература вся построена на «маленьких» людях, но можно ли однозначно назвать их таковыми? Я считаю, что нет. Это личная оценка. Субъективное мнение.
Алина Исаева.
Оценили 5 человек
5 кармы