• РЕГИСТРАЦИЯ
Rif
16 января 18:44 1364 0 16.28

Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 10/3. «Символ веры» русского проекта

Но и другие «деревенщики» примерно так же видели русский патриотизм. Сошлемся на крестьянскую прозу известного писателя В. И. Белова. В романе «Год великого перелома» две основные сюжетные линии: одна связана с украинскими «лишенцами», выселенными на север, другая – со снятием колоколов. С колоколами все вполне ожидаемо. Что же касается украинской темы (превалирующей, заметим, у писателя, считавшего себя истинно русским), то здесь можно говорить о новаторстве.

Поражают настойчивые попытки автора увязать украинцев, т. е. никониан по вере, с самим протопопом Аввакумом, который, как известно, осыпал последних исключительно проклятьями. По Белову, весьма символично, что украинские раскулаченные оказались там, где «развеяло ветром пепел Аввакумовой плоти». Этих православных и святого приверженца старой веры отныне объединяет небо: таким же оно было в пору его казни[1290]. Доводя украинско-русский замысел до логического завершения, Белов ставит в один ряд Аввакума и патриарха Тихона! Хотя мятежный протопоп видел смысл своей жизни и смерти в избавлении родины от подобных пастырей и паствы, черпавших религиозную идентификацию на чуждой стороне.

Но вот для Белова эта паства самая что ни на есть своя: напевная поморская речь переложилась на старинный, похожий на киевскую былину, протяжный речитатив[1291]. И если, например, у Абрамова украинцы (Зарудный, Теборский и др.) неизменно олицетворяют корыстный дух, то у Белова они провозглашаются братьями. Кому же – братьями? Да тем, кто считал личное обогащение и стремление к наживе сутью любого помысла и движения. Абрамовские герои относятся к подобным персонажам с откровенной брезгливостью, задаваясь вопросом: русские ли они?

У Белова опять все наоборот: они-то и есть самые настоящие русские, на них держится страна. Беловские переживания об этих «лучших» людях настолько искренни, что зачастую нелегко разглядеть очевидное: для них понятие родины не означает готовность жить ради ее будущего, ради следующих поколений. Для них родина – это место, где можно выстроить хоромы с забитыми доверху подвалами и амбарами и обеспечить тем самым сытое будущее исключительно своему выводку.

Одного такого «правильного» русского по фамилии Брусникин мы встречаем в беловском повествовании. В детстве, когда ребята гурьбой ходили по лесам за ягодами, он на обратном пути незаметно пересыпал кучки малины, черники из корзин, собранных другими, в свою[1292]. Примерно тем же самым, но в больших масштабах, он занимался уже взрослым (пока не попал под раскулачивание).

Это точно не Анфиса Минина, не Михаил Пряслин, не Евсей Мокшин и не Калина Дунаев. Этим русским людям, считавшим всю Россию своим родным домом, с брусникиными, имевшими явные признаки нравственного вырождения, не столковаться.

Действительно, перед нами, каким бы странным это ни казалось, два русских народа, с разными помыслами и различным пониманием блага для себя и своей страны.

Есть ли между ними общее? Белов с легкостью отвечает на этот сложный вопрос: все они были проданы Сталиным. Кому? Разумеется, пленуму ЦК ВКП(б), состоявшему из евреев-инородцев да Калинина «с козлиной бородой, олицетворявшим в партии зачумленный и обманутый народ»[1293]. Сталин, вынужденный считаться с инородческой кликой, просто-напросто купил себе место на троне: «он заплатил за него чистейшей в основном русско-украинской кровью»[1294].

Вот только не любят наши патриоты уточнять, что затем произошло с этой всемогущей кликой. Напомним: в 1937–1938 годах ее практически в полном составе отправили к праотцам, и сделал это, как можно догадаться, не святой дух… Но признавать это очень невыгодно, а потому мы который год слушаем и читаем, как Сталин безуспешно пытался освободить Москву от интернациональных сетей[1295].

К очищению России от инородческого засилья, оказавшемуся «неподъемным» делом для Сталина, приступили истинные русские патриоты современности. Национально ориентированные кадры взвалили на себя миссию по освобождению русского человека. Только в свете сказанного выше придется уточнить: какого человека, того, что у Леонова с Абрамовым, или у Можаева с Беловым?

Удивительно, но факт: персонажи Можаева и Белова абсолютно далеки от героев Леонова и Абрамова. Отношение к последним, как к «недоделанным» – слегка ироническое (вспомним Зарудного с коттеджами из повести Абрамова «Пути-перепутья»), иногда переходящее в раздражение. Это в том случае, когда «недоделанные» мешают частнособственническим грезам, да еще и нарушают духовную идиллию, проявляя равнодушие к «святая святых» – к выпестованной на Украине РПЦ.

Именно этой позиции уже в постсоветской России противостоял исследователь русской литературы Дмитрий Сергеевич Лихачев. Эта знаковая фигура стоит особняком среди русских патриотов, идентифицирующих себя исключительно сквозь призму никонианства. Не случайно крепкие дружеские отношения связывали известного ученого не с ними, а с тем же Абрамовым.

Кстати, Лихачев всегда подчеркивал, что представление об Абрамове как о писателе-деревенщике несправедливо. Его творчество намного шире и концентрируется на этических проблемах, прежде всего, русского народа[1296]. Отсюда и поразительный русский язык его произведений, а если точнее – поразительное чутье русского языка без примеси «протяжного украинского речитатива», вызывавшего восхищение у Белова.

Во всем этом нет ничего удивительного, поскольку Д. С. Лихачев – выходец из той же старообрядческой среды. Об этом он подробно рассказывает в воспоминаниях о себе и своей семье. Его родители происходили из купеческого сословия: мать принадлежала к беспоповскому федесеевскому согласию, в Петербурге ее родные издавна имели молельню недалеко от Волкова кладбища. Как вспоминал Лихачев, староверческие традиции были сильны, окружая его в детстве и юности[1297]. Воздействие этой духовной атмосферы он пронес через всю свою жизнь. «Я очень люблю старообрядчество, – признавался он на закате жизни, – не сами идеи старообрядчества, а ту тяжелую, убежденную борьбу, которую вели староверы…»[1298].

Движение Степана Разина, Соловецкое восстание имели подлинно русские корни: перед нами борьба не только религиозная, но и социальная[1299]. Лихачев считал, что переход на троеперстие в угоду политическим замыслам привел к катастрофе русского религиозного сознания, поскольку греческие обряды к этому времени изрядно «испоганились» и пользовались на Руси дурной репутацией. Если Украину желали присоединить, то следовало бы им принимать русские религиозные порядки, а уж никак не наоборот. Поэтому Лихачев высказывал убежденность: «старообрядцы были правы»[1300].

Эта позиция предопределила предмет научных изысканий знаменитого ученого – дониканианская русская литература. Собственно и в повседневной жизни Лихачев проповедовал взгляды, идущие в разрез с официальной церковной доктриной. Например, он всегда отрицательно относился к передаче из музеев в собственность РПЦ древних икон, выдающихся памятников зодчества, шитья, ценнейших предметов прикладного искусства. Ведь все эти уникальные художественные ценности не являлись лишь церковным достоянием[1301]. Сами претензии на собственность, заряженные духом торгашества и выгоды, раздражали Лихачева. По этой причине он покинул «Фонд культуры», где с 90-х годов прошлого столетия прочно освоились никонианские почитатели с коммерческой жилкой[1302].

Учитывая такое отношение к РПЦ, можно подумать, что Д. С. Лихачев представлял собой типичного неверующего человека. Однако это совсем не так. Да, он не соблюдал постов, не причащался и вообще не любил демонстрировать свою религиозность (так принято особенно у старообрядцев)[1303]. Но, вне всякого сомнения, он был истинно верующим, только его вера недоступна тем, кому церковь нужна для «духовной лакировки» разнообразных хищнических вожделений.

А вот личность Лихачева несет как раз необходимую нам веру, которая должна стать источником нового бытия. Ее начала коренятся в русском староверии. Нам сегодня требуется своего рода реинкарнация выстраданной нашим народом именно такой веры. И никакой другой. Еще Абрамов в конце 70-х годов XX века пророчески предостерегал «деловой человек, которого все мы так жаждем, не принесет радости, он непременно выродится в дельца»[1304].

Одержимость материального накопления, возведенная в культ, не породит настоящей любви; в лучшем случае это будет рационалистическая любовь собственника[1305]. А ведь именно в такой атмосфере как на дрожжах и «расцвела» РПЦ, которая привлекает тех, для кого смысл пребывания на этом свете выгрызание собственного благополучия за счет унижения других. Озабоченных персональным успехом пугает возвращение в жизнь духовного подданства наших предков. Ведь оно напоминает о смыслах, незамкнутых лишь на себе, предполагает борьбу за иные ценности, образец которой явил наш народ. В этом его весомый вклад в историю человечества, так мало знакомого с бескорыстием, так редко бывающего добрым не для себя.

Заключение

Изучение советского периода – весьма непростая задача, учитывая огромное количество штампов, да и просто откровенной несуразицы о событиях и людях той поры. Осмыслить этот отрезок отечественной истории, занимаясь непосредственно лишь им самим – крайне сложно. А потому особого внимания требует выяснение его подлинных истоков, которые дали жизнь СССР.

Но с пониманием того как, а главное почему это произошло, возникают немалые трудности. Советский проект по-прежнему воспринимается в рамках пересадки марксистской (интернациональной по сути) идеологии на российскую почву. Взрыв октября 1917 года вынес на поверхность различные инородческие кадры, которых сбила вместе ненависть к царизму. С этой пестрой публикой традиционно и ассоциируется новая власть.

В тоже время, подобные оценки (абсолютно справедливые для начала революции) относимые к более позднему этапу уже нельзя считать продуктивными. Они только девальвируют интеллектуальные усилия разобраться в перипетиях тех лет. Уточним, носителями идеи мировой революции всегда выступал небольшой круг коммунистов, не связывающих свою идейную идентификацию с национальной принадлежностью; это-то и были классические марксисты.

С постепенным вытеснением, а затем и уничтожением, этого тонкого слоя мечта о всемирной республике канула в небытие. Однако, важнейший процесс выдавливания из советской элиты инородцев, финишировавший 1937–1938 годами, остается и сегодня совершенно недооцененным. Старательно не замечается, что дореволюционная (преимущественно инородческая) гвардия была сметена уроженцами мощных регионов Центра, Урала, Поволжья, Севера.

Великороссы не просто выходят на лидирующие позиции, но и создают фактически новую партию. С прежней ее объединяет лишь внешнее сходство: название и набор вывесок общего характера. Во внутреннем же содержании восхождению коммунистов из народа на властный Олимп сопутствовал невиданный в нашей истории национальный подъем, обеспечивший победу в кровопролитной войне, создавший мировую «сверхдержаву».

Однако эта страница нашей истории и поныне воспринимается весьма сдержанно, если не сказать более. Некоторым группам и отдельным личностям крайне выгодно изображать советскую историю и после середины 30-х годов как продолжающееся безраздельное господство все тех же инородческих сил, нацеленных на разорение России. Особенно неприемлемым для них является тот факт, что ярко выраженный патриотический поворот происходил абсолютно вне церкви.

Это-то и дает повод современным приверженцам русского патриотизма продолжать рассуждать об антинародной сущности большевизма в целом. Между тем, новые партийцы руководствовались уже не марксистскими истинами, а национальной идентификацией, выраженной идеологемой: «русское – это лучшее и передовое». Интернационалистические мотивы в системе их ценностей занимали подчиненное место, лишь подкрепляя осознание собственной исключительности. Для этих коренных русских людей из низов национальное возрождение не подразумевало РПЦ.

Указанное обстоятельство трудно переоценить, поскольку оно выводит на глубинную, корневую проблему нашей истории – религиозную реформацию в России. Сразу скажем, данный вопрос крайне запутан и попытки прояснить его по большому счету дали немного. Бытуют различные мнения, что считать в православии реформацией, или возможна ли она здесь вообще. До революции общепринятым являлось мнение, что РПЦ еще не переживала этого религиозного явления, до основания потрясшего в свое время западный католицизм.

События 1917 года инициировали обсуждение этой темы. Катастрофу официального православия того периода расценили как начало давно назревших реформационных процессов. Для подрыва позиций РПЦ большевистский истеблишмент обратился к обновленческому движению, зародившемуся в церковно-интеллигентных кругах начала XX века. Власти содействовали приходу в высшее церковное управление деятелей, нацеленных на кардинальное обновление всей церковной жизни. При поддержке сверху в 1922–1923 годах возник ряд обновленческих групп (живая церковь, союз общин древне-апостольской церкви и др.) Их предводителями выступили лица из либерального крыла церковной иерархии.

Как известно, бурно стартовав, обновленческое движение не смогло укорениться, постепенно сойдя на нет. Причем (и это главное) неудачи постигли его в реформаторских порывах, которые так и не затронули догматики православия. Например, обновленцы начали практиковать не только индивидуальную, но и общую исповедь, пытались использовать при богослужении русский, а не церковно-славянский язык, некоторые выносили престол на середину храма, служили обедню не днем как полагается по уставу, а вечером и т. д. Однако все эти начинания, не получив развития угасли, а их инициаторы запутались в противоречиях.

В результате попытки реформировать РПЦ изнутри были признаны несостоятельными в принципе. Большевистская элита пришла к убеждению, что реформироваться православию по существу некуда, и если какие-либо изменения возможны, то они уже будут носить сектантский характер. Такой вывод хорошо соотносился с ростом сектантства в послереволюционный период. Советское руководство сочло это естественным (а не искусственным, как с обновленцами) признаком разложения РПЦ.

Втягивание верующих в орбиту различных сектантских объединений уверенно интерпретировалось в качестве той самой русской реформации, которая, наконец-то, стала явью. Партийные специалисты неустанно рассуждали о том, как сектантство «пожирает» православие. К тому же некоторые в большевистской интеллигенции середины 20-х годов усматривали в жизненной практике разнообразных сект сходство с социально-экономическими приоритетами советской власти.

Вдохновителем здесь выступал Бонч-Бруевич. Он призывал тщательнее изучать народ, которым коммунисты управляют, и дать себе отчет в широком религиозном движении, идущем снизу. Однако сектантство так и не оправдало возлагаемых надежд. В 30-е годы с ним, как, кстати, и с РПЦ расправились без особых усилий. В итоге поиск и разговоры о русской религиозной реформации надолго утратили какой-либо смысл. По современной научной традиции ее задавили инородческие силы, правившие бал в советской элите и после 1937 года.

Но все же попробуем избежать этого набившего оскомину штампа. Невиданный ранее социально-экономический переворот не мог не иметь глубоких корней в национальной почве. Перемены такого масштаба не могли реализовать инородцы – леваки посредством проповеди о мировой революции, которой крайне тяжело увлечь русского человека. Потому-то эти революционеры и были обречены на гибель.

Их смел мощный национальный тренд, идущий из глубин русского народа. Его вызревание и существование до сих пор остается неосознанным историографией, склонной рассматривать советский проект в качестве чего угодно, но только не как результат развития внутренних процессов. Чтобы разобраться в этом, необходима определенная исследовательская «оптика». У Российской империи, выстроенной на западный манер, существовал антипод в лице русского старообрядчества.

Если об имперской действительности мы осведомлены весьма полно, то о староверческой России подобного сказать никак нельзя. Староверие – поистине terra incognita нашей истории. Однако, нам не устают повторять о том, что перед нами сугубо маргинальное явление, где кроме этнографических аспектов практически нечего выяснять. Подспорьем тому служит статистика, по которой лишь около 2 % населения империи являлись староверами. Вот именно здесь и кроется узловой нерв русской истории.

Раскольничий мир, за исключением купеческой верхушки староверов-поповцев, обитал в народных низах, стараясь избегать контактов с официальными структурами. Стремление к закрытости объяснялось не только причинами административного давления, но и глубоким осознанием собственной правоты. За непроницаемой для других завесой было удобнее поддерживать свой жизненный уклад, основанный на вере предков, а не на «Табели о рангах». Выпавший из поля зрения властей староверческий мир по-иному обосновывал и выстраивал свою жизнь.

На протяжении XVIII столетия противники никоновских новин разработали концепции наступления последних времен, пришествия антихриста, прекращения священства и т. д. Результатом работы старообрядческой мысли стало появление различных беспоповских течений, где наиболее полно выразилось неприятие государства и его церкви, а также радикализм при решении социальных и политических проблем. В народных слоях Нечерноземного центра России, Севера, Поволжья, Урала и Сибири прочно укоренились крупные ветви беспоповщины – поморцы, федосеевцы, спасовцы, филипповцы, бегуны-странники, часовенные и т. д.

Отличаясь различными вероисповедными оттенками, эти течения сходились в общем: они категорически не приемлили иерархии, неизбежным следствием чего стала утрата таинств. В тоже время, несмотря на такие кардинальные изменения богослужебной практики, беспоповцы оставались в полной уверенности, что пребывают в истинно русской вере; они использовали книги и иконы дониконовских времен.

Разумеется, господствовавшая церковь крайне негативно относилась к подобным «православным», называя их отщепенцами, утратившими всякую связь с литургией и предавшими религиозные идеалы. Между тем, отрешаясь от оценок синодального официоза, нельзя не признать, что в русском православии происходило формирование устойчивой внецерковной традиции, доселе действительно не типичной для русского народа. Ее представители реализовывали духовные потребности уже исключительно вне церковных форм, утративших в их глазах какую-либо сакральность.

Выскажем предположение: перед нами некое подобие реформации, происходившей после раскола в латентном (т. е. скрытом) режиме. Не нужно забывать, что беспоповщина находилась внутри враждебного ей государства, тогда как западные протестанты являлись у себя правящими. Данным обстоятельством объясняется игнорирование нашими беспоповцами регистрационных процедур. Благо отсутствие полноценной церковной инфраструктуры и иерархии не делало это необходимым. Приверженцы беспоповщины не только не утруждали себя регистрацией, но и вообще, как правило, числились обычными синодальными прихожанами. В результате, на российском религиозном ландшафте «силуэт» русского варианта «протестантизма» был едва различим.

Внешне он выглядел невнятной синодальной паствой, кстати, всегда вызывавшей тревогу у властей, многочисленные адепты этой ветви православия, по сути, оставались скрытыми завесой официальной статистики. Все определялось юридическим постулатом «Quod non est in actis, non est in mundo» («Чего нет в документах – не существует в мире» – лат.). А по имеющимся документам подавляющее большинство народа всегда находилось в лоне официального православия. Лишь революция со всей определенностью продемонстрировала иллюзорность официоза, вскрыв уже другую реальность.

Тем не менее, эта внецерковная православная реальность не только существовала. В ее народных пластах выработались новые экономические принципы, в чем состояло кардинальное отличие наших староверов от западных. Последние в своих государственных образованиях являлись полноправным хозяевами, составляя однородную конфессиональную среду. Западная протестантская этика порождала классический капитализм, формируя новые экономические реалии. В староверах, по аналогии с протестантами, усматривали таких же носителей здорового капиталистического духа.

Однако староверческая жизнь оказалась ориентирована совсем на другое, имевшее не много общего с приоритетом буржуазных ценностей. Находясь под государственно-церковным прессом, староверы вынужденно нацеливались не на частное предпринимательство с получением прибыли в пользу конкретных людей или семей, а на обеспечение жизнедеятельности своих единоверцев. Только такие общественно-коллективистские механизмы представлялись оптимальными в том положении, в котором жило русское старообрядчество. А потому его религиозная идеология освящала экономику, предназначенную не для конкуренции хозяйств и обоснования отдельной избранности, как у протестантов, а для утверждения солидарных начал, обеспечивающих существование во враждебных условиях.

Вот этот мир, пребывавший в скрытом виде внутри Российской империи, и вырвался на поверхность в результате событий 1917 года. Причем февральские и октябрьские дни, при всей своей важности, имели все же верхушечное значение. Впоследствии широко разрекламированные большевиками, эти революции носили характер столичных переворотов. Они еще не затрагивали глубинных народных пластов, лишь послужив катализатором к грядущим событиям.

Когда же государственно-общественный коллапс стал для всех явью, все кинулись искать и осмыслять причины случившейся катастрофы. Многие задавались вопросом: как Россию могла постигнуть такая ужасная участь? Почему значительная часть русского народа осталась равнодушной к судьбе своей родины? Удивляла та легкость, с которой произошло расставание с монархией, просуществовавшей триста лет. Еще больше поражало безразличие по отношению к церкви: надругательство над ней не вызвало повсеместно ожидаемой волны негодования.

Все эти сюрпризы истории перестают восприниматься таковыми, а приобретают свою железную логику, если рассматривать их в качестве завершающего рывка, выхода русской реформации, подспудно тлевшей в народных староверческих глубинах. Только эта незамеченная реформация в новых условиях проявилась уже не в религиозном, а в социальном ключе. Выстаиваясь не вокруг частной, а вокруг общественной собственности с соответствующей коллективистской психологией.

Такое понимание жизни, такие социальные практики не были навеяны марксисткой теорией, а вырастали из широкого религиозного поля, питающегося воззрениями староверия и далекими от буржуазных ценностей. С другой стороны, сотрудничество с инородческой частью партии также не оказалось прочным. Люди из русских низов, наполнившие партию, не собирались обслуживать мировую революцию. Они жаждали построения коммунизма или иначе «царства божьего на земле» не где-то в далеких странах, а здесь в России.

Эта реальность, вырвавшаяся из народных глубин, стала теперь не просто хорошо различимой, а определяющей в формировании «лица» советского строя. Она – не плод деятельности кучки инородцев-большевиков, загипнотизировавших русских людей, не твердых в православной вере. Перед нами своего рода квазирелигия, заряженная верой в лучшее, в светлое будущее.

Отсюда полная нетерпимость к другим концессиям будь-то официальное православие (неважно, либеральное или консервативное), сектантство и т. д. Всем, кто препятствует достижению справедливости, т. е. наступлению «царства божьего на земле» и, в конечном счете, оправдывает социальное устройство, обслуживающее благополучие отдельных лиц, семей. Устранение этого порядка сопровождалась жестокостью вполне сопоставимой с кровопролитием времен утверждения западной религиозной реформации. И закончился этот советский проект не тогда, когда у СССР закончились деньги, а еще раньше – в середине 70-х годов, когда у основной массы населения закончилась вера в него.

По делам их узнаете их!

Линия Сталина это край обороны где должны остановить врагов внутренних и внешних

Загрузка...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Известные священники о том, виновна ли Церковь в крушении Российской Империи …

    «Не зря говорят, что в Синодальный период было немного святых – за 200 лет церковь прославила всего несколько человек. Но именно эта эпоха вырастила в Церкви не десятки, не сотни, а десятки тысяч людей, которые, несмотря на революционные потрясения и Гражданскую войну, усилия богоборческой власти, не просто где-то по углам сохраняли свою веру, а засвидетельствовали ве...
    -->
    92
    Михаил Вчера 14:54

    ПЕРВЫЙ ВЫСТРЕЛ РЕВОЛЮЦИИ

      Считается, что революция началась в феврале 1917г. Что «заговор», что «отречение», что «народ» вышел на улицы, что «царизм пал», и т.д. Однако, имеющиеся факты, говорят нам о том, что заговор существовал гораздо ранее. Была и жертва этого заговора. Убили друга царской семьи. Убили те, кто считал себя «монархистами», но кто забыл о самом главном –...
    -->
    846
    Дед Мороз Вчера 09:38

    О причинах развала СССР

    Из серии фотофакт "Без слов".Перестройка отлична* от всех времен тем, что тогда холодильник и телевизор работали в одном направлении - в направлении слома системы и развала СССР. Взять пресловутый дефицит и очереди, которые, как по заказу обострились под конец существования СССР, когда параллельно шло окучивание умов граждан на предмет "так жить больше нельзя", лившее...
    -->
    269
    Михаил 13 февраля 18:18

    Признания П. Н. Милюкова и А. Ф. Керенского

    Признания П. Н. Милюкова и А. Ф. КеренскогоНекоторые активные участники непримиримой оппозиции Николаю II вскоре после отречения как бы прозревали, начинали понимать, в какую бездну они толкают Россию.Вот что сказал своим коллегам по Временному правительству уже в мае 1917 года главный либерал России Павел Милюков:В ответ на поставленные вами вопросы, как я смотрю на ...
    -->
    289

    Александр Васильевич Беляков о старой армии по личным впечатлениям

    http://militera.lib.ru/memo/russian/belyakov_av/index.htmlМемуары знаменитого штурмана, который вместе с В.П. Чкаловым и Г.Ф. Байдуковым совершил беспосадочные перелеты Москва — остров Удд (июнь 1936) и Москва — Северный полюс — Портленд (Ванкувер, США) (июнь 1937). В 1936–39 флаг-штурман дальней авиации, затем флаг-штурман ВВС. С 1940 зам. нач. Военной...
    -->
    407
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    12 февраля 11:18

    Берия, последний рыцарь Сталина Прудникова Елена Анатольевна Лавина

    ЛавинаПосле ареста Ягоды произошли еще два роковых события, которые, соединившись вместе, и послужили причиной того, что рост числа политических дел стал неуправляемым.Первый – это раскрытие заговора военных, за считанные дни до намеченного переворота. Трудно найти что-либо более страшное для любого правительства, чем заговор в войсках. Отчасти потрясенное, отчасти пе...
    -->
    382
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    10 февраля 21:26

    Двоебезвластие и "Приказ №1".

    Почитателям ерёминых для общего развития!О революциях.- Но это же бардак!- Зато ты – главный.Из фильма «День выборов»Дело было в том, что параллельно с Февральской революцией происходила еще одна революция – Октябрьская.Дальше, в течение года, впритирку идут две линии событий, принадлежащие двум революциям.Первая из них, Февральская, началась 17 октября 1905 года и за...
    -->
    476
    Andrey Areshev 10 февраля 01:04

    Александр Колпакиди. Какую военную элиту Вятрович навязывает Украине

    Историк Александр Колпакиди находит общее в биографиях военных деятелей, включенных в арт-календарь «Военная элита Украинской революции 1917-1921 годов». По Вятровичу, эти 12 «легендарных старшин» «стояли у истоков украинской армии». А Александр Колпакиди показывает, что подготовленные современными украинскими историками справки не основаны на реальных фактах, нередко...
    -->
    668
    Россия-Сегодня 9 февраля 16:18

    ОЧЕРК ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

    Для международного детского литературного конкурса «Причины Великой Октябрьской социалистической революции в России 1917 года». Одним из значимых событий, повлиявших на историю нашей Родины, да и всего мира в целом, стала Великая Социалистическая Октябрьская революция! Причинами послужили ряд не решённых проблем, существовавших ещё со времё...
    -->
    339
    Беском 6 февраля 22:32

    Февраль семнадцатого. 24 февраля. Первая жертва революции

    Господин Стариков в поисках английских агентов исследует вторую русскую революцию и выясняет, что первая кровь Февральской революции пролилась 25 февраля и эта кровь была полицейского пристава Крылова[41].Но полицейские донесения свидетельствуют о том, что уже 24 февраля после 11 часов утра была убита неустановленная женщина. Вероятно такие обожатели царизма и Николая...
    -->
    547
    Русское поле 8 февраля 09:39

    Елена Чавчавадзе: Документальный фильм: "Революция. Западня для России" (2018)

    Авторы фильма поставили себе задачу вскрыть закулисные корни революции 1905 года, названной впоследствии первой русской революцией, показать ее "американский след". Фильм отличает широкое использование подлинных документов Архива МИД Японии и Библиотеки конгресса США. Авторы фильма утверждают, что революция 1905 года в России была вовсе не следствием е...
    -->
    486
    Алексей Турбин 7 февраля 20:49

    Александр Кутепов или человек внеземной верности Отчизне

    Представляем вниманию читателей новую рубрику «Наша смена», в которой будут публиковаться материалы наших молодых единомышленников, дебютантов. Автор следующего материала, Егор Милюхин – лауреат конкурса им. Ивана Савина 2018 г. Род. в 2004 г. Проживает в Хабаровском крае.Александр Павлович Кутепов. Генерал-от-инфантерии. Защитник государя-императора. Е...
    -->
    598
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    6 февраля 11:24

    Е.Ю.Спицын и А.В.Пыжиков "Об очередном «великом» реформаторе"(видео)

    Спицын Евгений Юрьевич — Историк, педагог, имеет 25 лет педагогического стажа. Родился в 1966 г., Москва, СССР. Автор учебников и курсов лекций по истории России, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции. Евгений Спицын в 1991 окончил Московский педагогический госуниверситет...
    -->
    830
    Россия-Сегодня 5 февраля 17:12

    ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ ТОГДА И СЕЙЧАС.

    Для международного детского литературного конкурса «Причины Великой Октябрьской социалистической революции в России 1917 года». Ежегодно, каждую осень, по обычаю все и везде говорят, пишут, проводят различные конкурсы чаще всего на одну и ту же тему - Великая Октябрьская революция 1917 года. Я тоже знаю об этом кровавом событии, но немного....
    -->
    485
    Михаил 3 февраля 13:01

    Крах японского блицкрига

    115 лет назад, 27 января (9 февраля) 1904 г. японский флот без объявления войны атаковал русскую эскадру, стоявшую на рейде Порт-Артура. С того момента пошел отсчет русско-японской войны. Как часто бывало в русской истории, к этой войне мы оказались неподготовленными. Но, медленно запрягая, Русская Армия смогла дать достойный отпор агрессору. Главные цели Японии и ее ...
    -->
    1748
    charmingrussia 1 февраля 16:28

    НЕИЗВЕСТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Ярославское Восстание 1918 г.

    Кругом - огни, огни, огни... Оплечь - ружейные ремни... Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь - В кондовую, В избяную, В толстозадую! Эх, эх, без креста! А.Блок. Отрывок из стихотворения "Двенадцать" 1918 год Восставший Ярославль с...
    -->
    1433
    Сергей Гамеев 29 января 20:05

    Раскулачивание.(По Шолохову и не только)

    Некоторые  главы из книги Шолохова "поднятая целина".То что видел и что ему рассказывали и всё это вылилось в художественную форму,но в смягченном варианте.Читая книгу ещё в советское время и гордишься что построили колхозы,и не волнует как-"мы за ценой не постоим."Кого там волновали чужие судьбы-детей,стариков,женщин-когда халява прёт в руки.И&nbs...
    -->
    559
    Алексей Турбин 28 января 22:29

    Барон Унгерн. "Белый Бог войны"

    Монголы называли барона Унгерна "белым богом войны". Он мечтал восстановить империю Чингисхана и спасти монархию во всем мире. В своих устремлениях барон был парадоксален и смел, но его предали свои же офицеры. Наследник Атиллы, пиратов и тевтонцев Полное имя барона Унгерна - Роберт-Николай-Максимилиан (Роман Фёдорович) фон ...
    -->
    1105
    Россия-Сегодня 28 января 15:38

    ПРОШЛОЕ В НАШЕЙ ПАМЯТИ.

    Для международного детского литературного конкурса «Причины Великой Октябрьской социалистической революции в России 1917 года». «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен» - (Конфуций). Сто лет тому назад свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, которая явилась важным историческим событием нашей страны в начале ХХ века. Он...
    -->
    712
    Zadumov 26 января 22:03

    Экономический рост при Николае II был выше, чем при Сталине. При Сталине было больше казней

    #русские #Россия #РНГ #Сталин #РИ Экономический рост при Николае II был выше, чем при Сталине. Сравниваем два способа развивать экономику. На заёмные средства, без репрессий или уничтожая крестьянство, расстреливая людей и продавая заграниц хлеб, когда в стране голод. Сколько было в год казней при Николае II и при Сталине. В пятницу, 25...
    -->
    1077
    Иван Борисов 25 января 17:00

    Революция 1905-1907 года

    Первая русская революция в 1905 году являлась предтечей Октября 1917 года. Тогда реакционные силы смогли подавить и пойти на некоторые уступки народу, но это всего лишь отсрочило неизбежное...Краткое описание событий первой Русской революции (из трёх). Причины её возникновения, следствия и окончание. ...
    -->
    1320

    Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»

    Подготовка социал-демократами вооружённого восстания на Черноморском флотеС начала XX века на Черноморском флоте России начали появляться социал-демократические кружки. В апреле 1904 года эти разрозненные группы объединились в единую подпольную организацию социал-демократов — Севастопольскую партийную организацию или, как её кратко называли матросы — «Севастопольскую ...
    -->
    1771
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    24 января 10:09

    Сталин. Второе убийство - ГОСУДАРСТВЕННИКИ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ - КТО КОГО Елена Прудникова

    «ГОСУДАРСТВЕННИКИ» И «РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ»: КТО КОГО? Вернемся теперь, после этого лирического отступления, несколько назад, в 1921 год. Война закончилась, исчезла внешняя вынуждающая сила, сплачивавшая большевиков против смертельной опасности. И сразу же с уменьшением давления проявились разногласия, отложенные «на потом». Собственно партия, или, пользуясь терминологией Ор...
    -->
    1537
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    23 января 11:57

    Сталин. Второе убийство - СТРАТЕГ ПОНЕВОЛЕ Елена Прудникова

    СТРАТЕГ ПОНЕВОЛЕКогда говорят, что Сталин был человек штатский, не имевший боевого опыта, его путают с другими наркомами, сидевшими в Кремле. Ленин действительно был глубоко штатским человеком, равно как и Свердлов. Но Сталин, в конце мая 1918 года командированный на хлебозаготовки в Царицын, очень скоро оказался в самом пекле Гражданской войны. По своему положению на...
    -->
    788
    Андрюха Червонец 22 января 15:51

    Как объединились две Украины и чем это закончилось

    100 лет назад, 22 января 1919 года, Украинской Народной Республикой и Западно-Украинской Народной Республикой был подписан знаменитый «Акт Злуки». Два государственных образования, возникших после распада Российской и Австро-Венгерской империй на территории современной Украины, объявили о своем объединении. Хотя сейчас на Украине эта дата рассматривается как празднична...
    -->
    1986
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    22 января 14:42

    Сталин. Второе убийство - ПЯТНАДЦАТЫЙ НАРКОМ Елена Прудникова

     «ПЯТНАДЦАТЫЙ НАРКОМ»Да, большевикам на удивление легко удался их переворот. И то сказать, за восемь месяцев у власти либералы сумели довести страну до совершенно феноменального хаоса, в котором уже никто и ничем не управлял. Власть, как перезрелое яблоко, готова была упасть в первые подставленные ладони. И пока другие политические силы предавались дискуссиям, ре...
    -->
    883
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    21 января 10:36

    Сталин. Второе убийство - ЛЕНИН И СТАЛИН Елена Прудникова

    ЛЕНИН И СТАЛИНИз мифологии:«В 1952 году я работал в журнале "Театр ", и автор какой-то публикации принес мне фотографию: Сталин и Молотов сидят на скамейке в Горках. Фотография была удивительно похожа на знаменитую "Ленин и Сталин в Горках ": та же скамейка, те же позы. Я отправился к главному редактору, драматургу Николаю Погодину.Был закат сталинской эпохи, интенсив...
    -->
    858
    Александр Рабин 19 января 19:37

    Причины и ход раскулачивания в СССР. Часть 2.

    Начало https://cont.ws/@ralexd/1198671       К 1928 году стало ясно, что существующий в СССР способ ведения сельского хозяйство полностью себя исчерпал, и не может дать заметного роста производства. Вопрос реформы сельского хозяйства встал в полный рост.      При этом было несколько вариантов ее проведения - полное огосударств...
    -->
    1901
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    20 января 15:51

    Сталин. Второе убийство - КАК БЫЛ ВЗЯТ ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ Елена Прудникова

    КАК БЫЛ ВЗЯТ ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ(Отступление, не имеющее отношения к делу)Соотношение истории писаной и реальной хорошо иллюстрирует один замечательный пример. Большинство читателей, конечно же, помнят знаменитые кадры штурма Зимнего дворца из фильма «Ленин в Октябре». Толпа солдат и матросов кидается на приступ, так красиво распахивает огромные ворота, дисциплинированно ра...
    -->
    1388
    Александр Рабин 18 января 23:01

    Причины и ход раскулачивания в СССР.

            Коллективизация и раскулачивание - две наиболее обсуждаемые темы в русскоязычном сегменте интернета.  Однако,   оценки этих процессов у разных авторов диаметрально противоположны - одни считают их необходимостью, которая привела к ускоренному развитию страны, другие, наоборот, злом, которое в конечном итоге и привело к той си...
    -->
    1822
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    19 января 10:44

    Сталин. Второе убийство - В ТЕРНОВОМ ВЕНКЕ РЕВОЛЮЦИЙ Елена Прудникова

    В ТЕРНОВОМ ВЕНКЕ РЕВОЛЮЦИЙБытует мнение (и широко бытует), что Сталин выдвинулся на главные позиции в партии лишь после 1923 года, с помощью хитроумных аппаратных интриг, а роль его в революции и гражданской войне ничтожна, чуть ли не на уровне мелких поручений. В общем-то, эта версия первоначально тоже пошла от Троцкого: «самая выдающаяся посредственность»—лейтмотив ...
    -->
    1406
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    18 января 07:19

    Сталин. Второе убийство - КУРЕЙСКИЙ ЗАТВОРНИК Елена Прудникова

    КУРЕЙСКИЙ ЗАТВОРНИКТуруханский край был одним из самых диких мест Российской империи. Начинаясь в 400 верстах от Енисейска, он тянулся до самого Ледовитого океана. Огромная, покрытая тайгой, а к северу тундрой территория была практически безлюдна. Лишь по берегам Енисея, на расстоянии 20-40 верст друг от друга, ютились деревушки, называемые здесь станками. Деревушки б...
    -->
    948
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    17 января 17:56

    Сталин. Второе убийство Елена Прудникова

    ПРАВДА ЛИ, ЧТО СТАЛИН БЫЛ АГЕНТОМ ОХРАНКИ?В апреле 1956 года —по странному, но заставляющему задуматься совпадению именно в тот год, когда в СССР прошел приснопамятный XX съезд КПСС, американский журнал «Лайф» практически одновременно опубликовал два материала на одну тему. Один из них претендовал на сенсационность, ибо проливал совсем новый свет на «дело командармов»...
    -->
    969
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    16 января 18:45

    Сталин. Второе убийство - ТЮРЬМА И ПОЛИТИКА Елена Прудникова

    ПАРТИЙНАЯ КАРЬЕРА КОБЫ В конце марта 1908 года бакинская полиция проводила очередную облаву в местах, где собирались подозрительные лица. В числе прочих подозрительных был задержан некий Гайос Нижерадзе, при котором нашли нелегальные документы, имеющие отношение к РСДРП. Это привлекло к нему особое внимание полиции, и на первом же допросе следователь сумел устано...
    -->
    984
    Кузен Ави 15 января 18:51

    Отняли имя, и негде узнать: зачем нужно поминать жертв репрессий?

    За последние годы у нашего общества сформировалось довольно странное и однобокое отношение к сталинским, и вообще к коммунистическим репрессиям. Мол, да, репрессии, конечно, были, но, во-первых, против реальных врагов. Во-вторых, коммунисты, во главе с товарищем Сталиным резали своих же — троцкистов-ленинцев — их не жалко. В-третьих масштабы репрессий сильно преувелич...
    -->
    1923
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    15 января 13:44

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 10/2. «Символ веры» русского проекта

    Леонов размышляет: как залечить «историческую трещину» русской государственности? По его убеждению, сделать это можно, опираясь на религиозное чувство русского человека, основанное на понимании справедливости. А чтобы церковь отвечала своему высокому предназначению, ей необходимо испробовать народного лекарства, приготовленного по староверческому рецепту, и тогда все ...
    -->
    1214
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    14 января 22:22

    Сталин. Второе убийство - Елена Прудникова ПАРТИЙНАЯ КАРЬЕРА КОБЫ

    КОБА-ПОЛИТИК...В декабре в жизни Иосифа произошло важное событие: его избрали делегатом на IV съезд партии, который, по предварительному замыслу, должен был стать объединительным (попытки объединить большевиков и меньшевиков продолжались, с постоянным неуспехом, почти до самого 1917 года). Правда, съезда не получилось, так как многие организации попросту не прислали д...
    -->
    1288
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    14 января 11:03

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 10/1. «Символ веры» русского проекта

    В предыдущей главе мы рассмотрели организационную сторону формирования«староверческой партии», вычленив ее из традиционного ракурса: космополиты-либералы и патриоты. Чтобы убедиться в правомерности такого подхода, необходимо продемонстрировать, в чем состояло идейное различие между выходцами из староверческой общности и членами «русской партии» с никонианскими корнями...
    -->
    1183
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    14 января 09:21

    Сталин. Второе убийство - Елена Прудникова ПАРТИЙНАЯ КАРЬЕРА КОБЫ

    ПАРТИЙНАЯ КАРЬЕРА КОБЫ (БОРЬБА И ПОЛИТИКА)Уже как бы стало общепризнанным мнением, что возвышение Сталина в партии связано не с конкретной работой, а с умением вести интриги. Но если проследить источник этого мнения, мы придем все к тому же Троцкому, старому и упорному врагу Сталина. Именно Троцкий назвал его «самой выдающейся посредственностью». Ну а потом это мнение...
    -->
    1274
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    13 января 10:12

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 9/6. Две проекции русского патриотизма

    1957–1960 годы – судьбоносный период советской истории. В это время из руководства была устранена практически вся «староверческая партия». Своих постов лишились Маленков, Булганин, Первухин, Сабуров, Зверев, Казаков, Бенедиктов, Малышев (умер), стареющий Ворошилов, а также Каганович и др. Именно после этой кадровой революции украинские кадры потоком хлынули на вершину...
    -->
    1730
    Федор 12 января 22:44

    Марксизм и Россия: от теории к практике и обратно

    Обычно не делаю репосты. Однако эта статья показалась мне весьма интересной. Здесь заинтересованный читатель найдет трактовки сути марксистского учения, критику его различными авторами, как понимали и реализовывали на практике учение Ленин и Сталин, как соотносится Октябрьская Революция 1917 г. с учением Маркса, взгляды Троцкого, Бухарина и Плеханова и многое другое.&...
    -->
    1717
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    12 января 10:21

    Сталин. Второе убийство Елена Прудникова Глава 4 НАЧАЛО

    ПЕРВАЯ ИЗ МНОГИХ ТЮРЕМВечером 5 апреля 1902 года на квартире, где в то время жил Иосиф, состоялось собрание рабочих. Не успело оно закончиться, как появились жандармы. В комнате еще стоял запах табачного дыма — хоть топор вешай, в пепельнице полно окурков. От досады на опоздание стражи порядка забрали тех, кого застали, - Иосифа и жившего вместе с ним товарища, а такж...
    -->
    1170
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    11 января 14:23

    Сталин. Второе убийство Елена Прудникова Глава 4 НАЧАЛО

    ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ЭТОТ БАНКЕТ?Странные вещи творились в Тифлисской организации РСДРП на рубеже веков — странные, конечно, в «мифологическом» понимании. Например, два комитета... Г. А. Караджев вспоминает: «В первые годы рабоче-социал-демократического движения и организационного строительства партии в Тифлисе существовал не один, а два комитета. В состав первого входили как ...
    -->
    1253
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    11 января 10:23

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 9/5. Две проекции русского патриотизма

    Получается, что сталинские выдвиженцы во главе с Маленковым, имеющие староверческие (то есть самые что ни на есть русские) корни, боролись против национального проекта. А этот национальный проект продвигала так называемая «ленинградская группа»[1184]. Чтобы доказать абсурдность данной идеи, проведем небольшую конфессиональную экспертизу.Этот клан в партийно-советской ...
    -->
    1648
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    10 января 18:54

    Сталин. Второе убийство НАЧАЛО Елена Прудникова

    Глава 4 НАЧАЛОИз мифологии:Старые горийцы рассказывали, что подростком Сталин не расставался с пистолетом. Однажды он вошел в дом, где были только женщины и дети, и потребовал деньги «для революции». Испуганные женщины деньги дали, и Coco «поплыл» в революцию дальше.С малолетства в душе Иосифа жило стремление к справедливости. Это не допущение биографа, так о нем вспо...
    -->
    1245
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    7 января 19:30

    Второе убийство Сталина : Елена Прудникова Первая из многих тюрем

    Вечером 5 апреля 1902 года на квартире, где в то время жил Иосиф, состоялось собрание рабочих. Не успело оно закончиться, как появились жандармы. В комнате еще стоял запах табачного дыма — хоть топор вешай, в пепельнице полно окурков. От досады на опоздание стражи порядка забрали тех, кого застали, — Иосифа и жившего вместе с ним товарища, а также хозяина квартиры и и...
    -->
    1300
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    6 января 12:01

    Коллективизация: Рывок на выживание

    Елена ПрудниковаРывок на выживаниеКак мы уже писали, «хлебные войны», ужесточаясь из года в год, каждый заготовительный сезон ставили страну на грань всеобщего голода (локальный голод и так приходил каждый год). План реформы у правительства имелся. Хороший план – помощь крепким середняцким хозяйствам и постепенное кооперирование бедноты. Но катастрофически не хватало ...
    -->
    2808
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    3 января 07:14

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 7/2. Староверческий след большевизма (по довоенным художественным произведениям)

    Однако не меньший интерес вызывает творчество авторов, вышедших из рабоче-крестьянских низов и влившихся в литературу с конца двадцатых годов. Многие из них принадлежали непосредственно к старообрядческой среде, а потому описанные ими реалии и события представляют собой взгляд на повседневность, наполненную, в том числе, и старообрядчеством уже изнутри.Знакомство с их...
    -->
    1174
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    2 января 22:02

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Староверческий след большевизма (по довоенным художественным произведениям)

    Художественная литература издавалась до войны огромными тиражами и пользовалась популярностью в СССР на протяжении долгих десятилетий. Со временем отношение к этому литературному массиву, конечно, менялось. И в постсоветское время произведения, отражавшие дух той эпохи, перестали пользоваться спросом. Более того, начиная с Перестройки, подчеркнутая лояльность литерато...
    -->
    1102
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    2 января 20:46

    Сталинский ответ колониальной концепции. Александр Пыжиков(видео)

    Концептуал ТВОпубликовано: 9 авг. 2017 г.Доктор исторических наук, профессор МПГУ Александр Владимирович Пыжиков рассказывает о том, что пора перестать горевать по имперскому послевкусию монархической России. Настало время осмыслить и воплотить настоящие коренные идеалы русского общества, ярко проявившиеся в период расцвета Советского Союза.Грани русс...
    -->
    2507
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика