• РЕГИСТРАЦИЯ

Первооткрыватель русской проекции: Владимир Стасов и его поиски национальной самоидентичности

Rif
По делам их узнаете их!
15 марта 12:49 0 2544

В начале января исполнилось 195 лет со дня рождения искусствоведа и критика Владимира Стасова. Эта дата прошла практически незаметно для широкой публики, хотя Стасов, безусловно, – одна из самых мощных и самобытных фигур в истории отечественной культуры, незаслуженно забытая в наши дни. А ведь именно сегодня его наследие особенно актуально в России, где идеологический и культурный ландшафт снова стал полем битвы между западниками и славянофилами. «Профиль» решил напомнить своим читателям о том, кто такой Стасов и какую роль он сыграл в формировании русской национальной самоидентичности.

С середины ХIХ века, с момента оформления этих интеллектуальных течений, западническая и славянофильская традиции сошлись в клинче за идейное обладание Россией. Сломано множество копий, проведено немало баталий, где извечные противники доказывали свою состоятельность.

Однако этот привычный пейзаж выглядит весьма усеченным, поскольку не отражает того, чем в действительности была насыщена идейная жизнь. Во второй половине ХIХ столетия о себе заявляет иной взгляд на Россию, вырабатывается новое понимание того, что есть коренное русское, каковы его истоки и сущностные черты. Это направление олицетворяется Владимиром Стасовым (1824–1906), чье имя связано со становлением национальной школы в искусстве. Целая плеяда художников и композиторов, составляющих гордость России, воплощала его идеи в своем творчестве. Среди них – Илья Репин, Василий Верещагин, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Александр Бородин и многие другие.

Лубочный подтекст

Но искусствоведческая проблематика представляется только внешним контуром основных занятий Владимира Васильевича. Его главный вклад – это открытие народной подлинной России, до того мало интересовавшей правящую прослойку, увлеченную западническими или славянофильскими играми. Проведенные им поиски русского идеала буквально взорвали интеллектуальные круги того времени, вводили в ступор официальные и славянофильские круги. В противовес доктрине «православие, самодержавие, народность» он поднимал из небытия тот остов, на котором выросла Россия, а не ее правящая прослойка. Какой-то медвежьей зоркостью и потрясающей наблюдательностью, признаваемой даже недругами, разглядел немало ускользавшего от взора других.

Стасов увидел, насколько русское, коренное бытие с трудом втискивается в рамки господствовавших в ту пору идеологем. Выявил мощные «подводные» течения, питавшие народные слои и неразличимые для невооруженного глаза. Славянофилы и западники эксплуатировали четко выраженный концепт – каждый с определенным центром тяжести. У первых он располагался в Киеве, наследовавшем «святой» Византии, у вторых – в Европе, образце для имитаций; этим программировалось соответствующее историческое восприятие. Одни доказывали тотальную приверженность населения к греческой версии православия, другие трубили о дикости народа, никак не сбрасывающего религиозную шелуху.

Для Стасова все это было непригодно, ведь ему предстояло открыть новую цивилизационную проекцию России, кардинально отличавшуюся от того, что навязывалось сверху. Он ориентируется не на подобранные цитаты из книг, а на собственную научную интуицию. Вот, например, статья «Коньки на крестьянских крышах», где указывалось на конские головы, или, как говорили в народе, «коньки», расположенные повсеместно на русских избах. Эти фигуры обычно расценивались как ничего не стоящие изделия грубого простонародья, не имевшие ни смысла, ни значения и хранившиеся лишь по привычке.

Стасов же посмотрел на народный обычай не с бытовой, а с религиозной стороны, заключая, что первоначальное значение голов наверху крыш жертвоприносительное: ранее под кровлей прикрепляли не деревянные изображения, а настоящие конские головы, выражая этим посвящение божеству лучшей части коня, т. е. головы. Также это наводило на мысль, что конь являлся сакральным атрибутом религиозного сознания русского человека и еще недавно играл для наших предков гораздо большую роль, чем можно себе представить.

Интересны трактовки лубочных картинок, популярных в народе: смысл некоторых ему удалось постичь, в частности, известного лубка «Как мыши кота погребали», который имел не развлекательный характер, как считалось, а большую смысловую нагрузку. Под видом антиподов – кота и мышей – образно представлено противостояние Петра I и народа. Изображенные похороны несильно печалят мышей с поминальными блинами, распевающих песни. Тело везли на санях восемь лошадей, а надпись на картинке гласила: погребение происходит в «серый четверг» в «шестоклятое число». И в действительности Петр I скончался в четверг – в ночь с пятого на шестое января 1725 года, гроб следовал в санях, запряженных восьмеркой лошадей.

Задавленный жестокой ломкой всего и вся, русский народ ассоциировал себя со слабыми мышами, которые изображены черными, кроме одной – белой, курящей табак, чем явно подчеркивались ее единение с котом (также белого цвета) и предательство по отношению к своим. Такие подтексты совершенно естественны, поскольку множество лубочных картинок, наводнявших ярмарки и различные празднества, являлись продуктом раскольнического творчества.

В старинных рисунках и гравюрах Стасов находил образцы совершенно уникального национального стиля, который не вписывался в официальную концепцию византийского или европейского происхождения русской культуры (на иллюстрации – «Сказание о славном богатыре Еруслане Лазаревиче»)

В старинных рисунках и гравюрах Стасов находил образцы совершенно уникального национального стиля, который не вписывался в официальную концепцию византийского или европейского происхождения русской культуры (на иллюстрации – «Сказание о славном богатыре Еруслане Лазаревиче»)

Тайнопись былин

Наблюдения за народным эпосом Стасов изложил в объемной работе «Происхождение русских былин». Ее создание стало возможным благодаря начавшейся как на Западе, так и у нас публикации эпического массива, недоступного ранее. С жадностью впитывая тексты восточных легенд, мифов и сказаний, он был поражен их схожестью с нашими былинами. Наводкой послужило «Сказание о славном богатыре Еруслане Лазаревиче», живо напоминавшее эпизоды знаменитой персидской поэмы «Шахнаме» («Книга царей»).

Основное же внимание Стасова привлекли былины так называемого киевского, или юго-западного цикла: о Добрыне, о Василии Казимировиче, о Потоке Михайло Ивановиче, об Иване Гостином-сыне, о Ставре-боярине и др. Тогда господствовало убеждение, что они отражают что-то действительно историческое. Их сопоставляли с русскими летописями, находили сходство, аплодировали и наконец объявили, что былины до того верно и справедливо воспроизводят историю, что они несравненно выше всевозможных исторических руководств и учебников.

Научный официоз вкупе со славянофильствующей публикой любовался народным творчеством, разглядывая в нем, как в зеркале, нашу древнюю жизнь. Подозрения об искривленности этого ухоженного зеркала у Стасова только укреплялись, а былинная историчность по мере знакомства с материалом ставилась под сомнение. Почему данные произведения считаются киевскими? Такой несуразный для патриотического лагеря вопрос стал отправной точкой.

Конечно, ни одно богатырское похождение не обходилось без четкого обозначения местностей. События происходят в Киеве, в Чернигове, на Днепре или Черном море, что выражено абсолютно ясно. Но если внимательно вчитаться в текст, то при всем желании нельзя обнаружить и намека на юго-западные реалии. О внешнем фоне вообще говорится скупо, стереотипными выражениями; географические подробности просто-напросто отсутствуют. Даже славный град Киев лишен каких-либо опознавательных знаков, а потому, кроме названия, ничего не указывает, что действие разворачивается именно там.

Трудно отделаться от впечатления о некой обработке нашего эпического материала, в ходе которой его раскрасили в приднепровские тона, в действительности имеющие к нему далекое отношение. О том, что коренной остов русских былин связан совсем с другой культурой, свидетельствовали нюансы поведения богатырей, их вооружение и манера сражаться. Подчеркнутое значение коня, занимающего первое место после самого богатыря: все точь-в‑точь как в тюркских песнях и легендах. Описание былинных одеяний, зримо напоминавших восточно-тюркские одежды: кафтан, епанча, сарафан, кушак, сафьян. В то же время наши богатыри мало напоминали скандинавских или германских: целая пропасть различий лежит между теми и другими.

Азиатскими оказались и многие крылатые выражения, которые благодаря былинам прочно вошли в народную речь: «конь бежит, земля дрожит», «выше дерева стоячего, ниже облака ходячего», «дрожит матушка сыра земля», «бабий волос длинен, а ум короток». Такое же происхождение имеют и эпические присказки: «долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, нескоро дело делается», «есть ли кто на свете сильнее меня?».

Исходя из былинных текстов, Стасов оспаривал выводы о господстве христианства на Руси в эпоху Владимира, в чем уверяли славянофилы, черпая доказательства как раз в былинном творчестве. Если же оставаться на почве объективности, то нужно сказать, что христианские на вид формы являются переложением рассказов и подробностей вовсе не христианских. И князь, и его богатыри «ничуть не православные, иначе как по имени; христианского на них – только одна внешняя, едва держащаяся тоненьким слоем на поверхности, окраска».

Гораздо перспективнее обращение к языческим мотивам, которые и выступали подлинной основой былин. Тем не менее язычество слышится в былинах действительно приглушенно. Стасов объяснял это минимальным присутствием народа как действующего лица повествования. Сравнивая наш эпос с восточным, он заметил, насколько народ является чем-то несущественным для былин киевского цикла. В восточных поэмах за людьми – самостоятельная роль, там они принимают участие в событиях, аплодируют героям, приводят в ярость сильных мира сего.

В граде Киеве о людях и «помину нет»: на сцене князь Владимир с двором, его богатыри, им противостоят иноземные цари и чудища, с которыми и расправляются богатыри. Наши сказания совершенно спокойно обходятся перечисленными персонажами. Кроме симметричных, условно формальных схем, какие-либо подробности мало интересуют былину.

В конце XIX века популярность Стасова была невероятно высокой, на его музыкальные вечера собирались представители аристократии и артистической богемы

В конце XIX века популярность Стасова была невероятно высокой, на его музыкальные вечера собирались представители аристократии и артистической богемы

Антивизантийские узоры

Делая такие выводы, Стасов базировался, во‑первых, на фундаментальной подготовленности, во‑вторых, на свободе от предрассудков, что позволяло поднимать острые вопросы, вызывавшие боязливость профессуры, озабоченной сохранением академических или университетских мест. Стасовская интуиция, раздвигая привычные рамки, как бы силком приобщала к серьезным задачам, которые в обычной, рутинной обстановке не могли быть даже поставлены.

Это проявилось в ходе дискуссии вокруг славянофильского издания «История русского орнамента с Х по ХVI столетие по древним рукописям», подготовленного Строгановским училищем рисования. В нем собраны изображения, орнаменты из древнерусских рукописей преимущественно церковного характера. В предисловии отмечались артистические способности русского народа, питавшиеся исключительно православием. Исконно же национальный стиль оформился через синтез греческого и романского. Не выражая в чистом виде ни того, ни другого, у нас сложился своеобразный художественный элемент, составлявший как бы середину между ними.

Стасов тут же не замедлил указать на существенный пробел: игнорирование огромного числа изображений, о которых книжная, т. е. церковная рукописная литература не имела ни малейшего понятия. Этот неведомый ранее мир открывало другое издание – «Русский народный орнамент: шитье, ткани, кружева» с его вступительной статьей. Акцент здесь сделан не на книжную культуру, находившуюся в ту эпоху в церковных руках, а на непосредственно народное творчество, малоизвестное и неизученное. Двести двадцать четыре изображения демонстрировали образцы полотенец, рубах, женских передников, головных уборов и т. п. При знакомстве с украшавшими их рисунками бросалось в глаза, что Малороссия или южные регионы имели систему узоров, иногда родственную великоросской, но в большинстве случаев отличную от нее и скорее схожую с болгарскими и сербскими орнаментами.

Стасова более всего влекли великоросские народные произведения, где просматривался определенный финно-угорский и персидский компонент: характерные геометрические фигуры, изображения деревьев, животных. Персидское влияние, конечно, знакомо и Византийской империи, однако там мы встречаем лишь некоторые персидские мотивы, тогда как в наш орнамент их вошло гораздо больше. Это означало: византийский маршрут был не основным каналом влияний для населения российских территорий. Расспросы в крестьянской среде, где это творчество было в ходу, указывали на древность и исконность употреблявшихся узоров.

Например, украшавшие полотенца орнаменты выражали религиозный смысл: ранее их развешивали на ветвях деревьев с сугубо культовыми целями. Это настолько укоренилось, что вторжение христианства изменило немногое: праздничные полотенца по-прежнему продолжали вешать в углах изб возле образов и крестов, украшали ими свадебные поездки и т. д., определенному торжеству был присущ свой вышитый узор. Таким образом, русский народный орнамент представлял собой осколок культуры, ведущей родословную не от христианско-византийского, а от иного корня.

Такие суждения вызвали прилив ненависти у славянофилов, посчитавших оскорбленным весь русский народ. «Московские ведомости» отчеканили: наши орнаменты имеют исключительно византийское происхождение, чем следует гордиться. Бездушие европейской цивилизации проявилось в пренебрежении византийским стилем. Россия же, напротив, приобрела на него полное право: «мы с Византией одно тело и едина душа – мы в ней, и она в нас».

Стасов ответил на это: «Я не говорил ни единого слова о византийском влиянии по той простой причине, что тут его нет ни малейшего признака. Византийское влияние на Руси можно найти в рисунках рукописей, в живописи на стенах церквей и вообще на предметах религиозно-церковного назначения, но что касается предметов бытовых, предметов жизни собственно народной, то здесь византийское влияние никто еще никогда не видел; его тут вовсе не бывало…»

Когда археологические находки дают образцы византийского покроя и узора, то перед нами остатки тех одеяний, которые можно видеть на книжных миниатюрах, на фресках церквей. В народных же слоях свои обычаи, привычки, имеющие немного общего с греческими. Только незнание предмета заставляет думать, будто из материи с византийскими узорами шили одеяла и сарафаны. В заключение Стасов резюмировал: утверждать, что татарское, персидское, финское непристойно, а византийское в высшей степени прилично и успокоительно, на самом деле и есть настоящее оскорбление народа.

«Обойдусь без бюста…»

Стасовские идеи заряжали талантливых архитекторов, работавших во второй половине ХIХ века. Один из них – сын известного составителя русского словаря Владимира Даля Лев Даль. Византийские архитектурные образцы в стиле «православия, самодержавия, народности» вызывали у него большие вопросы. Даль сожалел, что «все наши заключения о Византии мы должны основывать на немецких, французских текстах и чертежах», а не на материале, полученном самостоятельно.

Крайне интересна его оценка отечественного зодчества с исторической точки зрения. Он особо выделял такой факт: три четверти московских так называемых старинных церквей и четверть или треть расположенных по губерниям возведены в царствование Алексея Михайловича Романова, т. е. во второй половине ХVII века. Присоединение Малороссии к России привело к господству в РПЦ украинского духовенства и серьезным сдвигам в художественной стороне строительства, а именно: в утверждении византийского над действительно исконно русским.

Но греческие вкусы держались исключительно на благоговении правящей прослойки. Проникнуть в народ, «в котором наклонность покрывать все узором сохранилась и в наше время», византийским веяниям не удалось. Несложно заметить, насколько это было созвучно стасовским размышлениям о непригодности византийского «для племени, не имевшего ничего общего с Восточной Римской империей… и нравы, и привычки, и вкусы, и жизнь – все было другое у этих молодых богатырей».

Популярность Стасова в конце ХIХ века становится необычайно широкой. Видные общественные и государственные деятели демонстрируют расположение к нему. Министр финансов Николай Бунге во многом способствовал выходу в свет его альбома «Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени». Сергей Витте вспоминал, как, будучи слушателем Новороссийского университета, зачитывался «Происхождением русских былин».

Известный российский мыслитель Константин Кавелин горячо приветствовал научные искания Стасова, высоко оценивая его работы. С президентом Московского археологического общества Алексеем Уваровым Стасова связывали самые тесные отношения и научная дружба. Признание пришло и от известных ученых Федора Буслаева, Никодима Кондакова, Григория Потанина, Николая Рериха, Всеволода Миллера, Андрея Павлинова и многих других.

Однако Владимир Васильевич по-прежнему оставался без остатка преданным науке, абсолютно равнодушным к какому-либо административному почету: свидетельство тому – отказ занять какую-либо должность. Когда общественные круги Петербурга попросили установить в Публичной библиотеке мраморный бюст своего кумира, Министерство народного просвещения пошло навстречу. Однако инициатива вызвала бурные возражения самого Стасова, посчитавшего, что негоже «ставить бюст человеку при жизни», и вообще, как он признавался, «все это торжество мною далеко не заслуженное».

Свой главный вклад в будущее Стасов неизменно видел в том научном прорыве, который осуществлял на протяжении пятидесяти лет. Вплоть до последнего вздоха (10 октября 1906 года) его больше всего беспокоило, чтобы сделанное им не погибло, не потонуло, «словно какой-то сундук, наполненный хорошими и важными вещами… никому не послуживший, потому что ключ остался у кого-то далеко-далеко в кармане… злая участь, но еще более злая дума, злое и мучительное сознание!». Настала пора поднять этот богатейший научно-культурный пласт, предъявив его широкой аудитории.

https://profile.ru/history/per...



По делам их узнаете их!

Мы перешли в осторожную контратаку

Вчера у Веселовского не успел назвать все направления (условные ТВД), на которых сейчас Россия и Китай противостоят Соединённым Штатам Америки. На вопрос «Мы обороняемся или атакуем?» о...

Интеграция - состоялась!

Не ждите специальных официальных сообщений - никто не хочет признаваться. Россия из вежливости, Лукашенко - то ли из стыда, то ли из тупости, то ли из лукавства. Просто откройте глаза. Россия безжалос...

Украина: Заглянуть за горизонт событий.

Никто не знает, что думает Президент Путин о результатах кампании на Украине. Выборы закончились только на Украине, а вот выборы украинской стратегии в Кремле только начались. И перед этим проведу...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Rif Фитиль
    Сегодня 20:15

    Неизвестное лицо белогвардейцев

    1917 год – эпохальная дата отечественной истории, о которой сказано, казалось бы почти все. Но интересно взглянуть на нее с точки зрения того, чего ранее делалось недостаточно – а именно украинства. Крушение империи привело к устранению прежней правящей прослойки, а также разгрому церкви, являвшейся ее опорой. Часть элиты вынуждена удалиться в эмиграцию...
    36
    sugochka Вчера 11:42

    Французские волонтеры в Измаиле: неопубликованная записка графа Ланжерона

    Описывая в поэме "Дон Жуан" события, происходившие в конце 1790 года под Измаилом, лорд Байрон сначала демонстративно не желал называть французов среди иностранцев - участников штурма турецкой крепости, хотя и не отрицал факт их присутствия как таковой: "Там были и веселые французы, / Но я - неукротимый патриот: / В столь славный день моя британка-муза ...
    238
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    22 апреля 20:08

    О В. И. ЛЕНИНЕ(видео)

    О В. И. ЛЕНИНЕ ★ Евгений Спицын Военная ТехникаОпубликовано: 22 окт. 2017 г.https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=iTkwwFQp8sg...
    302
    Vik 22 апреля 17:30

    Только История...А вы знали , что...?

    ...
    454

    Былина об Илье Муромце

    Былина об Илье Муромце Это типа стёб телевизионщиков  центральных каналов ТиВи на тему защиты земли русской.Кому то может быть и смешно, а по мне так смех и грех. Ибо грешно смеяться на эту тему, ИМХО.  И так, вашему вниманию сказ про ИП Муромец:  Если кто не узнал - в главной роли Гоша Куцэнко...
    293
    sugochka 22 апреля 12:36

    Поговорка «наготовить как на Маланьину свадьбу»

    Меланья Карповна Ефремова (1735 – 1804) – третья жена войскового атамана Степана Даниловича Ефремова (1715 – 1784), который влюбился в бедную молодую казачку Маланью Карповну, но был вынужден ухаживать за ней целый год и на радостях, что она наконец согласилась стать его женой, устроил пышную свадьбу с таким количеством разных блюд, что появилась поговорка «наготовить...
    325
    Ирина Репьёва 21 апреля 20:49

    Автомобильный Крестный ход "Святая Русь": 2-9 дни пути, Магаданская область - Якутия

    21 апреля 2019. Во второй главе путевого дневника Крестного хода "Святая Русь" мы рассказали о том, что в посёлке Сусуман Магаданской области наши паломники  (На фото - Магадан, перед отправкой в путь, паломники с друзьями. Видео первых дней пути: https://vk.com/video227639852_456239525?list=29bb62aa126bc98afe  )оставили в д...
    660

    Трагическая эротика

    Поздно ночью, когда все разошлись, Денисов потрепал своей коротенькой рукой по плечу своего любимца Ростова. - Вот на походе не в кого влюбиться, так он в ца'я влюбился, - сказал он.- Денисов, ты этим не шути, - крикнул Ростов, - это такое высокое, такое прекрасное чувство, такое...- Ве'ю, ве'ю, д'ужок, и 'азделяю и одоб'яю...- Нет, не понимаешь! И Ростов вст...
    317

    Бояре, дворяне, водородная бомба

    Ехали бояре из Нова-города, Срубили ивушку под самый корешок, Сделали из ивушки два весла, Два весла, весельца, третью лодочку; («Подарок любителям пения». Собрание песен народных, малороссийских, цыганских, святочных и свадебных, художественных романсов и т. д. Составлено Обществом любителей пения и музыки, М. 1877.) Никаких государств в Европе, ранее ...
    593

    "Война за целый год не выдвинула ни одного Суворова"

    Генералы звёзд с неба не хватают, а Константинополь - звезда. Так за что же боролись, даже и с узкой буржуазно-помещичьей точки зрения?О том, как испугала русское правительство перспектива союза с Турцией в 1914 году - https://cont.ws/@mzarezin1307/1301596http://militera.lib.ru/research/pokrovsky_mn01/index.htmlМ. Н. Империалистская война. — М.: Соцэкгиз, 1934. —...
    200

    "В назначении этих лиц, гладких светски, но невежественных и безучастных, была видна рука Сухомлинова"

    http://militera.lib.ru/memo/russian/gerua_bv01/index.htmlГенерального штаба генерал-майор БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ГЕРУАВОСПОМИНАНИЯ О МОЕЙ ЖИЗНИ, TOM I «Военно-Историческое Издательство «Танаис», Париж 1969 год                                        &...
    138
    dentvideo 20 апреля 18:26

    Александр Пыжиков. Где Ломоносов русский язык учил?

    Историк Александр Пыжиков рассказывает о первом славянофиле России Александре Шишкове, его пpoтивoстоянии иeзyитским тенденциям в образовании и попыткам перевести русский язык на латиницу. Об истории и истоках тех идeологических полюсов, которые существуют в нашем обществе до сих пор. О создании Российской Академии наук, составлении первого словаря русс...
    311
    Rif Фитиль
    20 апреля 16:10

    Где Ломоносов русский язык учил?(видео)

    Александр Пыжиков. Где Ломоносов русский язык учил?Историк Александр Пыжиков рассказывает о первом славянофиле России Александре Шишкове, его пpoтивoстоянии иeзyитским тенденциям в образовании и попыткам перевести русский язык на латиницу. Об истории и истоках тех идeологических полюсов, которые существуют в нашем обществе до сих пор. О...
    215
    Rif Фитиль
    20 апреля 16:02

    О первом словаре русского языка

    О первом словаре русского языкаО составлении словаря русского языка на протяжении ХVIII века говорили неоднократно. Однако практическая работа в этом направлении началась только с появления в 1783 году Российской Академии наук. Указом Екатерины II этой структуре поручались соответствующие лингвистические и филологические изыскания. Непосредственно Петербургской Академ...
    226

    Незваный союзник хуже турка

    http://militera.lib.ru/research/pokrovsky_mn01/index.htmlМ. Н. Империалистская война. — М.: Соцэкгиз, 1934. — 449 с. — Тираж 12 000 экз. ЦАРСКАЯ РОССИЯ И ВОЙНА ЗИМОЮ 1914—1915 гг.(К подготовке секретного соглашения о Константинополе и проливах) <...>                          ...
    246
    Михаил Он (Mikle1) 20 апреля 10:24

    «Мы должны решительно сказать: мы — русские, и Киев — наш»

    "Пора нам сказать: мы — сыны великого народа, и здесь, в историческом Киеве, хозяева — мы!"  "Украинцев здесь нет! Их нет ни в живущих экземплярах, ни в кладбищном населении... на Украине нет такого населения, которое обладает особой породой: здесь то же, что существует и за пределами Украины... "Украина" и "украинцы" — это термин скорее географический и политич...
    557
    Стрелец 17 апреля 20:57

    1663. Господин инженер

    Лазутчики вернулись из Заславля к полуночи довольные и радостные. Без всяких приключений они приволокли почти насмерть замёрзшего пленника, раздавая ему тычки и оплеухи "для сугреву".Захваченый оказался шотландским наёмником; он не говорил ни по-польски, ни, тем более, по-русски и был удивлён и ошарашен, когда Григорий, сообразив, кто перед ним, обратил...
    720

    Три совещания

    Сказ о том, как в военно-дипломатических кругах Российской империи нарастало благочестивое стремление к святыням Константинополя.http://militera.lib.ru/research/pokrovsky_mn01/index.htmlПокровский М. Н. Империалистская война. — М.: Соцэкгиз, 1934. — 449 с. — Тираж 12 000 экз.ТРИ СОВЕЩАНИЯЧто война 1914 г. была для императорской и буржуазной России объективно, вой...
    191
    Bogdan37 Это наша жизнь
    19 апреля 13:42

    Операция «Крым» и другие приключения 1783 г. Как полуостров пришёл в Россию

    Вопреки устоявшемуся мнению, в XVIII столетии Россия Крым не завоёвывала. Он пришёл в империю сам. С небольшой помощью Александра Суворова и Григория Потёмкина, которые всего лишь зафиксировали на бумаге волеизъявление жителей полуострова.В 1783 году Высочайший Манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» ...
    352
    Rif Фитиль
    18 апреля 18:13

    Забавный зачинатель славянофильства

    Забавный зачинатель славянофильстваШирокой известностью пользуется целая когорта славянофилов, чьи имена на слуху с ХIХ столетия и по сей день. Любой интересующийся интеллектуальной жизнью прошлого без труда вспомнит Алексея Хомякова, Юрия Самарина, Константина Аксакова, Петра Киреевского. Их называют ранними славянофилами, закладывавшими фундамент этого научно-литера...
    223

    Выставка достижений имперского хозяйства

    Автор - монархист, деятельный белогвардеец (участник Ярославского восстания, помимо прочего), эмигрант. В этом же томе воспоминаний, на страницах 137-139, он с умилением описывает Высочайших смотр и самого Страстотерпия. Возможно, Болеславу Вильгельмовичу немного мешает сохранять объективность то, что он, в отличие от Прихожанки, был не только очевидцем, но и участник...
    219

    Царь Горох и его настоящее имя ( аудио)

    В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь, по имени Горох.(Из сборника Афанасьева)ЮРИЙ ШАТОХИН (Новосибирск) ЧИТАЕТ НА ЮТУБ РАБОТЫ КОМИССАРА КАТАРА https://zen.yandex.ru/media/bylina/car-goro...
    666

    Голос катара

    Когда по воле судеб скорыхС душой расстанется Земля,Прошу, чтоб ангельские хорыТебе воспели Русь моя.От Лангедока до СибириКатарский голос бы звучал.Во славу Матушки-России,Над Волгой чайкою кричал.Чтоб кулугуров племя вышлоНа берега большой реки,И было всей России слышно,Как Бога славят мужики.Славянский крест у вод Валдая,Христа Андрея честный труд,Зн...
    375
    Яковлев Алексей 18 апреля 10:19

    Князь Александр Невский и  Кольский Север. Неизвестные страницы жития.

    Биармия в IX векеНаиболее обстоятельное и ранее описание местонахождения Биармии сохранилось в документе «Путешествие Отхера», записанном повелением английского короля Альфреда Великого и помещенном вставкой в «Историю против язычников» (Historia adversus paganos) Павла Орозия (V век по Р. Х.). Время этого путешествия датируется периодом от 870 до 891 г...
    1754
    Vladimir Shemetov 16 апреля 19:25

    Древние славяне не знали не только водки, но и вина.

    «Древние славяне не знали не только водки, но и вина. Они пили мёд, производство которого по масштабам не может сравниться с производством вина из винограда. Недаром «по усам текло, а в рот не попало». Сброжённый мёд из-за дороговизны был мало доступен и поэтому присутствовал на столах исключительно у князей и бояр. Крепость его сравнима с пивом (пиво. Кстати, тоже бы...
    373

    Завоевания князя Святослава Игоревича

    Взгляд историкаЗдравствуй, дорогой читатель! В этой статье мы рассмотрим знаменитые походы одного из величайших полководцев Древней Руси – киевского князя Святослава Игоревича Храброго.Святослав начал самостоятельно править в 964 году, и буквально сразу же совершил свой первый поход – в земли вятичей. Жили они в междуречье Оки и Волги и тогда еще не были подчинены Кие...
    707
    Rif Фитиль
    12 апреля 21:04

    А было ли пахотное проклятие?

    А было ли пахотное проклятие?В 1784 году в Париже вышла книга под названием «История естественная, нравственная, гражданская и политическая древней и нынешней России». Ее автор француз Леклерк - врач по профессии, член многих европейских Академий. Более десятилетия этот уникум проживал в России, общаясь не только с петербургским бомондом, но и совершив несколько путеш...
    524
    Славик Яблочный 11 апреля 22:13

    Сталин и Иезуиты - мифы и реальность

    Мифы и ..Да, Иосиф Виссарионович учился в духовной семинарии в Тифлисе...Но сначала вот это почитаем:Из биографии вождя народов всем известно, что когда-то Иосиф Джугашвили учился в духовной семинарии. А вот то, что он обучался и в Александропольском колледже иезуитов (вместе с Микояном, кстати), расположенном на территории Ленинакана, почти ничего не известно.Об этом...
    1087

    Дмитрий Донской. (XVI) Тохтамыш

    После поражения на Куликовом поле Мамаю с малым отрядом татар удалось укрыться в степях. Хан не мог смириться с неудачей. Еще сильней разгневался он на русских и впал в ярость, стал собирать войска и готовиться к новому походу на Русь.Однако поражение Мамая в Куликовской битве пошатнуло его авторитет в Орде, о нем стали говорить как о неумелом полководце.Потомок Батыя...
    1885
    Zadumov 11 апреля 07:07

    11 апреля 1857 года. Русский царь Александр II утвердил Государственный герб России - двуглавого орла

    Государственные эмблемы в России появились в средневековье. Покровителем киевских князей считался святой Георгий, но к концу XV века к изображению святого добавился двуглавый орёл, и на личной печати Ивана III они заняли равноценное положение. В следующем же веке двуглавый орёл стал главной эмблемой российского герба.Символ двуглавого орла использовался...
    833
    Rif 10 апреля 15:36

    Кто «лепил» русскую этнографию

    Александр Пыжиков. Кто «лепил» русскую этнографиюДоктор исторических наук Александр Пыжиков разбирает очередную неизвестную страницу нашего прошлого. Кто писал русскую этнографию и формировал тот взгляд, которым мы сейчас смотрим на своё прошлое и культуру. Когда происходило формирование русской этнографической матрицы, какой европейский народ оказал ...
    808
    Rif ПАТРИОТ
    9 апреля 20:49

    О нашем изменённом сознании с древних времён Отличия язычества и христианства

    Александр Пыжиков о нашем изменённом сознании с древних времён Отличия язычества и христианстваРоссийский историк и государственный деятель, специалист по истории России 50-60-х годов XX века. Доктор исторических наук, профессор.Сергей АкимовОпубликовано: 9 дек. 2018 г.https://www.youtube.com/watch?v=SWOp5-e5FRc...
    974
    sugochka 5 апреля 17:46

    Русофобские утопии держатся за счет их поддержки российской исторической наукой.

    Русофобские псевдо-исторические мифы родились отнюдь не в один день и даже не в одно столетие. Да, многие из них появились тогда, когда Романовы пригласили для переписывания древнерусской истории группу немецких историков (Байера, Миллера, Шлецера), которые должны были сделать легитимным не совсем русское происхождение этой династии русских царей...
    2031
    Rif Фитиль
    2 апреля 19:58

    Когда на Руси появились церковные колокола

    Когда на Руси появились церковные колоколаОтвет на этот вопрос, казалось бы не вызывает больших затруднений. Колокола, как неотъемлемый церковный атрибут, пришли вместе с принятием христианства, еще во времена Древней (Киевской) Руси. Об этом прямо говорится в манускриптах, освещающих тот далекий исторический период. Однако еще в конце ХIХ столетия ученые заметили, чт...
    1782

    Святой Иоанн Златоуст: «синагога есть жилище демонов».

    Святителя Иоанна Златоуста последующие святые Отцы именуют «устами Христовыми, светилом всемирным, вселенским учителем». Церковь прославляет его в своих молитвах: «От небес приял еси Божественную благодать и твоими устами всех учишь покланяться в Троице Единому Богу, Иоанн Златоуст всеблаженный, преподобный, достойно хвалим тебя, наставника, являющего нам Божественное...
    879

    Святой Иоанн Златоуст: «синагога есть жилище демонов».

    Святителя Иоанна Златоуста последующие святые Отцы именуют «устами Христовыми, светилом всемирным, вселенским учителем». Церковь прославляет его в своих молитвах: «От небес приял еси Божественную благодать и твоими устами всех учишь покланяться в Троице Единому Богу, Иоанн Златоуст всеблаженный, преподобный, достойно хвалим тебя, наставника, являющего нам Божественное...
    818
    Rif Фитиль
    31 марта 11:59

    Особенности эволюции институтов государственной власти в России (видео)

    Е.Ю.Спицын. Особенности эволюции институтов государственной власти в РоссииЕвгений Юрьевич Спицын — историк, педагог, публицист, общественный деятель. Автор учебников и курсов лекций по истории России, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции. В рамках Единой концепции исторического образован...
    1829

    Борис Годунов как строитель земли Русской

    Автор: Владимир ПавловЦарь строительЛучше всего о любом руководители государства, могут рассказать его дела. А вся деятельность нового царя была направлена на укрепление государственности. Именно он добился, что в 1589 году впервые был избран русский патриарх, которым стал митрополит Иов. Именно Иов в будущем стал во многом единомышленником царя. Патриаршество в Росси...
    2042
    Rif Фитиль
    31 марта 10:04

    Единство народа и власти - главный миф русской истории

    В чем различие между страообрядчеством и староверием. Почему существование староверов было запретной для обсуждения темой вплоть до Николая I, как фальсифицировалась статистика. Какую роль в событиях 1917го года сыграли старообрядцы. Где нужно искать корни того, что мы называем Россией. Как образовывалась пропасть между российскими элитами и народом. ...
    2000

    «Создавая основу будущей России»...

    Какой вклад в отечественную историю внёс Василий III...???540 лет назад родился государь и великий князь всея Руси Василий III — сын Ивана III и отец Ивана Грозного. Он проводил политику централизации и объединения русских земель, вернул Смоленск, активно занимался градостроением и укреплял самодержавие. Однако в истории оказался в тени великих родственников. Учё...
    2655
    Rif Фитиль
    28 марта 17:53

    Как готовили первый учебник по истории

    Как готовили первый учебник по историиПервым пособием, где излагалась российская история, был знаменитый «Синопсис» (по-гречески «Обозрение»), изготовленный в Киево-Печерской лавре. Споры об авторстве до сих пор не утихают, обычно указывает на архимандрита монастыря Иннокентия Гизеля. Именно ему поручил царь Алексей Михайлович подготовить популярное издание, рассчитан...
    1862
    cashman 28 марта 06:31

    Caviar посвятила «звонилку» из золота и кожи аллигатора Ивану Грозному

    Бренд телефонов и аксессуаров Caviar представил коллекцию телефонов под названием «Основатели». В компании говорят, что линейка «воздает дань уважения великим правителям, основателям династий и государств».Среди героев серии — Иван Грозный. На телефоне есть герб России, аппарат сделан в красно-черной гамме. Используемые материалы воистину царские — золо...
    1377
    Sage 27 марта 16:48

    СОГЛАСНО ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРОНОЛОГИИ XVIII ВЕКА, АМЕРИКУ ОТКРЫЛИ СКИФЫ.

    Я уже не раз писал - в старинных книгах, лежащих в наших официальных архивах, часто совсем другая история. Вот сегодня я вам это наглядно продемонстрирую: Книга: Дильтей, Филипп Генрих (1723-1781).Первыя основания универсальной истории с сокращенною хронологиею, : В пользу обучающагося российска...
    2493

    Емельян Иванович Пугачёв

    Емельян Иванович Пугачёв (1740 или около 1742–1775)С именем этого донского казака связано крупнейшее в истории государства Российского народное восстание, известное в прошлом как «пугачёвский бунт», впоследствии названный Крестьянской войной под предводительством Е. И. Пугачёва…Родился Емельян Пугачёв на Дону в старинной станице Зимовейской, в семье простого казака. ...
    2003
    Rif ПАТРИОТ
    22 марта 11:47

    Украденная история славян Ключ к истории за последние 400 лет

    Украденная история славян. Ключ к пониманию нашей истории за последние 400 лет. ВрИО Премьер Министра СССР, эксперт правовой базы СССР Богданов Александр Васильевич. Москва, 01.09.2016.“Хьюстонский проект”, представляет детальную проработку этапа “Завершение”. Он связан только с Россией и в нем уже нет речи о расчленении СССР (как в Гарвардском проект...
    2501
    Rif Фитиль
    21 марта 19:58

    Три погребения царя Василия Шуйского

    Правление боярина Шуйского, севшего на московский трон после обанкротившегося Лжедмитрия I, не заладилось. Страна погружалась в хаос, внешние опасности множились, внутри придворные интриги нарастали. В 1610 году составился очередной заговор, после чего Царя Василия низвели с престола и поместили в монастырь. Однако его особа вызывала беспокойство у тех, кто желал уцеп...
    2218

    КТО ТАКИЕ БИБЛЕЙСКИЕ ХАНААНЕ?

    https://www.oum.ru/upload/medialibrary/f39/f39debdbff05997c3da69abfcbf105dc.jpgЕсли на территории Великой Тартарии часть земель управлялась Ханами, то нет ничего удивительного в том, что и вся страна называлась Ханааном, т. е. ханством. А имя Царя Ханаан — Иавин — не что иное, как искажённое Иоанн, или Иван.ОСГ комиссара Катара...
    1873
    Star Fire 21 марта 19:36

    "Ушкуйники": кем были основатели "пиратской" республики в Вятке

      Знаете, откуда пошло слово «свистопляска»? Толковый словарь Владимира Даля говорит нам, что это диалектное вятское слово со значение «тризна по убитым ошибкою вятчанами устюжанам, пришедшим на помощь и принятым за неприятелей, за что первые прозваны слепородами и свистоплясами; в этот день (четвёртая суббота от Пасхи) свищут в глиняные уточки и ду...
    1891
    ОТШЕЛЬНИКЪ 21 марта 09:28

    ПОВЕСТЬ о СОЛОВЕЦКОМЪ ВОЗСТАНiИ (Сканы оригинальной рукописи+транслит)

    Доброго времени суток, уважаемые подписчики, читатели и гости блога! Публикую здесь безценный документ эпохи реформ патриарха Никона (17 век) Читать можно транскрипцию, на языке оригинала - так писали в то время.Выполнено в виде современных комиксов, но как видим, изобретение это, как всегда, не американское а наше, древнерусское.Тем более что и комичного здесь ничего...
    2082
    ОТШЕЛЬНИКЪ 20 марта 18:36

    ОЧЕВИДЦЫ о ВОЗСТАНИИ СТЕПАНА РАЗИНА / Иоганн Марций (издано в 1674г на территории современной Германии)

    Приветствую уважаемых подписчиков, читателей и гостей блога! Только что, попался мне замечательный документ, это доклад (изучаю) заодно решил выложить в блог. Выкладываю целиком, без разбивки и редакции - читайте, работайте с информацией, тут много интересного.Опять же, кое что необходимо офильтровывать (особливо пояснения) так же, след учитывать возможную (скорей все...
    2275

    Фольклор. - Мода русских крестьян.- Часть I.

    Эстетический идеал внешнего облика русских крестьян - это целостный конкретно-чувственный образ, воплощающий народные представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Исследуя проблему этого эстетического идеала,следует опираться на тезис о том, что весь внешний образ человека - это ансамбль, в котором физические данные, одежда и манера поведения сливаются в ...
    4103
    dentvideo 18 марта 04:40

    Сергей Цветков. Русские королевы дикой Европы

    Первыми на троны европейских держав вступили дочери князя Ярослава Мудрого. С тех пор в течение восьми столетий русские красавицы из великокняжеских и царских семей были желанными невестами для европейских монархов. Бывали времена, когда едва ли не половина королевских домов Европы состояла в родстве с русскими государями. Малолетние отпрыски династий Валуа, Вюртембер...
    2267
    Rif Фитиль
    17 марта 21:31

    Исчезнувший жемчуг Руси

    Александр Пыжиков. Исчезнувший жемчуг РусиИзвестный историк Александр Пыжиков меняет взгляд на историю России как историю узкой правящей прослойки - аристократии, дворянства, царских фамилий - и начинает цикл передач "Тайны русской старины", посвящённый истории русского крестьянства, малоизвестным сторонам народной жизни и быта, существовавших обрядах...
    1824
    Rif ПАТРИОТ
    12 марта 11:47

    Украина: панство и простой народ.

    Простой народ Украины пострадал от панства полонизированной элиты не меньше, чем народы России.Доктор исторических наук, профессор МПГУ Александр Владимирович Пыжиков в специальном интервью для "Концептуал ТВ" опровергает все мифы и обвинения посыпавшиеся в его адрес после выхода книги "Славянский разлом".Концептуал ТВОпубликовано: 25 окт. 2017 г.http...
    2612
    Rif Фитиль
    12 марта 09:17

    Тайна храма Василия Блаженного и присоединения Казани(аудио)

    Храм Василия Блаженного (Покровский собор) построен в честь присоединения Казанского царства, его строительство было завершено в 1561 году.В студии "Радио России" программы – Александр Владимирович Пыжиков, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета.Valery JarovОпубликовано: 11 июл. 2018 г.https://ww...
    2727
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика