• РЕГИСТРАЦИЯ

Почему российская власть так и не смогла понять причины церковного раскола

Rif
По делам их узнаете их!
8 апреля 17:55 9 3018
Набожность русского народа всегда удивляла не только иностранцев, но даже представителей российской власти

В наши дни о расколе можно говорить как об относительно изученном явлении российской истории. Однако долгое время, практически до середины ХIХ века, ни российское государство, ни общество толком не знали, что представляет собой старообрядческая реальность.

В контактах с правительством на протяжении почти полутора столетий от имени старообрядцев выступали богатые купцы. Они были обходительны, учтивы, а главное, полезны: каждое их обращение сопровождалось подношением. Неудивительно, что вся бюрократическая вертикаль страны часто откликалась на просьбы купечества, касавшиеся как торгово‑хозяйственных, так и различных религиозных вопросов.

Высший свет, ориентированный на европейские образцы, долгое время в принципе не интересовался жизнью русского народа. Достаточно сказать, что почти за полтора столетия существования раскола в стране не вышло и сотни посвященных ему книг и статей. Причем среди этих изданий преобладали богословские сочинения полемического характера, связанные с проблемами религиозного противостояния, а также различные «Доказательства», «Беседы», «Обличения» и т. д.

Тернистый путь к единоверию

Первым попытался дать обозрение различных раскольничьих течений и согласий митрополит Дмитрий Ростовский, который в своем «Розыске» насчитал их свыше двадцати, составил первую осмысленную классификацию староверия и распределил известные толки на поповские и беспоповские.

При этом со времен Екатерины II государство, побуждаемое прагматикой и просветительством, прекращает давление на раскол и пытается встроить его в свои планы. В результате политику властей по отношению к этой части общества все больше определяют фискальные задачи, а миссионерская нетерпимость архиереев перестает отвечать устремлениям правительства.

Напомним, что, начиная с правления Петра I, епископские кафедры в России занимали выходцы из киевской духовной школы, относившиеся к староверию с нескрываемой враждебностью. Постепенная их замена в последней трети XVIII столетия на великороссов позволила государству попытаться проводить политический курс, вошедший в историю под названием «единоверие». Его разработка относится к 1780‑м годам, когда отмена для раскольников двойного оклада интенсифицировала поиск возможности соединить две ветви православия. Как известно, попытки властей навязать единоверие мало к чему привели: раскольничьи массы оказались не расположены к подобному устройству своей церковной жизни.

В первой половине ХIХ века «раскольничья» тема в российских элитах вне единоверческого контекста практически отсутствует. Даже оппозиционные декабристские общества, вобравшие весь цвет высших слоев, не видели ни раскола, ни его потенциальных возможностей. В наиболее значимом документе движения – «Русской правде» Павла Пестеля – касательно религии сказано лишь о свободе различных вероисповеданий, но при господстве в государстве греко-российской веры; упоминалось об униатстве как «слабом остатке Флорентийского собора». А о расколе – ни слова.

И там, где превозносится ополчение Козьмы Минина, освободившее Русь (столицей государства объявлялся Нижний Новгород), знамена старой веры тоже не упомянуты. Примечательно, что документ признает за духовенством государственный статус, так как именно оно обязано, по мнению автора, заниматься воспитанием всех граждан. Те же просветительские тона преобладают и в «Православном катехизисе» Сергея Муравьева-Апостола. Тема раскола в нем вообще вряд ли могла появиться. Действуя во имя России, намереваясь облагодетельствовать страну, ее элита слабо представляла, чем и как живет народ.

Тема раскола осталась за рамками многотомных исторических изданий концептуального характера, которые появились в России. Так, «История государства Российского» Николая Карамзина доведена только до Смутного времени (начало ХVII века). А весь материал сконцентрирован вокруг деятельности царей и их приближенных; другие же сведения, в частности, о жизни простых подданных, расценены как малозначительные или вовсе ненужные. Задуманная в пику труду придворного ученого «История русского народа» Николая Полевого обрывается на середине царствования Ивана Грозного. Поэтому попытки автора утвердить новые подходы к освещению прежде всего народной жизни не затронули религиозной проблематики как таковой.

Раскол в литературе

Однако интеллектуальное противостояние двух этих мыслителей стимулировало интерес к прошлому России. И в тридцатых годах ХIХ века в литературу вошла мода на исторические романы. Как замечала позднее литературная критика, в них «большей частью изображения предков были прямо списаны с кучеров и их потомков, народность которых заключалась в разговорах ямщиков… в описаниях старых боярских одежд и вооружений, да столов и кушаний, в которых оригинальна была только дерзость авторов, изображавших с равною бесцветностью всякую эпоху нашей истории».

«Пугачев не был самовластен. Яицкие казаки, зачинщики бунта, управляли действиями пришельца… Он ничего не предпринимал без их согласия»

Среди подобных авторов можно назвать Константина Масальского и Романа Зотова, писавших непосредственно о расколе. Например, Масальский выступил с популярными тогда романами «Стрельцы» (1832) и «Бородолюбие» (1837). Раскол в них представлен в качестве темной силы, препятствующей эпохальным начинаниям Петра Великого. Злобный противник плетет заговоры с целью убить императора, но это не может помешать уверенной поступи будущего. Представители раскола постоянно заняты какими-то далекими от жизни бытовыми спорами – о ношении бороды или русского платья, – в результате которых расстраивается свадьба или кого-то изгоняют из дома. В те годы российская общественность лишь из таких сочинений и могла почерпнуть хоть какие-то сведения о староверии.

Однако лучшие умы страны искренне пытались проникнуть в суть народной жизни, в душу народа и тем самым продвинуться в осознании России как уникального социума. И наиболее яркий пример здесь – Александр Пушкин, обратившийся в своем творчестве к роли русского народа в судьбах страны. Как известно, со времени «Бориса Годунова» и «Арапа Петра Великого» Пушкин не прекращал работу в различных архивах.

Исторические изыскания подводят его к созданию в 1834 году работы о крупнейшем народном бунте на Руси – Пугачевском восстании. Читая «Историю Пугачева», несложно убедиться, что в ней органично присутствует тема раскола. Автор начинает с того, что называет Пугачева донским казаком и раскольником, который в церковь никогда не ходил, а придя из-за польской границы, поселился на Иргизе среди местных старообрядцев. В ходе бунта опорой восставших стали горные предприятия Урала (известного староверческого региона).

Волнения ширились: вся западная сторона Волги предалась самозванцу; повсюду грабили казну и собственность дворян, но крестьянское имущество не трогали; убивали священников, т. е. служителей господствующей церкви. Особенно интересны наблюдения Пушкина относительно внутреннего состояния дел у восставших. «Пугачев не был самовластен. Яицкие казаки, зачинщики бунта, управляли действиями пришельца… Он ничего не предпринимал без их согласия; они же часто действовали без его ведома, а иногда и вопреки его воле».

В этом слышатся отголоски казачье-раскольничьей вольницы как принципиально иной организации жизни, отличной от жизни общества, построенного на Табели о рангах. Краеугольный камень такого уклада – общность управления, выраженная в коллективной воле. Надо подчеркнуть, что острый пушкинский взгляд в «Истории Пугачева» вскрыл неразрывную связь этих событий с проблематикой раскола. Такой подход был, без преувеличения, новаторским, так как позволял увидеть, насколько глубока и важна тема раскола для понимания узловых событий русской истории.

Иллюстрация из знаменитой книги маркиза де Кюстина о путешествии в Россию, на которой запечатлен обряд водосвятия на Неве

Дрожжи для квасного патриотизма

В конце тридцатых годов ХIХ столетия власть проникается интересом к своему собственному народу. Речь идет о концепции «православие, самодержавие, народность». Теория официальной народности (под таким названием она вошла в историю) стала краеугольным камнем самодержавной политики на десятилетия. С первыми двумя составляющими триады все было в порядке: самодержец одновременно являлся и главой церкви. Для цельности замысла требовалось подтянуть до надлежащего уровня третье звено – народ.

В результате правящий класс России, следуя концепции, которая получила государственный статус, обратил взоры на своих подданных. На практике это вылилось в общественное и литературное лицемерие, так называемый квасной патриотизм – изъявление взаимной любви власти и мужика через православие.

Однако утверждение стандартов народности наткнулось на серьезное препятствие, не просто мешавшее изображать единение нации, а делавшее это единение в принципе неосуществимым. Речь идет о расколе, заряженном энергией неприятия как синодальной церкви, так и дворянства. Поэтому оборотной стороной политики официальной народности стали гонения на старообрядчество, достигшие в николаевскую эпоху большого размаха. Власти демонстрировали, что они не признают староверие как вероисповедную организацию, а видят в его приверженцах лишь группу дезертиров, которые отпали от синодальной церкви и с которыми следует поступать соответствующим образом.

Знаменитый славянофил Иван Аксаков стал одним из первых вдумчивых исследователей жизни раскольников на Руси

Надо заметить, что концепт «православие, самодержавие, народность» вдохновлял в ту пору не только государственные власти России. Он послужил основой для такого общественного движения, как славянофильство. Его идеологи – Алексей Хомяков, Иван и Петр Киреевские, Константин Аксаков и другие также развернулись к народной жизни, придавая огромное значение православию, а церковный раскол понимая по-европейски, то есть исключительно как размежевание православия с католицизмом.

Западных просветительских идей славянофилы не принимали, утверждая, что это не нужно российскому народу, который всегда был верен монархии. Однако их знания о народе и отношение к нему носили преимущественно теоретический характер. Недостаточная осведомленность проявлялась и в редких славянофильских оценках раскола. К примеру, лидер группы Хомяков так рассуждал о путях, как он писал, уничтожения рогожского раскола: «…перезвать в общение с православными раскольничьих епископов… подчиняя их не Синоду, а греческим патриархам или сербскому. Подготовить это агентами, созвать их в городе не русском, сделать публичное заседание при самих раскольниках».

Такой вариант, наподобие единоверия, вынесенного за национальные рамки, на просторы всего православного пространства, по всей видимости, считался приемлемым рецептом для решения сложнейшей проблемы, пронизывающей все российское общество. Стремления же к научному изучению раскола в кругу этих интеллектуалов в те годы еще не прослеживалось. Их усилия сосредоточивались на демонстрации преимуществ православной веры перед западным католицизмом и протестантизмом.

Однако практика официальной народности имела и положительные моменты. Николай I и его окружение осознавали, что недостаточно знают ту страну, которой управляют. Несмотря на появившиеся изыскания о кондиции народной гущи, правительство, и прежде всего сам император, инициировало исследования по российской тематике, причем вверяло их известным зарубежным интеллектуалам, которые, в отличие от отечественных, пользовались в его глазах безупречной репутацией.

Взгляд из Европы

Правительство субсидировало поездки по губерниям для довольно-таки общей цели: свежим глазом взглянуть на российские просторы, а заодно оценить неустанные заботы трона о своих подданных. Из визитеров, по приглашению властей посетивших Россию на рубеже 1830–1840‑х годов, особый след оставили двое. Как в конце 1840‑х годов отмечал Александр Герцен, к тому времени появились две значительные работы иностранцев о России – «Россия в 1839 году» маркиза де Кюстина и «Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России» барона Августа фон Гакстгаузена.

Сочинение француза пользовалось популярностью в Европе и выдержало пять изданий, тогда как книга Гакстгаузена не столь известна читателям, поскольку более научна.

Маркиз де Кюстин постоянно обращается к теме религии и ее значению для Руси. Вот только занимает его не внутренний религиозный раскол, а раскол в более широком плане – между православными и католиками. Конечно, его симпатии – на стороне западного христианства, и он надеется, что русские когда-нибудь вернутся в его лоно. Поскольку этого пока не произошло, состояние, в котором находится страна, плачевно.

По его наблюдениям, вместо того чтобы обратиться к свету Рима, люди здесь занимаются странными и малопонятными вещами: выясняют, каким образом креститься – тремя или двумя перстами. «Вот какие вопросы волнуют сегодня греко-русскую церковь, – искренне удивляется де Кюстин, – и не думайте, будто их считают пустяками». Он демонстрирует полное непонимание того, что эти «пустяки» – лишь внешние формы, за которыми кроется суть раскола, определившего ни много ни мало судьбы нашей страны.

Хотя последствия этого религиозно-общественного разлома де Кюстин уловил: «Различия между людьми в этой стране столь резки, что кажется, будто крестьянин и помещик не выросли на одной и той же земле. У крепостного свое Отечество, у барина – свое. Государство здесь внутренне расколото, и единство его лишь внешнее… Мне не раз говорили, что в один прекрасный день он (народ.  – «Профиль») перережет всех безбородых от края до края империи».

Заметно, что иностранный гость впечатлился увиденным, однако не сумел увязать религиозные и социальные реалии, поскольку общественный пейзаж был очень необычным для европейского ума. Де Кюстин признается, что так и не разобрался, почему синодальная церковь, располагая мощнейшей поддержкой властей, не имеет никакой силы в сердцах людей.

Как установил Гакстгаузен, после 1812 года дворянство приходит в упадок, а на передовые позиции выходят торговцы и промышленники

Гораздо более глубокая работа о России вышла из-под пера прусского барона Августа фон Гакстгаузена. Перед нами не просто впечатления путешественника, развлекающего читателя критикой русских обычаев и порядков, а серьезный исследовательский труд. Научным консультантом немца стал известный Владимир Даль, заведовавший в те годы канцелярией МВД. Именно он, направляя интересы Гакстгаузена, ввел его в мир русского фольклора, верований, быта и т. д.

Итоги поездки, состоявшейся в 1843 году, изложены в книге «Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России». Непосредственный начальник В. И. Даля министр внутренних дел Л. А. Перовский выражал свое восхищение этой работой, которую он собирался изучить страница за страницей: министра поразило обилие нового материала, собранного автором в ходе непродолжительного пребывания в стране. В работе развивалась та же мысль – о существовании глубокого разрыва между народом и дворянством. Общественные механизмы формирования нового служивого класса, запущенные еще Петром I, привели к тому, что дворянство оторвалось от населения в отношении образования, мировоззрения, обычаев и т. д.

Однако прусский ученый увидел и серьезные изменения в социальном ландшафте России. Они были связаны с тем влиянием, которое приобретали купцы разного калибра – выходцы из низов. Как установил Гакстгаузен, после 1812 года дворянство постепенно приходит в упадок, удаляется в свои деревни, а на передовые позиции выходят торговцы и промышленники. Правда, развитого буржуазного сословия автор не обнаружил, но выражал уверенность, что из купцов и фабрикантов оно со временем сформируется.

Особенно интересны те страницы книги, где Гакстгаузен освещает непосредственную жизнь простых людей, и прежде всего крестьянства. Несмотря на то, что немецкий ученый путешествовал по России с целью изысканий по сельскому хозяйству, его новаторская роль проявилась в освещении религиозных вопросов. Русский народ, по его мнению, не имеет никаких политических идей, зато по-настоящему проникнут верой.

Всматриваясь в религиозное лицо страны, Гакстгаузен нашел, что оно не выглядит монолитным, как уверяли в высоких чиновничьих кабинетах. И впервые открыто и в полный голос заговорил о таком явлении, как русский раскол, с которым ему пришлось столкнуться в ходе поездки по губерниям. Причем ни православное духовенство, ни чиновники не стремились обсуждать с ним подобные вопросы, так как были слабо осведомлены в них.

Один из современников особо подчеркивал: «Надобно удивляться тому любопытству, с каким Гакстгаузен вызнает наших раскольников, и тому, можно сказать, счастью, которое благоприятствовало ему проникать туда, куда и русскому не всегда удается заглянуть».

Интересно сообщение Гакстгаузена о давней московской традиции – собираться на площадях Кремля для религиозных споров. Здесь сходилось множество народа: никониане и приверженцы староверия различных оттенков, между ними шли разговоры о вере.

Когда читаешь эти строки, не покидает ощущение, что мы имеем дело со своего рода двумя реальными партиями, которые были сформированы самой жизнью, а не по велению свыше, и религиозные формы которых оказались для русского народа более востребованными, чем европейские политические принципы. И если государственно-православная партия была известна достаточно хорошо, то этого нельзя сказать о ее оппонентах, а между тем, замечал Гакстгаузен, «кто хочет изучать характерные черты великороссов, тот должен изучать их у старообрядцев».

Две несрастающиеся половины

Интерес немецкого ученого совпадал с желанием властей лучше узнать мир старообрядчества: определить его параметры, распознать и понять происходящие в нем процессы. Победные реляции духовенства об успешном искоренении раскола уже не удовлетворяли правительство. Поэтому главную роль в исследованиях сектантства стали играть чиновники Министерства внутренних дел, в чьем ведении находились подобные проблемы. МВД занималось выявлением различных сект, согласий, толков.

По-настоящему масштабное обследование раскола началось в 1842 году, когда на пост министра внутренних дел был назначен граф Лев Перовский. «Привести в известность текущее положение раскола» – такую задачу поставил Николай I перед ведомством. Для этого специально запрашивались сведения из 35 губерний страны, откуда в Петербург направлялись подробнейшие отчеты. Однако, учитывая важность высочайшего поручения, было решено не ограничиваться местными силами и привлечь к работе сотрудников центрального аппарата.

Поэтому основные мероприятия по обследованию раскола проводили не губернские администрации, а специальные комиссии, которые на продолжительное время (до двух лет) командировались в разные регионы страны. О работе одной из таких комиссий под руководством графа Стенбока (Ярославская губерния, 1849–1850) мы имеем достаточно хорошее представление благодаря участию в ее составе Ивана Аксакова. Будущий известный публицист, а тогда молодой чиновник МВД оставил немало писем, где искренне делился с родными увиденным.

По его свидетельству, чиновники имели слабое представление как о догматике раскола, так и о его практике. Это относится и к главе комиссии Стенбоку, и к самому Аксакову, настольной книгой которого в командировке, кстати, была книга Гакстгаузена. Познакомившись с городами губернии, Аксаков поразился тому обстоятельству, что везде «почти все старообрядцы, да еще, пожалуй, беспоповцы». Хотя по документам местной администрации все кругом значились православными, да и само население с готовностью подтверждало принадлежность к синодальной церкви.

Не самое приятное впечатление на Аксакова произвело местное купечество, хотя он и почувствовал дух, созданный единством торговых интересов, верховенством прав общества в ведении дел. Глубже проникнуть во внутренний смысл староверческой жизни оказалось нелегко: слишком мы разделены и образованием, и интересами, и сферой деятельности, замечал Аксаков.

В отношении к расколу у Ивана Сергеевича преобладало сожаление, что такая значительная часть населения находится в разрыве с остальной Россией. Он писал родным: «Право, Россия скоро разделится на две половины: православие будет на стороне Казны, Правительства, неверующего дворянства и отвращающегося от веры духовенства, а все прочие обратятся к расколу… Все соки испорчены, и едва ли есть исцеление. Кажется, нам суждено только понять болезнь и созерцать, как она пожирает постепенно еще не вполне зараженные члены. Когда кончится наша Комиссия – Бог весть».

08.04.2019
Александр Пыжиков
https://profile.ru/histo...

По делам их узнаете их!

Российские комплексы РЭБ способно подавить любые американские ракеты

На днях китайское СМИ Sina опубликовало материала о современном развитии комплексов радиоэлектронной борьбы в армиях мира. По мнению военных аналитиков из Поднебесной, США по всем параметрам проигрыва...

"Прямая линия" с Владимиром Путиным: самое важное

Сегодня, 20 июня, состоялась "Прямая линия" с Владимиром Путиным. На протяжении нескольких часов президент отвечал на актуальные и важные вопросы, интересующие граждан. Каждое обращение...

Социальное государство. Быть или не быть.

Продолжить дело товарища Сталина в построении социального государства для всех русских народов, возможно лишь уничтожив мировой сионизм, сатанизм и иудаизм. Но вопрос открыт: нужно ли л...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Андрей Григорьевич Шкуро

    Шкуро очень противоречивая фигура в истории России и казачества - одни считают его предателем за сотрудничество с Гитлером, другие героем, боровшимся с большевистской заразой. Конечно Шкуро был безусловно смелым, отважным человеком, героем Первой мировой и Белого движения. Он не замечен в военных преступлениях и не участвовал боевых действиях против СССР и С...
    77

    СУМСКИЙ СЛОБОДСКОЙ КАЗАЧИЙ ПОЛК

    "Образовавшийся Сумский Слободской казачий полк занял пустопорожние места в Сумском и Лебединском уездах нынешней Харьковской губ. и часть пограничных уездов Полтавской и Курской губерний. Город Сумы был колыбелью нашего полка; он тут образовался , окреп, и в продолжение более ста лет своего существования Слободским казачьим полком, стяжал себе славу, с...
    63

    Константин Петрович Победоносцев

    Портрет Константина Петровича Победоносцева. 1902 г.Имя этого человека подверглась шельмованию ещё при его жизни, став синонимом «реакции» и «мракобесия». Советские учебники как попугаи повторяли блоковские строки «Победоносцев над Россией простёр совиные крыла». В действительности же Победоносцев был один из самых умнейших и образованнейших людей своей...
    74
    Ирина Репьёва Вчера 17:32

    Автомобильный Крестный ход "Святая Русь": 48-52 дни пути. Нижнеудинск, Мариинск, Красноярск, Кемерово, Томск, Новосибирск

    Город Нижнеудинск, куда наши крестоходцы прибыли 18 мая 2019 года, https://vk.com/video52682943_456239383?list=8590d5f4f4166c2258  был заложен на реке Уде в середине семнадцатого столетия, когда в эти места, населённые бурятами, прибыло русское казачество. https://vk.com/video-148932319_456239360?list=4563b04eb534518e40  Местные племена встрети...
    197

    Почему у донских казаков были красные лампасы, а у кубанских - малиновые

    Цвета и их сочетание на военной форме всегда были такой армейской азбукой, которая должна была быть понятна и неграмотному.Происхождение лампасовОсобое место в военной форме казаков всегда занимали лампасы. Носивший этот знак считался свободным человеком, не платящим податей, обязанным только военной службой. Впрочем, как назывался лампас у казаков, ник...
    199

    Гибель казачьего городка Быстрянский

    Шестнадцатого августа 1738 года в донской казачий городок Быстрянский прискакали двое испуганных всадников. «Валит на нас Касай-мурза с черкесской силой - видимо-невидимо!» - кричали они, торопясь в избу станичного атамана. Ударили «всполох», сбежались к майдану станичники. Но - увы! - их было слишком мало, чтобы противостать тринадцатитысячному татарск...
    125

    Казачий род Акуловых

    Акулов Василий Андреевич( 16.03.1854-ноябрь 1921)Биография:Православный. Из дворян Смоленской губернии. Причислен к Войсковому сословию ККВ, станицы Сторожевой. Православный. Образование получил в Полоцкой военной гимназии. В службу вступил 10.08.1872. Окончил 2-е военное Константиновское училище (1874; по 2-му разряду). Выпущен в 1-й Полтавский полк Ку...
    95

    Реальные исторические лица и места, присутствующие в романе "Тихий Дон"

    Хутор Дубовой (Дубовской). 1950 г.В черновом варианте «Тихого Дона» Аксинья происходила из этого хутора. В окончательном варианте Шолохов поменял название хутора на Дубровка — другой, соседний с Вёшенской, хутор Казак-атаманец Федор Стратонович Чукарин с женой. 1916 г. Реальное историческое лицо, действующее в отрывке рукописи «Тихого Дона...
    119

    Чем казачья шашка отличается от драгунской?

    Обе эти шашки - детища одного конструктора, генерала Горлова. Обе - образца 1881 года. Однако часто можно слышать, как одну из них называют, именно, шашкой, а вот про другую говорят: "Разве ж это шашка?.. Это сабля!.." Вверху - драгунская шашка, внизу - казачья шашкаМежду тем как первая, так и вторая являются именно шашками - с соответствующим подвесом (...
    1542

    Немного о казаках. Часть 2

    Сводный казацкий полк потому и назывался сводным, что в него входили представители различных казачьих войск, а именно- Уральского и Оренбургского, Сибирского,Забайкальского, Астраханского, Семиреченского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. Ну и Лейб-гвардии Уральскую Казачью Его Величества сотня, которая стала основой этого полка. По велению Никола...
    123

    Попытка освобождения царской семьи

    Интересная история. Пока царская семья находилась в плену у победившей буржуазной демократии, как-то и попыток освободить её не наблюдалось. Но с переменой власти плен царской семьи стал совершенно нестерпимым ... для господ Борха, Берга, Водо, Яффы со товарищи. Интересно описание ситуации в Тобольске в начале 1918 года. http://militera.lib.ru/memo/...
    151

    Этот день в Русской истории

    Сегодня мы вспоминаем основоположника славянофильства И.В.Киреевского, а также писателя И.С.Шмелева… Иван Васильевич Киреевский Сегодня день памяти выдающегося русского православного мыслителя, основоположника славянофильства Ивана Васильевича Киреевского, скончавшегося 11 июня 1856 г.И.В.Киреевский родился 22 марта 1806 г. в Москве в дворянской семье....
    183

    ГОСУДАРЬ-МИРОТВОРЕЦ

    Своей инициативой созыва мирной Гаагской конференции 1899 года Император Николай II хотел создать международную систему, которая смогла бы эффективно препятствовать большим войнамСоветская историография объясняла инициативу Императора Николая II по созыву мирной Гаагской конферении 1899 года, конференции по разоружению, — «слабостью царского режима», «о...
    233

    Пётр Матвеевич Греков 8-й

    Пётр Матвеевич Греков 8-й(1769, 1762 или 1764–1817)Генерал-майор. Герой двух русско-турецких войн Вечный шеф 16-го Донского казачьего полка, происходивший из прославленного казачьего дворянского рода и родившийся в донской станице Луганской (ныне город Луганск на Украине), начинал военную службу в 1784 году рядовым казаком. В следующем году он производит...
    214

    Терский казак - моряк и адмирал

    23 июня (10 июня по ст. стилю) 1906 года в станице Прохладная (ныне город Прохладный, Кабардино-Балкария) в терской казачьей семье родился Арсений Григорьевич Головко (1906-1962) — советский флотоводец, адмирал (1944), бессменный командующий Северным флотом во время Великой Отечественной войны. Будущий адмирал окончил церковно-приходскую школу. С 1922 г...
    237

    ИЗ АСТРАХАНСКИХ СТРЕЛЬЦОВ в ЯИЦКИЕ КАЗАКИ

    Карпов Ахилл Бонифатьевич в своей работе "Уральцы. Исторический очерк" опубликовал списки яицких казаков за 1632, составленные полковником Богданом Змеевым, используя листы 22-83 рукописи.  Кроме имен и отчеств у многих казаков записаны прозвища, в основном топонимические, позволяющие определить прежние места жительства: Казанец, Моск...
    228

    Донские добровольцы в Сербии. 1876 г.

    Несколько дней назад в России отмечали славную дату марш-броска российских десантников в Приштину. У нас давние связи с Сербией.Донские добровольцы в Сербии. 1876 г. "Донские епархиальные ведомости" 1876 г.А.Н. ЧеботаревНовочеркасск 2019 г....
    212

    Поисковики восстановили память о полных георгиевских кавалерах

    Атаманы одной станицы Поисковики восстановили память о полных георгиевских кавалерахАктагучинская станица Забайкальского казачьего войска — одно из старейших поселений в регионе. Точная дата его основания неизвестна, но, судя по обнаруженным здесь монетам, первые жители пришли сюда во второй половине XVIII века. Село было расположено на просторной равнине, окруже...
    237

    Казаки: Последняя победа Русской армии

    Русская Армия была распущена осенью 1917 года. Но она не почила тихо в бозе. Напоследок она громко заявила о себе блистательной победой - 7 ноября (25 октября) 1917 года. В день, когда в Петрограде вершилась революция, когда матросы и красногвардейцы штурмовали Зимний дворец, когда вконец разложившиеся солдаты бросали фронт, когда даже самые верные част...
    289

    Немного о казаках. Часть 1

    Казаков то в имперском Петербурге начала 20 столетия было немало. И сейчас даже посчитаем сколько. Вот смотрите:Лейб-гвардии Казачий Его Величества полкЛейб-Гвардии Атаманский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полкЛейб-гвардии Сводно-казачий полк (с 1906 года - до этого Лейб-гвардии Уральская казачья Его Величества сотня)ну и , естественно Собственны...
    223

    ПЕШЕЕ ФЕХТОВАНИЕ ДЛЯ КАЗАКОВ

    Предлагаю читателям ознакомиться с документами, освещающими эту тематику.Обращаться к документам полезно всегда. Такой подход в изучении материалов очень помогает сохранять трезвомыслие и реалистический подход к интересующей тематике. ...
    238

    1910-е годы. Воспитанницы Санкт-Петербургского сиротского института императора Николая I.

    Институт был основан в 1834 году, находился на набережной реки Мойки (бывший дворец графа К. Г. Разумовского).В институт принимались девочки сироты и полусироты из семей малообеспеченных младших офицеров, чиновников военной и гражданской служб, а также, дочерей лиц, имевших ученые степени, умерших на действительной службе, не выслужив положенных пенсией лет. ...
    316
    Ходанов 23 июня 19:22

    МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ МИЛОРАДОВИЧ ИСТИННЫЙ РЫЦАРЬ ИМПЕРИИ

    МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ МИЛОРАДОВИЧ «Чтобы быть везде при вашем высокопревосходительстве, надобно иметь запасную жизнь».                                                                   ...
    1385
    vovanpain
    23 июня 17:56

    Гордые "благодарные" грузины

    Появлению русских войск в Закавказье предшествовал ряд важный событий.В 1586 году Грузия предприняла попытку принять Российское гражданство.К тому моменту в результате бесконечной резни, которую устраивали турки и персы, грузин оставалось не более 40 тысяч. Сейчас их примерно в 100 раз больше. Храмы и святыни были осквернены, земли разорены, дети остава...
    436

    Казачество: Этот день в истории

    ● В 1774 г. воспользовавшись отсутствием большинства казаков во время очередной Русско-турецкой войны, войско, состоявшее из конных закубанских татар, кабардинцев и турок, возглавляемых калгой из рода крымских ханов, решило потешить свою «удаль молодецкую» и обложило станицу Наурскую, за которой лежала Червленная и другие добычные станицы. В станице праздновали Д...
    290

    Воинская повинность казачьих войск в России в 1913 году

    Напомним, что к 1913 году Вооруженные силы Российской империи состояли из: *Постоянные Вооруженные силы, * Государственное ополчение (созывается лишь во время войны). Постоянные Вооруженные силы подразделялись на: *Сухопутные войска, *Морские силы. Постоянные Сухопутные войска состояли из: 1.Армия, 2.Запас Армии, 3.Казачьи войска, 4.Инородческие войска....
    274

    Дед Гришака в романе "Тихий Дон" Шолохов: образ и характеристика

    Дед Гришака и Мишка Кошевой (часть 6 глава LXV). Иллюстрация С. Королькова....................................................................................................................................... Дед Гришака является пожилым донским казаком, соседом главного героя романа, Григория Мелехова. Полное имя деда Гришаки - Григорий Коршу...
    325

    «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия от 22 июня 1941 года

    Митрополит Сергий (Старогородский) От редакции. Глава Русской Православной Церкви митрополит Сергий в первый же день войны обратился к народу с воззванием, в котором пророчески сказал, что враг будет разбит, Господь дарует нам победу. Отпечатанное на обычной пишущей машинке послание митрополита Сергия опередило речь верховного главнокомандующего.В пос...
    404

    Этот день в Русской истории

    Сегодня мы чтим память св. праведного Алексия Московского и вспоминаем начало Великой Отечественной войны… Святой праведный Алексий Московский Святой праведный Алексий Московский, в миру Алексий Алексеевич Мечев, родился 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора. Среди родных он выделялся мягкосердечием, тихим, миро...
    325

    Гавриил Амвросиевич Луковкин

    Гавриил Амвросиевич Луковкин(29 февраля 1768 или 1772–1849)Генерал-майор. Герой Заграничных походов русской армии 1813 и 1814 годов Происходил «из генерал-майорских детей Войска Донского». Его отцом был войсковой судья в генеральском чине Амвросий Гавриилович Луковкин, который записал сына на службу казаком в 12 лет. К тому времени он прошёл в полном об...
    452
    Gnuss 21 июня 16:55

    У России всегда непредсказуемое прошлое...

    "История - это политика, обращенная в прошлое"К вопросу о расстреле царской семьи... (В качестве примера...)Один острослов заметил, что у России всегда непредсказуемое прошлое. Шутка отдает русофобией, но в ней уловлена существенная черта нашего национального характера, - для русского человека прошлое - не есть что-то канувшее в Лету. Русский человек, д...
    454

    Этот день в Русской истории

    Сегодня, в день памяти святого великомученика Феодора Стратилата, мы вспоминаем русского композитора Н.А. Римского-Корсакова… Святой великомученик Феодор Стратилат  Сегодня мы чтим память покровителя православных воинов св. вмч. Феодора Стратилата. Он был воеводой (стратилатом) в г. Ираклеена побережье Черного моря. Исповедуя Христову веру, он сво...
    359

    Казак Токарев Фёдор Васильевич

    14 июня (2 июня по ст. стилю) 1871 года в станице Егорлыкской Области Войска Донского в казачьей семье родился Токарев Фёдор Васильевич - конструктор стрелкового оружия, начальник опытной оружейной мастерской тульского оружейного завода. Окончил церковно-приходскую школу. Уже в 7-летнем возрасте освоил кузнечное дело, отличался тягой к изобретатель...
    597

    Этот день в Русской истории

    Сегодня день памяти священномученика архиепископа Андроника (Никольского); также мы вспоминаем писателя и поэта, академика, князя С.А.Ширинского-Шихматова… Священномученик архиепископ Андроник (Никольский) Сегодня Святая Церковь вспоминает почетного председателя Новгородского и Пермского отделов Союза Русского Народа сщмч. Андроника (Никольского), архи...
    483

    Казачество: Этот день в истории

    ● 20 июня (9 июня по ст. стилю) 1793 года черноморскими казаками был заложен г. Екатеринодар (ныне Краснодар).В этот день казаки во главе с кошевым атаманом Захарием Алексеевичем Чепегой у впадения притока реки Карасун в Кубань в урочище Карасунский кут заложили войсковой город. 9 ноября (29 октября по старому стилю) 1793 город впервые упоминается под названием Екатер...
    663

    Казачьи судьбы

    Татаркин Григорий Васильевич (27.11.1873-14.10.1947) - казак ст. Новочеркасской, кадровый офицер русской Императорской армии и Донской армии, генерал-майор Всевеликого Войска Донского, Вооружённых Сил Юга России (ВСЮР) и Комитета освобождения народов России.Родился 27 ноября (9 декабря) 1873 года в ст. Новочеркасской Области Войска Донского в казачьей с...
    691
    Klopik Фитиль
    20 июня 12:11

    Как Суворов при Козлуджи турецкую армию разбил

    На северо-востоке Болгарии есть небольшой городок Суворово, который любителям истории больше известен под названием Козлуджи. Здесь 20 июня 1774 года произошла битва, решившая судьбу шестилетней войны между Оттоманской портой и Россией: корпус генерал-поручика Александра Суворова разбил турецкую армию рейс-эфенди Хаджи-Абдул-Резака. После разгрома турецкий султан был ...
    1532

    Иван Дмитриевич Иловайский 4-й

    Иван Дмитриевич Иловайский 4-й (1766 или 1767 — после 1827)Генерал-майор. Донской казачий военачальник. Герой войн против наполеоновской Франции Сын наказного атамана Войска Донского генерала от кавалерии Д. И. Иловайского, из донского дворянского рода. На службу был записан казаком в Атаманский полк в мае 1772 года. Образование получил домашнее. В мае ...
    743

    Анна Ярославна, королева Франции

    Десять лет она была в центре одного из самых громких и пикантных скандалов феодальной ЕвропыСватовство«До его величества Генриха I дошла слава о прелестях принцессы Анны, дочери Георгия, короля Руссии, ныне зовущейся Московией. Его величество был очарован известиями об её совершенствах и отправил посольство добиваться руки принцессы». Так повествовал о начале этого бр...
    930

    Этот день в Русской истории

    Сегодня день памяти лидера пермских монархистов П.В.Рябова… Петр Васильевич Рябов Пётр Васильевич Рябов родился в 1870 году в крестьянской семье Осинского уезда Пермской губернии. Известно, что он работал браковщиком Пермских пушечных заводов. В 1907 г. Рябов уволился с этой работы по состоянию здоровья, жил в пригороде Перми — Мотовилихинском заводе, ...
    682
    Беском 18 июня 21:18

    Как полковник Кутепов с февральской революцией воевал

    27 февраля 1917 года для борьбы с восстанием рабочих и солдат в Петрограде генерал Хабалов (командующий войсками Петроградского военного округа) сформировал карательный отряд, командиром которого был назначен полковник Кутепов. «Белый» воин, доблестный и отважный офицер, беспримерный патриот — таковы характеристики полковника Кутепова. Кутепов неизменный...
    681
    За Царя! 18 июня 20:08

    Великие княжны - именинницы: Татьяна - 11 июня, Анастасия - 18 июня, Мария - 27 июня

    Великая княжна Татьяна Николаевна – пример действенной заботы. Не только распорядками в доме могла бы она заведовать, но… и в целом государстве«Абсолютно лишённая самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать всё то, о чём её просили… У неё был практичес...
    554

    Казачество: Этот день в истории

    ● В 1637 г. казачество одержало блестящую победу в борьбе за османский Азов. В течение 5 лет Азов был столицей Войска Донского, но в 1641 г. огромная турецкая армия окружила Азов. 4 месяца длилось "Азовское осадное сидение". Донские казаки проявили беспримерное мужество отстаивая город, но не получив поддержки от Российского государства, вынуждены были ...
    902
    Rif ПАТРИОТ
    18 июня 09:34

    ИЕЗУИТСКИЙ ПРОЕКТ В РОССИИ

    Александр Пыжиков II РОССИЯ. НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ II ИЕЗУИТСКИЙ ПРОЕКТ В РОССИИДоктор исторических наук, профессор МПГУ Александр Пыжиков в седьмом видео из цикла "Россия. Настоящая история", посвященном узловым событиям нашего прошлого, рассказывает о том влиянии, которое оказывал орден иезуитов на представителей самой именитой аристократ...
    609

    Максим Григорьевич Власов 3-й

    Максим Григорьевич Власов 3-й (25 августа 1767– 3 июля 1848)В многовековой истории Донского казачьего войска казак станицы Раздорской считается одним из известнейших военных деятелей. Он имел богатейшую боевую биографию, ещё в молодости став одним из геройских казаков. Более того, он являлся одной из наиболее ярких личностей среди войсковых атаманов тихого Дона. Довел...
    833

    Опыт национального устройства и проекты национального переустройства

    Интересное введение в интересную книгу. Владислав Якимович пишет о том, что национальная политики большевиков выросла из определённой национальной традиции, а идеи большевиков в области национально-государственного строительства сформировались под влиянием идей, вызревавших в национальной революционной среде, и под могучим влиянием марксизма.Кстати, тем, кто уверен в ...
    802

    Почему в Украине столько русскоязычного населения

    Сегодня у нас встреча с нашей старой знакомой, актрисой и телеведущей Яниной Соколовой. Пару раз мы отшлёпали эту барышню, видимо ей понравилось и захотелось ещё.Почему на Украине столько украиноязычного населения, мы уже разобрались - принудительная украинизация. Давайте послушаем её версию насчёт русскоязычного...(Продолжение в видео)...
    1426
    Ирина Репьёва 16 июня 19:13

    Автомобильный Крестный ход "Святая Русь": 46,47,48 дни пути. Улан-Удэ, Селенгинск, Иркутск, Кутулик, Тулун.

    16.5.2019. В городе Улан-Удэ наши крестоходцы вновь встретили добрых людей, которые и разместили их, и от души накормили.  Но и паломники не были чужды благотворительности, весь Крестный ход помня слова Евангелия от Матфея: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне...". ...
    1532

    Фридландское сражение под командованием Наполеона и Русской армией под командованием генерала Л. Л.Беннигсена под Фридландом (ныне город Правдинск)

    Фриландское сражение  произошедшее 14 июня 1807 года под Фридландом (ныне город Правдинск), примерно в 43 км к юго-востоку от Кёнигсберга (ныне город Калининград). Битва завершилась поражением русской армии и привела к скорому подписанию Тильзитского мира.Сражение знаменито тем, что за мужество и героизм, проявленные в нём русскими солдатами, они вп...
    5

    ЗАБОТЫ ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА О ПЕРЕВООРУЖЕНИИ РУССКОЙ АРМИИ

    Во время Севастопольской войны только что вступивший на Престол молодой Государь Александр Николаевич пожелал видеть действия англо-французского флота, который в июне 1855 года подходил к Кронштадту. 10 июня Государь с Императрицею и Своими Августейшими Детьми Николаем и Александром Александровичами отправились в Кронштадт. Здесь Они видели, как со...
    936

    Monumentum Андрею Шептицкому! Ч.1 О памятнике Андрею Шептицкому и общие сведения о Грекокатолической Церкви.

    (Митрополит УГКЦ Андрей Шептицкий) Я памятник воздвиг себе вполне уж рукотворный.И, чтобы не говорила обо мне молва,Я все же вылежу, четыре земные престолы, Как настоящий грекокатоликов глава. Дурить я буду вас, не смотря на кровь, смерть и стоны. И после того, когда умру Полюбят меня мнигие русофобы, Для них я как путеводная звезда! О Рим! Канон...
    1091

    Monumentum Андрею Шептицкому! Ч.2 Жизненный период Андрея Шептицкого 1900 – 1917гг.

    Жизнь человека, его биография, а тем более иерарха церкви, это как памятник, на котором написано поступками сущность его веры, ради которой он жил и умер. Я памятник воздвиг себе вполне уж рукотворный.И, чтобы не говорила обо мне молва,Я все же вылежу, четыре земные престолы, Как настоящий грекокатоликов глава. Дурить я буду вас, не смотря на кровь, см...
    1079
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика