• РЕГИСТРАЦИЯ

Незадачливое хождение в народ

Rif
По делам их узнаете их!
13 июля 14:32 0 922

150 лет назад русские революционеры сильно просчитались, сделав ставку на бунтарские настроения в раскольничьей среде

Народники активно агитировали крестьян, раздавали листовки, но полиция так же активно их отлавливала и отправляла на каторгу. Типичный сюжет того времени отражен в картине Ильи Репина «Арест пропагандиста»

Термин «хождение в народ» принадлежит М. А. Бакунину; став хрестоматийным, он прочно вошел в отечественную историю. Им обозначают целый этап в движении российской интеллигенции навстречу своему народу (а не выходцам из него) с целью помочь ему обрести лучшую долю после веков крепостнического угнетения. Это яркое движение пользовалось симпатией советской историографии как проявление освободительного порыва лучших представителей России в ту эпоху, когда еще не созрели предпосылки для великой победы.

Однако сегодня, используя знакомый термин, следует наконец уяснить то, что игнорировали или не замечали долгое время: это было хождение не просто в народ, а хождение в раскол. Именно так и никак иначе задумывали и обосновывали его отцы-вдохновители Герцен, Огарев и Бакунин. Их идеи легли в основу практической деятельности многих энтузиастов из студенческой среды, за свое стремление в российские просторы прозванных «деревенщиками». Задача состояла в прояснении староверческого сознания и в организации сил в правильном направлении. Многие думали, что, учитывая бунтарскую родословную раскола, достаточно двух-трех, в крайнем случае пяти-шести лет, и социальная революция в России станет явью.

Кружки, артели и листовки

«Хождение в народ» как массовое явление началось в 1870‑х годах и продолжалось почти до конца десятилетия. Энтузиазм его участников был связан с раскрытием внутренних сил староверчества – давнего врага самодержавия. Например, О. В. Аптекман в своих воспоминаниях о народнической организации «Земля и воля» говорит прямым текстом:

«…В круг обязанности «деревенщины» входила деятельность среди раскольников и сектантов, на которых мы в то время возлагали большие надежды. В нашей программе раскол и сектантство чуть ли не стояли во главе угла». Эта установка отражала серьезные надежды тех, кто готовил и вырабатывал программу общества.

Темой раскола был увлечен один из лидеров «Земли и воли» М. А. Натансон. Что касается другого яркого народнического вожака, А. Д. Михайлова, то он постоянно находился в староверческих регионах страны. Объездив ряд приволжских губерний, жил и учительствовал в селениях раскольников. Сам он вспоминал: «Мне пришлось сделаться буквально старовером. Пришлось брать себя в ежовые рукавицы, ломать себя с ног до головы. Я должен был во всем подделаться под эту среду, чтобы стать на одной с нею почве, иметь возможность влиять на нее».

Мир раскола восхищал А. Д. Михайлова своей самобытностью, духовными интересами и самодеятельной организацией. У него завязались там прочные связи, с помощью которых он проник и к сибирским бегунам, и к астраханским общинникам, был принят на Преображенке в Москве. Во время заездов в Петербург А. Д. Михайлов настойчиво советовал своим соратникам изучать священное писание и историю раскола, рекомендовал создать типографию со специальным славянским шрифтом, чтобы революционную литературу для раскольников печатать именно на нем.

Стремление к раскольничьим низам отличало не только вожаков народников, но и всех, кто участвовал в движении. Так, перед выездами в российские губернии молодые люди проходили своего рода подготовку, чтобы им легче было погрузиться в народную среду. Подготовка происходила в рамках семинаров численностью по 30–40 человек, действовавших и в Петербурге, и в Москве. О них мы узнаем из мемуаров Д.Н. Овсянико-Куликовского – известного впоследствии ученого-лингвиста и психолога. Рассказывая о студенческих годах, он писал о своем увлечении расколом, о том, с каким жадным любопытством и энергией принялся за изучение старообрядчества в его прошлом и настоящем. И в результате собрал обширный материал, прочел книги и статьи А. Щапова, П. Мельникова, И. Никольского, Г. Есипова и др. Кружок, где Д. Н. Овсянико-Куликовский делал сообщения о расколе, пользовался известностью и прекратил свое существование, когда будущего ученого задержала полиция.

Подготовленное в таких кружках молодое поколение оказывалось среди того народа, который и предстояло поднять на борьбу, указав ему путь в будущее. Территориально деятельность народников сосредоточивалась в российских губерниях, расположенных вдоль по Волге. Считалось, что в этих преимущественно старообрядческих регионах наиболее силен бунтарский разинско-пугачевский дух. Волга рассматривалась в качестве естественной оси, от которой в обе стороны должны распространиться агитационные импульсы. Агитаторы всюду действовали по стандартной схеме: организовывали различные артели, школы, медицинские пункты и т. п., откуда распространялась нелегальная литература и где велась разъяснительная работа.

Например, в Ярославской губернии устроили слесарную артель, куда приглашались крестьяне из соседних селений. Работа в ней шла для отвода глаз, главным же было настраивание местного населения на восстание против царя и правительства, за установление новых порядков. Крестьянам сообщалось о массах недовольных, о пяти тысячах уральских казаков, ожидающих начала бунта.

Народовольцы ходили по селам, посещали сходы, учили революционным песням, раздавали листовки. Иногда к делу относились более творчески, используя религиозные моменты. Так, в Калужской губернии столичные студенты из медико-хирургической академии, военно-артиллерийского училища ходили по деревням с Библией и в христианском ключе проповедовали о новой эре, когда не будет ни частной собственности, ни правительства, а все будет общее.

Зная религиозность русского народа, революционеры 70-х годов XIX века пытались использовать в своей работе конфессиональный подход, но это не сработало

Необходимо подчеркнуть, что темы листовок, распространявшихся агитаторами по стране, были рассчитаны в первую очередь на раскольников. Скажем, в листовке «О правде и кривде» содержался рассказ о неправедном насаждении на Руси греческой церкви, от которой все зло. Два столетия тому назад народ восстал против попов, насаждающих иноземщину, и начал по своему разумению толковать Писание, отверг власть помещиков и церкви, весь царский порядок и решил вернуться к старым обычаям: «Вот за что поднимались наши раскольники: старые книги и двуперстное сложение и восьмиконечный крест – это было для них то же, что знамя для солдат. Не за него бьются солдаты: знамя поднимается, чтобы собрать всех вокруг него».

То, что народники действовали в основном именно в старообрядческих районах, подтверждают и данные об арестах, произведенных властями. Как следует из полицейских справок, летом 1874 года в 28 губерниях страны за распространение запрещенной литературы и агитационную деятельность было арестовано 298 человек, причем 200 из них – лишь в 9 губерниях (Московской, Саратовской, Самарской, Казанской, Ярославской, Владимирской, Пензенской, Вятской, Орловской). Остальные 100 человек задержаны в регионах юга России и Украины. То есть там, где, образно говоря, ощущался недостаток староверческого духа, активность народнических организаций была незначительной, основные же силы народовольцы направляли в исконно раскольничьи регионы.

Непреодолимая пропасть

Можно говорить, что народничество 1860–1870‑х годов выстраивало свое движение не вокруг какого-либо класса, а вокруг старообрядческих низов как определенной религиозной – не социально-экономической – общности. С середины ХIХ столетия российское общество, по сути, впервые получило серьезные знания о расколе, что заметно расширило представления о жизни страны. Объединяющим началом староверческого социума выступала его религиозная идентификация, в корне отличающая старую веру от государственности синодального православия.

Действительно, староверие выглядело весьма привлекательно, поскольку издавна противостояло самодержавной России и РПЦ. С точки зрения групп, жаждущих политических перемен в стране, раскол был признан движущей силой, которая наконец-то трансформирует революционные порывы лучшей части интеллигенции в реальную практику. Такое понимание раскола, а главное – политических перспектив, связанных с ним, и явилось основой для выработки конфессионального подхода в борьбе против правящего режима.

Неразвитость социальных структур в России середины ХIХ века была очевидной. Многие наблюдатели, включая иностранных, говорили о невозможности использовать достижения европейского общественно-политического багажа в российском опыте. Классовые теории как новейшее слово западной мысли признавались непригодными для наших условий. Тем большую ценность приобретали осмысление раскола как сугубо доморощенного явления и стремление к практическому взаимодействию с ним. Противники самодержавия обрели вектор для выстраивания не только идейной, но и всей организационной работы.

Конфессиональный подход к борьбе, сформулированный знаменитыми революционерами Герценом, Огаревым и Бакуниным, стал своего рода фирменным знаком народничества. О конфессиональности движения свидетельствует и то, что в народнических организациях в принципе отсутствовало деление народа на крестьян и рабочих. Вместе с тем четко прослеживались религиозные предпочтения. Знакомство с деятельностью народных агитаторов позволяет лучше понять высказывание революционера С. М. Степняка-Кравчинского: «…Тип пропагандиста 1870‑х годов принадлежал к тем, которые выдвигаются скорее религиозными, чем революционными движениями. Социализм был его верой, народ – божеством… он твердо верил, что не сегодня завтра произойдет революция, подобно тому, как в Средние века люди иногда верили в приближение Страшного суда».

Но действительность нанесла жестокий удар по этой восторженной вере. К 1880‑м годам стало очевидно, что старообрядцы слабо реагируют на пропаганду, оставаясь глухими к призывам подниматься на борьбу, час которой пробил. О полученной литературе они говорили, «что много греха взяли на душу, читая такие книги, которыми только прогневали Господа Бога». Более того, не только бунтарские настроения, но даже здравые начинания интеллигенции по организации школ, созданию различных артелей, учреждению ссудно-сберегательных касс и т. д. встречали мало понимания у трудового народа.

Участники движения убедились, что от народных верований, традиций и быта их отделяет настоящая пропасть, преодолеть которую невозможно. На их подвижничество народ смотрел как на господские забавы. Один из теоретиков народничества И. И. Каблиц впоследствии пояснял: «Интеллигенция находилась издавна у нас в самой тесной связи с бюрократией и владельцами крепостных душ. Из их рядов наполнялась она и им, в свою очередь, служила; неудивительно, что народ привык их вполне смешивать. Для него студент – барский сынок и ничего больше».

Крушение иллюзий

К концу 70‑х годов XIX века революционное движение, выстроенное на конфессиональной основе, заходило в тупик. Потуги интеллигенции выглядели удручающе: прежние конфессиональные ставки оказались несостоятельными. На этом нерадостном фоне у молодой интеллигенции произошло обретение новых ориентиров для продолжения борьбы: в российском обществе происходит разворот к классовому подходу. Пересмотр идейных установок повлек качественную переоценку всей революционной практики. Недавние участники «хождения в народ» начинают смотреть на него исключительно с классовых позиций; в нем видят не раскольников и никониан, а крестьян и рабочих как участников прежде всего экономического процесса. За кем в России будущее? В зависимости от ответа на этот вопрос происходило размежевание народнического движения в восьмидесятых годах.

Большая часть интеллигенции провозгласила крестьянство экономическим классом, который поведет страну к светлому горизонту в силу своей многочисленности, подлинной, обусловленной близостью к земле нравственности и т. д. Однако другим следствием этой трансформации стало увлечение некоторых бывших народников марксизмом, интерес к которому пробуждается в России в тех же 1880‑х годах. В соответствии с учением Маркса главным двигателем борьбы объявлялся пролетариат, за которым теперь закреплялась роль могильщика старого мира.

Участница «хождения в народ» Вера Фигнер писала: «Для нас, материалистов и атеистов, мир раскольников закрыт»

Отмеченные метаморфозы российского революционного движения неплохо прослеживаются по автобиографическим очеркам именитой революционерки В. Н. Фигнер. Она вспоминала, что в начале ее революционного пути помимо обычной литературы сильное влияние на нее оказал «трогательный образ кроткого учителя из Назарета». Этот образ послужил примером для многих из ее круга: «Иисус Христос удовлетворял нравственное чувство, давал в Евангелии наибольшее количество когда-либо полученных этических идей, учил, что самопожертвование есть высшее, к чему способен человек».

С такими идеями Фигнер, активная участница «хождения в народ», вместе со своими товарищами испытала крушение пропагандистских иллюзий. Осознание бесперспективности усилий привело ее к пересмотру жизненных ориентиров уже на основе экономической литературы. А то, от чего пришлось отказаться, познакомившись с политическими и бытовыми реалиями России, Фигнер называет четко и ясно: «…Для нас, материалистов и атеистов (теперь уже так! – «Профиль»), мир раскольников закрыт, а в смысле протестующей силы безнадежен».

Участники революционной борьбы, познавшие горькое разочарование в своем прежнем кумире – расколе, обрели новый источник и начали действовать по другим схемам. Применение этих схем в России явилось задачей целой плеяды деятелей, влившихся в ряды народившейся российской социал-демократии: Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, Л. Мартова и др. Конфессиональные надежды народничества были отброшены как ошибочные и бесперспективные. На смену им приходили классовые идеи, сформулированные европейской мыслью. На народные массы стали смотреть уже не конфессиональным, а экономическим взглядом. На революционный пьедестал вместо религиозного раскола взошли экономические классы – пролетариат и крестьянство.

Такая ситуация сохранялась вплоть до 1917 года. Новое поколение борцов с режимом связывало свои перспективы только с тем или иным из них, не обращая серьезного внимания на раскол. Его отправили на глубокую идейную периферию, а надежды на него у предшественников по борьбе объяснили их недостаточной политической зрелостью.

04.07.2019
Александр Пыжиков
https://profile.ru/history/...

По делам их узнаете их!

Ленин в шоке!
  • alexkolos
  • 21 августа 11:42
  • Промо

Нет, все понятно. Партийная элита всегда жила хорошо. А хочет жить еще лучше. Но кто у нас в кандидатах от КПРФ? Человек с пенсией в 160 с гаком рублей? 3 квартирами в Москве, 6 в Гелен...

Власти Москвы «воспитывают» оппозиционеров рублём.

https://vk.com/rus_improvisation?z=video-162265400_456239050%2F2faf5b0725ef4fb3e8%2Fpl_wall_-53474 ООО «М.Такси» подало в Тушинский суд сразу три иска на общую сумму 800 тыс. руб. к ор...

Навальный, хреновый из тебя инфлюенсер!

Навальный вышел после очередного ареста, причем сделал это в толстовке бренда Tommy Hilfiger. Представитель компании весьма негативно оценила такую «рекламу». Леша любит красивую жизнь и...

Загрузка...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Rif 22 августа 18:02

    МОСКВА 1917-го. ТРЕТЬЯ РЕВОЛЮЦИЯ

    Глава 4МОСКВА 1917-го. ТРЕТЬЯ РЕВОЛЮЦИЯ Пулемёты стояли во всех куполах собора Василия Блаженного, пулемётная батарея - на колокольне Ивана Великого, во всех куполах храмов Кремля, во всех кремлёвских башнях, в куполе Храма Христа Спасителя и на всех более-менее высоких колокольнях, на нашей знакомой колокольне Страстного монастыря.Кстати,...
    48
    Rif ПАТРИОТ
    22 августа 18:00

    Деревня полыхала, а СС делали снимки, не зная, что через час их настигнет возмездие(+видео)

    "Деревня полыхала, а СС делали снимки, не зная, что через час их настигнет возмездие". Ясенев В.К.Воспоминания старшего лейтенанта - 73-ей Гвардейской стрелковой дивизии, 49-го стрелкового корпуса 7-й гвардейской армии, Ясенева Валерия Константиновича.О том, как батальон СС вымещал зло на деревне после краха операции "Цитадель," в июле 1943-года и о р...
    165
    Rif Фитиль
    21 августа 17:31

    Искренний «почитатель» народа

    В музее изобразительных искусств им. Александра Пушкина проводится выставка коллекции произведений искусств, собранной купцами Щукиными. Она, как завелось в постсоветские времена, сопровождается восторгами о том, сколько хорошего, полезного эти дореволюционные бизнесмены сделали для людей. Идиллия об искренних почитателях народа незримо витает в залах в...
    108
    Rif 21 августа 15:37

    РЕТРОСПЕКТИВНАЯ 1918 Ленин утвердил на трон патриарха Тихона

    Глава 3РЕТРОСПЕКТИВНАЯ 1918Ленин утвердил на трон патриарха Тихона Кремль, Москва. В этот самый Кремль из Питера переезжает правительство недавно образованного революционного государства - жидобольшевики, жидомасоны и жидокоммунисты... А в Кремле в это же время заканчивает свою работу Поместный собор «Русской греко-кафолической Православной Церкви...
    78
    Rif ПАТРИОТ
    21 августа 15:29

    Как шестёрка стала паханом (видео)

    Путин. Как шестёрка стала паханом Александр ИваницкийСоветский борец вольного стиля и самбист, чемпион и призёр чемпионатов СССР по вольной борьбе, призёр чемпионата СССР по самбо, многократный чемпион мира по вольной борьбе, олимпийский чемпион 1964 года, заслуженный мастер спорта СССР.СПЕЦОпубликовано: 19 авг. 2019 г.https://www.youtu...
    194
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    21 августа 15:27

    Сталин и церковь (видео)

    Сталин и церковь #Николай Сапелкин #Сталин #ЦерковьИсторик-религиовед Николай Сергеевич Сапелкин рассказывает о жизненном пути Сталина, о его обучении в духовной семинарии, ссылках и других факторах которые повлияли на его отношение к религии. Правда ли, что Сталин был безбожником и "фактически уничтожил веру" как говорят? Телекана...
    84
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    20 августа 14:51

    ЧТО СПАСЁТ РОССИЮ ОТ МАЙДАНА?

    ЧТО СПАСЁТ РОССИЮ ОТ МАЙДАНА? Роман ВАСИЛИШИН. 11.08.2019 #РАССВЕТХРОНО:00:06 – Новые книги, сакральные знания, хитрые планы12:12 – ЧЁ ТАМ У Х...ХЛОВ: кто вместо американского посла; главная надежда Кремля; кто поставил Зеленского; кто заменит старую элиту; когда наступит мир на Донбассе; что такое Хэппенинг?46:16 – ЧЁ ТАМ У РУСИЧЕЙ: Ма...
    122
    Rif ПАТРИОТ
    20 августа 14:50

    Твёрдый неуд для экономики РФ. Почему нужно менять всё

    Твёрдый неуд для экономики РФ. Почему нужно менять всёДоктор экономических наук Николай Новичков о том, по каким критериям мы упали до стран третьего мира. Почему образованные люди в нашей стране не востребованы. Как можно изменить ситуацию. Какие профессии в обозримом будущем перестанут быть нужными, а какие станут очень ценными.День Т...
    110
    Rif Фитиль
    20 августа 14:49

    Сергей Савельев. Почему нами управляют мошенники и проходимцы(видео)

    Сергей Савельев. Почему нами управляют мошенники и проходимцыЗолотой фонд ДеньТВ. Чем отличается мозг внушаемого человека. Как человек попадает в зависимые отношения. Какой отбор ведут государства и каков портрет идеального гражданина. К чему привели планету столетия усредняющего отбора. Об этом и многом другом рассказывает профессор С...
    167
    Rif 20 августа 14:47

    МИФ О РАЗРУШЕНИИ ХРАМОВ Самая «жареная» тема России

     Глава 2МИФ О РАЗРУШЕНИИ ХРАМОВСамая «жареная» тема РоссииВернемся к изначальной метафизической и в то же время конкретно-процедурной сути храма. Я говорю с религиозных позиций (пока). Допустите на минуту, что Бог есть! Как и Дьявол, естественно! Если мы совершаем несмертный грех, то в процессе участия в храмовых таинствах мы, получая благодатны...
    68
    Rif ПАТРИОТ
    19 августа 17:37

    Почему белые не взяли Москву и Петроград в 1919 году? (видео)

    Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на "Эхо Москвы". "Почему белые не взяли Москву и Петроград в 1919 году?"Канал МПГУОпубликовано: 19 авг. 2019 г.https://www.youtube.com/watch?v=DbbX9LCD5_k...
    86
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    19 августа 17:21

    "Завещание Ленина" Кто создавал антисталинскую фальшивку?"

    Е.Ю.Спицын на канале "День ТВ" в программе "Интервью. Кто создавал антисталинскую фальшивку?"Канал МПГУОпубликовано: 19 авг. 2019 г.https://www.youtube.com/watch?v=fFHyrME2I8Q...
    163
    Rif ПАТРИОТ
    19 августа 17:16

    СССР

    Александр Пыжиков2019-08-18https://vk.com/id410903514?z=photo410903514_457243024%2Falbum410903514_00%2Frev...
    100
    Rif 19 августа 16:16

    1991: ГОНЕНИЯ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

    Автор - в прошлом казначей-соучредитель первой в СССР зарегистрированной независимой религиозной организации «Общество Православной Церкви», а потому у него есть некоторое моральное право говорить на серьёзную для России тему, как давление на общество такой несчастной, но с отчаянья агрессивной паразитарной институции, как церковь».1991: ГОНЕНИЯ В РЕЖИМ...
    90
    Rif 18 августа 20:32

    Возрождение СССР грядет! Депортация граждан СССР - 17.08.2019

    Возрождение СССР грядет! Депортация граждан СССР - 17.08.2019В последнее время участились случаи противозаконных задержаний граждан СССР силовыми структурами РФ. В СМИ РФ возрождение Союза Советских Социалистических Республик выставляют как некую хохму, а граждан СССР выставляют как минимум шутами, вопреки здравому смыслу и букве закона...
    146
    Rif ПАТРИОТ
    17 августа 21:58

    Кто такие староверы и старообрядцы? (видео)

    Е.Ю.Спицын и А.В.Пыжиков "Кто такие староверы и старообрядцы?"Канал МПГУОпубликовано: 17 авг. 2019 г.https://www.youtube.com/watch?v=hKk7WSDSN9I...
    191
    Rif Фитиль
    17 августа 21:50

    Вдохновитель «литовского разорения»

    Петр Скарга родился в 1536 году в Польше в богатой помещичьей семье. Обучался в Кракове, год провел в Вене, обладал ораторским талантом, особенно получались у него поучения. В 1568 году в Риме вступил в Орден иезуитов, только набиравшем силу. Домой Скарга вернулся в новом качестве, развернув активную католическую пропаганду, выпустив труды о верховенств...
    155
    Rif 17 августа 17:50

    ВОЗРАСТ СУЩЕСТВОВАНИЯ РОССИИ И РУССКИХ ТУЗЕМЦЕВ – 400 ЛЕТ

    Но всё хуже, так как пора пересмотреть вообще существование древней истории.Я вам тут приведу краткий тезис того, что я изложу в отдельной книге: “Русские появились на земле 400 лет назад” ВОЗРАСТ СУЩЕСТВОВАНИЯ РОССИИ И РУССКИХ ТУЗЕМЦЕВ – 400 ЛЕТМосковский Кремль даёт представление о том реальном времени, с которого можно начать отсчёт реально фиксирова...
    254
    Rif 16 августа 18:31

    Хохлы.

    ПРЕДЫСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КОШМАРАУКРАИНА КАК ДРЕВНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК РОДОВОЙ СМУТЫ.Все мы привыкли к тому, что все народы Российской Империи, кроме титульной нации, всегда воспринимались как бы людьми второго сорта. Взять в пример хоть иронию над Хохлами, которую столетия раздувают жандармы из Опричины-III Отделения-ЧК-КГБ-ФСБ-Гестапо.., но это вообще-то дл...
    163
    Rif 15 августа 19:15

    Миф о русско-германском царе батюшке (часть 3-я). Русский герб - гермафродит Палеолог

    Русский герб - гермафродит Палеологов Источник любого так называемого языческого символа - хтонический культ. Цель культа - обретение прежде всего силы власти от того хтонического божества, кому посвящена мистерия жертвы.Иногда божество помогало начать новую царскую родовую линию. Женщина из богатого, но не очень знатного рода могла заказать храмовую о...
    181
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика