• РЕГИСТРАЦИЯ
Григорий Миронов
25 апреля 2016 г. 11:04 1061 0 0.00

«Руска бешеда» - неизвестный язык

«Руска бешеда» - именно так называют свой язык русины-переселенцы на Балканском полуострове. Язык - это неотъемлемая часть народа, сремско-бачванские русины уже более чем 250 лет сохраняют его на территории исторических областей Бачка и Срем, что в современной Воеводине (север Сербии) и северо-востоке Хорватии.

Центральное место в статье отведено исследованию истории развития русинского языка, положению его в государственных институтах, анализу современного употребления русинского языка среди местного русинского населения и в официальных органах власти автономной области Воеводина (Сербия). Ценность работы подкрепляется и тем, что в отечественной историографии и публицистике существует очень ограниченное число работ, посвященных истории развития русинской лингвистики и литературы.

Под русинским языком в данной работе подразумевается язык сремско-бачванский русин (в Сербии и Хорватии), который в лингвистическом смысле нужно различать от русинского языка, на котором разговаривают русины в Закарпатской области Украины, Словакии, Венгрии, Румынии и в некоторых других странах.

Первые русины начали переселяться на Балканы в 40-х годах XVIII века. Они переезжали как свободные граждане греко-католической веры, перенося с собой свои традиции и культуру. Они ехали из северо-восточных районов Габсбургской монархии (Жупы Земплин, Шариш, Бордош, Марамарош и др.) на землю нынешней Воеводины, которая была тогда недавно освобождена от турок. Это переселение было связано с хозяйственной ситуацией в регионе. После завершения австро-турецкой войны в 1739 г. под австрийкую корону попали полупустынные земли. Их и решили осваивать путём привлечения населения со всей Австро-Венгрии — чехов, словаков, венгров, немцев, румын и русинов.

Сегодня, по переписи 2002 года, русин в Воеводине 15626 человек, а на северо-востоке Хорватии проживает чуть менее 3 тысяч русин. В населенных пунктах Русский Керестур, Куцур, Бикич Долу русины составляют большинство, а в 11 населенных пунктах имеют значительный процент среди населения.

Русинский язык формировался в карпатском регионе, на территории, где наиболее близко соприкасаются восточнославянские и западнославянские языки. После переселения русинов из Карпат на Балканский полуостров русинский народный говор этих мест начал развиваться как самостоятельный язык. Но даже среди населения двух сёл, основанных переселенцами - Русcкий Керестур и Куцур – существовали определенные различия в разговорном языке. Это, вероятно, было связанно с тем, что переселялись русины из различных регионов Карпат.

Конечно, язык, на котором говорили русины после переселения, стал испытывать на себе лингвистическое влияние тех народов, в окружении которых они жили. К примеру, «руска бешеда» много взяла из венгерского, словацкого и немецкого языков, то есть с тех с которыми русинское население имело непосредственный контакт на протяжении длительного исторического периода. После переселения в пределы Воеводины, на территории которой живет в большинстве своем славянское население (сербы, хорваты), в русинском языке появились многочисленные сербизмы (хорватизмы).

До конца 19 века русинская интеллигенция на Балканах из числа учителей и священников использовали церковнославянский язык и так называемое «язычие». Со второй половины XIX и начала XX столетия некоторые церковные тексты и хроники в Русском Керестуре и Куцуре были написаны на народном языке. А в 1897 году русинские поселения на территории современной Воеводины посетил известный этнограф Владимир Гнатюк, который записывал местные народные песни на «руской бешеде».

Начало же создания литературного русинского языка положил Гаврил Костельник. В 1904 году он создал первый поэтический сборник стихов «З мойого валала».(«Из моего села»). Спустя несколько лет он опубликовал книгу «Грамматика бачванско-рускей бешеди» и работу «О литературном языке югославняских русинов». Там он утвердил основные лексические, фонетические и грамматические нормы языка.

«Грамматика» Гавриила Костельника состоит из 6 частей: первая посвящена русинскому алфавиту, акценту, фонетическим законам, вторая – лексическому анализу русинского языка, третья и четвертая части - морфологии, пятая - синтаксису, а шестая – кодификации правил правописания. Очевидно, что значение «Грамматики» Г. Костельника для формирования и развития русинского литературного языка огромно. Очень ценно новаторства автора в становлении терминологии.

В межвоенный период среди русинов на Балканах выделились два своеобразных течения. Они отражали разное видение будущего лингвистического и национального развития русинской общины Воеводины. Часть русинской интеллигенции было в национальном вопросе проукраински ориентировано, но с сохранением национальной идентичности и внедрение своего разговорного языка в качестве литературного.

Другое национально-культурное течение, которое условно называлось «куцурско-вербаская» (представители этого течение в основном проживали в селах Куцура и Вербас), стояла на позиции «панславизма» под русской короной и с Россией во главе. Эта часть русинской интеллигенции в Королевстве сербов, хорватов и словенцев хотела своим литературным языком видеть карпато-русинский, либо собственно русский язык. Было также предложение сделать своё наречие литературным, но включив в него много элементов русского языка. Но «руска бешеда» Воеводины все-таки стала развиваться самостоятельно. Это случилось во многом благодаря стараниям лингвистов, которые сделали все, чтобы стандартизировать и кодифицировать свой особый литературный русинский язык.

Работу по нормированию и развитию русинского литературного языка вслед за Г. Костельником продолжили два русинских лингвиста: Гавриил Надь и Микола Кочиш. В своих работах Г. Надь изучал морфологию и лексикологию. Что касается орфографии, то он придерживался костельниковских принципов, но они в его работах развиваются и совершенствуются. Самые сложные вопросы орфографии Гавриил Надь решил после Второй Мировой войны в свое научной работе «З нашого правопису» в 1950 году.

Другим выдающимся лингвистом, изучающим русинский язык югославских русинов, был Микола Кочиш. Он написал более 20 статей на тему самых проблематичных аспектов его кодификации. А в период 1965-1968 появились три его грамматики под общим названием «Мацерински язик». После чего, Кочиш работает над большой грамматикой, но смерть не позволила завершить работу. Его «Ґраматика руского язика» увидела свет только в 1974 году благодаря его рецензенту профессору Андрею Чипкару. Значение этой книги для развития современного русинского языка бачванско-сремских русин весьма велико.

В 1975 году появились первые работы Юлиана Рамача, который на сегодняшний момент написал более 100 работ по проблематики русинской лингвистики. Самые значительные из них - «Практическая стилистика», «Русинская лексика», «Фразеологический сербохорвато-русинский словарь» и многие другие. Особую роль в развитии русинского языка сыграла публикация Сербско-русинского словаря, который вышел в 2-х томах в 1995 и 1997 году. Главным редактором этого фундаментального исследования и выступил Юлиан Рамач. В ближайшее время увидит свет и первая часть Русинско-сербского словаря.

Хотелось бы упомянуть имя ещё одного лингвиста, который много сделал для русинистики – Александра Дуличенко. В своих многочисленных работах он писал об общих правилах языка, о русинской филологии, о значении Грамматики Г. Костельника, о месте русинского языка бачванско-сремских русин в ряду других славянских литературных языков. Многие свои работы Дуличенко посвятил проблемам морфологии, синтаксиса, стилистике русинского языка.

Русинский язык на Балканах, или как его еще называют западнорусинский язык, использует кириллицу - 31 одну букву и дополнительный мягкий знак.

Аа Бб Вв Гг Ґґ Дд Ее Єє Жж Зз Ии Її Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Юю Яя ь 

Сегодня классификация бачванско-русинского языка остается предметом ученых споров. Большинство филологов считают, что это переходный говор со значительными восточнословацкими воздействиями и относят его к восточнославянским языкам. По другой точки зрения, в отличие от диалектов Закарпатья и Лемковщины, язык бачванско-сремских русинов по своему составу близок к словацкому языку и поэтому принадлежит к западнославянским языкам. Третьи уверены, что это отдельный особенный микроязык.

В отличие от украинских властей, которые не хотят признавать ни русин как национальность, ни их лингвистические особенности, сегодня «руска бешеда» признана одним из официальных языков Воеводины (Сербия). В служебном употреблении она используется в общинах Вербас, Жабаль, Кула, Бачка Топола, Шид и в городе Нови Сад. С 1949 года основана Русинская редакция Радио Нови Сад, на котором ежедневно до 5 часов вещаются информационные и музыкальные программы. Русинская телевизионная организация «Нови Сад» основана в 1975 году с информационными, культурными фольклорными программами (6 часов еженедельно). В Русском Керестуре действует гимназия на русинском языке преподавания.

На философском факультете университета в городе Нови Сад основано Отделение русинистики. Теперь эта кафедра обеспечивает полный цикл образование на этом языке - от школы до университета. Но Отделение готовит кадры не только для работы в системе образования, но и для информативных, государственных и культурных учреждений.

Так что факты развития русинского языка в Воеводине дают показательный пример современной Украине, ведь в Закарпатской области русинский язык имеет собственную древнюю литературную традицию, но, к большому сожалению, кодификация языка и его нормальное функционирование в образовании и официальной сфере в Закарпатье наталкивается на противодействие украинских политических кругов и националистов.

Григорий Миронов

mir-onoff.com

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Rif Фитиль
    12 января 14:45

    А. Пыжиков не было Тартарии, никакого татаро - монгольского ига, а была подмена понятий

    Пыжиков АлександрРоссийский историк и государственный деятель, специалист по истории России 50-60-х годов XX века. Доктор исторических наук.https://www.youtube.com/watch?v=EMCyYBPydkU...
    -->
    686
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    12 января 14:34

    Кем были русы. Загадки и тайны Древней Руси

    День ТВОпубликовано: 8 янв. 2019 г.Историк, публицист Сергей Цветков рассказывает о неизвестной истории Руси. Почему историю нашей страны писали Байер, Миллер и Шлёцер. Где находился сказочный остров Буян. Как ДНК-генеалогию помогает определить происхождение и родство народов. Почему древняя история человечества под негласным запретом. Кто такие скифы...
    -->
    642
    NATA-SHA 10 января 17:21

    Битва под Коломной: самый тяжелый бой Батыя против Руси...

    Битву под Коломной причисляют к наиболее крупным сражениям Великого западного похода Монгольской империи. Поход длился шесть лет — с 1236 по 1242 годы — и должен был привести к покорности государства Восточной и Центральной Европы.Во главе стояли сын Чингисхана Кюльхан, внук Батый и успешный полководец Субэдей. Было несколько других чингизидов (потомков Чингисхана), к...
    -->
    735
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    9 января 17:36

    Виталий Сундаков о подмене понятий в истории и религии, искажении традиций с точностью до наоборот(+видео)

    Высказывания Виталия Сундакова переворачивают представление об истории, религии, православии и многом другом. Автор рассказывает об искажении славянских традиций с точностью до наоборот. При этом повествование происходит в очень увлекательной форме, так что за 75 минут непрерывного просмотра я не успел соскучиться.Виталий Сундаков о подмене понятий в истории и религии...
    -->
    3036

    Птицы небесные донесут твою молитву! - ПИШИ! ПРОПОВЕДУЙ! НАСТАВЛЯЙ! ПОМНИ-КТО ТЫ!

    Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» и начало года 1 сентября заменил на летоисчисление от Рождества Христова и перенёс начало года Пётр I - с 1 января 1700 года. По указу императора - после 31 декабря 7208 от «сотворения мира» следовало 1 (11) января 1700 года от Рождества Христова, «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 17...
    -->
    658
    Вадим Витихов 5 января 22:31

    МНЕНИЕ.... Александр Пыжиков. Берия - хранитель русской старины

    Почему именно быт - главное выражение всех верований и взглядов народа. О чём рассказывает нам русский деревенский быт. Что нас ждёт в недалёком будущем: союз мегаполисов или всемирная деревня. Кому опасен фольклор и почему власти по всему миру стремились стереть у народа традиционное мировоззрение. Почему из двух возможных путей развития человечество...
    -->
    768
    valerongrach 5 января 15:41

    Переяславская рада. Это было воссоединение Украины с Россией или начало очень больших проблем?

    8 (18) января 1654 года, то есть 365 лет назад, состоялось событие, которое привело к очень большим последствиям, расхлебывать которые приходится до сих пор. В этот день состоялась Переяславская Рада, на которой казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким решила перейти в подданство России.В советские времена в учебниках этот момент описы...
    -->
    733
    Love-Markov 28 декабря 2018 г. 14:50

    Трансформация российского политического процесса: структура социокультурного базиса

    Аннотация: статья посвящена анализу основных социокультурных оснований трансформации российского политического процесса, как приводя их в соответствие с теми или иными периодами развития отечественной государственности, так и уточняя их взаимосвязи в рамках иерархической структуры социокультурного базиса политического процесса России. Опираясь на проделанный анализ, а...
    -->
    897
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    24 декабря 2018 г. 14:18

    Александр Пыжиков о крепостном праве, и кто его ввёл на Руси

    Российский историк и государственный деятель, специалист по истории России 50-60-х годов XX века. Доктор исторических наук, профессор...
    -->
    1241

    "История России. Выпуск №7. Ярослав Мудрый" - Евгений Спицын (видео)

    Евгений Спицын."История России. Выпуск №7. Ярослав Мудрый"Влад Герман:https://twitter.com/wladgerman https://geopolitica.wlad.eu http://novorossiia.wlad.eu http://dnr2.wlad.eu http://lenta.wlad.eu - Аналитический обзорhttp://slovensko-novinky.wlad.eu - Новороссия на словацкомhttps://cont.ws/@vladgerman Помощь нашему проекту: ...
    -->
    1476
    Славик Яблочный 16 декабря 2018 г. 19:23

    Орбини Мавро (Мауро) «Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского.

    Книга католического священника Мавро Орбини “Славянское царство”, являющаяся по сути первой историей всех славянских народов, может вполне претендовать на звание самой сенсационной книги века.Впервые она была издана в 1601 году в Италии, и сразу же последовала череда скандалов, связанных с ней. Против книги ополчилась традиционная история, а следом за нею – католическ...
    -->
    2261

    "История России. Выпуск №6. Князь Владимир" - Евгений Спицын (видео)

    Евгений Спицын."История России. Выпуск №6. Князь Владимир"Влад Герман (feniks-dnr@mail.ru)https://twitter.com/wladgerman https://geopolitica.wlad.eu http://novorossiia.wlad.eu http://dnr2.wlad.eu http://lenta.wlad.eu  - Аналитический обзор http://slovensko-novinky.wlad.eu - Новороссия на словацкомhttps://cont.ws/@vladgerm...
    -->
    1296
    Valery Ramble 11 декабря 2018 г. 13:33

    Этническая история Галиции , как история ассимиляции Галицко-Волынского княжества католиками

    Полная версия поста с иллюстрациями по ссылке:http://dedusenko.at.ua/blog/ehtnicheskaja_istorija_galicii_kak_istorija_assimiljacii_galicko_volynskogo_knjazhestva_katolikami/2014-03-10-90В наши дни Галиция включает в себя три области Украины - Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую. Вплоть до 1945 года в состав Галиции включались земли по течению реки Сян (или Са...
    -->
    1597
    iz101 6 декабря 2018 г. 15:11

    Русь - это Ῥῶςία ?

    Ранее изучая русскую историю, я иногда задавался вопросом: откуда появилось слово Россия – если во всех древнейших русских текстах, как для названия нашего народа, так и для обозначения его земель, использовались только варианты типа Русь, или Роусь? Почему “у” исчезла и была заменена на “о”? И, вообще, что означает эта самая “Россия”, если мы русские? Одной из первых...
    -->
    1842

    Пыжиков А.В. о корнях и ДНК русского народа. "Главтема Народ" Выпуск 15

    Пыжиков А.В. о корнях и ДНК русского народа. "Главтема Народ" Выпуск 15 (Видео)Доктор исторических наук, профессор Александр Владимирович Пыжиков о исторической развилке 17-го века в России. Корни сталинского большевизма и о новой парадигме развития современной России. ...
    -->
    2656
    NATA-SHA НАША ЖИЗНЬ
    3 декабря 2018 г. 18:32

    Когда и почему на Руси женщинам запрещалось молиться в храмах вместе с мужчинами....

    Во многих православных церквах по сей день соблюдается традиция: мужчины во время богослужения стоят по одну сторону от входа, женщины – по другую. А в церквах очень старинной постройки можно увидеть как бы второй этаж. Вход на него сейчас, как правило, закрыт. Зачем он был? Откуда это взялось?Хоры: зачем ониВторой этаж именуется по-гречески хорами. Их стали делать в ...
    -->
    2112
    Гарри Химик
    24 ноября 2018 г. 17:47

    Пир Царя Иоанна...

        О пирах тех времен слагали легенды.     Ходили слухи, что порой они длились до десяти часов, стольники вносили в царские палаты до 200 разных блюд.     В результате бояре и заморские гости объедались до такой степени, что едва могли встать из-за стола.    При этом сам государь почти не притрагивался к еде...ht...
    -->
    4041

    Христианство и Донское казачество

    Христианство на землях Дона, Придонья и Приазовья имеет древнюю историю. Первые ростки христианства на этих землях появились еще в апостольские времена.Начало процесса христианизации Причерноморья, Приазовья и Придонья (в границах Боспорского царства), обычно связываемое с именем апостола Андрея Первозванного. Эти сведения современные исследователи получили из той час...
    -->
    2448
    Андрюха Червонец 10 ноября 2018 г. 17:41

    В Киеве "нашли" "акт капитуляции России"

    Правители Украины не читали Вольтера. Тем не менее старательно воплощают в жизнь его тезис: "История — это ложь, в которую общество заставляют верить". Точь-в-точь в соответствии с этим принципом украинские политики не только сочиняют мифы о прошлом, но еще и законодательно их навязывают украинцам. Последние примеры. 2 ноября. По инициативе Петра Порошен...
    -->
    1551
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика