День в истории. Первая в мире атеистическая страна

4 678


Фрески, изображающие преследования католиков в социалистической Албании. Собор Святого Стефана в Шкодере, Албания

6 февраля — знаковый день в мировой истории религий. Но начать придётся немного издалека... Считается, что церковная политика большевиков в годы революции была крайне радикальной. Однако далеко не все современники событий разделяли это мнение.

Анархисты и другие левые партии упрекали большевиков за излишне мягкое и примирительное отношение к религии. «Борьба с религиозной язвой... большевиками не ведётся почти совершенно», — сожалела, например, московская газета «Анархист» в сентябре 1918 года, в разгар «красного террора». Газета ставила большевикам в пример французских якобинцев: «В целях разоблачения религиозного шарлатанства французские рабочие вытаскивали на площадь мощи и разоблачали их перед народом, сжигали их. Вот какое завещание оставили нам французские революционеры 1793 года...» «Мы, анархисты, требуем немедленного закрытия всяких храмов».

Однако во всех социалистических странах, от РСФСР и до КНДР, всегда сохранялись действующие храмы, пусть порой и в небольшом количестве. Единственным исключением стала Народная Республика Албания. И не сразу в момент её основания в 1946 году, а только спустя 21 год. 6 февраля 1967 года в Албании был принят закон, который поставил все религии вне закона.

Албания — страна, поссорившаяся в то время с Москвой (не поддержавшая хрущёвскую критику Сталина) и остававшаяся в дружбе с Пекином.

Реклама


В 1983-1984 годах я, бывший тогда школьником, любил слушать передачи «Радио Тираны» на русском языке. Голоса дикторов были с небольшим акцентом, но, в общем, ясные, чёткие и понятные, они чеканили свой текст, и их было приятно слушать. Радио не глушили. В каждой передаче непременно звучали резкие обличения «хрущёвской ревизионистской клики» (хотя Никита Сергеевич к тому времени уже два десятка лет был не у власти, и уже с десяток лет на том свете, но Брежнева, Черненко, Андропова в эту «клику» тоже включали). А завершалась получасовая программа исполнением «Интернационала». Это производило особенное впечатление...


Албанские карикатуры 1979 года против СССР. Левая изображает порочную и выродившуюся из-за ревизионизма советскую молодёжь. Правая изображает Л.И. Брежнева, принимающего дары от соцстран. «Масло из Польши, овощи из Болгарии, говядина из Венгрии, мёд из Чехии и... порка из России!» Характерно, что фоном для обоих рисунков служат храмы как «символы реакции».

И ещё немалое впечатление на меня произвёл эпизод, о котором я услышал тогда по «Голосу Америки» — что в 1967 году руководитель Албании коммунист Энвер Ходжа «распорядился публично сбрить бороды последним священникам в стране, и с этого момента религия в Албании считалась ликвидированной».

Богослужения были запрещены. К маю 1967 года все культовые сооружения, включая примерно 1240 мечетей, 300 суфийских обителей (текке), 400 православных и католических церквей (большая часть из которых к тому времени не действовала) были переданы местным властям. (Тут надо заметить, что в Албании в 30-е годы насчитывалось около 69% мусульман, около 21% православных христиан и 10% католиков). Храмы превращали в дома культуры, кинотеатры, хозяйственные сооружения и т.д., а частью разрушали. Часть служителей культа была выслана из страны, ещё часть — направлена в трудовые лагеря для «перевоспитания».


Молодой албанец объясняет вред религии, показывая слушателям картинку на религиозную тему


Религиозные предметы, подлежащие изъятию: ткань с арабской вязью, рисунки на библейские темы

Спустя ещё десятилетие было объявлено, что стране удалось полностью освободиться от религиозных пережитков. Это закрепила новая Конституция, принятая в 1976 году, которая провозгласила, что государство не признаёт никакой религии (статья 37) и Народная Социалистическая Республика Албания является первым в мире атеистическим, свободным от религии государством. Статья 55 Уголовного кодекса, принятого в 1977 году, предусматривала наказания за религиозную деятельность. Запрещалась любая религиозная практика, как общественная, так и частная. Это касалось всех религий.
В начале 90-х в Албании, как и по всей Восточной Европе и в СССР, коммунисты были отстранены от власти. В декабре 1990 года запрет на религиозные обряды был официально снят...


Энвер Ходжа (1908-1985) в своём кабинете


Энвер Ходжа беседует с простыми албанцами


Энвер Ходжа общается с будущими учёными. Довольно раскованная атмосфера общения для бывшей мусульманской страны

А «История Албанской Партии Труда», изданная в Тиране в 1971 году, об истории религии и церкви после революции писала так:
«Одновременно с провозглашением Народной Республики Конституция провозгласила отделение церкви от государства и школы от церкви, запретила использование церкви и религии в политических целях, а также создание политических организаций на религиозной основе. Законом была экспроприирована большая часть земель и другого имущества, принадлежавших религиозным учреждениям. Было запрещено издание религиозной литературы, ограничена, а позднее вовсе исключена возможность подготовки религиозных кадров. Тем не менее партия и правительство не преследовали вероисповедание, существование религиозных общин, выполнение религиозных обрядов и церемоний. Они не могли запретить те связанные с религией обычаи, которые, в сущности, хотя и были реакционными, не представляли собой непосредственного нарушения государственных законов».

Реклама


Но к 1967 году решено было перейти к новому этапу борьбы с религией. «В городах и деревнях народные массы поднялись на ноги, требуя, чтобы были закрыты церкви, мечети, часовни и все «святые места»; чтобы духовенство перестало вести паразитическую жизнь и начало трудиться и жить, как все трудящиеся, своим трудом. На народных собраниях и сходках, организованных Демократическим фронтом и Союзом молодежи, на которых велись горячие дискуссии, народ осуждал антинациональную и антинародную роль религии, реакционного духовенства и религиозных обычаев, принимал решения о ликвидации очагов религии и превращении их в очаги культуры и т. д., об отказе от религиозных обрядов и отживших обычаев, об очистке домов от икон, религиозной литературы и других символов религии. Эта народная инициатива нашла мощную поддержку со стороны партийных организаций и органов народной власти. С ликвидацией очагов религии были устранены важнейшие базы, отравлявшие сознание людей и в то же время служившие притонами для враждебной деятельности. Поддерживая всенародное движение против религии, религиозных предрассудков и отживших обычаев, партия внимательно руководила им. Она не допускала извращений и своевременно пресекала всякие опрометчивые действия, не опиравшиеся на волю массы населения. Она учила народ заменять религиозные праздники и другие, связанные с религией обычаи новыми праздниками и обычаями социалистического содержания. [...] Закрытие церквей и мечетей ещё не означало ликвидацию религии как мировоззрения. Религия имеет очень глубокие корни. Она переплетена, связана тысячами нитей с отжившими обычаями, корни которых уходят в глубину веков и которые бытуют и действуют в течение довольно долгого периода времени. Религиозные обычаи и каноны наподобие канонов Лека Дукагина — этого свода средневековых обычаев и предписаний — неумолимо управляли албанским обществом. Их влияние и жестокость ощущались до последнего времени. Религиозная практика и отсталые обычаи вошли и в жизнь тех людей, которые не верят в бога и соблюдают их бессознательно, не понимая их содержания. [...] «Мы должны быть реалистами, — учил товарищ Энвер Ходжа, — борьба с отжившими обычаями, традициями и нормами, с религиозным мировоззрением... ещё не окончена. Это — долгая, сложная и трудная борьба».

Конечно, после крушения социализма духовенство в Албании во многом восстановило своё влияние. Из интервью албанского священника Григория Пелуши сайту «Православие.ру»: «В то время в Албании был священник, который тайно крестил мужественных людей и их семьи, как потом оказалось – более тысячи человек. Всё проходило при соблюдении строжайшей конспирации, действительно, в катакомбах. Там служили Литургию. Но потом «сигури», тогдашняя служба безопасности, его вычислила, он сидел в тюрьме. Но это случилось уже на самом закате коммунизма, и его выпустили с приходом новой власти. Священник стал потом епископом – это епископ Косма Апполонийский».

https://foto-history.livejourn...

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • все атеистические страны и люди превращаются в албанию и албанцев ссср тоже в албанию превратился и издох