Античная керамика и оружие

4 1429

Античная керамика и оружие
Очень часто роспись изображала героев Троянской войны. Вот, например, Менелай, одетый в доспехи из чешуек и с большим круглым щитом-гоплоном (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
И сосуд, который горшечник делал из глины…
Книга пророка Иеремии, 18:4)

Античная цивилизация. В нашем цикле знакомства с античной культурой вышло уже три материала: «Хорватский Апоксиомен из-под воды. Античная цивилизация. Ч. 2»«Поэмы Гомера как исторический источник. Античная цивилизация. Ч. 1» и «Золото для войны, четвёртое чудо света и эфесский мрамор». Сегодня мы вновь обращаемся к теме античной культуры, но поговорим о совершенно прозаических вещах, а именно о… посуде.



Вот, например, до нас дошли древнегреческие керамические сосуды: амфоры, килики, киафы… На одних фигуры черные, а фон красный. На других все наоборот! И у них есть секрет, который заключается в том, что они не выцветают, то есть роспись на них такая стойкая, что не боится тысячелетий. Каким образом этого добивались древние мастера? Ну а еще нас, конечно, же интересуют и сами рисунки. Темы росписи самые разные: от мифических сцен до будней соседней кузнецы. И, разумеется, на многих керамических изделиях древних греков изображены сражающиеся воины. Ну а находки артефактов (мечей, доспехов, шлемов) лишь подтверждают, что те, кто все это рисовал, видели все это своими собственными глазами. Так что древнегреческая керамика — это еще и энциклопедия вооружения древних греков!


Стамнос VI в. до н.э. На нем мы наблюдаем разнообразие гребней на шлема греческих воинов и столь же разнообразную роспись их щитов, включая и пресловутое изображение свастики. По сути перед нами готовый набор фигурок солдатиков и готовая к ним упаковка, вернее — изображение на эту упаковку, которое доказывает, что вы ничего не придумали
 

Исторический детектив


Древняя керамика — это не что иное, как исторический детектив: мы спрашиваем «свидетелей», то есть битые черепки или целые сосуды, а они молчат или… отвечают. Но, к счастью, керамические сосуды древних греков настолько информативны, что мы узнаем от них много всего интересного, просто их внимательно рассматривая. Однако для начала, прежде чем мы этим займемся, давайте узнаем самое главное: из чего и как греки делали свою посуду, а именно: чаши, кубки, блюда, свои знаменитые амформы и т. д.


А вот эта находка очень интересна, хоть воина на ней и нет. Перед нами килик из археологического музея в Черветери. Это древний город в центральной Италии, в регионе Лацио. В древности был городом-государством этрусков и назывался Каисра, затем Цере, или Кере. Входил в этрусский союз. Некрополи Черветери известны богатыми погребениями и включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как видите, уже тогда существовали «заменители мужчин», которые воины оставляли своим женам, уходя надолго в походы. Только вот материалом был явно не силикон

Глина всему голова!


Итак, из чего? Чаше всего из глины (хотя изготавливали посуду и из металлов: бронзы, серебра или золота; а позднее – даже из стекла). Глина в Греции была повсюду, и везде она была немного разная – от светло-красной, почти желтой, до темно-коричневой. Очень хорошего качества глину добывали в Аттике, недалеко от Афин. По-гречески глина – керамос, и нетрудно догадаться, что изделия из глины назывались (и называются так до сих пор) керамикой, а мастера, их делавшие и делающие, – керамистами. Даже квартал в Афинах, где они работали, назывался Керамик.

Реклама


Однако этот материал, то есть глина, нуждался в приготовления. Вот так просто накопать глину в яме, размять ее и лепить горшки было нельзя! Прежде всего ее вымачивали в больший емкостях, а то и небольших каменных бассейнах. При этом всякие легкие примеси всплывали и их удаляли. Затем глину сушили, чтобы удалить избыток воды.
 

Кто мог крутить гончарный круг?


После этого глину набирали, вновь подсушивали и, применяя гончарный круг, который мог быть и каменным, и деревянным, изготовляли тот или иной сосуд. Поскольку круг был тяжелым, его крутил раб или подмастерье, а сам мастер обращал внимание исключительно на творческий процесс. Лишь позднее придумали приспособление для того, чтобы крутить его ногами. И производительность труда сразу же резко возросла. Если сосуд состоял из нескольких деталей, то их делали по отдельности и соединяли, пока они не подсохли. Поверхность сосуда старались сделать гладкой, для чего протирали ее влажной тканью или морской губкой, а подсохшую поверхность опять-таки полировали, натирая кусочками кости, камня или дерева. Амфора или ваза получалась более красивой, если гончар делал цвет самой глины более ярким. Например, он покрывал поверхность красной охрой, разведенной в воде, и она впитывалась в глину. Затем сосуды подсушивали в тени, чтобы под прямыми лучами солнца они не потрескались от неравномерного нагрева. Сквозняков избегали по той же причине. Так что мастерская греческого гончара должна была быть довольно-таки просторным… «домовладением».


Классическая чернофигурная амфора с двумя сражающимися воинами (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Рождение одного сосуда — дело многих рук!


Теперь можно было приступить и непосредственно к самой росписи готового сосуда. Но занимался этим уже не гончар, а вазописец, которому тот передавал свое изделие. Набросок будущего рисунка тот делал заостренной палочкой, свинцовым карандашом на еще окончательно непросохшей поверхности сосуда, так что его нужно было еще и не пересушить. То есть за состоянием сосудов требовалось следить непрерывно, и по мере того, как сохли и расписывались одни сосуды, немедленно делать другие, чтобы процесс сушки и росписи был скоординированным. Контур фигур обводили тонкой кистью, а, чтобы нарисовать воину круглый щит, использовали циркуль.


Простейший красной глины кувшин из археологического музея в Ларнаке, Кипр

Черный и красный, красный и черный…


Интересно, что большинство греческих сосудов было расписано всего двумя красками – красной и черной, хотя применялись также белая и розовая. Причем красной краской была все та же красная глина, а вот черная, хоть и кажется этот удивительным, – тоже представляла собой красную глину, но только она была чуть-чуть другая по качеству. А чернела она лишь в ходе обжига в печи. Итак, краску, которая в действительности была всего лишь глиной лишь немного более темного оттенка, по сравнению с той, из которой делался сам сосуд, наносил на него художник, и это было еще одно его важное умение – хорошо различать незначительные оттенки в цвете глины, становившейся лишь после обжига либо черной, либо красной. Отсюда и название керамики: чернофигурная и краснофигурная. Первое означает то, что «черной краской» закрашены фигуры на вазе, второе – что черной краской покрыто пространство вокруг фигур, а сами они оставлены в цвете красной глины. Мелкие детали вазописец либо выцарапывал специальным острым инструментом, либо прорисовал тонкой кисточкой. При этом использовались пурпурный, белый, серый, розовый и некоторые другие цвета.


Кувшин для зерна и... стоили ли его красиво расписывать? (Археологический музей в Ларнаке, Кипр)
Соответственно, их тоже получали смешиванием белой, красной и черной глин. Мастера знали, что если сделать черную краску немного более жидкой, то при обжиге можно будет получить насыщенный коричневатый оттенок, хорошо передающий цвет волос. Ну а подсохшую роспись опять полировали, а завершали работу писанием надписей, например, имен изображенных персонажей.


Древняя бытовая керамика была самой разнообразной. Вот, например, этрусский аскос — сосуд для хранения масел и заправки масляных ламп (Археологический и художественный музей Мареммы, город Гроссето, Италия)

Самая главная тайна — в печи!


Теперь оставалось едва ли не самое главное – обжиг. Для этого в мастерской имелась специальная печь, куда помещалась расписанная посуда, и куда был открыт свободный доступ для воздуха, а температура постепенно повышалась до 800°. При этом все изделия, что находились в печи, становились красными. Но затем печь закрывали так, чтобы в нее воздух уже не попадал, к топливу добавляли влажные дрова или мокрую солому, а температуру поднимали до 950°. Теперь посуда, напротив, чернела, но не целиком, а лишь в тех местах, которые были раскрашены «черной краской». Теперь нужно было этот цвет сохранить, для чего в печь подкладывали еще дрова, некоторое время поддерживали прежнюю температуру, а затем открывали ее для доступа воздуха. Температура понемногу падала. Но если мастер нечаянно перекладывал дров, и температура в печи поднималась до 1050°, то черный цвет опять делался красным. Вот какие сложнейшие химические процессы происходили в это время с оксидом железа, содержащимся в глине, когда он вступал в реакцию с углекислым газом, выделяющимся при сгорании сырых дров. И вот вопрос: каким образом древнегреческие гончары определяли нужную температуру? Скорее всего на глаз, по оттенку пламени. В любом случае понятно одно: они были профессионалами очень высокого класса и имели огромный опыт работы. Ну, а еще они полагались на помощь богов, например, богини Афины, покровительницы ремесел. Хотя одно мы знаем наверняка: им требовалось… очень много дров! Просто очень!


А тут, напротив, мы видим краснофигурный сосуд, где есть и всадники, и пехотинцы, и колесницы… Берите его, Ангус МакБрайд или Джузеппе Рава, и… рисуйте по нему своих воинов

Чье мастерство было выше?


Естественно, что мастера гордились своими изделиями, и потому их подписывали. Правда, рассматривая удивительные черно- и краснофигурные вазы, мы чаше восхищаемся талантом вазописцев, нежели вспоминаем о том, как не просто было их вылепить и обжечь. Видимо, предчувствуя это, именно гончары, как правило (а именно они были владельцами мастерских), чаше оставляли на изделиях свои имена, хотя многие из них не сохранились. Не сохранились потому, что дошли до нас… в крохотных обломках.


Этрусская амфора, Лувр. Здесь тоже какие-то непристойности мы видим. Очевидно, что такова была у них жизнь. Богатой на всякие сексуальные фантазии…
Ничто не вечно, тем более глиняная посуда, которую порой, посвящая богам, специально разбивали. Ваза могла сохраниться целиком, если только она удостаивалась сопровождать человека в загробный мир и, если могилу не ограбили древние или позднейшие кладоискатели.

Реклама

Так, в XIX в. в гробницах одного из древнейших народов Италии – этрусков, веривших в загробную жизнь и стремившихся обустроить ее наилучшим и приятнейшим образом, нашли огромное количество целых расписных ваз, привезенных еще в VI-V вв. до н. э. из Греции. И хотя большинство из них было сделано в Аттике, в Афинах, их все равно в XIX в. называли «этрусскими» поскольку большинство из них нашли в этрусских гробницах.



Еще одно изображение античного воина с расписным щитом на дне килика. («Старый музей» — Художественный музей в Берлине на Музейном острове)
Кстати, сама этрусская керамика довольно сильно отличается от греческой, так что их никак нельзя спутать. Греческая более законченная, «совершенная», если можно так сказать, а вот этрусские сосуды расписаны так, словно их создатели куда-то спешили. К тому же многие сосуды совершенно черные, а рисунки на них процарапаны!


Потрескавшийся, но склеенный краснофигурный килик с изображением бегуна на Олимпийских играх. Там было состязание – бег в доспехах, каковыми являлся щит и шлем. Типичная аттическая краснофигурная керамика, 480-470 гг. до н.э. (Археологический и художественный музей Мареммы, город Гроссето, Италия)

https://topwar.ru/168207-antic...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Обсудить
  • хорошая сказочка :laughing:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • - как-то интересно про керамику... - у моей прапрабабушки родившейся в середине 19 века оставившей всё своё добро бабушке (1890 года р) было полно подобных кринок и кувшинов и никто не заморачивался о их древности - чем доказывается древность: сравнительным анализом, то есть кто-то сказал, что такой горшок древний всё..., все кивают, а реальных доказательств - нет..
  • "Как видите, уже тогда существовали «заменители мужчин»..." - Собаческая чушь! Рисунок символический. А если бы Вы увидели изображение _уя с крылышками - ещё бы и открытие в биологии сделали, наверное.