Н.В. Неврев — «Опричники»
15 февраля 1565 года указом Ивана Грозного в Русском царстве вводится опричнина .
Опричнина традиционно отрицательно изображалась в дореволюционной историографии. Затем Сталин, кое в чем ориентировавшийся на образ Ивана Грозного, объявил, что опричнина — прогрессивный механизм для централизации государства и борьбы с вредителями и троцкистами или с изменниками-боярами ( кому как больше нравится), приблизительный аналог советского ВЧК
В постсоветское время в равной степени сосуществуют две эти точки зрения.
Период правления Ивана Грозного представляется многими источниками как правило исключительно в негативном свете. Даже перевод слова “грозный” на все европейские языки сделан тенденциозно, как “ужасный”, хотя слово “грозный” по-русски означает скорее “строгий” и не содержит отрицательной оценки.
С “легкой” руки Карамзина и в отечественной исторической науке стало считаться признаком хорошего тона обильно мазать эпоху Грозного Царя черной краской. Даже самые консервативные историки считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, говоря о “дикости”, “свирепости”, “невежестве”, “терроре” как о само собой разумеющихся чертах эпохи.
В действительности говорить о временах Ивана Грозного вообще стоит с большой осторожностью. Сохранившихся источников осталось очень немного. Зачастую это неточные слухи, озвученные иностранцами, по какой-либо надобности находившимися в Русском царстве.
Вообще это характерно для всех свидетельств того времени, не обязательно связанных с Русским царством.
Так, до сих пор достоверно не установлено даже количество жен у царя: две или три считаются вымышленными. Что касается опричнины, то по всем косвенным признакам она — следствие переворота: либо неудавшегося, либо удачного, но в таком случае мы чего-то не знаем.
Судите сами. В декабре 1564 года царь совершенно неожиданно бежит в Александровскую слободу, захватив государственную казну и символы власти. Вполне очевидно, что ему грозит серьезная опасность.
Через месяц после бегства царь также неожиданно отрекается в пользу сына. История с отречениями Ивана Грозного достаточно странная — он единственный царь, отрекшийся дважды и тем не менее оставшийся у власти.
Ясно, что данные, которыми мы располагаем, совершенно недостаточны для понимания ситуации. Но если первое отречение в пользу сына Ивана Ивановича теоретически еще можно объяснить, то второе отречение (более позднее) в пользу Симеона Бекбулатовича совершенно туманно.
Историки до сих пор так и не нашли убедительного объяснения, за исключением «безумия» Грозного. Дескать, царь сошел с ума и понарошку отрекся.
Так не бывает. Да и одновременно заявляется, что Иван был очень властолюбивым и параноидальным человеком. Такие властными полномочиями не разбрасываются. Да и современники царя «шутки» не поняли и каждый последующий монарх, вплоть до смерти Симеона, отсылал его во все более далекие монастыри и во время присяги заставлял приносить отдельную клятву о непризнании Симеона Бекбулатовича царем.
Симеона Бекбулатович, правнук Ахмат-хана, правившего Большой Ордой. Вместе с отцом перешёл на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному.
Далее, по официальной версии, отречение Ивана вызвало замешательство у местных жителей. Они вышли протестовать и требовали от боярской Думы вернуть царя на трон. Но и это сомнительно. Ясно только, что а) Грозного попытались свергнуть, но неудачно, и в ответ он учредил опричнину для изменников, б) царя успешно свергли, но ему удалось сохранить влияние и лояльность людей и через несколько месяцев вернуться.
Отсутствие в таком случае информации о событиях в летописях легко объяснить — хроники записывались фактически под диктовку и любые нелицеприятные факты безжалостно правились и вычеркивались.
В пользу такой версии говорит факт переписки царя с британской королевой с просьбами, как сейчас сказали бы, политического убежища. Зачем это понадобилось Грозному, официальная историография не объясняет (точнее, все странные нестыковки и непонятности списывает на безумие царя).
После учреждения опричнины царь убивал всех нелояльных. Потом устроил несколько карательных экспедиций по русским городам, например в Новгород. Количество казненных разнится в зависимости от историка, называются цифры от 1500 до...
Где опричники уничтожали всех подряд: варили в котлах, сдирали кожу с живых, затаптывали, сжигали заживо, забивали гвозди в голову. Царь во главе войска хотел подвергнуть разорению все города, но от ворот Пскова его прогнал юродивый.
Иван Грозный и юродивый Никола Салос
Якобы царь-кровопийца задрожал и убежал, после чего отменил опричнину и казнил наиболее видных опричников. Так себе история — особенно про грозного псковского юродивого. Видно, что историки действительно старались сложить все в пригодный для восприятия пазл. Но получилось как всегда, и Иван выглядит как этакий Нерон из раннехристианских преданий.
В официальной историографии считается, что опричнина способствовала централизации государства и переходу значительной части власти от боярской Думы к монарху.
Это действительно так. Влияние аристократии в значительной степени ослабло во времена Грозного. Спустя семь лет, в 1572 году, опричников разогнали, а самых видных — ликвидировали. Еще одна аналогия с ВЧК-ГПУ-НКВД.
Оценили 8 человек
11 кармы