Самые дорогие шлемы. Часть пятая. Шлем Бенти Грейндж

2 3249

Шлем Бенти Грейндж – шлем англо-саксонского воина VII века нашей эры. В 1848 году его нашел Томас Бейтман на ферме Бенти Грейндж в графстве Дербишир, раскопав тамошний курган. Очевидно, что погребение это было разграблено еще в древности, однако и того, что попало в руки ученых, достаточно, чтобы утверждать, что это было погребение какого-то знатного воина… Сам Томас Бейтман был археологом и антикваром, прозванным «Рыцарем Курганов», поскольку он раскопал их более 500!

Конечно, для неспециалиста шлем Бенти Грейндж не слишком впечатляющая вещь. Много ржавчины и мало золота и серебра. Но он ценен своей уникальностью, а его изображение вошло во все исторические монографии по военному делу и доспехам Британии.

А теперь, прежде чем идти дальше, хотелось бы немного предаться воспоминаниям, имеющим прямое отношение к этому шлему. Хорошо помню, как в детстве, насмотревшись исторических фильмов с воинами в доспехах и шлемах, я тоже захотел сделать себе шлем. Понятно, что сделать его я мог только из бумаги. Но как, ведь она же не тянется и криволинейные поверхности сделать из нее невозможно. Однако сама природа материала подсказала мне решение: на широкий обод вокруг головы я крест-накрест приклеил четыре полосы бумаги плотной, а промежутки между ними заклеил бумажными треугольниками. Так получился шлем, по своей конструкции очень похожий на «шлем Бенти Грейндж», более того, на его верхушку я зачем-то приклеил фигурку пластмассового коня. То есть можно сказать, что если это техническое решение пришло в голову мальчишке 6-7 лет, то уж взрослым-то дядькам оно должно было прийти и подавно. И вот так этот тип шлема и появился. И был он простым, дешевым, удобным и… надежным.
 

Самые дорогие шлемы. Часть пятая. Шлем Бенти Грейндж


Римляне, конечно, делали шлемы куда более эффектные. Но от их культуры в Англии остались главным образом мосты и дороги. Шлем из «Беркасовского сокровища» Музей Воеводины, Новый Сад, Сербия.

Шлем имел железный каркас, внутри которого были установлены роговые пластины. Внутри он был обтянут тканью или кожей, но эти материалы, естественно, в земле не сохранились. Многие считают, что защиту от оружия подобная конструкция если и обеспечивала, то не слишком надежную. Поэтому, мол, шлем этот и был богато украшен и, возможно, имел церемониальное предназначение. Это один из шести известных англо-саксонских шлемов, обнаруженных в Саттон-Ху, Йорке, Волластоне, Шорвелле и Стаффордшире. Сочетание его структурных и технических деталей уникально, но похожие шлемы известны. Считается, что такие шлемы использовались в Северной Европе с VI по XI век нашей эры.


«Шлем из Дерне», начало IV века н.э. (Национальный музей древностей, Лейден)

Самой броской деталью этого шлема является кабан на его макушке. Но в данном случае имеет место культурный синкретизм; этот явно языческий символ дополняет христианский крест на носу.


Реплика шлема Бенти Грейндж в Музее Уэстон Парк в Шеффилде. Не правда ли, смотрится очень оригинально, да к тому же он просто красив.

Основа шлема состоит из шестнадцати поврежденных фрагментов, а первоначально состояла из семи полос железа, каждая толщиной от 1 до 2 миллиметров. Основой являлась полоса 65 см в длину и 2,5 см в ширину, окружавшая голову. Две полосы одинаковой ширины проходили спереди и сзади: 40 см длина полосы от носа к затылку, шириной 4,75 см спереди и 3,8 см сзади. Четыре квадрата, созданные этими полосами, были разделены в свою очередь более узкой вспомогательной полосой. Каждая вспомогательная полоса была прикреплена к внешней стороне основной полосы. Здесь эти полосы имели ширину 22 мм, сужаясь до 15 мм к макушке. Там они перекрывались под углом 50° под укрепленной там фигуркой. Внутренняя часть шлема, скорее всего, была первоначально облицована кожей или тканью.

«Пустые места» между железными пластинами были закрыты восемью пластинами из рога, вероятно, изогнутых по форме, которые были разрезаны так, чтобы они соответствовали пространству, созданному железной основой. Теперь рога нет, но на железных полосах сохранились его минерализованные остатки. Вставки состояли из трех слоев роговых пластин; внутренних, подогнанные одна к одной, а затем шли два слоя рога, заполнявшие пространства между металлическими полосами. Все три слоя были скреплены при помощи заклепок: железные заклепки, помещенные внутри шлема, скрепляли рог и металлические полосы, а вот заклепки, сделанные из серебра или покрытые серебром, с орнаментальными головами в форме двуглавого топора, располагались снаружи, на расстоянии 4 см и соединяли пластины в один «пакет».

Шлем имел украшения; крест на наноснике и фигурку кабана из железа на макушке. Серебряный крест имеет высоту 3,9 см и ширину 2 см и состоит из двух частей. Вокруг креста в зигзагообразном узоре есть двадцать девять серебряных шпилек из оригинальных сорока, которые, вероятно, были вставлены в маленькие отверстия. Но самой отличительной особенностью этого шлема является кабан, прикрепленный на его верхушке. В теле кабана были сделаны отверстия, вероятно, пробитые, которые держали круглые серебряные шпильки диаметром примерно 1,5 мм. Шпильки сделанные, вероятно, заподлицо с поверхностью тела, были позолочены и, возможно, предназначены для крепления золотых щетинок. Глаза были сделаны из овальных гранатов длиной 5 мм, установленных в золотые розетки с филигранной проволочной обрезкой. Розетки имели длину 8 мм, ширину 3,5 мм и имели длинные хвостовики длиной 8 мм, заполненные пчелиным воском. Фигурка должна была быть прикреплена к эллиптической пластинке длиной 9 см, и максимальной шириной 1,9 см, соответствующей кривизне шлема. Четыре отверстия на ней указывают точки крепления для ног, а еще три связаны с отверстиями на пластине на раме шлема, в дополнение к большому отверстию для заклепки немного позади центра. Так что фигурка была закреплена на шлеме очень тщательно. Понятно, что коррозия в значительной степени этого кабана «съела», но несомненно, что это кабан!

Теперь посмотрим, что из себя представлял сам курган Бенти Грейндж. Это была насыпь диаметром около 15 м и высотой 6 м, которую окружал ров шириной около 1 м и глубиной 0,3 м, а еще несколько углублений размером около 3 м и 0,2 м. Другие объекты, которые обычно находят в могилах, где имеется шлем, то есть меч и щит, отсутствовали, что позволяет предполагать, что ранее могила уже была разграблена. Там же нашли чашку, идентифицированную как сделанную из кожи, но, вероятно, деревянную диаметром около 7,6 см, обод которой был окантован серебром и украшен четырьмя колесообразными орнаментами и двумя крестами из тонкого серебра, прикрепленными штифтами этого же металла. Были и другие находки, но под действием воздуха они рассыпались в труху. То есть это было именно погребение, а не случайный клад. Вот только кто именно в нем был похоронен мы, конечно, теперь уже не узнаем никогда.


Акварель от Льювеллина Левитта 1886 г. с изображением деталей шлема Бенти Грейндж.

Впервые шлем был показан в Музее парка Уэстон в 1893 году, а в 1948 году он был доставлен в Британский музей для изучения. Удалось выяснить, что фигурка кабана не была цельной, а состояла из двух половинок. Сложная конструкция кабана Бенти Грейндж удивительна, поскольку сочетает в себе использование гранатов, филигрань, золото, серебро, железо и бронзу и является уникальной для англосаксонских шлемов, ведь проще всего было бы отлить такую фигурку из бронзы! Но почему-то древние мастера выбрали такую вот исключительно сложную технологию. Сначала они выковали две половинки фигуры кабана, причем пустотелыми внутри. Затем пробили в них отверстия для закрепления на фигурке… щетины, вставили глаза, заполнили саму фигурку воском и укрепили через отверстия для ног сначала на пластине, а уже затем эту самую пластину укрепили на шлем. Впечатление такое, что подумать над тем, как облегчить себе труд, им явно не хотелось, что кабан, по их мнению, мог быть только лишь железным, но никак не бронзовым. И почему это все именно так – неясно до сих пор! Неизвестно, кстати говоря, и сколько он может стоить, поскольку никто никогда не пытался его продавать или покупать.

Автор: В.Шпаковский

 

Шлем Бенти Грейндж – шлем англо-саксонского воина VII века нашей эры. В 1848 году его нашел Томас Бейтман на ферме Бенти Грейндж в графстве Дербишир, раскопав тамошний курган. Очевидно, что погребение это было разграблено еще в древности, однако и того, что попало в руки ученых, достаточно, чтобы утверждать, что это было погребение какого-то знатного воина… Сам Томас Бейтман был археологом и антикваром, прозванным «Рыцарем Курганов», поскольку он раскопал их более 500!


Конечно, для неспециалиста шлем Бенти Грейндж не слишком впечатляющая вещь. Много ржавчины и мало золота и серебра. Но он ценен своей уникальностью, а его изображение вошло во все исторические монографии по военному делу и доспехам Британии.

А теперь, прежде чем идти дальше, хотелось бы немного предаться воспоминаниям, имеющим прямое отношение к этому шлему. Хорошо помню, как в детстве, насмотревшись исторических фильмов с воинами в доспехах и шлемах, я тоже захотел сделать себе шлем. Понятно, что сделать его я мог только из бумаги. Но как, ведь она же не тянется и криволинейные поверхности сделать из нее невозможно. Однако сама природа материала подсказала мне решение: на широкий обод вокруг головы я крест-накрест приклеил четыре полосы бумаги плотной, а промежутки между ними заклеил бумажными треугольниками. Так получился шлем, по своей конструкции очень похожий на «шлем Бенти Грейндж», более того, на его верхушку я зачем-то приклеил фигурку пластмассового коня. То есть можно сказать, что если это техническое решение пришло в голову мальчишке 6-7 лет, то уж взрослым-то дядькам оно должно было прийти и подавно. И вот так этот тип шлема и появился. И был он простым, дешевым, удобным и… надежным.
 

Самые дорогие шлемы. Часть пятая. Шлем Бенти Грейндж


Римляне, конечно, делали шлемы куда более эффектные. Но от их культуры в Англии остались главным образом мосты и дороги. Шлем из «Беркасовского сокровища» Музей Воеводины, Новый Сад, Сербия.

Шлем имел железный каркас, внутри которого были установлены роговые пластины. Внутри он был обтянут тканью или кожей, но эти материалы, естественно, в земле не сохранились. Многие считают, что защиту от оружия подобная конструкция если и обеспечивала, то не слишком надежную. Поэтому, мол, шлем этот и был богато украшен и, возможно, имел церемониальное предназначение. Это один из шести известных англо-саксонских шлемов, обнаруженных в Саттон-Ху, Йорке, Волластоне, Шорвелле и Стаффордшире. Сочетание его структурных и технических деталей уникально, но похожие шлемы известны. Считается, что такие шлемы использовались в Северной Европе с VI по XI век нашей эры.


«Шлем из Дерне», начало IV века н.э. (Национальный музей древностей, Лейден)

Самой броской деталью этого шлема является кабан на его макушке. Но в данном случае имеет место культурный синкретизм; этот явно языческий символ дополняет христианский крест на носу.


Реплика шлема Бенти Грейндж в Музее Уэстон Парк в Шеффилде. Не правда ли, смотрится очень оригинально, да к тому же он просто красив.

Основа шлема состоит из шестнадцати поврежденных фрагментов, а первоначально состояла из семи полос железа, каждая толщиной от 1 до 2 миллиметров. Основой являлась полоса 65 см в длину и 2,5 см в ширину, окружавшая голову. Две полосы одинаковой ширины проходили спереди и сзади: 40 см длина полосы от носа к затылку, шириной 4,75 см спереди и 3,8 см сзади. Четыре квадрата, созданные этими полосами, были разделены в свою очередь более узкой вспомогательной полосой. Каждая вспомогательная полоса была прикреплена к внешней стороне основной полосы. Здесь эти полосы имели ширину 22 мм, сужаясь до 15 мм к макушке. Там они перекрывались под углом 50° под укрепленной там фигуркой. Внутренняя часть шлема, скорее всего, была первоначально облицована кожей или тканью.

«Пустые места» между железными пластинами были закрыты восемью пластинами из рога, вероятно, изогнутых по форме, которые были разрезаны так, чтобы они соответствовали пространству, созданному железной основой. Теперь рога нет, но на железных полосах сохранились его минерализованные остатки. Вставки состояли из трех слоев роговых пластин; внутренних, подогнанные одна к одной, а затем шли два слоя рога, заполнявшие пространства между металлическими полосами. Все три слоя были скреплены при помощи заклепок: железные заклепки, помещенные внутри шлема, скрепляли рог и металлические полосы, а вот заклепки, сделанные из серебра или покрытые серебром, с орнаментальными головами в форме двуглавого топора, располагались снаружи, на расстоянии 4 см и соединяли пластины в один «пакет».

Шлем имел украшения; крест на наноснике и фигурку кабана из железа на макушке. Серебряный крест имеет высоту 3,9 см и ширину 2 см и состоит из двух частей. Вокруг креста в зигзагообразном узоре есть двадцать девять серебряных шпилек из оригинальных сорока, которые, вероятно, были вставлены в маленькие отверстия. Но самой отличительной особенностью этого шлема является кабан, прикрепленный на его верхушке. В теле кабана были сделаны отверстия, вероятно, пробитые, которые держали круглые серебряные шпильки диаметром примерно 1,5 мм. Шпильки сделанные, вероятно, заподлицо с поверхностью тела, были позолочены и, возможно, предназначены для крепления золотых щетинок. Глаза были сделаны из овальных гранатов длиной 5 мм, установленных в золотые розетки с филигранной проволочной обрезкой. Розетки имели длину 8 мм, ширину 3,5 мм и имели длинные хвостовики длиной 8 мм, заполненные пчелиным воском. Фигурка должна была быть прикреплена к эллиптической пластинке длиной 9 см, и максимальной шириной 1,9 см, соответствующей кривизне шлема. Четыре отверстия на ней указывают точки крепления для ног, а еще три связаны с отверстиями на пластине на раме шлема, в дополнение к большому отверстию для заклепки немного позади центра. Так что фигурка была закреплена на шлеме очень тщательно. Понятно, что коррозия в значительной степени этого кабана «съела», но несомненно, что это кабан!

Теперь посмотрим, что из себя представлял сам курган Бенти Грейндж. Это была насыпь диаметром около 15 м и высотой 6 м, которую окружал ров шириной около 1 м и глубиной 0,3 м, а еще несколько углублений размером около 3 м и 0,2 м. Другие объекты, которые обычно находят в могилах, где имеется шлем, то есть меч и щит, отсутствовали, что позволяет предполагать, что ранее могила уже была разграблена. Там же нашли чашку, идентифицированную как сделанную из кожи, но, вероятно, деревянную диаметром около 7,6 см, обод которой был окантован серебром и украшен четырьмя колесообразными орнаментами и двумя крестами из тонкого серебра, прикрепленными штифтами этого же металла. Были и другие находки, но под действием воздуха они рассыпались в труху. То есть это было именно погребение, а не случайный клад. Вот только кто именно в нем был похоронен мы, конечно, теперь уже не узнаем никогда.


Акварель от Льювеллина Левитта 1886 г. с изображением деталей шлема Бенти Грейндж.

Впервые шлем был показан в Музее парка Уэстон в 1893 году, а в 1948 году он был доставлен в Британский музей для изучения. Удалось выяснить, что фигурка кабана не была цельной, а состояла из двух половинок. Сложная конструкция кабана Бенти Грейндж удивительна, поскольку сочетает в себе использование гранатов, филигрань, золото, серебро, железо и бронзу и является уникальной для англосаксонских шлемов, ведь проще всего было бы отлить такую фигурку из бронзы! Но почему-то древние мастера выбрали такую вот исключительно сложную технологию. Сначала они выковали две половинки фигуры кабана, причем пустотелыми внутри. Затем пробили в них отверстия для закрепления на фигурке… щетины, вставили глаза, заполнили саму фигурку воском и укрепили через отверстия для ног сначала на пластине, а уже затем эту самую пластину укрепили на шлем. Впечатление такое, что подумать над тем, как облегчить себе труд, им явно не хотелось, что кабан, по их мнению, мог быть только лишь железным, но никак не бронзовым. И почему это все именно так – неясно до сих пор! Неизвестно, кстати говоря, и сколько он может стоить, поскольку никто никогда не пытался его продавать или покупать.

Автор: В.Шпаковский

Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

Кадры обрушения телевышки после удара в Харькове появились в Сети
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Нанесён очередной удар по Харькову, на этот раз целью стала городская телевышка, которая после меткого попадания развалилась пополам. Об этом сообщают российские и украинские ресурсы. О серии взр...

Обсудить
  • а зачем текст 2 раза повторять??????
  • Вепрь на шлеме скорее всего символизирует бесстрашие и отвагу война, носящего его у себя на голове. "Дикий кабан, он же вепрь зверь очень серьезный. Охота на вепря смертельно опасная игра, поскольку дикий кабан отличается чудовищной силой, звериной яростью, поразительной живучестью и всеrда сражается до конца. Эти качества лесного бойца во все времена вызывали у человека смешанное чувство страха и восхищения, и только бесстрашные герои могли позволить себе вступить в единоборство с диким вепрем, олицетворявшем у древних свирепую ярость, разрушительную силу, наглую агрессию и отчаянную отвагу."