Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Гордость Малороссии. Левицкий Дмитрий Григорьевич

4 1400

Автор, изложивший историю России в лицах, Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822), художник "галантного" века, и чисто внешне он сам представлял из себя лицо "необщего выражения": выразительное, страстное, чуть жёлчное. Живописец дар имел редчайший, все реалии восемнадцатого века запечатлел для изучения их самыми далёкими потомками. Перед нами художник Левицкий раскрывает эпоху во всей красе: лица царей и царедворцев, философов и светских львов, холодных красавиц и писателей, промышленников и дипломатов, аристократов и купцов, чиновников и военных, родителей и их детей, и эти портреты способны рассказать достовернее всяких слов о том прошлом, которое давно миновало и не вернётся никогда. 


Живописец истории

Художник Левицкий преподнёс любителям искусства неоценимый подарок - это сотни и сотни портретов, на которых запечатлены лица глупые и умные, злые и добрые, холодные и чувственные, каждое - со своим собственным характером, со своей собственной биографией. Эти представители века Екатерины Великой олицетворяют саму суть весьма непростого и очень созидательного времени. Художник Левицкий не написал ни одной картины в чисто историческом жанре, хотя миссию историка выполнил более чем полностью. 

Судьба его сначала вознесла, одарив почётом и славой, затем спрятала в самый далёкий и непосещаемый уголок: современники быстро забыли художника Левицкого, портреты которого их только что восхищали. У публики были свои дела - расчёты, интриги, до живописи ли тут! Даже не знает никто, где именно находится холмик на Смоленском кладбище, под которым лежит замечательный человек, обессмертивший облик своей эпохи. 

Биография 

Родился художник Дмитрий Левицкий примерно в 1735 году (точная дата не установлена) в маленьком селе на Полтавщине. Род был старинный священнический, который вёл начало от известного в тех краях Василия Носа. Отец, Григорий Кириллович, человек талантливый и образованный, много лет учился в Польше гравёрному делу и стал великолепным мастером. Именно в Польше он получил новую фамилию, под которой и поселился в Киеве, а собственный приход в церкви отдал по найму знакомым священникам. Творчество его в основном было посвящено духовному началу, поскольку в Киеве он сотрудничал с духовной академией и работал в типографии Киево-Печерской лавры. 

Дар 

Жена Агафья (урождённая Левицкая, чью фамилию и взял священник-гравёр) родила ему четверых сыновей и дочку. Старшему сыну и досталась самая яркая слава. Вся биография художника Левицкого говорит о том, что именно он унаследовал от отца дар составления композиции, который отличался от всех его современников, точного во всех деталях рисунка, а также уверенной работы с натуры. 

Круг духовенства и высокообразованной интеллигенции окружал мальчика с самого рождения, потому он вырос начитанным, умным и прекрасно воспитанным. К тому же характер у юного художника Д. Левицкого был: до определённого момента по жизни его сопровождала уверенность в собственных силах и способностях. А то, что он был талантлив, споров никогда не вызывало. 

Начало мастерства 

По некоторым сведениям, в 1752-м юноша познакомился с известным живописцем Алексеем Петровичем Антроповым, и это знакомство оказало влияние на всю жизнь художника Д. Г. Левицкого. В это время они должны были вместе работать над росписью Андреевской церкви в Киеве. И спустя шесть лет молодой человек приехал в Петербург и не просто стал учеником этого прославленного мастера, но и жил в его доме следующие шесть лет. Как помощник Антропова Левицкий расписывал Триумфальные ворота к коронации Екатерины Второй. А через два года он это сооружение реставрировал уже самостоятельно. 

В 1767-м даже разбогател, выполнив два иконостаса и более семидесяти образов для Кироиоанновской и Екатерининской церквей в Москве совместно с художником Васильевским. О других учителях сведений нет. Но есть такой факт: уже самые первые портреты знаменитостей художника Левицкого коренным образом отличались от стиля художника Антропова. Манера была абсолютно новой и самостоятельной, скорее созвучна полотнам мастеров Западной Европы, чем видению его дорогого учителя. Всё было иное: непринуждённость, лёгкость, не свойственная русской живописи того времени, гамма полутонов, лессировка, особо смягчающая интенсивные цвета, и такая характерная для работ Левицкого световоздушная среда. 

Первая оттепель 

Это было время, когда расцветали искусства: строились грандиозные дворцы, влияние западных школ было огромно, поскольку приглашались в страну самые лучшие зодчие, музыканты, художники. Новая эстетика вбирала в себя всё с лёгкостью, оставляя незыблемыми прямоту духа и то самое здоровое начало, которое смогло породить Рокотова и Левицкого, творчество которых - сама жизнь. В то же самое время художник в обществе того времени значил не более, чем хороший повар или часовщик. Конечно, художник-портретист Левицкий большую часть жизни прожил среди самой высокой знати, в сиянии бриллиантов. 

И это, скорее всего, самый большой диссонанс - зависимость от художественного материала ни к чему хорошему не приводит. Антропов был человеком хорошим, но несколько самодур, с ним было нелегко. Он ненавидел Академию художеств и всячески возражал против уроков у двугих мастеров. Левицкому довольно быстро удалось перестать зависеть от учителя чисто материально, а потому он впоследствии такие уроки всё-таки брал. Мастерство через десять лет окончательно отполировалось, и помогли в этом француз Лангренэ и итальянец Валериани - оба из академистов. В 1770-м к Левицкому пришла настоящая слава. 

Девицы 

В 1770 году Левицкий получил золотую медаль от Академии художеств за портрет архитектора Кокоринова, который представил на выставку, организованную там. Участвовали знаменитости - Лосенко, Гроот, но Левицкому безоговорочно отдали первое место за совершенство формы и духовную наполненность. Именно поэтому в 1773-м художник получил заказ от самой императрицы и написал портреты девиц - воспитанниц Смольного института. Это была первая и пока единственная школа для девочек. Ранее дворянки учились у гувернанток, а бедные совсем не учились. Это была благая инициатива имератрицы - открыть институт благородных девиц в Смольном монастыре. 

Во всех портретах дарование художника развернулось насколько возможно. Левицкий показал себя не только превосходным психологом, но и отличным декоративистом. Портреты были выполнены как парадные аллегорические картины: воспитанница Борщова олицетворяла театр, Молчанова - науки, Алымова - музыку и так далее. Весь восемнадцатый век в его эстетической системе отразился в этих портретах. 

Масонство 

Не прошло и двадцати лет, как портреты знаменитостей художника Левицкого в лучшем случае были забыты, а иногда даже играли против него. Императрица время от времени меняла своих фаворитов, к масонству всегда относилась более чем отрицательно. А Левицкий был масон, так же, как некоторые из его покровителей. Главными заказчиками долгое время были канцлер князь Безбородко и президент Академии художеств граф Бецкой. Под многими князьями и графьями однажды зашатались стулья. Канцлер проиграл Потёмкину всю свою государственную силу, а престарелый Бецкой был для державы уже бесполезен. 

Против издателя "Трутня" Николая Новикова заведено дело, а это имя вообще отделить от имени Левицкого трудно, даже и мы знаем Новикова по написанному художником портрету. Оба они были масонами. Вот тогда Левицкий попал не просто в немилость. Она привела с собой и безвестность. Всю последнюю четверть жизни Левицкий почти не работал, его полотна этого периода можно пересчитать по пальцам. Холсты, как всегда, превосходные. Но их мало. Очень мало. А потом, уже в глубокой старости, Левицкий ослеп. 

Когда теряется радость 

Просветитель и писатель Новиков в середине девяностых годов буквально открыл глаза художнику на его жизнь и на значение этой самой жизни. Он был, конечно, замечательным другом. Ослепительно ясно стало художнику, что жизнь его прожита во лжи, лицемерии и фальши, которые не только окружали его, но и сам он был их родителем ежечасно и каждый день. Обман показался ему фантасмагорическим, и более всего ужаснуло собственное в нём участие. 

Далее жизнь ещё некоторое время текла по-старому. Позавтракав, Левицкий становился за мольберт, чтобы холсты один за другим покидали мастерскую, а вельможные заказчики радовались и благодарили. А вот живописец радоваться уже не мог. Ушло счастье творчества, созидания, а были с ним только неудовлетворённость и пустота. Тогда были опробованы новые пути - народ, народная тематика. Появился портрет дочери художника в народном свадебном уборе. Но увы. Многолетняя работа на заказ сделала своё дело. Правды в нём было не больше, чем прежде. Салонным он получился, а не народным. 

Стиль 

Одухотворённые образы художнику не удавались, поскольку вся душа оказалась выхолощенной этими сиятельными портретами, где неизбежны и холодность, и слащавость, и искусственность. А всё потому, что в искусстве недопустимы уступки, даже самые малые, а также и не должно там быть никакой полуправды. Это не смогли заменить ни прекрасное мастерство, ни владение цветом, ни великолепный рисунок, ни превосходное чувство тона. Но ведь всё это и сделало столь значимыми и столь прекрасными портреты знаменитостей художника Д. Г. Левицкого! 

Художника масоны совсем испортили. Он теперь ощущал постоянный надрыв, надлом, и часы работы на заказ стали невыносимы. Левицкого тянуло к чтению, к размышлениям, к одиночеству. К роли борца он готов не был. Он просто тосковал. Вельможные заказчики с самого начала почувствовали это, и двор забыл художника почти моментально. Прошло года два-три до того момента, когда в дом постучалась настоящая нищета. 

Вместе с эпохой 

Академию пришлось покинуть со смехотворной годовой пенсией в двести рублей. Эта подачка была настолько ничтожна, что выглядела не благодеянием, а оскорблением. Оно и понятно - Левицкий был неугоден. Не из-за слабости здоровья он ушёл, это было предлогом. Руководство Академии поменялось, прежние благодетели исчезли. Художник остался с многочисленным семейством и наступавшей слепотой без средств. Борьба за существование была унизительной, трудной и очень долгой. 

Современники его в мемуарах описали, как слепой старик долгими часами простаивал на коленях в храме при Академии художеств. Умер он в восемьдесят семь лет, и к этому времени как художник был забыт абсолютно. За последнюю четверть своего века - от начала 1800-х он - оставил нам из крупных работ портреты заводчиков Билибиных и камер-фрейлины Протасовой. Это почти всё. А какой плодовитой была эта кисть ранее! Екатерининская эпоха иссякла, вот и умолкал её певец.


Источник


Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

«ВД»: ВС РФ поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома в Днепре

Российские военные поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома Авиаторское в украинском Днепре (Днепропетровске). Об этом сообщает Telegram-канал «Военное дело».Источники утвер...

Обсудить
  • Может кому пригодится - у меня простое мнемоническое правило, чтобы узнавать картины Левицкого: у него большинство персонажей имеют красные носы, как аЛкоголики. Одна Урсула Мнишек чего стоит :) PS - заметил эту особенность в Третьяковке :)
  • :thumbsup:
  • Спасибо за полезную статью! А жена у него - красавица была!