На какой стороне будет Албанская Церковь?

3 169

Андрей Власов

Предстоятель Албанской Церкви считает, что возникновение Экзархата – последствие легализации Фанаром раскола в Украине. Фото: СПЖ

Предстоятель Албанской Церкви опубликовал письмо по поводу создания Экзархата РПЦ в Африке. В нем он связал его с действиями Фанара в Украине. Читаем и анализируем.

8 января 2022 г. было опубликовано официальное заявление предстоятеля Албанской Церкви Архиепископа Анастасия по поводу создания в Африке Русского Патриаршего экзархата. Какие выводы оно позволяет сделать?

Заявление названо весьма красноречиво: «Раскол от Украины до Африки». Его текст очень небольшой, поэтому приведем его полностью.

«С началом церковного кризиса в Украине мы устно и письменно указывали, что церковные разногласия и расколы не залечиваются временем. Оно, наоборот, углубляет и закаляет их. Недавнее решение Московского Патриархата об учреждении Экзархата на Африканском континенте подтверждает первоначальные опасения. Наряду с расколом между миллионами украинских православных создается новый раскол на чувствительном африканском континенте, где в последние десятилетия развивается православная зарубежная миссия. В африканских странах давно утвердились различные христианские конфессии, а также экспансионистский ислам. Отныне простых африканцев будут приглашать в Православие два Православных Патриархата, не имеющие сакраментального общения друг с другом. Скандал и ослабление православного свидетельства этой раскольнической деятельностью очевидны. Это болезненное развитие.

Утверждение, что в Православии нет раскола, а есть просто разногласия, напоминает теорию об отсутствии коронавируса. Раскол с разнообразными мутациями очевиден, и необходимо срочно искать лечение и применение вакцины, которую определило апостольское предание: примирение, диалог.

В ноябре 2019 года мы разослали всем православным архиереям текст, также опубликованный в печати, "Призыв-молитва о преодолении церковной поляризации", в котором подчеркивали безусловный приоритет долга единства, необходимость использование диалога, избегание этно-расовых групп, срочная активация синодального принципа, на который издавна опиралась Православная Церковь. Мы ясно дали понять, что "объединенные во Святом Духе, со взаимным уважением и единственной целью найти мирное урегулирование, мы имеем возможность достичь решения, общепринятого всей Православной Церковью".

Этот тревожный призыв остается абсолютно актуальным и сегодня».

Текст послания Албанского Предстоятеля прост и понятен. Но какие из него можно сделать выводы?

Утверждение, что в Православии нет раскола, а есть просто разногласия, напоминает теорию об отсутствии коронавируса.
Архиепископ Анастасий

Вывод 1: Раскол существует

Собственно, это утверждение содержится уже в названии заявления, однако нужно понять, кому оно адресовано. В первую очередь – патриарху Варфоломею. Ведь именно предстоятель Константинопольской Церкви пытается всех убедить, что никакого раскола в Православии не существует. Например, в январе 2021 г. в интервью газете «Вима тис Кирьякис» он недвусмысленно заявил: «Я повторяю, раскола в Православии нет». В разных формулировках это утверждение встречается в речах главы Фанара довольно часто. А раз раскола нет, то и урегулировать нечего, и уж тем более нечего созывать какие-то соборные мероприятия, вроде Совета Предстоятелей.

И вот, предстоятель Албанской Церкви говорит прямо противоположное – раскол есть! Более того, он сравнивает отрицание раскола с отрицанием коронавируса. Если принять во внимание то, что патриарх Варфоломей является одним из самых ярых борцов с ковидом посредством вакцинации и всяческих ограничений и запретов, то становится еще более понятным, что адресован это месседж именно главе Фанара.

Также Архиепископ Анастасий говорит, что раскол не рассосется сам собой. И это является еще одним ответом патриарху Варфоломею. «Все Поместные Православные Церкви рано или поздно признают независимость Православной Церкви Украины», – заявил глава Фанара еще в 2019 г. в интервью «ТСН.Тиждень», и с тех пор его точка зрения нисколько не поменялась. Архиепископ Анастасий говорит – нет, раскол только углубится еще больше и станет практически необратимым.

Вывод 2: Украина и Африка – это причина и следствие

Действия РПЦ по созданию Экзархата в Африке Архиепископ Анастасий ставит в прямую зависимость от создания Константинополем ПЦУ в Украине. Как Фанар создал в нашей стране параллельную юрисдикцию, так и РПЦ поступила аналогичным образом в Африке. Фактически архиепископ Анастасий уравнял ПЦУ в Украине и Русский экзархат в Африке, назвав последний новым расколом. Можно ли с этим согласиться? Нет, есть принципиальное отличие украинской и африканской ситуации. В Украине на момент создания ПЦУ существовала каноническая УПЦ со своей иерархией, которую никто, включая Константинопольский патриархат, не считал находящейся в расколе. А в Африке на момент создания Экзархата иерархия Александрийской Церкви сама уклонилась в раскол, признав ПЦУ и сослужив с ее «иерархами», не имеющими канонических хиротоний. Но тем не менее Архиепископ Анастасий в своем заявлении обозначил следующее – все те, кто будет выступать против Русского экзархата в Африке, должны принять аналогичные заявления и в адрес ПЦУ.

Действия РПЦ по созданию Экзархата в Африке Архиепископ Анастасий ставит в прямую зависимость от создания Константинополем ПЦУ в Украине.

Примечательно, что Архиепископ Анастасий не выражает никакого протеста или несогласия с действиями РПЦ, хоть и считает возникновение Экзархата углублением раскола в Православии. Кстати сказать, Русский экзархат был создан 29 декабря 2021 г., т.е. прошло уже почти две недели, а еще ни одна Поместная Церковь, кроме Фанара, не приняла сколько-нибудь внятного заявления по этому поводу. Синод Константинопольского патриархата, состоявшийся 11 января 2022 года, постановил «сделать все возможное для восстановления канонического порядка на Африканском континенте». Как патриарх Варфоломей собирается это делать, остается загадкой. Возможно, с помощью тех же людей из Госдепартамента США, которые обеспечили и создание ПЦУ в Украине.

Вывод 3: Нужен Собор

Архиепископ Анастасий бьет тревогу и говорит, что нужно немедленно что-то предпринимать, и главным средством для решения проблемы он видит «срочную активацию синодального принципа», т.е. созыв Собора, который бы разрешил конфликт, возникший в Православии. При этом многие православные иерархи полагают, что Всеправославный Собор имеет право созывать только Константинопольский патриарх. Например, совсем недавно об этом заявил кипрский митрополит Исаия, не признающий ПЦУ и Думенко. Он считает, что необходимо срочно созывать Совещание Предстоятелей, однако при этом говорит, что возглавить его должен только патриарх Варфоломей.

Это мнение ничем не обосновано. Каноническое право не дает ответ на вопрос о том, кто имеет право созывать такой Собор или Совещание. Все Вселенские Соборы созывались императорами. Императоры также финансировали проведение Соборов, занимались вопросами их организации. На многих Соборах императоры присутствовали лично или же присылали своих представителей. Откуда взялось представление о том, что Собор должен созывать исключительно Константинопольский патриарх, не совсем ясно, и уж тем более нигде нельзя найти запрета это делать предстоятелю какой-либо иной Поместной Церкви.

Не существует канонических правил, предписывающих созывать Собор только Константинопольскому патриарху.

Патриарх Варфоломей на призывы созвать собор отвечает отказом. Он утверждает, что поступил в отношении Украины абсолютно правильно – мол, раскола в Православии нет, исправлять нечего, а значит, и предмета для обсуждения на Соборе не существует. Что делать в таком случае? Архиепископ Анастасий не дает прямого ответа на этот вопрос, однако отсылает читателей к своему заявлению двухлетней давности, которое называется: «Обращение – Молитва для преодоления церковной поляризации». По поводу созыва Собора в нем говориться следующее: «Любое промедление ухудшает и без того болезненную ситуацию. И если решение будет найдено "в конце концов", "в будущем", в истории Православия накопится уже немало неприятных страниц. Синодальный принцип, который всегда лежал в основании деятельности Православной Церкви, является единственным, который может окончательно разрешить существующий кризис. <…> Пока использование синодального принципа будет откладываться до всеправославного уровня, многосторонние разделения в Православной Вселенной станут еще более опасными».

То есть Архиепископ Анастасий говорит о том, что пока мы будем ждать созыва Всеправославного Собора или согласия патриарха Варфоломей его созвать, ситуация уже может зайти слишком далеко.

Следует ли из этих слов, что предстоятель Албанской Церкви призывает созывать Собор в обход патриарха Варфоломея? Этого сказать нельзя, тем более, что Архиепископ Анастасий не поехал на встречу предстоятелей Церквей в Аммане в феврале 2020 г. и даже не послал туда своих представителей. А ведь Амманская встреча как раз и была попыткой «активировать синодальный принцип», к чему так настойчиво призывает архиепископ Анастасий. Вероятнее всего, в скором времени мы услышим о новой встрече в Амманском формате, и вот тогда станет окончательно понятно, действительно ли Архиепископ Анастасий выступает за синодальный принцип (он же – принцип соборности), или же он имел ввиду соборность только под руководством Константинопольского патриарха.

Вывод 4: Ни слова о «константинопольском папизме»

Архиепископ Анастасий горячо и убежденно говорит о необходимости диалога, активации синодального принципа и как можно скорейшего уврачевания раскола. Однако он ничего не говорит о первопричинах возникновения этого раскола. А главной такой причиной является убежденность иерархов Константинопольского патриархата в том, что Фанар имеет право принимать окончательные решения не только на своей собственной канонической территории, но и на территориях других Поместных Церквей. Иными словами – это та самая ересь константинопольского папизма, согласно которой Константинопольский патриарх имеет исключительные полномочия по управлению всей Православной Церковью. В конечном итоге, в основании сегодняшних разногласий в Православии лежит разное понимание учения о Церкви, а это уже вопрос догматический, который нельзя решить путем компромиссов и взаимных уступок.

Архиепископ Анастасий, как и большинство греческих иерархов, боится даже намекнуть на существование ереси Фанара или допустить, что Константинопольский патриархат может быть неправ в своих решениях.

Без отвержения ереси константинопольского папизма и утверждения православного учения о Церкви невозможно решить ни украинский вопрос, ни вопрос африканский. Но Архиепископ Анастасий, как и большинство греческих иерархов, боится даже намекнуть на существование данной ереси или допустить, что Константинопольский патриархат может быть неправ в своих решениях. Справедливости ради можно сказать, что в январе 2019 г. было опубликовано письмо Архиепископа Анастасия патриарху Варфоломею, в котором объяснялся отказ Священного Синода Албанской Церкви признать ПЦУ. Основной причиной отказа была названа недействительность хиротоний, совершенных украинскими раскольниками.

В частности, в письме говорилось: «Однако мы задаемся вопросом: как хиротонии, совершенные состоявшим под отлучением и анафемой господином Филаретом задним числом, без канонической хиротонии приобрели во Святом Духе законность и подлинную печать апостольского преемства? На всеправославном уровне в качестве фундаментального признается такой экклесиологический принцип, что хиротонии раскольников и еретиков, а тем более хиротонии лишенного сана и отлученного от Церкви, будучи "таинствами", совершенными вне Церкви, являются недействительными. Мы убеждены, что этим фундаментальным принципом, неразрывно связанным с православным учением о Святом Духе, который составляет неколебимое основание апостольского преемства православных епископов, пренебрегать нельзя. Нам трудно отнестись с пониманием к тому, что недействительное и несуществующее становится "по икономии" духоносным; что действия, представляющие собой неоднократную хулу на Святого Духа (как, например, призывание Святого Духа отлученным тогда господином Филаретом: "Божественная благодать…проручествует… помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа") признаются задним числом "по икономии". <…> В связи со всем вышесказанным у нас есть сомнения в отношении включения имени митрополита Епифания в Священные Диптихи».

Как хиротонии, совершенные состоявшим под отлучением и анафемой господином Филаретом задним числом, без канонической хиротонии приобрели во Святом Духе законность и подлинную печать апостольского преемства?
Архиепископ Анастасий

В ответ на это патриарх Варфоломей 20 февраля 2019 г. написал письмо, в котором постарался убедить иерархов Албанской Церкви в своей правоте, однако его аргументы были признаны неудовлетворительными.

Так на какой стороне окажется в итоге Албанская Церковь?

Выбор, который предстоит сделать как Албанской Церкви, так и остальным Поместным Церквям, уже нельзя отложить на потом. В 2022 г. должны состояться два альтернативных, по сути дела, мероприятия, которые покажут, каким образом разделился Православный Мир. Это проведение второй встречи в Амманском формате и намеченный Фанаром на апрель 2022 г. чин варения Святого Мира, в котором запланировано участие представителей других Поместных Церквей, а также ПЦУ. Присутствие на этом мероприятии будет означать фактическое признание ПЦУ, а значит – и претензий Фанара на исключительные полномочия в Православии. Напротив, участие в Амманском формате – это заявление несогласия с политикой Фанара, поскольку Константинопольский патриархат выступает резко против этого формата.

Ситуация, как правильно сказал Архиепископ Анастасий, стремительно поляризируется. Стороны делают заявления о том, что не собираются изменять свои позиции и делать какие-либо шаги к примирению, а это значит, что раскол фактически уже состоялся, и сейчас решается вопрос о том, кто по какую сторону окажется.

В заключение письма патриарху Варфоломею от 21 марта 2019 г. архиепископ Анастасий пишет: «Во избежание любых перетолкований мы разъясняем, что в случае трагического исхода (в виде) раскола (упаси Боже!), Албанская Автокефальная Православная Церковь останется со Вселенским Патриархатом, неизменно говоря об истине с любовью». Означает ли это, что Албанская Церковь уже сделала свой выбор? Думается, что еще нет. Письмо предстоятеля – это еще не соборное решение, да и не решение вообще.

Однако следует понимать, что церковные расколы, в основе которых лежали догматические разногласия, не делили Церковь на какие-либо части, а фиксировали отпадение от Церкви тех, кто придерживался взглядов, не совместимых с православным вероучением.


Источник

"Падение такого мамонта в пропасть официального иноагентства, со всеми последствиями, - шаг заметный"

Переформатирование элит идет сверху донизу, обратно и во все стороны.  Если это правда - что Аллу Пугачёву признают иноагентом, то падет один из самых значимых "бастионов" отечестве...

Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Опять обманули
  • pretty
  • Вчера 14:46
  • В топе

МАЛЕК  ДУДАКОВУкраина давно мечтала заполучить что-то от замороженных активов России. Сначала ей обещали сами активы - затем только набежавшую по ним прибыль. Но и это теперь отменяется. Бельгия,...

Обсудить
  • "церковные разногласия и расколы не залечиваются временем. Оно, наоборот, углубляет и закаляет их.". Это верно. Если раскол продержится хоть сколько нибудь долго, по сути это будет означать, что оказавшиеся по одну сторону раскола принадлежат к одной конфессии, а те, кто по другую сторону к другой. И то , что и те и другие будут иметь в названии церкви одинаковые слова типа "Православная" дела не изменит. Если раскол не преодолевается быстро, то он не преодолевается вообще никогда
  • Давно, не следил за этой темой, раскол дело такое, вот старообрдцы с 1667 года были в расколе до 2007, если не ошибаюсь