Антоний Сурожский: митрополит, который умел говорить молча

2 146

Протоиерей Игорь Рябко

Митрополит Сурожский Антоний (Блум). Фото: из открытых источников

Памяти митрополита Сурожского Антония (Блума).

4 августа 2003 года умер Антоний (Блум), митрополит Сурожский. О нем написано много книг, и большинство церковных людей знают историю жизни владыки Антония хотя бы в общих чертах. Поэтому не будем останавливаться на его биографии, а обратим внимание на личность митрополита Антония.

Время, пространство и глубина

Впервые с книгами владыки Антония я познакомился лет 30 назад благодаря моим добрым знакомым, которые жили в Великобритании. Они привезли мне некоторые его труды с подписью автора.

Мои друзья познакомились с митрополитом Антонием, когда, еще будучи людьми не до конца церковными, пришли в храм в Пасхальный день ближе к обеду, чтобы освятить куличи. В соборе уже, конечно же, никого не было, только какой-то старичок по-деловому подметал полы и чистил подсвечники. Решив, что это сторож, который совмещает свою работу с обязанностями уборщицы, мои знакомые спросили у него, есть ли кто из духовенства, чтобы посвятить пасочки. Дедушка ответил: «Конечно, есть», надел епитрахиль и пошел освящать. Старичком был митрополит Сурожский. Так началось их знакомство с владыкой Антонием.

Автор всегда важнее книги. Каким бы интересным ни было его творчество, но если слова не совпадают с жизнью, это будет не более чем хорошо закамуфлированное лицемерие, завернутое в обертку тщеславия. Сегодня мы видим, как некогда «раскрученные» богословы-публицисты превратились в злейших врагов Церкви.

С владыкой Антонием все было как раз наоборот. Его творчество так и не смогло исчерпать всей глубины его личности и талантов, которые даны были владыке от Бога. Сам митрополит Антоний было намного глубже, чем то, о чем он говорил. Он и сам учил, что в мире есть время, есть трехмерное пространство, а есть глубина. Постичь эту глубину мира и другого человека можно, лишь если сможешь найти ее в самом себе.

Митрополит Антоний не был старцем в привычном значении этого слова. Он никогда не давал конкретных ответов на конкретные вопросы. Владыка вообще не боялся и не стеснялся слов «я не знаю». Хотя за плечами у него был огромный жизненный опыт, он не пользовался им для утверждения истинности собственного мнения.

Созерцательное молчание

Вообще, одним из правил митрополита Сурожкого было следующее – иметь авторитет, не пользуясь властью. И ему это блестяще удавалось. К владыке Антонию не нужно было подходить на полусогнутых ногах, сложив крестообразно руки для благословения. Он не терпел никакого, даже самого искреннего перед собой уничижения. Строго требовал, чтобы независимо от возраста к нему всегда обращались только на «ты», без всяких реверансов в сторону его сана и церковного положения. А таких слов, к примеру, «я архиерей, поэтому все должны меня слушать» – даже невозможно было представить.

Приезжая в летний православный лагерь, владыка наравне со всеми убирал посуду, чистил картошку, заметал двор. А ехал он туда в первую очередь для того, чтобы поиграть с подростками в волейбол, который обожал с детства. Нам было бы странно услышать такой диалог между митрополитом и пятнадцатилетним школьником на спортплощадке:

– Ваня, как твои дела?

– Спасибо, владыка, хорошо, а у тебя как дела?

– Да спину немного на волейболе потянул, а так тоже все хорошо.

Все было в этом архиерее просто и цельно, и это сильно к нему располагало. В отношении владыки Антония к людям главным было то, что он встречал их из глубины собственной сосредоточенности, внутренней собранности и покоя. Поэтому его отношение было не реакцией на внешность или поведение, а созерцательным молчанием. Неважно, королевская ли особа к нему подходила, архиерей в облачении, бездомный или уборщица, он относился ко всем одинаково – смотрел человеку в глаза и разговаривал с ним.

«Тяжело будет первые 25 лет, потом привыкнете»

Но такое поведение и такая доступность вовсе не означала попустительства там, где его, по мнению владыки Антония, допускать было нельзя. Это касалось в первую очередь богослужения. Здесь владыка Антоний не просил, а требовал строжайшей дисциплины. При нем в алтаре невозможно было лишний раз даже шелохнуться. О том, чтобы вести какие-то разговоры, не могло быть и речи. Только полная сосредоточенность на богослужении.

Того же он требовал и от прихожан храма. Не то что переговариваться, но даже здороваться, смотреть по сторонам в храме было нельзя. Прихожане говорили, что иногда им казалось, будто даже дышать во время службы можно только наполовину, еле-еле.

С такой строгостью владыка относился к богослужению. Догоравшие свечи задувать было нельзя, только гасить, чтобы не издавать лишних звуков, подходя к подсвечнику абсолютно бесшумно и исключительно во время ектении. Все было построено таким образом, чтобы от службы ничего не отвлекало.

Постичь глубину мира и другого человека можно, лишь если сможешь найти ее в самом себе.

Но и здесь были ситуации, когда Господь предлагал пройти митрополиту свою школу смирения. И он не только выдерживал ее достойно, но и другим показывал пример, как это делать.

Например, была у него прихожанка Вера Паркер. С 14 до 20 лет она пробыла в концлагере, где ее психика получила серьезные увечья. Потом каким-то чудом она попала в Англию, где прожила долгое время при соборе. Вера вела себя во время службы, мягко выражаясь, некорректно. Часто ругалась, кричала, могла, например, во время Херувимской начать танцевать перед Царскими вратами и т.п.

Однажды во время богослужения она стояла и громко втягивала в себя носом воздух. Ее сопение разливалось эхом по всему храму. Владыка к ней подошел и спросил:

– Вер, ты чего?

– Пытаюсь побольше втянуть Духа Святого.

– Так что ж ты носом? Ртом надо – больше войдет.

И она стала вдыхать ртом – а это не слышно. Прихожане спрашивали у владыки, сколько можно терпеть ее поведение. Митрополит дал вполне конкретный ответ: «Первые 25 лет будет тяжело, потом привыкнете». И в самом деле, когда Вера умерла, на том стуле, где она обычно сидела, почти каждое воскресенье лежали свежие цветы.

Проповедь без единого звука

Но не все у митрополита было так хорошо, как ему бы хотелось. И главной проблемой для владыки был он сам. Масштаб его личности был настолько огромным, что выходил далеко за пределы, которые хотелось бы иметь ему самому. Было в нем нечто такое, что притягивало к себе как магнит. Из митрополита Антония лился свет, который нельзя было ничем закрыть. И к этому свету тянулась масса народа.

Без всякого преувеличения личность владыки была второй по популярности в Великобритании после Битлов. Именно благодаря ему в Англии была создана Сурожская епархия. Проповеди владыки, его выступления на радио, телевидении, беседы в храме, лекции в университетах сделали Православие в Англии очень популярным. К нему стали обращаться все больше и больше людей.

Все это, с одной стороны, делало владыку Антония очень популярным, а с другой, мешало жить ему самому. Он не раз говорил: «Я хочу исчезнуть, так чтобы меня не замечали». Для него важным было, чтобы люди шли не к нему как личности и проповеднику, а ко Христу. И нужно сказать, что владыка делал все от него зависящее, чтобы не загораживать собой свет Христов.

Но это было очень непросто. И трагедия, которая произошла после смерти владыки Антония, известная православному миру как «Сурожская смута», показала, что дом, построенный на харизматичной личности, пусть даже очень одаренного человека, не надежен в своем фундаменте.

Масштаб личности митрополита Антония был настолько огромным, что выходил далеко за пределы, которые хотелось бы иметь ему самому.

С другой стороны, лондонская община вобрала в себя лучи света любви к Богу и человеку, которым горело сердце митрополита Антония. Она и сейчас продолжает светить миру той тихой радостью, которая хранится в памяти людей, знавших владыку Антония лично. Фонд имени митрополита Антония Сурожского издает его книги и свидетельствует миру, что дело этого великого пастыря человеческих душ живет в мире до сих пор. И оно свидетельствует о Христе не только своим словом, но и молчанием.

Владыка Антоний очень любил тишину. У него даже был специальный день, посвященный размышлению, сосредоточению и вниманию. Посреди дня делался перерыв – 40 минут молчания. Люди сидели вместе со своим пастырем и молчали… Но в этом молчании открывалось нечто такое, что невозможно было выразить никаким словом.

Когда тело владыки Антония привезли в храм, вся огромная толпа народа, которая стояла в ожидании, сразу же окружила гроб плотным кольцом, и наступила тишина… Сотни людей стояли молча, не проронив ни слова, еле дыша. Это длилось минут пятнадцать. В это время все внимательно слушали голос своего любимого пастыря. Владыка Антоний сказал свою последнюю проповедь, без слов, без единого звука. Но в этой звенящей тишине был отчетливо слышен его беззвучный голос…


Источник

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить